Электропроводка

Психология коммуникативной деятельности следователя. Коммуникативная деятельность следователя

РЕФЕРАТ

по курсу «Юридическая психология»

по теме: «Психология коммуникативной деятельности следователя»

Введение

    Коммуникативная деятельность следователя

    Психология потерпевшего и свидетеля

Заключение

Введение

В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения их процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.

Особенностью поведения свидетелей в предварительном Следствии (и на суде) является их процессуально регламентированная обязанность дать показания, имеющие значение для раскрытия и расследования преступлений.

Взаимодействуя со свидетелями, следователь должен учитывать, что направленность восприятия события и его содержание определяются оценочной позицией воспринимающего лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития.

Процессуально регламентированная деятельность следователя осуществляется системой следственных действий. К их числу относятся: задержание, допрос, очная ставка, следственный осмотр, обыск и выемка, освидетельствование, предъявление для опознания людей и предметов, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, получение образцов для сравнительного исследования и др.

1. Коммуникативная деятельность следователя

Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемов.

Базой действий и здесь являются информационные процессы. Однако, если на этапе поиска преступника информация поимущественно извлекается из обстоятельств совершения преступления, то при взаимодействии с проходящими по делу лицами информационные процессы обусловлены психическими состояниями этих лиц, их позицией в отношении правосудия и отношением к данному следователю.

Следователю предстоит адекватно отразить позиции и реальную информированность лиц и создать психологические предпосылки для информационного общения.

При этом могут возникнуть следующие ситуации:

1) допрашиваемое лицо обладает искомой информацией, но скрывает ее;

2) допрашиваемое лицо располагает необходимой информацией, но умышленно ее искажает;

3) допрашиваемое лицо добросовестно передает определенные сведения, но информация не адекватна действительности (в силу искажений восприятия и личностной реконструкции материала в памяти субъекта);

4) допрашиваемое лицо не располагает искомой информацией.

В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность.

Начиная расследование, следователь в ряде случаев встречается с коммуникативной неопределенностью.

Здесь следователь выдвигает предположение о наиболее вероятностных действиях противодействующей стороны. Оптимальность следственных решений зависит от уровня рефлективности следователя.

Имитируя позиции противодействующей стороны, возможные рассуждения обвиняемого, подозреваемого или недобросовестного свидетеле, пытающихся ввести следствие в заблуждение, следователь" рефлексивно управляет их действиями.

Психическое состояние проходящих по делу лиц определяется их позицией в» отношении следствия, правовым положением лица (является ли оно обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем), их индивидуально-психологическими особенностями.

Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для обвинения. Для предъявления обвинения следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том, что деяние имело место, что образующие его фактические признаки соответствуют составу преступления, что преступление совершено тем лицом, которому предъявляется обвинение, и отсутствуют обстоятельства, исключающие уголовную ответственность или освобождающие от нее.

Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвинения и разъяснения обвиняемому его прав.

В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.

После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого у следователя и обвиняемого возникает ряд процессуальных прав. Следователь вправе пресечь попытки обвиняемого уклониться от уголовной ответственности, помешать установлению истины по делу, объявить меру пресечения (арест, подписка о невыезде), отстранить обвиняемого от должности, провести обыск, наложить арест на имущество. Учитывая поведение обвиняемого в ходе следствия и другие обстоятельства, следователь может принять решение об изменении или отмене меры пресечения.

Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого. Следователю необходимо иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях. Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.

В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения, связанные или со стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда (и даже его необходимости в случае глубокого раскаяния).

Первая из указанных стратегий поведения ведет к выработке соответствующей защитной тактики, формированию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так называемой "защитной доминанты". Эта защитная тактика может быть активной - дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пассивной - отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия.

"Защитная доминанта" противодействующих расследованию лиц (кроме обвиняемого, подозреваемого, ими могут быть и свидетели, и даже потерпевшие), - основной психический феномен, ориентация в котором особенно существенна для тактики расследования.

Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость доминанты. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым на все то, что охраняется защитной доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий.

Психология взаимодействия следователя с обвиняемым (подозреваемым) определяется и теми общими характериологическими особенностями, которые присущи лицам, совершающим определенные виды преступлений. Следователь должен учитывать, что, например, насильники, как правило, отличаются крайним эгоизмом, примитивно-анархическими устремлениями, жесткостью и агрессивностью. Во взаимоотношениях с этой категорией подследственных лиц следует предвидеть возможные аффективные вспышки, ситуативные конфликты. Наряду с этим пониженная критичность их поведения делает невозможным длительное, тактически продуманное противодействие следователю.

