Инструмент электрика

Три состояния ума по гоголю. Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями (Н. В. Гоголь) Гоголь разум есть несомненно высшая способность

СПИСОК ПРИМЕРНЫХ ТЕМ: Внутренний конфликт: чувства против разума. 2. "Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами" (Эрих Мария Ремарк). 3. "Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести" (В. Г. Белинский). 4. "Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А. С. Пушкин). 5. Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств" (М. Пришвин). 6. Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь" (Пифагор). 1.

7. "Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями" (Н. В. Гоголь). 8. "Разуму не постичь надобностей сердца" (Люк де Клапье Вовенарг). 9. "Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они она без другой" (В. Г. Белинский). 10. "Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер). 11. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни" (Л. Н. Толстой).

12. Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав Флобер). 13. Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет. 14. Нужно ли выплёскать чувство наружу? 15. Когда веленью чувств готовы мы поддаться, Стыдливость в том всегда мешает нам признаться. Умейте ж распознать за холодностью слов Волнение души и сердца нежный зов. (Мольер) 16. Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило. 17. Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл). 18. Должен ли разум подчиняться науке? 19. Разум – счастливый дар человека или его проклятие? 20. Всегда ли совпадают разумное и нравственное? 21. Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным (Рене Декарт). 22. В неразумный век разум, выпущенный на свободу, губителен для его обладателя (Джордж Савил Галифакс).

ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ: 1. Чувства преобладают. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии? 2. Разум преобладает. К чему приводит? Можно ли было избежать трагедии? 3. Или чувства, или разум. Чем опасно? Можно ли достичь гармонии? 4. Гармония. К чему приводит? Можно ли достичь совершенства в этом мире?

ПРИМЕРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И. С. Тургенев «Ася» , «Отцы и дети» И. Бунин «Тёмные аллеи» , «Солнечный удар» , «Лёгкое дыхание» , «Господин из С. -Ф» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» А. С. Пушкин «Евгений Онегин» М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» , «Мцыри» А. Н. Островский «Бесприданница» , «Гроза» Л. Н. Толстой «Война и мир» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Горький «На дне» М. Шолохов «Тихий Дон» А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» В. Распутин «Живи и помни» А. И. Куприн «Гранатовый браслет» , «Олеся»

Разум и страсти – две противоположности, не существующие друг без друга, потому что одна может породить другую. В некоторых случаях, требующих разумного решения, нужно заглушать свои эмоции и страсти, то есть чувства, мешающие принятию такого решения и приводящие к безрассудному выбору, не подходящему в той или иной ситуации.

В русской литературе есть немало примеров, иллюстрирующих эту мысль. В них литературным героям приходится овладеть своими чувствами и сделать правильный выбор, чтобы действия основывались только на разумном решении,

а не были бы порождены страстями, ослепляющими разум.

Так в романе-эпопее Л.

Н. Толстого “Война и мир”, в эпизоде, повествующем о проводах князя Андрея на войну, читатели видят старого графа Болконского, который, казалось бы, скуп на слова, холоден; прощание сына и отца сдержанное, но читатель в каждом движении, слове графа чувствует большую любовь к сыну, а видит лишь, как старый Болконский, отвернувшись ото всех, вытирает слезу.

своего сына на дальнейшую службу. Старый граф победил свои чувства и поступил разумно, что, несомненно, явилось правильным решением.

Второй пример победы разума над страстями можно увидеть в произведении В. Г. Распутина “Прощание с Матерой”. В жизни персонажей бабушки Настасьи и деда Егора наступает момент, когда нужно выбирать между переездом в город и тем, чтобы остаться на своей родной земле, Матере. Они выбирают переезд.

Их чувства не позволяли им покидать Матеру, место, где прошла вся их жизнь, куда они “вросли своими корнями”. Разум же говорил, что так или иначе, эта родная земля скроется под водой, исчезнет, будто бы ее и не было, а вместе с ней исчезнут и они. Выбрав переезд, они подавили то сильное чувство, останавливающее их, тем самым поступая, как велит разум.

Еще один яркий пример проявления высшей способности разума мы видим у М. И. Шолохова в романе “Тихий Дон” на страницах, повествующих о том, когда Григорий Мелехов в бою спасает Степана Астахова, несмотря на их вражду. Григорий понимает, что они со Степаном находятся на одной стороне противоборствующих сил и бой не время для выяснения их личных отношений. Таким образом, спасение Степана Григорием – победа его над своими страстями, а значит – приобретение разума.

Разум – победа над чувствами, являющаяся высшей способностью осознания своего поведения, решения проблемы без вмешательства лишних страстей и эмоций.


Другие работы по этой теме:

  1. Разум дает человеку безграничные возможности. Этот природный дар необходимо культивировать и постоянно развивать – только в этом случае он станет мощным оружием против обуревающих нас...
  2. Разум рассматривается в качестве способности к расчету и трезвости мышления, а так же, как проявление рассудка, и холодного сердца? Что означает такое понятие, как чувство?...
  3. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  4. Столкновение разума и чувства – проблема всех поколений. Природа так устроила внутренний мир человека, что борьба между ними неизбежна. Писатели и художники часто в своих...

