Розетки

Библиотеки библиотечные организации и информационные центры. Информационные центры и библиотеки: общее и особенное. Возникновение библиотек в России

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация библиотечного обслуживания детей в историческом контексте. Деятельность детских библиотек в России и за рубежом на современном этапе. Перспективные направления работы детских библиотек мира в современном информационном пространстве.

    дипломная работа , добавлен 15.09.2013

    Традиционные формы взаимодействия библиотек и издательств при комплектовании фонда, факторы, обуславливающие их трансформацию. Проведения конкурса поставщиков новой литературы. Характеристика издательства "Эксмо" как дистрибьютера книжной продукции.

    дипломная работа , добавлен 22.04.2012

    Исторические этапы развития немецких библиотек. Современное состояние библиотечного дела Германии. Характеристика библиотечной системы страны. Становление и развитие Германского библиотечного союза. Устав, членство, органы DBV и структура подразделений.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2013

    Особенности формирования библиотечно-информационной системы. Исследование национально-архитектурных школ в истории Азербайджана и деятельности современных архитектурных школ. Определение роли информационно-библиотечных ресурсов в научных разработках.

    статья , добавлен 31.08.2017

    История развития русского издательского дела XIX века. Издательская деятельность А.Ф. Смирдина и ее особая роль в развитии русского издательского дела. Издание журнала "Библиотека для чтения". Книгоиздательская и книготорговая деятельность Смирдина.

    реферат , добавлен 27.12.2016

    Состояние книгораспространения в России. Рассмотрение факторов, влияющих на спрос, покупательскую способность населения и сбытовую политику предприятия. Комплектование фондов библиотек в электронной среде. Работа книжного интернет-магазина ЗАО "Фолиант".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

    Анализ средств массовой информации в современной России. Особенности литературно-библиографической информации: понятие и формы существования. Изучение взаимодействия библиотек и СМИ. Характеристика отношения читателей к СМИ, как к каналу получения ЛБИ.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2010

  • 9.В чем заключается технология «избирательного распространения информации»?
  • 10. В чем заключаются задачи объединения Росинформресурс?
  • 11. В чем функции Российской книжной палаты?
  • 12. В чем основное назначение тезисов и конспектов и чем они отличаются друг от друга?
  • 13. В чем основные отличия информационного центра от библиотеки?
  • 14.-15. В чем основные функции национальной библиотеки?
  • 16. В чем особенность библиографического описания «под заглавием»?
  • 23. В чем состоят функции информационной деятельности?
  • 30. Дайте определение понятию «факт».
  • 36. Зачем нужна аннотация?
  • 49. Какие навигационные инструменты представляет библиотека читателям для поиска литературы кроме библиотечных каталогов?
  • 56.-57. Какие типы информационно-поисковых языков Вы знаете?
  • 58. Какие экономические базы данных, кроме электронных ресурсов библиотеки, доступны на сайте ниу вшэ?
  • 59. Каким образом расставляются библиотечные фонды?
  • 72. Основные задачи, решаемые программой «Электронная Россия».
  • 73. Охарактеризуйте формальные и неформальные каналы коммуникации.
  • 74. Перечислите возможные варианты построения списка использованной литературы.
  • 76) Признаки формирования информационного общества.
  • 77. Перечислите основные виды библиотечных каталогов на бумажных носителях, укажите преимущества электронного каталога.
  • 78. Приведите классификацию основных видов информационных услуг
  • 79.Перечислите основные группы классификации информации в соответствии с ее свойствами или характеристиками
  • 80.-81. Перечислите основные издания Книжной палаты..
  • 82. Перечислите основные информационные продукты информационного центра.
  • 83. Перечислите основные каналы поступления литературы в библиотеки.
  • 84. Перечислите основные компоненты информационной экономики.
  • 85. Перечислите основные критерии полезности информации.
  • 86. Перечислите основные материальные носители информации?
  • 87. Перечислите основные направления развития электронных библиотек? Какие электронные библиотеки Вы знаете?
  • 88. Перечислите основные образовательные порталы, созданные в рамках программы информатизации в Российской Федерации
  • 98. Перечислите положительные последствия информатизации общества.
  • 99. Перечислите способы фиксации информации.
  • 108. Приведите основную схему библиографического описания web страницы.
  • 125.Что Вы знаете про проект Google Books?
  • 126.-127. Что называется информационной средой?
  • 128. Что такое «Окинавская хартия»?
  • 129. Что такое автореферат диссертации? Кто его формирует? Является ли он печатной работой? Как он попадает в библиотеки?
  • 130. Что такое авторский знак и где он используется?
  • 140. Что такое индекс цитирования научной работы?
  • 149. Что такое обработка информации? Какие процедуры в нее включаются?
  • 150. Что такое патент и каким образом можно найти патентную информацию?
  • 157. Что такое цикл жизни данных?
  • 13. В чем основные отличия информационного центра от библиотеки?

    Информационный центры специализируютя на сборе, аналитико-синтетической переработке информации, а библиотеки на распространении.

    14.-15. В чем основные функции национальной библиотеки?

    Разработка, поддержание и использование системы обязательного экземпляра

    Формирование фонда отечественных документов, осуществляемое на основе принципа исчерпывающей полноты комплектования и постоянного хранения

    Формирование фонда иностранных документов в пределах интересов и возможностей государства

    Управление фондами, хранящимися в библиотеке, как национальным достоянием.

    Координация внутригосударственного и международного книгообмена

    Выпуск текущей и ретроспективной национальной библиографии

    Разработка и поддержание национальных правил каталогизации, национального формата, национальной классификационной системы

    Обеспечение общественного доступа ко всем своим фондам, в том числе удаленного доступа

    16. В чем особенность библиографического описания «под заглавием»?

    Особенностью библиографической записи на них является указание номера (шифра) темы, этапа, номера государственной регистрации, инвентарного номера отчета, исполнителей. Например:

    17. В чем отличие архива от библиотеки?

