Розетки и выключатели

Введение. Возраст – конкретная относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация Конкретная относитель

Возраст (в психологии) - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных собенностей.

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиций тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Возраст, по определению Л.С. Выготского, это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Учение Л.С. Выготского, которое развивалось и дополнялось его последователями и учениками, - это учение о структуре и динамике возраста.

Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развития личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законы изменения этого целого определяют движения каждой его части.

Как указывает Д.И. Фельдштейн, психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характеромвоспитания, особенностями его деятельности и общения. Для каждого возраста существуют своя специфическая «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста, определяя его специфику, а изменение отношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д.И. Фельдштейн). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Ныне принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство(1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше).


Учение Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста положило начало системным исследованиям отечественных психологов, его последователей - Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович и др. В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов.

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникшихнеобратимых новообразований.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

Предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения;

Критический – идет поиск новых форм поведения;

Посткритический – отработка усвоенных форм поведения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений с взрослыми.

Возраст. Возраст-конкретная относительно ограничен­ная во времени ступень психического развития. Она характеризу­ется совокупностью закономерных физиологических и психологи­ческих изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-исторически­ми условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени-характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь ока­зывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социаль­ная ситуация развития, т. е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает ти­пичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Движущие силы развития. Личность развивается в силу воз­никновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловли­ваются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и общест­вом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликт­ный характер (например, конфликты между ребенком и родителя­ми), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводя­щей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни про­тиворечия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не нахо­дят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

Одним из основных внутренних противоречий, по-своему про­являющимся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая сторона опережает вторую. В развитии личности постоян­но возникают противоречия между достигнутым ею уровнем пси­хического развития и. образом ее жизни, занимаемым местом в системе общественных отношений, выполняемыми обществен­ными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, и он отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общест­венно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в реализа­ции этих стремлений находит новые источники своего развития.

Обучение и воспитание содействуют не только успешному пре­одолению возникающих в жизни личности внутренних противоре­чий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ни­ми и сложившимися у личности средствами их достижения, побуж­дающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности на­ходить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельно­сти, к самоутверждению (123, с. 144-148).

Социальная ситуация развития. Каждый возрастной этап ха­рактеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особы­ми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, веду­щей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также опреде­ленная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанно­стей, которые он должен выполнять.

Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой-су­ществующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти пред­ставления складываются стихийно, на основе длительного истори­ческого опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуаль­ного развития я степени готовности, достигнув определенного воз­раста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и дея­тельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Таким образом, социальная ситуация развития-это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, ти­пичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как дина­мику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологи­ческие образования, возникающие к его концу (32, с. 152; 36, с. 47).

Кризисы возрастного развития. Под кризисами имеются в ви­ду переходные периоды от одного этапа детского развития к дру­гому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда ребенок те­ряет многое из приобретенного прежде. Основной смысл переход­ного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько это­го требует развитие новых свойств и черт.

Центральное для определенного возраста новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хического развития ребенка, несет в себе побудительную силу, а становится исходным для формирования личности ребенка следу­ющего возраста. Это дает право рассматривать кризисы в качест­ве переломных этапов онтогенетического развития личности.

Все возрастные кризисы характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с ок­ружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями;

у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшим­ся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Такую реакцию на стыке двух возрастов дают дети, у которых не удов­летворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития вме­сте с центральным новообразованием соответствующего возраста (35, с. 26-27; 75, с. 8).

Итак, типологическое (возрастное) развитие детей характери­зуется рядом общих, типичных черт. Каждый возрастной период связан с изменением социальной ситуации развития и приносит ребенку особое личностное новообразование.

Обычно наиболее трудно дети, а поэтому их родители и учите­ля, переживают переходные периоды от одного возрастного этапа к другому. Возникающее к этому времени внутреннее противоре­чие между имеющимися у ребенка возможностями и новыми по­требностями становится одной из основных движущих сил разви­тия, так что к внутренним конфликтам на границах возрастов взрослым следует относиться спокойно. Они могут помочь ребенку в расширении его возможностей, в овладении средствами, необ­ходимыми для удовлетворения новых потребностей, и освоения новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется внеш­ними социальными требованиями, то кризис у него обостряется и затягивается. В переходные периоды родителям и учителям особенно нужны терпение, тактичность и знание возрастных осо­бенностей. Жесткое давление на ребенка, переживающего кризис, не приносит ожидаемых результатов.