Успех расследования в значительной мере определяется взаимодей­ствием следователя с участвующими в деле лицами подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем и др. (в билете речь пойдет только о следователе). При этом используется самая разнообразная информация: смысл и значение речевых сообщений, речевые интонации, жесты, мимика, пантомимика (поза), внешний облик, эмоционально-ситуативные реакции, возникают определен­ные психологические феномены межличностного восприятия:

идентификация - понимание и интерпретация человека посредством отождествления с ним;

социально-психологическая рефлексия - интерпретация человека посредством размышлений о нем;

эмпатия - понимание человека посредством эмоционального чувствования, сопереживания его состояний;

стереотипизация - оценка человека посред­ством распространения на него качеств, присущих определенной со­циальной группе.

Психическое состояние следователя обусловлено его социально-ро­левым статусом, личностно-профессиональными качествами, информа­ционной вооруженностью по данному уголовному делу, уверенностью в способах достижения целей, ситуативными воздействиями, повышенным уровенем психической активности.

Одним из существенных факторов, ориентирующих тактику сле­дователя, является как можно более раннее выявление мотива дея­ния, совершенного данным лицом. Мотивы поведения служат пока­зателем общей направленности личности, проявлением ее базовых ценностей. Так, более жесткая позиция необходима в отношении лиц, обвиняемых в умышленном убийстве, систематически пьянствующих, крайне жестоких и циничных.

Взаимодействуя с отдельными участниками преступной группы, следователь должен учитывать и нейтрализовывать их ложную пози­цию «защищенности группой» («не один я»).

Следователь должен учитывать, что как направленность восприя­тия, так и его содержание определяются оценочной позицией воспри­нимающего лица, уровнем его психического, интеллек-го и нравственного развития.

Коммуника­тивный контакт (в судебной литературе «психологический контакт») - это взаимоактивизация общения с целью дальнейшего его развития. Установление коммуникативного контакта обусловлено психичес­ким состоянием контактирующих лиц, их психической адаптацией к обстановке общения и к личности партнера по общению. Основой установления коммуникативного контакта является актуализация эмоционально значимого предмета общения , вызывающего психичес­кую активность общающихся лиц.

В позиции отдельных следователей также могут преобладать отри­цательные установки - крайне негативное отношение к антисоци­альной личности подозреваемого (обвиняемого) и связанные с этим высокомерие, надменность, чувство превосходства и т.п. Профессиональным качеством следователя является его способ­ность нейтрализовать свое эмоционально-негативное отношение к подозреваемому (обвиняемому).

При вступлении в общение следователь должен определить психи­ческое состояние допрашиваемого, используя для этого зондирующие коммуникативные действия нейтрального содержания, Здесь можно выделить два крайних вида психических состояний: резко возбужденное эмоционально отрицательное (гнев, возмущенность и т.п.) и депрессив­но-подавленное (печаль, тоска, уныние и т.п.). Дальнейшее поведение следователя должно строиться с учетом этих состояний.

Установлению коммуникативного контакта содействует все то, что снижает уровень отрицательных психических состояний. Контакт создается не на базе житейских мелочей, а на основе информации, способной выз­вать оптимальный очаг возбуждения. У каждого подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля имеются свои животрепещущие проблемы, жгучие вопросы, концент­рирующиеся вокруг расследуемого дела. Свои контакты со следователем они планируют, основываясь на собственном отношении к событию преступления. Задача следователя - с самого начала опираться на положитель­ные социальные связи данной личности , усиливать эти связи, про­буждать гражданственность. Поэтому лучше всего найти в «истории развития» данной личности значительные события, связанные с ее са­мореализацией, и начать общение, опираясь на эти события. Но это должно быть не заигрывание и отыскивание каких-либо общих интересов. Допрашиваемые лица должны увидеть в сле­дователе честного, принципиального, культурного, знающего свое дело человека.

