Автоматические выключатели

Западный скоростной диаметр откроется для движения на всем протяжении в течение месяца. ЗСД: открытие центрального участка и изменение тарифов Открытие центральной части зсд

Редакция Портала Дороги России

Последний и самый сложный участок Западного скоростного диаметра в буквальном смысле строят на земле, над землей, под землей, на воде и под водой. Часть участка проходит по эстакадам и мостам, а часть - в тоннеле.

Высокоскоростную магистраль обещают полностью сдать во втором квартале 2016 года. Городские власти подсчитали, что по ЗСД от аэропорта Пулково до стадиона «Зенит-Арена» болельщики чемпионата мира по футболу 2018 смогут доехать за 24 минуты. Строительство трассы не прекращается даже ночью. Корреспондент портала «ДорИнфо» узнал, как продвигается работа на одном из самых масштабных и сложных дорожных проектов России - центральном участке ЗСД в Санкт-Петербурге.

Справка

Центральный участок Западного скоростного диаметра соединит уже построенные Южный и Северный участки. В результате чего автомобилисты смогут проехать с юга на север города, минуя центр. К строительству центральной части высокоскоростной магистрали приступили в 2013 году.

Протяженность участка - 11, 7 км. Число полос движения - восемь полос по четыре в каждом напрвлении с минимальной скоростью 110 км/ч. Начинается он за рекой Екатерингофкой и завершается на северном берегу Большой Невки в районе развязки с Приморским проспектом. Проходит по четырем районам Петербурга: Приморскому, Петроградскому, Василеостровскому и Кировскому.

В пределах Центрального участка трасса ЗСД проходит по промзоне Морского порта Санкт-Петербурга, пересекает Морской канал, идет по Канонерскому острову, выходит в Невскую губу и огибает остров Белый, пересекает Корабельный фарватер, проходит по западной кромке Васильевского острова в выемке и тоннеле под рекой Смоленкой, после пересекает Петровский фарватер, следует по самой кромке Крестовского острова, проходит через Среднюю и Большую Невки, выходит на берег и переходит в развязку с Приморским проспектом.

Участок строится по схеме государственно-частного партнерства. Стоимость проекта оценивается приблизительно в 120 млрд. рублей.

От бетона к металлу

Строительство центрального участка магистрали идет одновременно на десяти площадках, в четырех районах города. Площадки расположены на набережной реки Екатерингофки, на Канонерском, Васильевском и Крестовском островах, а также в районе улицы Савушкина. Работа кипит на всех объектах. Правда, находятся они в разной степени готовности. И если на эстакаде в районе улицы Савушкина строители уже приступили к монтажу пролетных металлоконструкций основного хода магистрали, то на Канонерском острове заканчивают перекладывать обширную сеть сложных инженерных коммуникаций, ведут работы по бетонированию опор эстакад, которые пройдут над островом, и опор моста через Морской канал.

Строительство на Васильевском острове



Строительство в районе Савушкина

Здесь строителям необходимо перенести высоковольтную воздушную линию, газопровод, тепловые сети, водопровод, кабельные линии и многое другое. К примеру, только лишь для того, чтобы пропустить магистральный газопровод высокого давления под Морским каналом, сделаны два прокола под водоемом на глубине 35 метров, проложены специальные тоннели, и в них погружен футляр, по которому и пойдет газопровод. Над переносом коммуникаций специалисты трудятся уже больше года и планируют решить эту задачу к октябрю 2014 года.

Схема магистрали на Канонерском острове

«В целом, на центральном участке мы заканчиваем бетонные работы. Причем, где-то они уже завершены, как на Савушкина. Интересный факт: всего в процессе строительства мы израсходуем 665 тысяч кубических метров бетона. Мы уже забетонировали практически все сваи — а их около 10 тысяч. Самые глубокие из них уходят в землю на 44 метра.

Переходим к следующему важному этапу - монтажу металлоконструкций. На мостах и эстакадах его проведут методом продольной надвижки. Согласно проекту нам понадобится 162 тысячи тонн металлоконструкций», - отметил менеджер по строительству фундаментов и оснований концессионера проекта ООО «Магистраль северной столицы» Сергей Онопа. Сергей Николаевич согласился продемонстрировать, как сегодня идут дела на крупнейшей в городе строительной площадке.