Возраст - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

Абсолютный возраст - возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
Условный возраст (возраст развития) - определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.
Хронологический возраст - возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст - определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.
Психологический возраст - определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Социальный возраст - определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Субъективный психологический возраст - переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t - отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.

В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых - Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.

Эта проблема выделения закономерных периодов, этапов психи-го раз-я и мех-мов (критериев) смены одного периода другим. Эту проблему поставил Д.И. Фельдштейн в реферативном обзоре период-ции псих-го раз-я. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, психологический возраст - относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, материальным состоянием, профессиональной принадлежностью и пр.

Структура возраста включает в себя:

1.социальную ситуацию развития (ССР) – определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

2.ведущий тип деятельности (ВТД) – деятельность, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и изменяется личность. Леонтьев описал механизм смены ведущего типа деятельности - в ходе развития прежнее место, занимаемое ребенком в мире человеческих отношений, начинает осознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить.

3.центральные новообразования возраста – на каждой возрастной ступени имеется новообразование, которое является ведущим для всего процесса развития и характеризует перестройку всей личности ребенка на новой основе. Вокруг этого новообразования располагаются и группируются все остальные частные новообразования (Выготский -центральные линии развития).

4.возрастные кризисы – переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого. Зарубежные психологи, современники Выготского, рассматривали возрастные кризисы либо как болезни роста, либо как результат нарушения детско-родительских отношений. Они считали, что может быть бескризисное, литическое развитие. Выготский рассматривал кризис как нормативное явление психики, необходимое для поступательного развития личности. Сущность кризиса, по Выготскому, заключается в разрешении противоречия между прежней ССР, с одной стороны, и новыми возможностями и потребностями ребенка, с другой. В результате происходит взрыв прежней социальной ситуации развития, и на ее обломках формируется новая социальная ситуация развития.

Развитие – процесс необратимых закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных, структурных преобразований психики и поведения человека.

Свойства развития: неравномерность – каждая психич.функция, св-во имеет стадии подъема, стабилизации, спада. гетерохронность – развитие отдельных функций не совпадает по времени. сензтивные периоды – периоды повышенной восприимчивости псих.ф-ций к внеш.воздействиям. кризисность (?). Существует множество различных периодизаций психического развития, как зарубежных, так и отечественных авторов. Я опишу 3 отечественные, в связи с тем, что они имеют основу, заложенную Выготским, и в них четко прописаны критерии периодизации.

Выготский выделил 2 критерия: содержательный (учитывает основные новообразования в развитии). динамический (идея о чередовании критических и литических периодов, когда плавные «эволюционные» периоды сменяются «скачками»). Выготский описал следующие возрастные кризисы : кризис новорожденности (младенч.возраст 2-12 мес.). кризис одного года (раннее детство 1-3). кризис трех лет (дошк.детство 3-7). кризис семи лет (школьн.возраст 8-12). кризис тринадцати лет (пубертатный в. 14-18). кризис семнадцати лет.

II. Общепринятой у нас является концепция Эльконина , в основе которой – идея смены ведущего типа деятельности (ВТД). Рассматривая структуру деятельности, Эльконин отметил, что человеческая деятельность двулика - она содержит человеческий смысл (мотивационно-потребностную сторону («Зачем выполнять деятельность?») и операционально-техническую сторону («Как осуществлять деятельность?»)). В процессе развития ребенка сначала происходит усвоение мотивационно-потребностной стороны, иначе предметные действия не имели бы смысла, а затем происходит освоение операционально-технической стороны. Далее происходит их чередование (ориентация в человеческих отношениях чередуется с ориентацией в способах употребления предметов). Причем, мотивационно-потребностная сторона развивается в системе «ребенок – взрослый», а освоение операционально-технической стороны происходит в системе «ребенок – предмет».

По Эльконину, кризисы 3-х и 11-ти лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях. А кризисы 1-го года и 7-ми лет – кризисы мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.