Вся система коммуникативных контактов должна строиться на положительных проявлениях личности, на справедливом и гуман­ном отношении к личности подследственного . Наиболее значимым моментом для установления контакта явля­ется доступное и убедительное разъяснение юридических прав и обя­занностей данного участника уголовного дела. Следователь с самого начала расследова­ния должен выступать как защитник закона, в том числе и всех, без ис­ключения, прав обвиняемого, подозреваемого и других участвующих в деле лиц. Особенно значимо для подозреваемых (обвиняемых) разъяс­нение следователем отдельных положений закона, раскрытие тех пре­имуществ, которыми они могут воспользоваться. Следователь должен проявить себя не как преследующее лицо, а как лицо, призванное по­мочь другому, пусть даже оступившемуся человеку.

Поведение подозреваемого (обвиняемого) во многом зависит от по­ведения следователя. И если следователь внимательно отнесся к нуждам зависимого от него человека, проявил себя как достойный гражданин, с ним всегда захотят установить контакт, взаимодействовать.

Возможны ситуации следственного общения в условиях противодействия, которые называют конфликтными ситуациями. Это столкновение противоположно направленных, несовместимых тенденций в сознании отдельных индивидов, в межличностных отношениях ин­дивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмо­циональными переживаниями. При этом каждая конфликтующая сторона стремится нанести ущерб другой.

Задача следовате­ля - преодолеть даже временно возникшие конфликтные ситуации и в любом случае достигнуть цели расследования - установить истину происшедшего события. При этом недопустимо психическое насилие. Запрещается домогательство показаний обвиняемого и других участвующих в деле лиц путем насилия, угроз и иных незаконных мер. От насилия следует отличать правомерные приемы психического воздействия.

Прием психического воздействия - это воздействие путем создания такой ситуации, в которой обнаруживается скрываемая информация. Так тактически целенаправленная система вопросов может выявить, поми­мо желания допрашиваемого, такие факты и детали, которые известны: только лицу, причастному к совершению преступления.

Все приемы, основанные на эффекте блокировки возможных ук­лонений допрашиваемого от дачи правдивых показаний, являются правомерными, в том числе при использовании отрицательных проявлений личности (пример: жене показывают фотографии ее мужа с любовницей, для получения показаний). Следователь, предвидя возможные направления ук­лонений, заранее «блокирует» их, демонстрируя их бесперспектив­ность и тем самым побуждает к даче правдивых показаний.

Психическим воздействием обладает даже последовательность вопросов . В тех случаях когда они хронологически ассоциируются с подлинными событиями, возникает впечатление широкой осведомленности следователя о них. Но даже одиночные, имеющие самостоятельное значение вопро­сы должны быть всесторонне осмыслены следователем как фактор психического воздействия.

ознакомление лица с системой имеющих­ся доказательств, раскрытие их юридического значения, убеждение в бесполезности противодействия;

разъяснение преимуществ чистосердечного раскаяния;

создание у допрашиваемого лица субъективных представлений об объеме доказательств, оставление его в неведении относительно фак­тически имеющегося объема доказательств;

исправление ошибочных представлений о неосведомленности сле­дователя;

создание условий для действий подследственного лица, ведущих к его разоблачению;

временное попустительство уловкам, совокупность которых может иметь разоблачающее значение;

система предъявления улик по возрастающей их значимости, вне­запное предъявление наиболее важных, изобличающих доказательств;

совершение следователем действий, допускающих их многознач­ное толкование.

Т.е. работать не хотят, хотят, чтобы все чистосердечно, чистоконкретно раскаялись. J

Следователь постоянно должен учитывать, какой информацией о ходе следствия располагает подозреваемый (обвиняемый), каким об­разом он ее переосмысливает и какие действия в связи с этим может предпринять.

Прием «захват врасплох». Анализ практики показывает, что получаемые при «захвате врасплох» ответы редко бывают связаны с непроизвольной «выдачей» истины. Но подавляющем большинстве случаев такая «вне­запность» не продвигает следователя по пути познания истины, но очень часто ведет к нарушению коммуникативного контакта. Одним из действенных средств психического воздействия на про­тиводействующее следствию лицо является демонстрация возможно­стей объективного установления скрываемых обстоятельств вне за­висимости от его показаний.

Большое психическое воздействие оказывает предъявление веще­ственных доказательств и раскрытие перед подследственным лицом их разоблачающего значения, возможностей судебной экспетизы. Так, предъявление обуви и одежды убитого эмоционально значимо для виновного и нейтрально для невиновного. Однако роль эмоциональных реакций в расследовании не следует преувеличивать.