Разум дает человеку безграничные возможности. Этот природный дар необходимо культивировать и постоянно развивать – только в этом случае он станет мощным оружием против обуревающих нас страстей.

Преобладающие над разумом чувства нередко ведут к ошибкам, порой непоправимым. Но возникающими в душе чувствами сложно управлять, об этом знает практически каждый.

Именно поэтому человеку свойственны глупые и необъяснимые поступки.

Мне кажется, что чувства должны гармонировать с разумом. Опираясь лишь на эмоции, можно натворить немало

бед. В то же время ведущий по жизни холодный разум, исключающий чувства и желания, никогда не сделает человека по-настоящему счастливым. Можно рассмотреть эту проблему на примере “Бедной Лизы” Николая Карамзина. Каждый из героев повести руководствовался в своих поступках тем, что оказывало на него большее воздействие.

Эрасту были свойственны низменные страсти: он проиграл в карты собственное имение, однако в какой-то момент разум одержал верх над страстями и подсказал герою простой выход из сложной ситуации. Исправить положение он мог женитьбой на богатой вдове. Поступок неблаговидный, но вполне логичный

в его ситуации. Чистый расчет лишил его главной радости жизни – любви, но ради положения в обществе Эраст готов на такую жертву.

Лиза напротив полностью отдалась во власть сердечных чувств. Под их напором разум просто не в состоянии был дать совет молодой крестьянке. Девушка напрочь забыла о социальном неравенстве с возлюбленным, а выгодную для себя партию отвергла без сожалений. Но в итоге чувства к Эрасту довели героиню до самоубийства, хотя Лиза всем сердцем была привязана к старенькой матери. В итоге ни одни из героев повествования не стал счастливым. Лиза умерла, сердце матери стонет от горя, а Эраст до скончания дней своих будет считать себя убийцей… Несмотря на прагматизм, молодой человек наделен совестью – это тоже важное чувство.

В итоге можно констатировать, что лишь согласие между разумом и душевными страстями способно помочь человеку в трудную минуту. Если руководствоваться только разумом или одними эмоциями – велика вероятность фатальной ошибки.


Другие работы по этой теме:

  1. Разум и страсти – две противоположности, не существующие друг без друга, потому что одна может породить другую. В некоторых случаях, требующих разумного решения, нужно заглушать...
  2. Чувства или разум? Вопрос старый как мир. Противостояние без конца и начала. Хотя если пойти дальше, то окажется, что чувства были намного раньше. Древний человек...
  3. Сколько лет стоит мир, столько и спорят разум и чувство. Что важнее. Этот вопрос во все времена занимал людей. Что для себя сделать приоритетным: разум...
  4. Чувства и разум всегда противоборствовали друг с другом. Тема этого противостояния популярна как в классической, так и в современной литературе. И неспроста: победа одного над...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Официальный комментарий: Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2 слайд

Описание слайда:

Из толкового словаря: «Разум – способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. 2. Сознание чего-либо, взгляды, как результат определенного миропонимания» Определение понятий:

3 слайд

Описание слайда:

«Чувства – 1. способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-либо. Зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. 2. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. 3. Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни»

4 слайд

Описание слайда:

1.Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла» 2.Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти» 3.Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны» 4.Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» 5.В.Г. Белинский, русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой». 6.А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

5 слайд

Описание слайда:

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы… Универсальное вступление:

6 слайд

Описание слайда:

Произведение Персоналия Ситуация Цитата И.А. Бунин «Лёгкое дыхание» Оля Мещерская В «Лёгком дыхании» повествование строится на контрастах, отсюда и двойственные ощущения: чувства Оли Мещерской берут верх над её разумом. Она, словно разбушевавшаяся стихия, сносила всё на своем пути, но не потому, что стремилась уничтожить и подавить, а оттого, что не могла иначе. «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав». (Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы»)

7 слайд

Описание слайда:

Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.И. Куприн «Гранатовый браслет» Княгиня Вера Николаевна Шеина, Георгий Степанович Желтков Желтков понимает, что его любовь к княгине Вере никогда не будет иметь продолжения, однако справиться со своим чувством не может и не хочет. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». (А.И. Куприн) «…Это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить». (А.И. Куприн)

8 слайд

Описание слайда:

Произведение Персоналия Ситуация Цитата А.П. Чехов «О любви» Павел Константинович Алёхин, Анна Алексеевна Луганович Любовь не может руководствоваться никакими правилами, однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, запирают любовь в футляр. «Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее?»

9 слайд

Описание слайда:

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Не разум, а веление сердца толкают Мцыри из одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова совершить побег из монастыря и вернуться на родину, дабы обрести дом, друзей или хотя бы «могилы родных». А познав себя, природу своей внутренней свободы, герой разумом понимает, что никогда не сможет стать частью мира монастырского, мира «заточения» и тюрьмы, потому и совершает выбор в сторону смерти как вечной свободы.