    прежде всего, по своей общественной роли, также в генезисе и структуре хранимой информации (http://www.rusarchives.ru/publication/elpatievsky.shtml )

    18.- 19. В чем отличие номеров ISSN и ISBN ?

    позволяющий идентифицировать любое серийное издание независимо от того, где она издана, на каком языке, на каком носителе.

    20.- 21. В чем различия в понятиях «электронный текст» и «электронная книга»?

    Электронный текст - это текст, который хранится не на бумаге, а виде компьютерного файла того или иного формата.

    Электронная книга - вид электронных ресурсов, предназначенных для коммерческого использования и защищенных от незаконного распространения специальными аппаратно-программными средствами.

    22. чем смысл понятия «обязательный экземпляр»? Когда оно появилось впервые?

    Обяза́тельный экземпля́р - экземпляр различных видов тиражированных документов, подлежащий передаче его производителем в библиографирующие учреждения, крупные библиотеки и информационные центры в порядке, установленном Федеральным Законом «Об обязательном экземпляре документов». На основе этой системы ведётся библиографический учёт издаваемой продукции и происходит пополнение фондов крупнейших библиотек в стране. Существует два типа обязательных экземпляров - бесплатные, передаваемые на безвозмездной основе (то есть передаваемые за счёт самого издателя), и платные. Впервые обязательный экземпляр был введён ордонансом (получившем название «Монпельерский эдикт») короля Франциска I во Франции в 1537 году. Появление его в России относится к 1783 году

    23. В чем состоят функции информационной деятельности?

    сбор, обработка, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование организационного ресурса и организация доступа к нему

    24.-25. Где можно найти индекс цитирования интересующего Вас ученого?

    Индекс цитирования российский цченых можно найти на сайте http://www.famous-scientists.ru/ , зарубежных в базе данных Mathematical Review.

    26.-27.Дайте определение информационного общества

    информационное общество, в котором производство информационных продуктов и оказание информационных услуг преобладает над всеми другими видами социально-экономической активности людей.

    28. Дайте определение понятию «данные».

    Данные - это информация, представленная в формализованном виде, пригодном для автоматической обработки при возможном участии человека. Данные - это информация, записанная (закодированная) на языке машины. Данные - это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы и явления в предметной области, а также их свойства.

    29. Дайте определение понятию «знания».

    Знания - это специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее.

    Знание - продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого.

    Знание - это отражение "нечто" (реального мира) в сознании. Или, может быть, так: знание есть конструкция, фиксация в нашем сознании в виде ощущений, представлений, понятий, образа-существования объективных связей между предметами и явлениями реального мира.

    «Знания -это хорошо структурированные данные или данные о данных, или метаданные».

    Сегодня и в библиотечной практике идет процесс формирования информационно-библиотечных центров (ИБЦ), причем на разных территориально- административных уровнях - областном и муниципальном. В профессиональной литературе эта тема остается пока не полностью разработанной . В связи с этим, представляется важным и своевременным определить, насколько правомерно и по каким параметрам можно идентифицировать библиотеку как информационно-библиотечный центр. В основном переориентация библиотек в сторону усиления информационной составляющей их работы произошла в последнее десятилетие - с постепенным внедрением в работу библиотек рыночных, маркетинговых принципов, когда они уже не ориентировались только на запросы реальных читателей, а стали строить свою работу с учетом также потребностей потенциальных пользователей.

    Все эти явления вызвали к жизни активные новые практики, ставящие целью поиски решений по переустройству, пересмотру функций библиотек, приспособлению их к новым условиям существования в постиндустриальном обществе, а также интенсивные размышления библиотечных специалистов о сущности и предназначении этих учреждений, их миссии, роли в культурном пространстве и об их будущем.

    Степень изученности проблемы. Литература по данному вопросу существует. К ней принадлежат работы, авторы которых видят в библиотеках преимущественно информационные учреждения и связывают будущее библиотек прежде всего с развитием документных функций и информационных технологий (работы А.В. Соколова, Р.С. Мотульского, В.В. Скворцова, В.П. Леонова, Я.Л. Шрайберга и др.).

    Поскольку нет абстрактных потребностей в абстрактной информации, можно даже достаточно точно назвать рубеж, когда библиотеки начали реально осознавать себя информационными центрами. Это 1993-1994 годы.

    Именно тогда достигли своего апогея стремительно набравшие силу отраслевые специализации библиотек в России (например, у Екатеринбургской МИБС и ЦБС «Кунцево» - библиотечные центры искусств, «здоровье», «Дом семьи», культурно-образовательный центр, библиотеки «Детектив", «Истоки», «Тинейджер»). Активизировалась организация досуговой сферы жизни населения (библиотека-клуб, библиотека семейного чтения). Вариантов библиотечных специализаций было множество. Это было модно и, видимо, своевременно.

    Тогда же появились первые информационные специализации. Это были деловые (бизнес) библиотеки. Назывались они по-разному: информационно-деловой центр, бизнес-центр, деловой информационный центр, агентство деловой информации. Впервые массовые библиотеки выдвинули понятие «Информационный» на первый план, сблизив его с понятием «Библиотечный».

    Именно в связи с этой специализацией, способной, как полагали библиотекари, принести им дополнительный доход, в полной мере вошли в библиотечный обиход такие понятия, как информационные потребности населения и платежеспособный спрос на библиотечные услуги. Именно тогда библиотекари осознали, что пользователю все чаще нужен не документ (за исключением произведений, имеющих абсолютную ценность), а некое знание, или иначе - информация, и что при определении информационной специализации библиотечного подразделения стоит ориентироваться не на фонд, а прежде всего - на потребности населения.