Одним из средств правомерного психического воздействия явля­ется постановка перед подследственным лицом мыслительных задач , связанных с логикой расследуемого события. Повышенная психическая активность подозреваемого (обвиняе­мого) в случае причастности к преступлению может объясняться его информированностью относительно тех данных, которые неизвест­ны пока следователю, острым повторным переживанием отдельных эпизодов преступления.

Цель психического воздействия - преодолеть установку на противодействие, убедить противодействующее лицо в необходимо­сти дачи правдивых показаний. Приемы правомерного психического воздействия создают психо­логические условия, облегчающие противодействующему лицу пере­ход от лжи к правде.

Следователь должен выяснять истинные мотивы запирательства, гиб­ко преодолевать сложившуюся негативную позицию противодействую­щего лица, убеждать его в нецелесообразности избранной поведенчес­кой позиции, опираясь на положительные качества личности, всячески укреплять их. Не сломить волю подследственного, а трансформировать «злую волю» в «добрую» - такова психологическая сверхзадача следователя в ситуациях противодействия.

Следователь должен пресекать все, что может усилить отрицатель­ные мотивы поведения противодействующего лица: общение с другими противодействующими и с асоциально настроенными лицами, получе­ние нежелательной в следственно-тактическом отношении информации.

Все способы психического воздействия на проходящих по делу лиц должны быть правомерными. Использование каких бы то ни было приемов психического насилия является противоправным.

Следователь должен знать четкую грань между правомерными и не­правомерными приемами психического воздействия. Психическое воз­действие правомерно, если оно не ограничивает свободу волеизъявле­ния проходящего по делу лица. Все то, что ограничивает свободу волеизъ­явления подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля, «подтягивает» их показания в желаемое русло ранее возникших установок сле­дователя, наносит ущерб раскрытию истины и является противозаконным. Тактический прием психического воздействия на лицо, проходя­щее по делу, правомерен, если при этом не нарушено ни одно из трех требований:

прием не основан на неосведомленности подозреваемого (обви­няемого) или иных лиц в правовых вопросах;

прием не унижает достоинства личности и не ограничивает свобо­ды её волеизъявления;

прием не влияет на позицию невиновного, не побуждает его к при­знанию несуществующей вины, к оговору невиновных, к даче лож­ных показаний.

Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемов.

Базой действий и здесь являются информационные процессы. Однако, если на этапе поиска преступника информация поимущественно извлекается из обстоятельств совершения преступления, то при взаимодействии с проходящими по делу лицами информационные процессы обусловлены психическими состояниями этих лиц, их позицией в отношении правосудия и отношением к данному следователю.

Следователю предстоит адекватно отразить позиции и реальную информированность лиц и создать психологические предпосылки для информационного общения.

При этом могут возникнуть следующие ситуации:

1) допрашиваемое лицо обладает искомой информацией, но скрывает ее;

2) допрашиваемое лицо располагает необходимой информацией, но умышленно ее искажает;

3) допрашиваемое лицо добросовестно передает определенные сведения, но информация не адекватна действительности (в силу искажений восприятия и личностной реконструкции материала в памяти субъекта);

4) допрашиваемое лицо не располагает искомой информацией.

В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность.

Начиная расследование, следователь в ряде случаев встречается с коммуникативной неопределенностью.

Здесь следователь выдвигает предположение о наиболее вероятностных действиях противодействующей стороны. Оптимальность следственных решений зависит от уровня рефлективности следователя.

Имитируя позиции противодействующей стороны, возможные рассуждения обвиняемого, подозреваемого или недобросовестного свидетеле, пытающихся ввести следствие в заблуждение, следователь" рефлексивно управляет их действиями.

Психическое состояние проходящих по делу лиц определяется их позицией в» отношении следствия, правовым положением лица (является ли оно обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем), их индивидуально-психологическими особенностями.

Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для обвинения. Для предъявления обвинения следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том, что деяние имело место, что образующие его фактические признаки соответствуют составу преступления, что преступление совершено тем лицом, которому предъявляется обвинение, и отсутствуют обстоятельства, исключающие уголовную ответственность или освобождающие от нее.

Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвинения и разъяснения обвиняемому его прав.

В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и получить его подтверждение о том, что он понимает предъявленное ему обвинение.