10 слайд

Описание слайда:

Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению. И.С. Тургенев «Отцы и дети»

11 слайд

Описание слайда:

Борьба разума и чувств показана в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Четко продуманная теория Раскольникова не вызывает у героя сомнений в своей правомочности, что и приводит его к совершению убийства. Но муки совести, преследующие Родиона после свершения преступления, не дают ему жить спокойно (особая роль в данном аспекте отводится снам героя). Безусловно, не стоит упускать из виду, что данная проблема усложняется в романе за счет вынесения на первый план религиозного контекста.

12 слайд

Описание слайда:

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке.

13 слайд

Описание слайда:

РАЗУМ ЧУВСТВА А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж - Онегин) И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова) Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина) А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич) Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства) А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев) А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса) Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова) А.И. Куприн «Олеся» (Олеся) А.Н. Островский «Гроза» (Катерина) М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита) М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

2017. Тематическое направление "Разуми

чувство". 11 класс

Тематическое направление «Разум и чувство»

Структура сочинения- рассуждения

1. Вступление.Определение и формулирование основной проблемы, которая будет

доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в

виде вопроса. Например, тему «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза» мы

можем переформулировать так: «Каким представлено «темное царство» в драме А.Н.

Островского «Гроза»?» Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому

ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы

формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной

части сочинения.

2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство

главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении.

доказательств), аргументы(доказательства), примеры (с использованием литературного

материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для

аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы

(лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете

показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового

анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа

произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной

темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во

вступлении.

3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения;

перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным

во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы,

используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной

темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных

выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют

друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.

Обратите внимание

Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который

только упомянут, но не проанализирован.

Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.

Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно.

Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того,

как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.

Если выпускник не отвечает на вопрос темы, это значит, что он не понимает, о чем

его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной

оценки («незачёт»).

Алгоритм работы над сочинением

Выбор и обдумывание темы сочинения.

Выявление ключевых слов темысочинения.

Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.

Определение главной мысли сочинения (мой тезис).

Подбор литературного материала.

Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного

наполнения, составление плана.

Написание текста сочинения на черновике.

Редактирование, переписывание сочинения на бланк.

Работа с орфографическим словарём.

Аргументы к сочинению

1.Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты,

взятые из литературных (художественных, публицистических, научных)

источников;

2.факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и

общественных деятелей;

3.общеизвестные исторические факты;

4.результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.

«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших

составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и

поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в

сложном противоборстве, составляющемвнутренний конфликт личности.

Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои

литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением

чувства и подсказкой разума».

Возможные формулировки тем сочинений

Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?

Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)

Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?

Определение понятий

Из толкового словаря

«Разум –

1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы

развития мира,общества и сознательно находить целесообразные способы их

преобразования.

2. Сознание чего- н., взгляды, как результат определенного миропонимания».

«Чувства –

1.способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что- н.

зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.

2. Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими

душевными и умственными способностями.

3.Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его

душевной жизни».

Слова- синонимы

Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.

Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение,

увлечение.

Произведения

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна –ее муж - Онегин)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев- Гринев)

Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич)

А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса)

И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова)

А.Н. Островский «Гроза» (Катерина)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина)

Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич)

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова)

Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства)

И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская)

А.И. Куприн «Олеся» (Олеся)

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита)

М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт)

Универсальные тезисы

Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как

эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.

Фирдоуси,персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу

твою не допустит до зла».

У. Шекспир,английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать -

Н. Шамфор,французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя,

чем наши страсти».

Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах

мы не вольны».

Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно

человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой

мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли -

энергия характера, сила чувства - любовь».

А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».

Н.В. Гоголь,русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она

приобретается не иначе, как победой над страстями».

В.Г. Белинский,русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство - двесилы,

равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».

Л.Н. Толстой,русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему

место в мире. Для человека этот орган есть разум».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе

чувства».

М.М. Пришвин,русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум,

и есть разум, охлаждающий движение чувств».

Э.М. Ремарк,немецкий писатель: «Разум данчеловеку, чтобы онпонял: жить одним

разумом нельзя. Люди живут чувствами, адля чувств безразлично, ктоправ».

Ключевые слова по теме:«внутренний мир человека», «гармония разума и чувства»,

«внутренний конфликт», «нравственный выбор».

Универсальное вступление

Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять

развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная

составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать,

опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе

лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который

видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми- желаниями. Если лошади бегут

по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна

крепкая рука кучера. Нужна воля.

Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство - важнейшие

составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На

мой взгляд,человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и

чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья.Чтобы доказать свою точку зрения,

обращусь к произведениям русской литературы…

Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между

велением чувства и подсказкой разума».

По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича

Болконского, «… есть толькодве добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских

царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующуюармию, старый князь

даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно

будет... А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет...

стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях

русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства,

беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь

прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды

из жизни толстовского героя.

Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы,

хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что

для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.