    Библиотека выполняет разнообразные функции информационного центра для местного сообщества. Учредители библиотеки, будь то администрация (муниципалитет) или учреждение (организация) видят в ней инструмент, способствующий реализации своей политики. Это зафиксировано в федеральных и местных законодательных актах (законах, постановлениях, распоряжениях и пр.) и подтверждается самой деятельностью библиотек. Как информационный центр библиотека стремится также обеспечить свободный и равный доступ к информации всем слоям населения, для чего формирует универсальный документный фонд, создает собственные информационные ресурсы, структурирует информацию в виде каталогов и баз данных, предлагает разнообразные информационные услуги.

    Библиотеки, в чьи задачи входит обеспечение доступа к качественной, объективной и актуальной информации по всем областям знаний, признаются не только одним из ключевых инструментов построения информационного общества, но и одним из его базовых элементов. Современные общедоступные библиотеки являются центрами информации, дополнительного и инновационного образования, широкого культурного и межличностного общения, обеспечивают доступ к информации на разных носителях, способствуют приобретению новых знаний. Основу библиотечной деятельности составляет предоставление пользователям библиотек и другим заинтересованным лицам библиотечно-информационных услуг, в процессе потребления которых окончательно проявляется их качество и эффективность. Библиотечно-информационные услуги, удовлетворяя потребности пользователей в информации, образовании и культуре, становятся каналом социальной коммуникации и как средство информационного сервиса способствуют повышению человеческого потенциала, а также созданию дополнительного общественного продукта продвижению идей развития общества. Предоставляя конкретные услуги пользователей, библиотека не только должна соответствовать существующим информационным потребностям общества, но и, будучи социокультурным институтом общества, участвовать в формировании этих потребностей. При этом как живая и динамично развивающаяся структура библиотека способна заполнить собою едва ли не любую социальную нишу. Развитие телекоммуникационных технологий в библиотечной сфере существенно расширило границы обслуживания пользователей, предоставив возможности доступа к значительному количеству территориально удаленных ресурсов, использование которых в традиционной среде нередко затруднено, таким как полные тексты книг и периодических изданий, электронные публикации (не имеющие печатных аналогов), фактографические, адресные, справочные базы данных, новостная, реферативная и библиографическая информация, каталоги библиотек и издательств, изображения и т.д.

    Однако некоторые параметры, прежде всего, относящиеся к данным об электронных ресурсах и услугах и не одинаково характеризующие в настоящее время деятельность библиотек в силу различных причин, могут быть определены в качестве цели, к которой необходимо стремиться, т.к. каждой библиотеке приходится культивировать позитивный подход к своей «непохожести» (брэнду) как движущей силе изменений и развития. Следствием радикальных изменений, вызванных развитием и использованием информационных технологий, широким внедрением в библиотечную практику электронных ресурсов, явилась необходимость переосмысления роли традиционных библиотек в организации обслуживания пользователей, обеспечить создание системы комплексного обслуживания в режимах локального и удаленного доступа к информации и документам на любом носителе, повысить качество информационно-библиотечной деятельности и обслуживания пользователей в условиях постоянно растущего объема мировых информационно-сетевых ресурсов.

    Информационный центр же делает информационную работу регулярной, систематической, подчиненной определенным правилам. Во многих случаях это позволяет избегать типичных ошибок и применять наработанные приемы для решения характерных проблем в этой работе. В свою очередь, это положительно сказывается на качестве информационных материалов, которые готовит организация. Хорошо организованная, систематическая работа с информацией, как правило, увеличивает эффективность использования информационных и других ресурсов, находящихся в распоряжении организации.

    В ходе работы информационного центра вырабатываются собственные методики, позволяющие эффективно собирать, организовывать и анализировать, а также распространять информацию. Во многих случаях оказывается целесообразным и создание новой информации -- проведение собственных наблюдений или исследований. Такая работа помогает приобрести собственный опыт и знания, необходимые для эффективной информационной работы, вносит вклад в формирование “альтернативного канала” получения информации.

    Информационный центр способен расширить круг участников проектов, привлечь к работе квалифицированных экспертов. Наконец, во многих случаях наличие информационного центра -- это повышение авторитета организации.

    В задачи центра, как правило, входят: работа по формированию упорядоченного архива информационных материалов, где с помощью каталогов можно получить имеющийся документ; обработка информации, подготовка аналитических и других материалов, издательская деятельность, консультации, обучающие семинары и т.д.

    Наиболее естественной является ситуация, при которой “зародышем” центра служат те информационные ресурсы, которые сформировались в ходе общей работы организации, были изначально предназначены для подготовки информационных материалов или внутреннего использования. Однако и в любом другом случае работа центра тесно связана с деятельностью организации, органично “встроена” в нее, важна для выполнения текущих проектов организации. Для этого утверждения есть серьезные основания содержательного и организационного характера.

    Для того, чтобы создать условия для эффективного получения нужной информации пользователями, структура центра должна обеспечивать различные каналы распространения информации (с точки зрения пользователей -- каналы доступа к информации). Эти каналы можно условно разделить на систему открытого доступа к имеющейся в центре информации, службу консультаций (информационных запросов) и систему активного распространения информации.

    Система открытого доступа может включать самые разные элементы, например точку доступа в Интернет, доступ к электронным базам данных, и т.д. Важно, что посетитель имеет возможность самостоятельно обратиться к источникам информации. Помощь консультанта в этом случае минимальна и сводится к инструктированию посетителя о системе поиска, принципах организации информации, характерных для центра и т.п.

    Другое средство распространения информации -- консультационная служба. Здесь консультанты помогают найти уже не столько источник информации, сколько конкретный ответ на интересующий вопрос. Если такая служба работает в рамках комплексного информационного центра, ее задача часто состоит в том, чтобы помочь посетителю прояснить проблему, корректно поставить вопрос. После этого посетитель способен самостоятельно найти ответ при помощи, например, библиотеки. Эта форма работы требует высокой квалификации консультантов центра, и, в свою очередь, способствует повышению квалификации сотрудников вашей организации. Работа такой службы может включать очные консультации и ответы на письменные запросы.

    Система активного распространения информации также является важным элементом информационного центра. Эта система может включать публикации (периодические или разовые), проведение семинаров, тренингов, информационных кампаний, размещение информации в сети Интернет и прочее.