После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого у следователя и обвиняемого возникает ряд процессуальных прав. Следователь вправе пресечь попытки обвиняемого уклониться от уголовной ответственности, помешать установлению истины по делу, объявить меру пресечения (арест, подписка о невыезде), отстранить обвиняемого от должности, провести обыск, наложить арест на имущество. Учитывая поведение обвиняемого в ходе следствия и другие обстоятельства, следователь может принять решение об изменении или отмене меры пресечения.

Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого. Следователю необходимо иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях. Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.

В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения, связанные или со стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда (и даже его необходимости в случае глубокого раскаяния).

Первая из указанных стратегий поведения ведет к выработке соответствующей защитной тактики, формированию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так называемой "защитной доминанты". Эта защитная тактика может быть активной -- дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пассивной -- отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия.

"Защитная доминанта" противодействующих расследованию лиц (кроме обвиняемого, подозреваемого, ими могут быть и свидетели, и даже потерпевшие), -- основной психический феномен, ориентация в котором особенно существенна для тактики расследования.

Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость доминанты. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым на все то, что охраняется защитной доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий.

Психология взаимодействия следователя с обвиняемым (подозреваемым) определяется и теми общими характериологическими особенностями, которые присущи лицам, совершающим определенные виды преступлений. Следователь должен учитывать, что, например, насильники, как правило, отличаются крайним эгоизмом, примитивно-анархическими устремлениями, жесткостью и агрессивностью. Во взаимоотношениях с этой категорией подследственных лиц следует предвидеть возможные аффективные вспышки, ситуативные конфликты. Наряду с этим пониженная критичность их поведения делает невозможным длительное, тактически продуманное противодействие следователю.

Жесткая позиция необходима в отношении лиц, обвиняемых в злостном убийстве.

Взаимодействуя с так называемыми "случайными" убийцами, следователь должен всесторонне учитывать неблагоприятные бытовые обстоятельства в их жизни. Взаимодействуя с лицами, привлеченными к уголовной ответственности по обвинению в изнасиловании, следователь должен иметь в виду такие их психические особенности, как бесстыдство, крайняя вульгарность, разнузданная чувственность, аморальность.

Определенные общие психологические особенности присущи и лицам, обвиняемым в корыстно-насильственных преступлениях. Так, грабежи и разбои совершают, как правило, лица с крайней антисоциальной и антиправовой ориентацией. Для них характерны глубокая аморальность, пьянство. Наряду с этим они во многих случаях отличаются повышенным самоконтролем, способностью к устойчивому тактическому противодействию.

Личность обвиняемых, как правило, противоречива -- одни их оценки, оправдательные, направлены на себя, другие, обвинительные -- на окружающих лиц.

Преступники уходят от признания своей виновности. Убийцы, разбойники, грабители, насильники, воры, расхитители в своей массе внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью. Большинство преступников не относит себя к типичному образу преступников, они выводят себя за рамки социальной ответственности, формируя механизм психологической защиты. В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), изыскивают всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.

Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов.

Социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, поэтому у него и не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я - образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей; тех своих качеств, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве -- глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых нужно учитывать в тактическом взаимодействии с ними.

Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно подвергаться психологическому анализу -- оно свидетельствует о том, чему сам обвиняемый придает большее значение, чего избегает, что доминирует или тормозится в его сознании.

Насильственные типы преступников, как правило, склонны к обвинительной трактовке действий других лиц. Большинство преступников утрируют провоцирующий характер предпреступной ситуации, субъективно "усиливают" способствующие преступлению обстоятельства. Необходимо также учитывать тенденцию обвиняемых к изменению своих позиций, адаптацию их оправдательной позиции по мере предъявления доказательств. Психологически важно всемерно ослаблять и находить слабые места в их оборонительной позиции. Но в ряде случаев следует идти "на поводу" легенды обвиняемого, с тем чтобы предъявить решающие доказательства на фоне психического контраста, наиболее эффективно демаскировать обвиняемого.


Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективного управления поведением противодействующих лиц, использования психологизированных тактических приемов.
Базой действий и здесь являются информационные процессы. Однако, если на этапе поиска преступника информация поимущественно извлекается из обстоятельств совершения преступления, то при взаимодействии с проходящими по делу лицами информационные процессы обусловлены психическими состояниями этих лиц, их позицией в отношении правосудия и отношением к данному следователю.
Следователю предстоит адекватно отразить позиции и реальную информированность лиц и создать психологические предпосылки для информационного общения.
При этом могут возникнуть следующие ситуации:
допрашиваемое лицо обладает искомой информацией, но скрывает ее;
допрашиваемое лицо располагает необходимой информацией, но умышленно ее искажает;
допрашиваемое лицо добросовестно передает определенные сведения, но информация не адекватна действительности (в силу искажений восприятия и личностной реконструкции материала в памяти субъекта);
допрашиваемое лицо не располагает искомой информацией.
В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность.
Начиная расследование, следователь в ряде случаев встречается с коммуникативной неопределенностью.
Здесь следователь выдвигает предположение о наиболее вероятностных действиях противодействующей стороны. Оптимальность следственных решений зависит от уровня рефлективности следователя.
Имитируя позиции противодействующей стороны, возможные рассуждения обвиняемого, подозреваемого или недобросовестного свидетеля, пытающихся ввести следствие в заблуждение, следователь рефлексивно управляет их действиями.
Психическое состояние проходящих по делу лиц определяется их позицией в отношении следствия, правовым положением лица (является ли оно обвиняемым, подозреваемым, потерпевшим или свидетелем), их индивидуально-психологическими особенностями.

Еще по теме § 1. Коммуникативная деятельность следователя:

  1. Глава 3. Психология коммуникативной деятельности следователя. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей
  2. Глава 1. Психология следователя и следственной деятельности
  3. § 2. Деятельность следователя по приостановленному производству
  4. БЛОК-СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ УБИЙСТВ
Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] Еникеев Марат Исхакович

Глава 13 Психология коммуникативной деятельности следователя

Глава 13 Психология коммуникативной деятельности следователя

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого

Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения. Следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том, что деяние имело место, что образующие его фактические признаки соответствуют составу преступления, что преступление совершено тем лицом, которому предъявляется обвинение, и отсутствуют обстоятельства, исключающие уголовную ответственность или освобождающие от нее.

Акт предъявления обвинения состоит из оглашения обвинения и разъяснения обвиняемому его прав.

В психологическом плане важно, чтобы разъяснение сущности обвинения и процессуальных прав обвиняемого было сделано простым, доступным языком. Необходимо получить ответы на все заданные обвиняемому вопросы и его подтверждение, что он понимает предъявленное ему обвинение.

После вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого у следователя возникает ряд процессуальных прав. Следователь вправе пресечь попытки обвиняемого уклониться от уголовной ответственности, помешать установлению истины по делу, объявить меру пресечения (арест, подписка о невыезде), отстранить обвиняемого от должности, провести обыск, наложить арест на имущество. Учитывая поведение обвиняемого в ходе следствия и другие обстоятельства, следователь может принять решение об изменении или отмене меры пресечения.

Для успешного осуществления предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях обвиняемого и в его текущих психических состояниях. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адаптационные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной мере определяются его отношением к событию преступления и правосудию.

В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две различные стратегии поведения обвиняемого, связанные или с его стремлением избежать суда и справедливого наказания, или с осознанием неизбежности суда (и даже его необходимости в случае глубокого раскаяния).

Противодействие обвиняемого правосудию ведет к выработке соответствующей защитной тактики, формированию в сознании обвиняемого (подозреваемого) так называемой защитной доминанты. Эта защитная тактика может быть активной - дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и пассивной - отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия.

Защитная доминанта противодействующих расследованию лиц (кроме обвиняемого или подозреваемого ими могут быть и свидетели, и даже потерпевшие) - основной психический феномен, ориентация в котором особенно существенна для тактики расследования.

Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Опытный преступник делает все, по его мнению, возможное, чтобы скрыть следы преступления, крайне затруднить расследование, ввести следователя в заблуждение, планирует линию поведения и в случае раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями.

Но в этом и основная слабость позиции обвиняемого. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно относятся обвиняемым к всему тому, что охраняется защитной доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценка угрожающих воздействий.

Преступники обычно уходят от признания своей виновности. Убийцы, разбойники, грабители, насильники, воры, расхитители в своей массе внутренне не осуждают себя. Их самооценки отличаются низкой самокритичностью, неадекватностью. Большинство преступников выводят себя за рамки социальной ответственности, формируют у себя механизм психологической защиты. В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для оправдания своего поведения (механизм самооправдательной рационализации), всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.

Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов.

Социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, поэтому у него и не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник, сохраняя ценность своего Я-образа, остается в силу этого чувствительным в отношении собственной системы ценностей, тех своих качеств, которые он ценит. Уличение в бесчестности его может не волновать, а уличение в трусости, малодушии, предательстве - глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых нужно учитывать в тактическом взаимодействии с ними.

Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно подвергаться психологическому анализу - оно свидетельствует о том, чему сам обвиняемый придает большее значение, чего избегает, что доминирует или тормозится в его сознании.

В ряде случаев следует идти на поводу легенды обвиняемого, с тем чтобы предъявить решающие доказательства на фоне психического контраста, наиболее эффективно демаскировать обвиняемого (см. § 5 гл. 14).

Из книги Криминалистическая психология автора Образцов Виктор Александрович

Глава 12 Психолого-криминалистическая характеристика коммуникативной деятельности субъектов при выявлении и раскрытии

Из книги Педагогическая психология: конспект лекций автора Есина Е В

4. Психология учебной деятельности Там, где действия человека управляются сознательной целью освоения каких-либо умений, знаний, навыков, там имеет место учение как деятельность. Учение – это специфическая человеческая деятельность, оно возможно лишь на той ступени

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Психология мнестической деятельности Запоминание и воспроизведениеДо сих пор мы останавливались на отдельных видах следов и особенностях их запечатления.Теперь мы должны дать характеристику специальной мнестической деятельности, иначе говоря, процессам

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Психология деятельности. Импульсивное поведение

Из книги Психология творчества, креативности, одаренности автора Ильин Евгений Павлович

Глава 1 Психология творческой деятельности 1.1. Какую деятельность следует считать творческойСущность творческого процесса видят «в реорганизации имеющегося опыта по формированию на его основе новых комбинаций» (А. Матейко), как созидание чего-либо нового в ситуации,

Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

Глава 6 ПСИХОЛОГИЯ ШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6.1. Ученик - субъект учебной деятельностиЧеловек, получающий знания в любой образовательной системе, является обучающимся. Современное понятие «обучающийся» названо так

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

88. Психология розыскной деятельности Розыскная деятельность следователя состоит из ряда последовательно сменяющих друг друга следственных действий и тактических операций и включает в себя такие стадии:–?создание версии (обоснованного предположения, объясняющего

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

111. Психология прокурорской деятельности Прокуратура является особым органом государственной власти, призванным осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов РФ на всей территории страны. Согласно федеральному законодательству прокуратура

Из книги Юридическая психология автора Васильев Владислав Леонидович

113. Психология адвокатской деятельности Адвокат может участвовать в судебном разбирательстве как на стороне обвинения, так и на стороне защиты. Наиболее сложным в психологическом плане является выступление адвоката на стороне защиты, если его подзащитный совершил

Из книги автора

§ 1. Взаимодействие следователя с обвиняемым. Психология обвиняемого Основанием для привлечения лица к уголовной ответственности служит наличие достаточных доказательств для предъявления обвинения. Следователь должен собрать доказательства, свидетельствующие о том,

Из книги автора

§ 2. Взаимодействие следователя с потерпевшим. Психология потерпевшего Психическое состояние потерпевшего в значительной мере может определяться его обвинительной доминантой, отрицательными эмоциями, связанными с понесенным ущербом. Эти конфликтные состояния нередко

Из книги автора

§ 3. Взаимодействие следователя со свидетелями. Психология свидетелей Особенностью поведения свидетелей в предварительном следствии (и на суде) является их процессуально регламентированная обязанность дать показания, имеющие значение для ракрытия и расследования

Из книги автора

Глава 17 Психология судебной деятельности по уголовным делам § 1. Психологические особенности судебной деятельности Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.Правосудие осуществляется только судом

Из книги автора

§ 6. Психология судебной деятельности адвоката Судебная защита - конституционное право гражданина. С помощью защитника обвиняемый (подсудимый) получает возможность более полно использовать принадлежащие ему процессуальные права, активно участвовать в исследовании

Из книги автора

§ 1. Психология деятельности арбитражного суда Арбитраж - государственно санкционированное посредничество, защищающее нарушенные или оспариваемые права предприятий, учреждений, организаций и граждан-предпринимателей - участников хозяйственных отношений путем

Из книги автора

7.1. Психология оперативно-следственной деятельности Оперативно-розыскная деятельность является одной из прерогатив органов внутренних дел. Она регулируется специальными приказами и инструкциями, носящими преимущественно конфиденциальный характер. Значительная