Менеджер по строительству фундаментов и оснований Сергей Онопа

Мосты в двух ярусах и трех плоскостях

На участке возводят семь мостов. Значительная часть протяженности дороги проходит на эстакадах. И это не считая уже построенной временной технологической эстакады, протянувшейся вдоль всего хода будущей магистрали в акватории. По ней передвигаются техника и персонал стройки. После завершения строительства она будет разобрана.

Временная и будущая эстакады

«Практически каждая мостовая переправа в соответствии с нашим градостроительным комплексом уникальна. На каждом объекте запроектированы пролетные строения длиной свыше 100 метров. А это автоматически относит их в разряд уникальных», - отметил собеседник.

Визуально интересным и технически сложным станет архитектурное решение моста через Морской канал. Высота подмостового габарита составит 52 метра, чтобы суда могли свободно проходить под сооружением. Сама дорога пойдет по двухъярусной ферме высотой 10 метров: по первому этажу машины пойдут в одну сторону, по второму - в другую.

Схема моста через Морской канал

Таким будет мост после ввода в действие ЗСД

Проект моста выполнены ЗАО «Институт «Стройпроект»

Мост возведут по уже упоминавшемуся методу продольной надвижки. Исполнительный директор проекта англичанин Алан Платт, считающийся одним из лучших мостовиков мира, отметил, что надвижка двухъярусной фермы - это сложнейшая инженерная задача. К слову, иностранных специалистов в строительстве задействовано немало: ведь подрядчик - компания итало-турецкая. Кроме того, за ходом работ на всех этапах следят независимые инженеры из крупной международной компании COWI, которые были приглашены городскими властями и концессионером.

Сложность возведения моста через Морской канал еще и в том, что местность тут с очень плотной застройкой. Стесненные условия и сыграли решающую роль в выборе проекта именно двухъярусной фермы.

«Участок не прямолинейный - в конфигурации моста придется делать изгибы. Территория Морского порта настолько загромождена зданиями, что опоры нельзя поставить так, чтобы соблюсти прямую. Сместить опору хоть на метр влево или вправо попросту невозможно», - рассказал Сергей Онопа.

Действительно эксклюзивными можно назвать вантовые мосты, которые станут частью ЗСД. Их запроектировано на участке два: через Корабельный и Петровский фарватеры. У обоих опоры будут высотой по 125 метров.

Мост через Корабельный фарфатер

Мост через Петровский фарватер

Между Канонерским и Васильевским островами возведут, без преувеличения, уникальное сооружение - вантовый мост с наклоненными внутрь на 12 градусов пилонами. Они станут символом разводных мостов. В России таких объектов нет, заверили меня строители. Да и в мире мостов с наклоненными пилонами единицы. Причем, они гораздо меньше по размерам и, в основном, пешеходные. Необычная конструкция потребовала от проектировщиков сложных расчетов. Прямые пилоны гораздо легче в реализации.

Бетонирование опор моста через Корабельный фарватер

К бетонированию опор на Корабельном фарватере строители приступили два месяца назад - готово 10 стартовых метров. Наклон в 12 градусов уже просматривается. Он будет выдержан до отметки 125 метров. На высоте 26 метров меду пилонами смонтируют огромную металлическую перемычку, на ней установят подъемный кран, который будет возводить опоры выше. Длина моста 320 метров. Высота подмостового габарита - 35 метров.

Исключительным будет архитектурное решение и на вантовом мосту через Петровский фарватер — от одного пилона ванты разойдутся в трех плоскостях. В ближайшее время рабочие приступят к возведению опор, основание фундамента уже забетонировано. Здесь же будет использована технология скользящей опалубки.

«Опалубку уже завершают собирать. Она позволяет бетонировать опору высотой 125 метров со скоростью 2,5 метра в сутки. С учетом монтажа опалубки за три месяца опора будет готова. Это очень высокая скорость», - подчеркнул Сергей Николаевич.

После вантового моста через Корабельный фарватер магистраль по эстакаде пойдет на понижение и перейдет на Васильевском острове в своеобразную выемку. На месте перехода между эстакадой и выемкой обустроена армогрунтовая насыпь. Для укрепления грунта в основание погружено 1220 свай диаметром 600 мм. Засыпано полтора метра щебня, в котором через каждые 40 см сделаны прослойки из геосинтетического материала. Остается уложить слои дорожной одежды.