III. Д.И.Фельдштейн создал концепцию закономерности поуровнего развития личности в онтогенезе. Основана на критерии смены ВТД. Фельдштейн рассматривал проблему развития личности как процесс социализации (причем не только как процесс присвоения общественно-исторического опыта, но и как формирование социально значимых качеств личности). Он выделил 2 позиции ребенка по отношению к обществу: «я и общество» - отражает стремление ребенка понять свое Я (Что я такое? Что я могу? Чем отличаюсь?). Становление связано с актуализацией деятельности, направленной на усвоение смысла. Разворачивается активно в дошкольном и подростковом возрасте. «я в обществе» - касается осознания себя субъектом общественных отношений. Предметно-практическая сторона деятельности, в процессе которой происходит усвоение опыта. Связана с позицией Я среди людей. Разворачивается активно в раннем детстве, мл.школьном и старшем школьном. В первой статье – анализировал Заруб концепции (Пиаже – генетическая эпистемология-обл-ть псих-гии, изучающая мех-мы знания и происхождения понятий. Изначально заинтересовался неправильными ответами детей связанными с интеллект-ми знаниями. Вывод: проблема этого не в объеме знаний, а в особ-тях способа познания мира. Он заключил, что до опред-ной стадии раз-я дети опираются, в первую очередь, на перцептивные процессы(процессы восприятия) и логические процессы им не доступны. 1.стадия сенсомоторная (1,5-2 г) интеллект из органов чувств и движения; 2. дооперациональная (2-7 л) эгоцентризм- реб-к рассм-ет и видит предметы такими какими они предстают в его собств-ном восприятии; 3. конкретных операций (7-12 л) появл-ся логич-кое мышл-е, классиф-ет предметы по нескольким признакам, оперирует матем понятиями, овладевает способ-ми: консервация(сохранение, пример стаканы с жидкостью); классификация (способ-ть бъединять и разделять объекты по к-л признаку, проявл-ся в предыдущей стадии, но выделить несколько признаков может здесь(лев, рысь, жираф, кошка); сериация (расположение элем-тов с имеющейся между ними связью)4. формальных операций (с 12 л) проводит анализ логических задач, свободно оперирует абстрактными понятиями, может воображать к-л вещи, прогнозировать будущее. Оказывается доступным образное мыш-ние, снижение эгоцент-ма Пиаже связывает не с накоплением знания, а с исходной позицией реб-ка, когда он становится способ-м сравнить свою т з с т з др людей. Выводы Пиаже относительно речи: язык не формир-ет мыш-ние, а лишь отражает его, у Выгот наоборот- речь создает мыш-ние, по мнению П – эгоцентр-кая речь реб-ка(обращенная к самому себе) за ненадобностью отмирает и переходит в речь обращенную на др людей. Выгот - эгоцент-кая речь не отмирает, а переходит во внутр-ю. Достоиства концепции – подробно рассм-но становление чел-ка, но целостное раз-тия чел-ка не наблюдаем;

Бюллер -3-х ступенчатая: инстинкт (удовольствие в конце действия, т е оно представляет удовл-е потреб-ти), дрессура(удовол-вие от процесса), интеллект(удовл-вие предвосхищающий хар-р),

Э. Эриксон рассматривал этапы развития личности с точки зрения тех задач, которые общество ставит перед человеком, и которые человек должен решить: 1.младенчество – формирование базового доверия к миру / недоверие; 2.ранний возраст – автономия / стыд, сомнение за собственную независимость, самостоятельность; 3.возраст игры – инициативность / чувство вины и моральной ответственности за свои желания; 4.школьный возраст – достижение (формирование трудолюбия и умения обращаться с орудиями труда) / неполноценность (как осознание собственной неумелости); 5.подростковый возраст – идентичность (первое цельное осознание себя, своего места в мире) / диффузия идентичности (неуверенность в понимании своего Я); 6.молодость – интимность (поиск спутника жизни и установление близких дружеских связей) / изоляция; 7.зрелость – творчество / застой; 8.старость – интеграция / разочарование в жизни).

З. Фрейд в соответствии со своей сексуальной теорией психики все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидозной энергии. Эрогенные зоны – это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, вызывают удовлетворение либидозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидозную зону, возбуждение которой создает либидозное удовольствие. Перемещение этих зон создает последовательность стадий психического развития.1.оральная стадий (0 – 1 год) характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредотачивается на зоне активности, связанной с кормлением. На этой стадии выделяется две фазы: ранняя и поздняя, занимающие первый и второй годы жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидозными действиями – сосание и укус. Ведущая эрогенная зона – рот. На второй стадии начинает из «Оно» выделяться «Я». 2.анальная стадия (1 – 3 года) так же состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится центром внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Начинает формироваться «Сверх –Я». 3.фаллическая стадия (3 – 5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Детская сексуальность становится предметной, дети начинают испытывать привязанность к родителям противоположного пола (Эдипов комплекс). «Сверх – Я» сформировано. 4.латентная стадия (5 – 12 лет) характеризуется снижением полового интереса, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми. 5.генитальная стадия (12 – 18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются, и подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению.