    Все эти формы распространения информации при налаженной работе информационного центра тесно взаимосвязаны и увеличивают эффективность друг друга. Так, на основе типичных ответов на повторяющиеся вопросы могут готовиться документы, которые постепенно перерастают в более серьезные материалы -- брошюры и книги. Консультационная служба способна предоставлять посетителю необходимую вводную информацию для пользования службами открытого доступа. В свою очередь, ресурсы открытого доступа (например, библиотека) могут использоваться консультантами при ответах на запросы, а также для подготовки семинаров, публикаций и т.п. Результаты “активного распространения информации” -- книги, базы данных, материалы семинаров, занимают место в системе открытого доступа.

    Кроме того, центры организуют семинары, образовательные программы, тренинги, в которых участвуют представители государственных и коммерческих организаций.

    В заключение заметим, что библиотеки способны стать центрами не только информационной, но и более того, одними из центров общественной жизни вообще. Разумеется, необходимым условием этого является грамотная организация их работы.

    Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.

    Новые образовательные стандарты ввели понятие информационно-образовательной среды, частью которой и должна стать школьная библиотека, перейдя в статус информационно-библиотечного центра (ИБЦ).

    Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требований ФГОС, что означает:

    Обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

    Информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);

    Укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью; учеб-но-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения; дополнительной литературой.

    К основным проблемам развития школьных библиотек Вологодской области, препятствующим их переходу в статус информационно-библиотечных центров, относятся несовершенство нормативно-правовой базы, противоречия между функционалом школьного библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации, кризис фондов, проблемы кадрового обеспечения, слабое материально-техническое оснащение школьных библиотек.

    В настоящее время библиотеки и информационно-библиотечные центры образовательных организаций не имеют статуса педагогического структурного подразделения, хотя в соответствии с требованиями ФГОС призваны формировать информа-ционную культуру и стать площадками для организации урочной и вне-урочной проектной деятельности обу-чающихся.

    Отсутствует норматив штатных единиц в информационно-библиотечном центре, вследствие чего возникает серьёзное противоречие между функционалом педагога-библиотекаря и имеющимся штатным расписанием образовательной организации. Наблюдается отсутствие единых подходов при определении функционала сотрудников библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций.

    Большинство школьных библиотек области в настоящее время оснащено компьютерной техникой, однако эта оснащенность не достаточна. Как правило, в библиотеке отсутствует Wi-Fi, что затрудняет использование интернет-ресурсов и электронного контента. Наблюдается несоответствие материально-технического оснащения библиотек возрастающим требованиям современного образовательного процесса, что выражается в нехватке площадей, современной библиотечной мебели, компьютерной, мультимедийной и копировальной техники. Отмечается быстрое старение печатных фондов, недостаточность доступа к цифровым (электронным) библиотекам, обеспечивающим возможность использования профессиональных баз данных, информационных справочных и поисковых систем, а также иных информационных ресурсов.

    Существующая система подготовки и повышения квалификации для педагогов-библиотекарей и других работников школьных библиотек требует дальнейшего развития. Одной из проблем развития информационно-библиотечных центров является неготовность сотрудников библиотеки к широкому использованию новых информационных технологий, практическому применению современных технических средств в деятельности библиотеки.

    Комплекс проблем, препятствующих модернизации школьных библиотек, должен получить системное решение. Для поддержания единства работы информационно-библиотечных центров требуется создание на основе типовых документов таких локальных нормативных правовых актов, как:

    Положение и правила пользования информационно-библиотечным центром образовательной организации;

    Структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра образовательной организации;

    Должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра образовательной организации;

    Технологическая документация по работе информационно-библиотечного центра образовательной организации.

    В целях развития кадрового обеспечения деятельности информационно-библиотечных центров должна быть разработана система непрерывного образования, ориентированная на глубокую гуманитарную, психолого-педагогическую и библиотечно-информационную подготовку педагогов-библиотекарей, включая освоение ими современных информационных технологий. В результате обучения работники ИБЦ должны понимать роль информационно-библиотечного центра в образовательном процессе, быть осведомлены о предоставляемых им возможностях, должны уметь использовать эти возможности для проведения мероприятий, реализации учебно-исследовательских проектов, межпредметной интеграции, личностного развития обучающихся, реализации внеурочной деятельности.

    При обеспечении информационно-библиотечных центров образовательных организаций информационными ресурсами необходимо ориентироваться на переход от печатных изданий к электронным информационным и образовательным ресурсам, в том числе мультимедийным и интерактивным. Определяющую роль в информационно-ресурсном обеспечении современного информационно-библиотечного центра будет играть Интернет как источник и средство совместного создания информационного контента, комплектования и предоставления открытого доступа к ресурсам. Все посадочные места в библиотеке должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.

    При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства.

    Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы. Для ИБЦ необходимы как минимум два помещения. Количество посадочных мест в информационно-библиотечном центре (зона коллективной работы, зона проведения мероприятий) должно соответствовать средней наполняемости класса. В случае ограниченной площади возможно объединение зоны для коллективной работы и рекреационной зоны, абонемента и презентационной зоны.

    Пространство информационно-библиотечного центра должно включать зону абонемента, предназначенную для получения информационных ресурсов (как бумажных, так и электронных) во временное пользование.

    В зоне абонемента должны размещаться книгохранилища, обеспечивающие сохранность книжного фонда, медиатека и рабочее место педагога-библиотекаря, оборудованное современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС).

    Книгохранилища должны быть оборудованы архивными стеллажами для хранения части книжного фонда, шкафами с замками для хранения учебного оборудования, а также включать стеллажи открытого доступа для размещения наиболее востребованных ресурсов.

    В зоне абонемента обеспечивается доступ к государственным информационным ресурсам. Зона должна быть оборудована стеллажами открытого доступа, содержащими наиболее востребованную литературу, литературу гражданско-патриотической направленности (включая краеведческую литературу), предметную литературу для углубленного изучения, иную актуальную литературу в соответствии со спецификой конкретной образовательной организации и условий ее работы.