На строительных площадках установлены временные маяки.

На участке уже уложено около двух миллионов кубических метров песка.

Ниже воды и земли

В начале жилой застройки на Морской набережной дорога в буквальном смысле уходит под землю - в своеобразную выемку. Магистраль прокладывают ниже уровня Финского залива и ниже уровня земли. И так она тянется практически на протяжении всей набережной на глубине 4-11 метров. Сделано это для того, чтобы местные жители не видели и не слышали транспортного потока (кстати, для дополнительной шумоизоляции генподрядчик меняет окна в близлежащих домах).

Готовая дорога

Территория выемки

В выемке реализована еще одна сложная техническая задача - оборудованы стены в грунте. Они уходят под землю на 27 метров (представьте десятиэтажный дом). Стены выполняют как функцию опоры, предотвращают обвал грунта, так и противофильтрационной завесы, которая не дает проникнуть к дорожному полотну грунтовым водам. Суммарная протяженность стен без тоннеля - 4, 8 км. На устройство стен ушел год.

Стены в грунте

В выемке же находится и самая глубокая точка дороги - тоннель под рекой Смоленка. Он пройдет на отметке минус 11 метров от уровня моря. А с учетом того, что под тоннелем необходимо будет оборудовать дренаж, дорожное основание, то глубина достигнет и всех 14 метров. Над тоннелем оборудуют бетонное искусственное русло Смоленки 50 метров шириной и два метра глубиной. Протяженность самого тоннеля 300 метров. В его кровле оставят световые проемы в виде стеклянных куполов, которые будут возвышаться над землей. Это и практично - дополнительное освещение, вентиляция, - и зрелищно. Над тоннелем обещают благоустроить прогулочную зону.

Место будущего тоннеля

Смоленка

На этом объекте пока идут подготовительные работы. Для оборудования стен в грунте поочередно перекроют отсыпкой рукава Смоленки. Грунт здесь уже укрепили 2600 сваями, вбитыми на глубине 9-14 метров. Тоннель планируют закончить к октябрю 2015 года.

После тоннеля трасса идет на подъем. Перед съездом на набережную Макарова - опять же переходный участок с армогрунтовой насыпью. Здесь для укрепления грунта забито 3900 свай. А дальше магистраль тянется по эстакаде с подъемом на вантовый мост через Петровский фарватер.

Сваи для укрепления грунта.

Шкафная стенка - первая опора будущей эстакады на севере Васильевского острова.

На подъеме расположена одна из двух транспортных развязок — на набережную Макарова с четырьмя съездами. Еще одна развязка находится в районе реки Екатерингофки. Она так же включает в себя четыре съезда, два из которых уже давно эксплуатируются, а два строят в рамках центрального участка ЗСД.

На объекте занято 200 единиц техники, 64 подрядные организации, из них шесть - иностранные.

С обслуживающим персоналом на строительстве центрального участка трудится, в среднем, порядка трех тысяч работников.

Фантастика и футуризм

Пока мы вместе с Сергеем Николаевичем объезжали стройку на севере Васильевского острова, пришла новость с южной его части: строители приступили к монтажу первого на участке козлового крана. Сооружение предназначено для сборки и укрупнения металлоконструкций. Кран незаменим в процессе продольной надвижки. На возведение самого крана уходит почти целый день. Всего таких громадных сооружений на участке возведут порядка 7-8 штук.

Монтаж первого козлового крана

Вообще же, масштабы возводимых объектов и используемые технологии действительно поражают. Строительные пейзажи — почти что готовые декорации для фантастических фильмов. Тут - лес громадных бетонных опор, там - пеньки тысяч свай. Не удивительно, что съемки своей новой картины в районе улицы Савушкина проводил Алексей Герман (младший).

Будущая эстакада

К каждой опоре прикреплена отражающая марка со специальным покрытием, с помощью которой проводят инструментальное геодезическое наблюдение за возведенной конструкцией.