Вопрос №7

Слово Возраст имеет несколько значений:

1. Календарный (паспортный) возраст - количество лет жизни человека от рождения до настоящего времени. 2. Биологический возраст - степень молодости или старости тела. Бывает, сильно отличается от календарного в любую сторону. Зависит как от генов, так и от здорового или наоборот образа жизни. 3. Психологический возраст (по самоощущению) - насколько молодым, взрослым или старым ощущает и оценивает сам себя человек. 4. Психологический возраст со стороны - объективный показатель степени развития человека, причем количественно - обычно в годах.

Человек в возрасте - человек средних лет, человек пожилой, в летах, в преклонном возрасте, в почтенных, преклонных летах.

Психологический возраст

Психологический возраст не всегда совпадает с календарным или биологическим.

? Мне двадцать лет, а мыслю я на уровне шаблонов 4-хлетнего ребенка: закатываю истерики и топочу ножками - а потому что он первый начал!

Психологический возраст определяется многими факторами. Основное отличие взрослого от ребенка - осознание и принятие на себя ответственности за себя и свою жизнь.

Взрослый человек устремлен в будущее, основной вопрос его жизни не «Почему?», а «Зачем?». Взрослый человек строит себя сам, своими руками выкладывая свое будущее.

ВОЗРАСТ - период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойственен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития.

Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т. к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

Различные взгляды психологов на понятие возраст

Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки.

Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями.

Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек.

Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоционапьной сферы личности. Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж. Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении.

При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный дуализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.

Отечественные исследования возраста

Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий, жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), пределенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.

В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возраста (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста . В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде какихлибо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это - поворотные пункты в детском развитии.

Возрастное развитие ребенка

Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка - диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционнным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности, и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А. В. Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением.

При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность - адаптация , индивидуализация и интеграция , в которых происходит перестройка структуры личности.

Паспортный возраст

Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, ной находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.

Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылкидля усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

Сензитивность

Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным.

Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста .

Вопрос №8

Теория Л. С. Выготского называется культурно-исторической. Попробуем кратко охарактеризовать ее сущность. Ключевой характеристикой сознания является его опосредованность культурой. Л. С. Выготский исследует внутренние механизмы, или психологические инструменты культурного опосредования сознания и показывает, что таким инструментом являются знаки, точнее, системы культурных знаков. В процессе общения ребенка со взрослыми происходит усвоение систем культурных знаков. Они опосредуют “низшие”, непроизвольные психические функции внимания, памяти, мышления, эмоции и тем самым обеспечивают интериоризацию, или формирование новых качественных образований в сознании ребенка. Проблема знаков обсуждалась в литературе до Л. С. Выготского и после него. Его заслуга заключается в том, что он эмпирически, на большом фактическом материале прослеживает роль знака и слова в психологическом развитии ребенка и обосновывает положение о “знаковой организации” или знаковой функции сознания и всех психических процессов. Л. С. Выготский затем перешел к изучению “внутренней стороны” знака, т. е. его значений, и исследовал этапы развития значений у ребенка. Таким образом, благодаря знаковой организации сознания формируется его семантика, система значений и смыслов. Автор развивает учение о системном и смысловом строении сознания, подчеркивает его целостность. Л. С. Выготский мечтал и прогнозировал развитие “вершинной” психологии. Его учение о знаковой организации или знаковосимволической функции сознания - значительный шаг в этом направлении и фундаментальный вклад в разработку теоретических основ гуманитарной психологии. Другой круг проблем в исследованиях Л. С. Выготского - это психология развития ребенка. Он много занимался изучением мышления, речи, прочих психических процессов, рассматривал общий ход психического развития ребенка и обосновал положение о социальной ситуации развития, о новообразованиях, характеризующих этапы возрастного развития, о зоне ближайшего развития ребенка, опережающем характере обучения и пр. Эти положения определили ведущие направления исследований в области возрастной и педагогической психологии, которые были продолжены учениками. Л. С. Выготского критиковали за преувеличение роли знака в формировании сознания, за идеализм, за недостаточный вклад в марксистскую психологию, за участие в педологических исследованиях. Работы его не публиковались, он был запрещен, но не забыт. А. Н. Леонтьев, затем и ряд других сотрудников Л. С. Выготского учли резкую критику в его адрес, отошли от него и стали искать новый подход к изучению сознания, который был назван психологической теорией деятельности. А. Н. Леонтьев (1903-1979) в течение тридцати лет фактически возглавлял “официальную” психологию. В теории деятельности уделяется большое значение описанию структуры этого процесса, в котором выделяются три компонента: деятельность - мотив; действие - цель; операция - условие. В характеристике сознания автор выделяет роль значения и смысла. Последний рассматривается как соотношение мотива и цели. Смысл деятельности, т. о., структурирует сознание. Предметная, практическая деятельность в целом является важнейшим источником формирования сознания и личности в целом. Каким образом? Основным инструментом, или орудием предметной деятельности, является, по А. Н. Леонтьеву, действие. В процессе реальной предметной деятельности происходит интериоризация действий во внутренний план деятельности. Встает более сложный вопрос, как дальше развивается этот внутренний план деятельности, ведь он осуществляется без видимого влияния предметной деятельности? Какие внутренние процессы обеспечивают дальнейшее развитие внутреннего плана деятельности? Деятельностный подход рассматривался как ведущее направление в психологии 40-80-х гг. В этом плане выполнены циклы интересных исследований. Деятельностную трактовку психических процессов развивали С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. П. Смирнов. Этот подход использовали при изучении способностей, разработке эффективных методов обучения (П. Я. Гальперин), новейших концепций развивающего обучения (В. В. Давыдов), развитии учения о личности (А. Г. Асмолов). В конце 80-х гг. в России развернулась дискуссия о статусе понятия деятельности, его месте среди других гуманитарных понятий, об объяснительных возможностях теории деятельности и теорий “недеятельного” типа. Теорию деятельности в варианте А. Н. Леонтьева упрекали в том, что она упрощает духовный мир человека, редуцируя его к предметной деятельности, что она бездуховна, механистична. Вместе с тем рке в 90-е гг. в психологической литературе предпринят опыт переосмысления теории деятельности и определения ее дальнейшей перспективы в русле гуманитарной психологии. Здесь следует выделить одну из последних публикаций В. В. Давыдова и блистательные статьи В. П. Зинченко.