    Пространство абонемента должно включать зону, предназначенную для самостоятельной работы с использованием ресурсов, предоставляемых информационно-библиотечным центром. Она должна быть оборудована одно- и двухсторонними стационарными стеллажами, а также мобильными выставочными стеллажами. Оснащение абонемента также может включать газетные и журнальные шкафы, если этого требует специфика фондов информационно-библиотечного центра и если размеры зоны допускают такое размещение.

    Пространство абонемента должно быть оборудовано посадочными местами нескольких типов: стульями, диванами, пуфиками, встраиваемыми посадочными местами. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны иметь доступ к государственным электронным библиотечным ресурсам, а также к информационной системе горизонтального распространения авторского электронного контента, включающего полнотекстовые документы, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Посадочные места зоны абонемента открытого доступа должны обеспечивать возможность получения информации об имеющихся ресурсах (каталог, картотеки, справочно-библиографическое обслуживание).

    Зона абонемента должна быть оснащена одним или несколькими местами для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), оборудованием для сеансов дистанционного обучения, оснащена оборудованием для сканирования и печати.

    Зона абонемента должна включать следующие типы оснащения:

    Аппаратно-программный комплекс педагога-библиотекаря, оборудованный современной системой компьютерного учёта фондов и читателей (АБИС);

    Одно или несколько (1-4, в зависимости от количества обучающихся) рабочих мест для получения мультимедийной информации на цифровых носителях (медиатека), дистанционного обучения;

    Ридеры или планшеты (5-10, в зависимости от количества обучающихся);

    Оборудование для сканирования и печати.

    Пространство информационно-библиотечного центра должно включать пространство для экспозиций - презентационную зону.

    Оборудование презентационной зоны должно включать стенды, подвесные системы, иное выставочное и презентационное, а также интерактивное оборудование, необходимое для проведения выставок и экспозиций.

    В ИБЦ должна быть и зона коллективной работы, предназначенная для общения, совместной реализации учебно-исследовательских проектов, работы кружков и клубов, проведения внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и других типов совместной деятельности, группового дистанционного обучения.

    Зона коллективной работы должна использоваться для проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, воспитательных мероприятий и их подготовки. В зоне коллективной работы должны быть созданы условия для формирования системы ценностей, разностороннего воспитания обучающихся.

    Зона коллективной работы должна обеспечивать необходимую инфраструктуру для получения новых знаний в форме коллективного самообучения, курсов, тренингов, семинаров, лекций и других форм коллективного обучения. Обязательным требованием к зоне коллективной работы является ее трансформируемость, возможность вариативного использования пространства.

    Зона коллективной работы должна включать следующие типы оснащения:

    Стационарные столы, столы-трансформеры, складные столы, встраиваемые рабочие места, кресла на роликах;

    Сенсорныи ̆ экран, интерактивную доску или проектор с экраном, флипчарт, магнитную маркерную доску.

    Информационно-библиотечный центр образовательной организации также должен быть оснащен рекреационной зоной, предназначенной для досуга, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности, культурно-просветительских и социально значимых мероприятий - «литературных студий» для взрослых и детей, «библиотечных уроков», литературных встреч и др.

    Рекреационная зона должна быть оборудована эргономичными посадочными местами, обеспечивающими максимальный комфорт: креслами, диванчиками, пуфиками в безопасном для детей исполнении.

    Оснащение информационно-библиотечных центров должно производиться в соответствии с условиями их работы: спецификой образовательной организации, особенностями территории.

    Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).

    Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда электронных информационных ресурсов. Информационно-библиотечные центры в сельской местности должны работать со всеми субъектами образовательного процесса (включая родителей обучающихся) и жителями сельского поселения.

    Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь сельскими библиотеками. Формами такой кооперации могут стать:

    Создание единой системы обслуживания читателей;

    Работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти;

    Создание попечительских советов;

    Принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек;

    Выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.

    На сегодняшний день в России, как и во всем мире, наблюдается усиление сетевого взаимодействия библиотек. На территории страны работает Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА), имеющая филиалы по всей стране. В целях эффективного развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций предполагается их объединение в сеть национального масштаба с централизованной поддержкой со стороны единого федерального информационно-методического центра (ФИМЦ), в масштабах области - регионального информационно-методического библиотечного центра (РИМБЦ).

    Информационно-библиотечные центры общеобразовательных организаций объединяются в сеть по территориальному принципу, группируясь вокруг информационно-библиотечных центров базовых образовательных организаций. Данное взаимодействие обеспечивает полноту реализуемых ими функций, независимо от специфики и условий функционирования отдельных школьных информационно-библиотечных центров за счет обмена доступными информационно-образовательными ресурсами и методическим опытом, приобретаемым на местах в рамках их деятельности.

    Комплексное решение обозначенных проблем поможет задать новый вектор развития школьным информационно-библиотечным центрам, которые должны стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов, гарантом равных возможностей для развития каждого школьника.

    Публичная библиотека в жизни местного сообщества.

    Направления деятельности библиотеки и обслуживание пользователей.

    Библиотечно-информационные ресурсы библиотеки.

    А. Фонд.

    Б. Электронные ресурсы.

    Размещение библиотеки и организация пространства.

    Персонал публичной библиотеки.

    Поддержка деятельности публичной библиотеки.

    ПУБЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В ЖИЗНИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА

    1.1. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

    Библиотека развивает свою деятельность в качестве общедоступного центра информации и культуры, предоставляя пользователям соответствующие материалы и информационную поддержку на всех этапах их жизнедеятельности.

    Благодаря своей доступности, библиотека способствует устранению информационного неравенства, созданию условий для реализации интеллектуальной свободы, сохранения демократических ценностей и всеобщих гражданских прав, улучшения качества жизни.