Сергей Онопа пригласил посмотреть на центральный участок через полгода, когда будущая магистраль вырисуется еще четче. Оказалось, что строительство активно продолжится и зимой. Современные технологии позволяют проводить практически все работы в морозы без потери производительности. Что ж, обязательно приедем - посмотрим.


P.S. Что любопытно и приятно удивляет, так это чистота на такой масштабной стройке. На площадках не то, чтобы мусора не было, традиционной грязи и то сложно было найти. Белые кроссовки после насыщенной прогулки мыть даже не пришлось.

Таким будет центральный участок ЗСД в 2016 году

видео ООО «Магистраль северной столицы»

Посмотреть, как продвигаются дела на строительстве центрального участка ЗСД, вы можете в нашем

Редакция Портала Дороги России

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и Министр транспорта РФ Максим Соколов набрались смелости и пригласили Президента РФ Владимира Путина на открытие Центрального участка Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге в конце ноября - начале декабря. Раз уж открывать Центральный участок пригласили самого Президента, есть надежда, что проехать по всему ЗСД можно будет в 2016 году. Когда именно откроют новый участок ЗСД – пока остается тайной за семью печатями.

Точную дату открытия ЗСД старательно умалчивают

Уже в течение нескольких месяцев журналисты пытаются узнать у петербургских и федеральных чиновников точную дату открытия Центрального участка ЗСД в Петербурге, однако в ответ получают только приблизительный срок. В июле 2016 года вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин говорил о том, что Центральный участок , а рабочее движение по нему могут открыть уже в сентябре.

13 сентября в ходе посещения объекта Георгий Полтавченко заявил журналистам, что Центральный участок ЗСД точно откроют в ноябре, но дату назвать не смог. Выяснить, когда же пустят движение по магистрали, журналисты пытались и у министра транспорта РФ Максима Соколова, однако и он лишь смог заверить, что это случится в ноябре.


В рамках III ежегодной конференции Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленобласти, прошедшей в Санкт-Петербурге 8 ноября, генеральный директор АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилл Поляков сообщил, что до конца ноября на ЗСД будут завершены все технические и технологические работы, после чего начнется сдача объекта в эксплуатацию. По словам Полякова, сейчас на объекте полностью готово асфальтобетонное покрытие, наносится разметка, ведется монтаж ограждений и освещения. В приветственном слове на этой же конференции Максим Соколов заявил, что ЗСД должен быть полностью введен в эксплуатацию до конца 2016 года.

По последней информации, озвученной гендиректором ООО «Магистраль Северной столицы» Алексеем Бнатовым, открытие движения транспорта по Центральному участку ЗСД в Санкт-Петербурге произойдет в период с 28 ноября по 4 декабря. Съезд с Западного скоростного диаметра на Васильевский остров откроется синхронно с запуском Центрального участка. После запуска движения в районе съезда будет действовать следующая схема дорожного движения: автомобилисты смогут съехать с ЗСД на новый участок набережной Макарова, а затем повернуть на Морскую набережную в створе Адмиральского проезда (при этом, сквозной проезд на Адмиральский пр-д с наб. Макарова через Морскую наб. не предусматривается). Данная схема будет действовать до открытия всех этапов строящегося продолжения набережной Макарова (по госконтракту – II квартал 2018 года).

Напомним, что изначально движение транспорта на данном участке должны были запустить до 31 августа 2016 года. Такая дата была обозначена в плане мероприятий по подключению ЗСД к набережной Макарова, который в марте Петербурга Игорь Албин.

Ждут ли открытия Центрального участка ЗСД?

В ходе рабочей встречи с Министром транспорта РФ и губернатором Санкт-Петербурга Президент России Владимир Путин отметил, что открытие всех трех участков ЗСД даст очень хороший эффект не только для горожан, но и для экономики Северо-Запада страны, имея в виду связь порта с основными трассами, ведущими в Москву.

О важности открытия Центрального участка ЗСД говорят и грузоперевозчики.

«Несомненно, открытие данного участка значительно облегчит работу перевозчиков, так как ЗСД соединит северные и южные районы Санкт-Петербурга в обход исторического центра. А вот будут ли перевозчики использовать Центральный участок ЗСД после его открытия, зависит от тарифа за проезд по нему», - прокомментировал порталу «ДорИнфо» директор по транспорту FM Logistic Александр Дьяконов .