Вопрос №9

Возраст и возрастная периодизация

1. Понятие возраста в психологии

2. Структура психического возраста

3. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»

Понятие возраста в психологии

Возраст в психологии имеет следующие значения:

1) конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, а являющимися общими для всех людей.

2) понятие общественно-историческое. Данный подход в понимании возраста внесли рабо­ты П.П. Блонского, Л.С. Выготского, которые показали, что детство меняется на каждой стадии развития человечества.

3) относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возраст - понятие неоднородное. Выделяются возраст абсо­лютный и возраст условный.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный, хронологиче­ский) - это длительность существования объекта, его локализация во времени, выражается количеством временных единиц.

Возраст условный, или возраст развития, включает:

Ø возраст биологический определяется состоянием обмена ве­ществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хроноло­гического возраста.

Ø возраст социальный измеряется путем соотнесения уровня со­циального развития ребенка (например, овладения определенным набо­ром социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Ø возраст психический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими среднестатистическими нормами для данного возрастного периода.

Структура психического возраста

Структуру возраста составляют:

Ø характеристика социаль­ной ситуации развития,

Ø нормативные кризисы,

Ø ведущий тип деятельности,

Ø психические новообразования.

Состо­яние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рас­сматривать и как критерии возрастного развития.



Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»

Периодизация психического развития - выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Он выделил пять периодов психосексуаль­ного развития:

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Удов­летворение сексуальной потребности реализуется че­рез рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. В основе отношений ребенка и взрослого должна лежать привязанность . Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек ис­пытывает чувство безопасности и комфорта.

2. Анальная стадия (1-3 года); связана с приуче­нием ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как пода­рок, другие привлекают внимание родителей задерж­кой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх Я» (требования родителей к опрятности).

3. Фаллическая стадия (3-5 лет); Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляют­ся: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек - «ком­плекс Электры», выраженные как влечение к родите­лю противоположного пола. Примерно в 5 лет проис­ходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается разви­тие личности.

4. Латентная стадия (5-12 лет); У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе.

5. Генитальная стадия (12-18 лет – подростковый возраст). Мощным фактором развития становится по­ловое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чув­ства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги).

Эрик Эриксон открыл и представил восемь стадий психосоциального развития. Основное положение – человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии.

Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты, успешно разрешая которые личность развивается.

В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Задача личности – адекватно решать каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

№ п/п Стадия развития Нормальная линия развития
Раннее младенчество (от 0 до I г.) Доверие к людям как взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.
Раннее детство (около 3-5 лет) Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, инициативность
Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу
Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее, самоопределение. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) Творчество. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна Состояние умиротворения.