    1.2. Библиотека вносит важный вклад в повседневную жизнь и социально-экономическое развитие местного сообщества, способствует своими средствами всестороннему развитию своего города или сельского поселения с их уникальными особенностями и местной спецификой.

    Ей принадлежит ведущая роль в собирании, хранении, изучении и популяризации региональной и местной культуры, в сохранении этнического, культурного, языкового и религиозного разнообразия и самобытности.

    1.3. Публичная библиотека обеспечивает права на доступ к информации и к достижениям отечественной и мировой культуры особых групп населения: детей, юношества, людей, имеющих ограничения по здоровью (инвалидов по зрению, слуху, с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий), лиц преклонного возраста и других проблемных групп.

    В целях наиболее полной реализации их прав библиотека выявляет социально исключённых граждан, места их сосредоточения и организации (органы социальной защиты населения, реабилитационные центры и др.), занимающиеся их проблемами, налаживает с ними связи, а также сотрудничает со специализированными библиотеками, научными и учебными специальными организациями.

    1.4. Современная публичная библиотека постоянно откликается на происходящие социальные изменения, активно сотрудничает с органами местной власти, взаимодействует с партнерами по культурной деятельности, с общественными движениями и организациями, средствами массовой информации, развивает деловые и творческие связи с деятелями культуры, искусства, представителями бизнеса.

    Библиотека открыто демонстрирует свои ценности, преимущества и возможности, информирует общественность о целях и задачах своей деятельности, о предоставляемых услугах; заявляет о своем участии в социальных, культурных, образовательных проектах и программах, способствующих приобщению различных групп населения к активной общественной жизни; участвует в рекламных акциях и общественных кампаниях по защите прав местных жителей на доступ к знаниям, информации и культуре и др.

    Библиотека своевременно информирует жителей о режиме работы (часы работы, перерывы, выходные, санитарные дни) и условиях получения библиотечных услуг, своевременно оповещает о существенных изменениях в своей деятельности.

    1.5. Библиотека регулярно отчитывается перед местным сообществом о своей работе, публикует и распространяет среди жителей и в органах местного самоуправления ежегодный отчет о своей деятельности.

    НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ

    ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

    2.1. Публичная библиотека формулирует чёткую политику и стратегию развития, определяет приоритеты и услуги, предусматривает наличие адекватных ресурсов.

    Стратегический план, программы и проекты, которые разрабатывает и реализует библиотека, должны охватывать различные направления деятельности и отражать потребности и ожидания реальных и потенциальных пользователей в области информации и библиотечного дела.

    2.2. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

    2.3. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию.

    Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

    2.4. Участие библиотеки в формирования культуры межличностного и межнационального общения осуществляется посредством обеспечения доступа этнических групп местных жителей к информации и знаниям на их родном языке.

    Библиотека выявляет потребности в литературе и информации на языках этнических групп, сотрудничает с национально-культурными центрами и землячествами на своей территории и за ее пределами, обменивается профессиональной информацией с национальными библиотеками субъектов Российской Федерации, с региональными и местными методическими центрами.

    2.5. Библиотека активно участвует в формировании культурно-исторического сознания местного сообщества, прежде всего в процессе краеведческой деятельности. Для этого библиотека:

    • собирает и хранит литературу по вопросам местной жизни;

    • наиболее полно отражает местную тематику в справочно-библиографическом аппарате;

    • составляет и издает на различных носителях информации краеведческие библиографические пособия, справочники, проспекты, путеводители, буклеты;

    • совместно с другими организациями участвует в сохранении местных устных традиций, в поиске генеалогической информации, в изучении генеалогии и истории отдельных семейств и родов, создает летописные и биографические описания местных достопримечательностей, знаменитых личностей, наиболее ярких событий;

    • организует работу краеведческих объединений.

    При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

    2.6. Одним из важнейших направлений деятельности публичной библиотеки является развитие информационной культуры пользователей. С этой целью библиотека:

    • организует специальные уроки, семинары и тренинги, посвященные пользованию компьютером и основам работы в Интернет, с электронными ресурсами, с обучающими программами;

    • ведет библиотечные уроки в библиотеке, в образовательных учреждениях;

    • проводит регулярные экскурсии по библиотеке, знакомит посетителей с фондами, справочно-библиографическим аппаратом, техническими средствами и технологическими возможностями.

    2.7. Публичная библиотека формирует и развивает читательскую культуру пользователей, читательскую компетенцию детей, юношества и взрослых, поддерживает и воспитывает у них потребность в чтении и в образовании в течение всей жизни.

    2.8. Обслуживание пользователей в публичной библиотеке строится с учетом особенностей, потребностей и возможностей жителей городов и сельской местности.

    Библиотека обслуживает все категории граждан, предоставляет им комплекс библиотечно-информационных и сервисных услуг в наиболее удобном для них режиме: в самой библиотеке или вне библиотеки, а также по телефону или по электронной почте.

    Информационные технологии позволяют публичной библиотеке внедрять и использовать новые формы обслуживания, обеспечивать доступ к собственным и корпоративным информационным ресурсам любому пользователю вне зависимости от места его нахождения.

    2.9. Современная библиотека призвана осуществлять следующие основные формы обслуживания:

    • стационарная форма обслуживания (все виды услуг библиотеки, оказываемых пользователю в стенах библиотеки);

    • внестационарная форма обслуживания (доставка пользователю документов и оказание иных услуг библиотеки по месту жительства, работы, учебы);

    • дистанционное обслуживание (обслуживание пользователя в удаленном доступе на основе информационно-коммуникационных технологий).

    При отсутствии специализированных детских библиотек обслуживание детей организуется в отделах публичной библиотеке.

    2.10. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

    В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

    2.11. Незрячим и слабовидящим пользователям обеспечивается доступ к электронным информационным ресурсам посредством компьютерных технологий, технических и программных средств, а именно: аппаратного и программного обеспечения, адаптированного для пользователей с полной или частичной потерей зрения (сканер, программа экранного доступа, синтезатор речи, устройства речевого выхода для самостоятельного чтения текстов с экрана монитора, конверторы).