К слову, о тарифе за проезд по Центральному участку ЗСД пока почти ничего не известно. Власти Санкт-Петербурга установили только предельно допустимый размер платы за проезд по платным дорогах регионального значения на 2017 год. Исходя из соответствующего постановления, стоимость проезда по всему ЗСД не должна превышать 652 рублей. Ранее Георгий Полтавченко заявлял журналистам, что тариф «будет зависеть от того, как будет выполняться экономическая модель». Также известно, что проезд по Центральному участку ЗСД будет бесплатным в первый этап эксплуатации, однако, сколько времени он продлится, пока не сообщается. Добавим, на сегодняшний день стоимость проезда по Северному участку ЗСД для легковушек без скидок составляет 100 рублей, по Южному - 80 рублей.

Ждут открытия Центрального участка ЗСД и городские фирмы такси, которые планируют регулярно пользоваться новой магистралью.

«Мы ведем переговоры с правительством Санкт-Петербурга о предоставлении нашей компании скидки на установку транспондеров. Мы хотим, чтобы у компании был единый счет для всех автомобилей нашего парка, которых более тысячи. Переговоры продвигаются достаточно быстро, скорее всего, к середине 2017 года наша идея может быть реализована. В ближайшее же время после запуска всего ЗСД наши автомобили будут пользоваться магистралью по желанию клиентов», - прокомментировал порталу «ДорИнфо» пресс-секретарь «Группа компаний «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ» Фёдор Лобанов.

Он также отметил, что открытие Центрального участка ЗСД безусловно разгрузит дороги Санкт-Петербурга, компании-перевозчики с нетерпением ждут запуска всей магистрали, это сделает более свободными и дороги в центре города.

Открытия Центрального участка ждут петербургские автомобилисты. Устав от городских пробок во время последнего сильного снегопада, они начали шутить об открытии ЗСД. Так, 8 ноября в мобильном приложении сервиса «Яндекс. Пробки» на карте Санкт-Петербурга на Центральном участке ЗСД появились отметки со следующими комментариями: «С почином ЗСД, только открылся и ДТП», «Да, можно проехать насквозь, ура!!!», «О, как клево с ветерком! И никого)))» и «1 апреля еще не скоро! Закрыто».

Уникальность Центрального участка ЗСД

В протяженностью 11,7 км входят четыре крупнейших мостовых сооружения через дельту Невы. Высота моста через судоходный канал - 52 метра, через основной фарватер - 35 метров, моста в районе Крестовского острова - 25 метров. При этом мост через Морской канал представляет собой двухэтажную металлическую конструкцию: на юг машины будут следовать по нижнему ярусу, на север - по верхнему. Под Васильевским островом Западный скоростной диаметр проходит в туннельном варианте.

К строительству участка рабочие приступили в 2013 году. Стоимость Центрального участка ЗСД составляет 120 млрд рублей, всего Западного скоростного диаметра - 210 млрд рублей. Центральный участок свяжет существующие Северный и Южный участки, и проехать с севера на юг Санкт-Петербурга можно будет всего за 20 минут. Сейчас двумя участками ЗСД пользуется порядка 4 миллионов человек в месяц или 150 тысяч машин в сутки. Предполагается, что за счёт использования всей длины Западного скоростного диаметра это число удвоится, и в год по нему будет проезжать порядка 90 миллионов автомобилей.

Добавим, еще до ввода Центрального участка ЗСД, власти Санкт-Петербурга уже заявили о строительстве трех новых развязок с магистралью: с Новым шоссе, с Шуваловским проспектом и со Шкиперским протоком. Одной из первых - в ноябре 2018 года - планируется построить развязку с Новым шоссе, которая выведет на ЗСД транспортные потоки из поселков Песочный, Белоостров и Левашово. Развязку в створе Шуваловского проспекта планируется ввести в эксплуатацию еще через год - в ноябре 2019 года, развязку с улицей Шкиперский проток в южной части Васильевского острова - в декабре 2020 года. Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга уже занялся реализацией «дорожных карт» по строительству данных объектов, их общая стоимость оценивается в 5,2 млрд рублей.