Жан Пиаже разработал периодизацию интеллек­туального развития. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Основной критерий - интеллект.

Его периодизация включала четыре стадии:

Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъек­та действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собствен­ным поведением;

Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предме­тов словами, эгоцентризм мышления, класси­фикация предметов по отдельным признакам;

Ø стадия конкретных операций (от семи до двенад­цати лет) – возникновение элементарных логи­ческих рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация пред­метов по отдельным существенным признакам;

Ø стадия формальных операций (начиная с две­надцати лет) – способность мыслить логичес­ки, пользуясь абстрактными понятиями. Спо­собность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

Даниил Борисович Эльконин считал, что процесс формирования личности происходит в форме освоения двух групп деятельностей:

1) деятельности, внутри которых проис­ходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок – общественный взрослый» автор включает следующие виды:

Ø непо­средственно-эмоциональное общение младенца;

Ø ролевую игру до­школьников;

Ø интимно-личное общение подростков.

2) деятельности, внутри которых проис­ходит усвоение общественно выработанных способов действий с пред­метами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок – общественный предмет» входят:

Ø манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность младшего школьника;

Ø учебно-профессиональная деятельность старших школьников.

Hecooтветствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельности первой груп­пы и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятельностей второй группы, и есть основное движущее противоречие психического развития ребенка. Это несоот­ветствие вызывает смену ведущей деятельности.

Д.Б Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства.

1. Младенчество (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение.

2. Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность.

3. Дошкольный период (3-6,7 лет) – ролевая игра.

4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность.

5. Подростковый возраст (10-15 лет) – интимно-личное общение.

6. Ранняя юность (16-18 лет) – учебно-профессиональная деятельность.

Итак, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодич­ности разных типов деятельностей. За деятельностью одною типа, ориен­тацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в кото­рой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития по­строена по одному принципу. Она открывается ориентацией в среде че­ловеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

В отечественной возрастной психологии наибо­лее распространенной является следующая периоди­зация:

Возраст Временные границы Кризис Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
Младенчество 0-1 Рождения, одного года Эмоциональное общение со взрослыми Единство, слитность со взрослым «Комплекс оживления», автономная детская речь
Раннее детство 1-3 Трех лет Предметная Начало отделения от взрослого «Самость», символизм
Дошкольное детство 3-6(7) Семи лет Ролевая игра Выполнение действий под наблюдением взрослого Произвольность, рефлексия, самосознание, соподчинение мотивов
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) Семи лет Учебная Начало ориентации на сверстников Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий, соподчинение мотивов
Средний школьный возраст, подростковый возраст 10(11)-14(15) Подрост-ковый Эмоциональное общение со сверстниками Максимальная ориентация на сверстников Чувство взрослости
Старший школьный возраст, (ранняя юность) 14(15) -16(17) Самоопре-деления Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых Формирование самосознания и мировоззрения
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профессиональная учеба Освоение профессионально-трудовых умений
Зрелость: 25-45 лет -взрослость, 45-60 лет – зрелость, 60-75-пожилой возраст, 75 и далее- старость Свыше 25 лет Кризис 30 лет, Кризис смысла жизни, Кризис ухода на пенсию

В числе наиболее поздних периодизаций можно назвать периодизацию Джейн Ловингер (1976) и Ро­берта Кегана (1982). Стадии возрастного развития Д. Ловингер выделяются на основе развития когнитив­ных способностей и морального развития личности. Р. Кеган также использует комплексный подход к периодизации, объединяя аспекты когнитивного развития с аспектами развития личности.

В.И. Слободчиков рассматривает значение возрас­та в контексте проектирования образования. В предла­гаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъектив­ности человека в онтогенезе. Каждая возрастная сту­пень, вместе с тем, означает смену режима индивиду­альной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе:

Ø Ступень оживления (включает новорожденность и младенчество);

Ø Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство);

Ø Ступень персонализации (отрочество и юность);

Ø Ступень индивидуализации (молодость и взрос­лость);

Ø Ступень универсализации (зрелость и старость).

До настоящего времени нет четкой периодизации отдельных фаз развития взрослого человека. У разных зарубежных и отечествен­ных авторов эти фазы существенно варьируются. Одной из более удачных можно считать периодизацию, предложенную в 1964 году Дж. Биреном . В частности, после юности он выделил такие возрас­тные периоды:

Ø Ранняя зрелость (17-25 лет).

Ø Зрелость (25-50 лет).

Ø Поздняя зрелость (50-75 лет).

Ø Старость (свыше 75 лет).