    При наличии мест компактного проживания инвалидов по зрению желательно иметь кафедру обслуживания или специализированный отдел, где собраны книги специальных форматов для слепых.

    2.12. Особое значение имеет организация библиотечного обслуживания жителей удалённых территорий или тех категорий граждан, которые не могут воспользоваться стационарной библиотекой по характеру своей трудовой деятельности или условиям быта. В этих случаях библиотека использует мобильные средства (библиобус).

    Библиобус должен быть оснащен постоянно обновляемым книжным фондом, правовыми и другими специализированными базами данных, современным оборудованием, выходом в Интернет.

    2.13. Перспективной формой организации библиотечного обслуживания является такая, при которой, получая документ в одной библиотеке, пользователь имеет возможность вернуть его в любую другую библиотеку, либо заказать доставку документа из другой библиотеки в ту, которой он пользуется, на основе единого читательского билета.

    Эта форма библиотечного обслуживания предполагает высокий уровень кооперации библиотек на современной технологической основе: объединения на едином информационном портале электронных ресурсов библиотек-участниц, а также организации непосредственной доставки документов из библиотеки в библиотеку с выдачей документов на дом (в отличие от межбиблиотечного абонемента, по которому документы выдаются для пользования в читальном зале).

    2.14. Каждая библиотека самостоятельно определяет перечень услуг и условия их предоставления, учитывая как потребности и интересы пользователей, так и возможности библиотеки.

    В любом случае, библиотека обязана предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, стремиться к существенному повышению качества библиотечного сервиса.

    2.15. К основным бесплатным (бюджетным) услугам публичной библиотеки относятся:

    • оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе конкретных документов и других источников информации;

    • предоставление информации о составе библиотечного фонда и о наличии в библиотечном фонде конкретных документов через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;

    • выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование в соответствии с правилами пользования библиотекой;

    • удовлетворение запроса с помощью ресурсов других библиотек с использованием межбиблиотечного абонемента, внутрисистемного обмена или электронной доставки документов.

    2.16. Библиотечные и информационные услуги для сообществ, в которых используется несколько языков, относятся к основным услугам и должны всегда отвечать местным или специфическим потребностям.

    2.17. Всеобщим стандартом обслуживания в публичной библиотеке является максимально доступный фонд документов.

    С учетом возможностей помещений библиотеки фонд должен быть максимально раскрыт и представлен в открытом доступе. При организации доступа к фондам детской литературы следует учитывать особенности классификации и каталогизации литературы для детей, облегчающих использование ими библиотечных ресурсов.

    Ценные или редкие издания, которыми гордится и которые особенно бережет библиотека, могут быть представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах, стеллажах, на специальных выставках или на веб-сайте библиотеки.

    2.18. Современной формой обслуживания пользователей и оперативным каналом доступа к информации и библиотечным ресурсам становится веб-сайт публичной библиотеки.

    Веб-сайт публичной библиотеки снабжается удобными для пользователей навигационными системами, дополняется навигационными системами, обеспечивающими его доступность для лиц с проблемами зрения и слуха. Он может использоваться всесторонне, в том числе для оформления электронного заказа на литературу, продления сроков пользования ею, получения справок и др.

    Для детей создается отдельная веб-страница.

    2.19. В процессе обслуживания различных категорий пользователей библиотека выявляет и учитывает их предложения и замечания в свой адрес, проводит анализ неудовлетворенного спроса.

    Оценка качества и результативности библиотечных услуг осуществляется библиотекой на всех этапах их предоставления: выявления потребностей, изучения спроса, планирования, разработки, рекламирования, использования, анализа удовлетворенности.

    Общая оценка включает такие характеристики библиотечных услуг, как:

    • соответствие спросу и оперативность выполнения;

    • информативность и содержательность;

    • современные методы и способы исполнения и предоставления;

    • количество и уникальность услуг для особых групп пользователей (для детей и юношества, для людей с недостатками зрения и слуха, с поражением опорно-двигательного аппарата и другими ограничениями жизнедеятельности.

    Общие характеристики должны быть дополнены показателями, которые библиотека использует для оценки качества и результативности своей деятельности.

    2.20. Одним из эффективных инструментов управления качеством деятельности библиотеки, включая обслуживание пользователей и предоставление услуг, является разработка комплекса внутренних стандартов, нормативных (или эталонных!) требований.

    БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕКИ

    А. Фонд

    3.1. Основным библиотечно-информационным ресурсом современной публичной библиотеки остается библиотечный фонд, который включает издания в различных форматах и на различных носителях: книги, периодику, аудиовизуальные и электронные документы.

    3.2. Фонд каждой библиотеки является библиотечно-информационным ресурсом конкретной территории (муниципального образования) и частью национального библиотечно-информационного ресурса Российской Федерации.

    Основными характеристиками фонда публичной библиотеки являются соответствие потребностям и спросу, постоянная обновляемость.

    Современная публичная библиотека ориентируется на доступ ко всей имеющейся информации, а не только к собственным ресурсам, обеспечивает пополнение своего фонда также посредством использования каналов межбиблиотечного взаимодействия: внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента, электронной доставки документов.

    3.3. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5-7 томов; на селе 7-9 томов.

    Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

    3.4. Фонд публичной библиотеки, обслуживающей все категории местных жителей, является универсальным по содержанию и включает широкий диапазон документов разных форматов и на различных носителях.

    Публичная библиотека, имеющая право на получение местного обязательного экземпляра, а также официальных документов, принимаемых органами местного самоуправления, формирует наиболее полный фонд, доступный жителям всей территории (муниципального образования).

    Специализированный фонд (например, детской литературы или проблемно-ориентированной литературы) публичной библиотеки формируется наиболее полно документами разных форматов и на различных носителях в соответствии с приоритетами ее деятельности.