Дарья Смирнова

До конца ноября в Петербурге должны запустить движение по центральному участку Западного скоростного диаметра, который соединит Васильевский остров с Адмиралтейским и Приморским районами. Восьмиполосная магистраль - с тремя мостами, транспортной развязкой и тоннелем - пройдет от границ Морского порта до Приморского проспекта.

За восемь лет работы ЗСД (первый участок открыли в 2008-м) Петербург привык к изгибам футуристичной трассы на периферии, а за последние пять лет - и к ее платности. Однако параллельно тому, как над городом вырастал центральный участок магистрали, становилось очевидно, что ЗСД стал важнейшим инфраструктурным проектом в Петербурге за долгие годы: он необратимо поменял не только дорожную карту Петербурга, но и его виды и панорамы.

Фотограф The Village Виктор Юльев запечатлел эти перемены. А в консорциуме «Магистраль Северной столицы », который строит и до 2042 года эксплуатирует платную трассу, ответили на вопросы редакции о том, как устроена ежедневная работа ЗСД и что с ним будет дальше.

Комментарий

Алексей Бнатов

генеральный директор ООО «Магистраль Северной столицы»

15 вопросов про ЗСД

Как придумали визуальный облик ЗСД, архитектуру трассы? Почему на ЗСД такие массивные опоры для боковых светильников?

Ставшие запоминающейся чертой ЗСД опоры освещения, создающие замкнутый, направленный образ трассы, - это не просто светильники, а комплексная конструкция. Опоры не только несут в себе кабель и служат для расположения ламп, но и являются элементом крепления шумозащитных экранов, установленных на значительной части протяженности магистрали, проходящей в черте городской застройки. Кроме того, эти же опоры являются частью силового ограждения, которое смягчает удар и исключает возможность падения транспортных средств с трассы в случае ДТП.

Генеральным проектировщиком Западного скоростного диаметра является одно из известных в стране профильных предприятий, петербургское ЗАО «Институт „Стройпроект“». Архитектурные решения ЗСД также разрабатывались специалистами института под руководством главного архитектора Андрея Евгеньевича Горюнова.

Насколько реалистично введение единого транспондера для платных трасс М4, М11 и ЗСД?

Речь идет скорее о возможности оплаты транспондером, выданным одним оператором, на дороге другого. Например, пользователь ЗСД, у которого уже есть транспондер, а в Петербурге таких более 200 тысяч, при поездке в Москву или в отпуск на побережье Черного моря сможет, не меняя устройство, проехать по дорогам других операторов: транзакция пройдет автоматически. Данная система имеет специальное название - интероперабельность. Работа над ее внедрением ведется нами совместно с коллегами из ГК «Автодор» и другими операторами платных дорог. Полагаем, возможность оплачивать проезд транспондерами ЗСД на других российских платных дорогах, а также платить за проезд в Петербурге транспондерами других операторов будет доступна в ближайшей перспективе.

Реален ли на ЗСД регулярные автобусные маршруты с остановками?

Эта инициатива обсуждается довольно давно. С точки зрения оператора Западного скоростного диаметра есть несколько вопросов, которые пока остаются открытыми. Прежде всего, обеспечение требований безопасности для пассажиров, выходящих на проезжую часть, соблюдения ПДД на магистралях - в частности, запрет на остановку транспортных средств.

Если говорить о варианте использования одной полосы для движения исключительно общественного транспорта, то такое решение может повлиять на ситуацию с замедлениями на подъездах к пунктам оплаты. Это потребует пересмотра нормативов, оговоренных в соглашении о ГЧП (государственно-частном партнерстве. - Прим. ред.) . Необходимо решить и вопрос невозможности разворота на магистрали - как следствие, съезда автобусов на улично-дорожную сеть для маневра. Такая необходимость может создать существенную нагрузку на съезды и въезды на ЗСД, которые во многих случаях имеют не более двух полос, и привести к значительному снижению количества транспортных средств, которые смогут воспользоваться магистралью.

Как вышло, что в 2013 году в Смольном признали нецелесообразным строительство второго съезда на Васильевский остров, а теперь на 2020 год?

Решение о создании перспективных развязок всегда было и остается в компетенции Санкт-Петербурга. И такое решение принято. Мы со своей стороны поддерживаем необходимость максимально эффективного подключения улично-дорожной сети Васильевского острова и Приморского района к ЗСД.

Развязка с улицей Шкиперский проток в южной части Васильевского острова изначально была в проекте Западного скоростного диаметра в качестве перспективной, наряду с подключением Нового шоссе в районе трассы «Скандинавия» и развязкой с Шуваловским проспектом.

Северный участок ЗСД проходит через Юнтоловский заказник

Не будут ли новые мостовые сооружения сильно колебаться из-за ветра от моря? На какую нагрузку рассчитаны новые эстакады и мосты? Что будет, если от Канонерского острова к Васильевскому встанет пробка?

Не хотелось бы, чтобы такая пробка когда-либо возникла. Но, разумеется, не потому, что мост ее может не выдержать, а потому, что ЗСД предполагает скоростное передвижение. Но даже в таком случае мосты будут нести нагрузку. Буквально на днях основные мостовые сооружения центрального участка прошли положенные испытания: на них выстраивали колонны грузовиков, груженных щебнем. Испытания прошли успешно, конструкции продемонстрировали свою абсолютную надежность и соответствие всем нормативам. Еще на этапе проектирования принимаются решения, не оставляющие риска, расчетные нагрузки многократно превосходят практически возможные.

Это справедливо и для вопроса о ветровой нагрузке. Разумеется, у масштабных конструкций есть парусность, и на мосту даже можно ощутить колебания во время порывов ветра. Но есть и все необходимые инженерные решения для того, чтобы сделать такие нагрузки штатными. Это, например, специальные элементы конструкции - обтекатели, которые снижают ветровую нагрузку и парусность, «разрезая» порыв. Кроме того, мосты ЗСД оснащены сотнями датчиков, которые в постоянном режиме измеряют десятки параметров: от колебаний до натяжения вант и пространственного положения всех ключевых элементов моста. Информация с датчиков онлайн поступает в службу эксплуатации дороги, где в постоянном режиме контролируется. Отдельный шлюз этой системы позволяет получать ту же информацию на пульт МЧС, так что при критическом отклонении какого-либо показателя профильные службы получат информацию и смогут среагировать на нее немедленно. Но вероятность такого развития событий практически исключена.

Обсуждалась возможность пешеходной части вантового моста между Васильевским и Крестовскими островами - насколько реальны эти планы?

ЗСД - скоростная магистраль, движение пешеходов и велосипедистов по которой запрещено ПДД. В условиях движения транспорта со скоростью 110 километров в час по многополосной дороге гарантированную безопасность пешеходов и велосипедистов не обеспечить. Фактически на дороге нет тротуаров, только узкие технологические проходы для обслуживания сооружений. Службы безопасности тщательно следят за тем, чтобы посторонних лиц на дороге не было, и делается это только из соображений безопасности как возможных нарушителей, так и водителей.

На Канонерском острове участок трассы местных жителей. Дома в непосредственной близости от ЗСД расселили - и все же: какие гарантии безопасности вы можете дать жителям?

Проведено не только расселение. Строительство центрального участка ЗСД осуществляется в соответствии с проектом, получившим все требуемые согласования и положительное заключение Главгосэкспертизы. В проекте в том числе учтены все аспекты защиты окружающей среды и жилой застройки. В частности, проводятся работы по устройству в жилых помещениях шумозащитного остекления, на дороге устанавливаются шумозащитные экраны, усиленное ограждение. Эти мероприятия затрагивают не только Канонерский остров, но и все районы, где ЗСД проходит в относительной близости от жилой застройки.

Приходилось ли вам сталкиваться с недовольством горожан, общественности при строительстве тех или иных участков трассы?

Разумеется, стройка на месте привычных пейзажей вызывала вопросы жителей. Были и жалобы, хотя, учитывая масштаб проекта, нельзя назвать их количество значительным. Более того, большинство обращений начинались со слов поддержки и призывов скорее построить и запустить дорогу. Мы с самого начала заняли открытую позицию, создали все каналы для эффективной коммуникации.

Стройка сама по себе вряд ли может служить источником комфорта. Но когда понятна цель, когда выполняются нормативы и уважаются интересы граждан, взаимопонимание присутствует.