    3.5. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

    Фонд звукозаписей (речевых и музыкальных) и видеозаписей для детей должен включать лучшие образцы отечественной и зарубежной детской музыкальной классики и киноклассики.

    В фонде библиотеки должны быть также представлены «говорящие книги», включающие произведения современной и классической русской и зарубежной литературы.

    3.6. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

    3.7. Публичная библиотека включает в свой фонд документы для этнических групп пользователей (с учетом международной практики: при численности 500 этно-национальных представителей - 100 томов; при численности до 2000 - из расчета 1 том на 10 человек).

    3.8. В обязательном порядке публичная библиотека должна получать по подписке экземпляры местных и региональных газет и журналов, а также основных центральных изданий. В составе фонда периодики должны быть издания для детей, а также профессиональные издания для библиотекарей.

    3.9. Объем фонда справочных и библиографических изданий должен составлять не менее 10% к общему фонду публичной библиотеки.

    В нем должны быть представлены универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари, краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты, адресные книги, информационные пособия, программы в помощь обучению, образованию и развитию для всех жителей конкретной территории (муниципального образования).

    3.10. Для сохранения значимости фонда публичной библиотеки необходимо его постоянное пополнение с учетом территориальной специфики из расчета:

    • по методике, предложенной Российской национальной библиотекой - 3,8% новых поступлений к общей книговыдаче за год;

    • из расчета поддержания уровня принятой в России средней книгообеспеченности на 1 жителя.

    3.11. Обновляемость фонда публичной библиотеки определяется как темпами их пополнения, так и своевременного исключения и списания документов. В обязательном порядке библиотека осуществляет списание ветхих и устаревших изданий, особенно справочных материалов, а также изданий, утративших актуальность и не имеющих спроса со стороны пользователей.

    Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда библиотеки постоянно. Единственный экземпляр таких документов может храниться в традиционном виде или быть воспроизведен на ином носителе информации (микрофильме или в электронной форме).

    3.12. Библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, температурно-влажностного режима, пожарной безопасности и др.

    Б. Электронные ресурсы

    3.13. С целью формирования электронных ресурсов, развития новых форм обслуживания и обеспечения доступности информации на качественно новом уровне, на базе автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) осуществляется последовательная информатизация публичной библиотеки. Она включает:

    • создание материально-технической базы, в том числе определение необходимого количества автоматизированных рабочих мест для сотрудников и пользователей;

    • приобретение лицензионных программных продуктов, формирование локальной вычислительной сети (ЛВС), подключение к сети Интернет;

    • автоматизацию всех основных библиотечных процессов: управленческих, технологических (комплектование, обработка и каталогизация, создание справочно-библиографического аппарата и др.), библиотечного обслуживания, информационного обеспечения читателей, управление библиотекой (библиотечной системой);

    • реализацию новых технологических возможностей, в том числе формирование и наращивание информационных электронных ресурсов, создание веб-сайта библиотеки для размещения информации о ресурсах и услугах, предоставление удаленного доступа к электронным ресурсам и виртуальным услугам, участие в корпоративных проектах.

    3.14. Основным электронным ресурсом, который библиотека формирует самостоятельно, либо совместно с другими библиотеками, либо на основе использования корпоративного ресурса, является электронный каталог на фонд библиотеки.

    3.15. Помимо электронного каталога, публичная библиотека может создавать самостоятельно разнообразные базы данных: библиографические, фактографические, полнотекстовые, в том числе базу официальных документов, принимаемых органами местного самоуправления.

    В обязательном порядке библиотека создает краеведческий электронный ресурс: тематические базы данных, отражающие направления развития местного сообщества, его историческую память.

    Чтобы обеспечить более полное и качественное обслуживание пользователей с учетом их информационных потребностей, библиотека должна приобретать готовые базы данных.

    3.16. Наиболее крупная публичная библиотека может участвовать в реализации «цифровых» проектов, создавать собственную электронную коллекцию.

    3.17. Участие публичной библиотеки в корпоративных проектах, в создании единых информационных сетей (региональных, межрегиональных, федеральных, международных) осуществляется на основе взаимодействия с библиотеками разных ведомств, с учреждениями культуры, образования, информационными центрами и другими организациями.

    Основные мероприятия в рамках корпоративного взаимодействия направлены на расширение возможностей библиотеки для удовлетворения потребностей пользователей.

    В дополнение к имеющимся в библиотеке электронным ресурсам, на ее веб-сайте могут размещаться коллекции полезных интернет-ссылок, списки интернет-адресов, информационные навигаторы, обеспечивающие новые библиотечно-информационные формы работы, в том числе виртуальную справочную службу, электронные презентации информационных ресурсов и услуг библиотек и др.

    3.18. Уровень обеспечения библиотеки компьютерной техникой должен зависеть не только от финансовых возможностей, но от стоящих перед библиотекой задач в области внедрения новых технологий и от потребностей пользователей в новых ресурсах и услугах.

    В соответствии с потребностями библиотека должна быть обеспечена автоматизированными рабочими местами для сотрудников и для пользователей, объединенными в ЛВС, оборудованием для организации ЛВС, устройством доступа в Интернет, сканером, принтерами, лицензионной операционной системой, в том числе обеспечивающей доступ незрячих пользователей к электронным ресурсам, пакетом лицензионных офисных программ.

    Все программное обеспечение (также как аудио и видео материалы) должно сопровождаться лицензиями на его использование.

    Подключение к сети Интернет может осуществляться на основе использования технологии, предоставляемой операторами сотовой связи, либо по проводной телефонной линии, либо через спутниковую связь.

    3.19. Программное обеспечение автоматизированных мест незрячих пользователей должно быть адаптировано в соответствии с рекомендациями Консорциума Всемирной сети (C3W) для обеспечения доступности программного обеспечения слепым и слабовидящим.

    3.20. Оборудование и программное сопровождение информационных систем в публичной библиотеке должны обновляться в соответствии с требованиями информационных и телекоммуникационных технологий - не реже одного раза в пять лет.