Присутствует и эмоциональная поддержка. Когда строители вышли из нулевого цикла работ и начали появляться очертания основных объектов - опоры магистрали, пилоны мостов, затем металлические конструкции пролетов, вантовые системы, - наши мосты превратились в настоящих героев социальных сетей и точку притяжения для профессионалов и любителей фотографии. У нас собрана большая подборка кадров из Instagram, на которых горожане „помогали“ нам строить мосты, закрывая рукой в определенном ракурсе недостающие блоки руслового пролета. Такие кадры действительно помогают строителям понять, как ценен их труд.

Какова сейчас статистика использования разных участков ЗСД? Когда наблюдаются пики/спады и с чем они связаны?

В настоящий момент мы фиксируем более 70 тысяч транзакций в сутки на каждом из действующих участков. В том, что касается среднего показателя, транспортный поток на южном и северном участках сопоставим. В пиковые и сверхпиковые часы между участками заметна разница.

На южном участке пиковые нагрузки приходятся на направления к центру города в будние дни утром и по направлению от центра по вечерам. В выходные транспортный поток ниже.

На северном участке тоже фиксируются традиционные для утренних и вечерних часов всплески трафика по будням с той же логикой направления. Но есть и особенные часы повышенной нагрузки, и они связаны с тем, что это самый быстрый и комфортный путь выхода к популярным местам дачного и загородного отдыха. На северном участке особое внимание служб приковано к направлению из города в пятницу вечером, в первую половину субботних дней также фиксируется всплеск потока. В воскресенье вечером, соответственно, особая нагрузка в обратном направлении. Особенно эта тенденция ощутима в летний период.

Впереди ввод в эксплуатацию центрального участка, который приведет к увеличению транспортного потока от 30 до 100 %. Здесь, с одной стороны, неизбежен период адаптации. Мы понимаем, что значительной доле новых пользователей, маршруты которых будут пролегать по ЗСД после открытия центрального участка, потребуется время, чтобы принять решение и заказать бесплатный транспондер. Мы уже сделали многое для их мотивации: бесплатное предоставление транспондера, бесплатную доставку в удобное место, тариф без абонентской платы, значительные скидки, дополнительные сервисы, выделенные полосы и многие другие преимущества. Будем продолжать убеждать пользоваться электронными средствами оплаты.

Полагаем, внедрение инновационной системы Flow+ на ЗСД станет сильным дополнительным стимулом к использованию транспондеров, так как оплата с их помощью будет максимально справедливой, поездка по ЗСД будет тарифицироваться с точностью до километра, что намного выгоднее для пользователя, чем оплата тарифной зоны.

Вид на строящийся центральный участок ЗСД со стороны парка 300-летия Петербурга

Каков предельный срок службы трассы?

Срок службы магистрали составляет не менее ста лет. Разумеется, для этого необходим не только тщательный многоступенчатый контроль качества на этапе строительства, но и строгое следование регламентам на этапе эксплуатации - от уборки дороги до текущих и капитальных ремонтов. Все эти задачи и затраты мы берем на себя, принимая дорогу в эксплуатацию на 30 лет с момента подписания соглашения о ГЧП. Наша задача по истечении срока эксплуатации - вернуть объект городу в том же состоянии, в котором он был получен.

Почему бывает так, что терминал оплаты один и тот же автомобиль определяет и как легковой, и как грузовой?

У любой технической системы есть допустимая погрешность. Для системы классификации она нормирована на уровне менее 1 % случаев. На практике же ошибки фиксируются в сотых долях процента случаев - чаще всего когда речь идет о пограничных значениях: например, на больших внедорожниках, по высоте сопоставимых с микроавтобусами, который и подпадает под второй класс. Все поездки, по которым есть сомнения, проходят контроль специалистами, корректирующими списания, если они произведены ошибочно. Здесь очередное преимущество для пользователей транспондеров: для них все корректировки проходят автоматически, кроме того, созданы все возможности для самостоятельного контроля за состоянием счета и поездками.

Каково соотношение водителей, использующих разовую оплату и транспондеры?

На данный момент более 55 % пользователей оплачивают проезд транспондерами. Интересно, что среди пользователей четвертого класса этот процент намного выше, чем среди водителей легковых автомобилей. Профессиональные водители особенно ценят время и дополнительные скидки.

В конце августа была ситуация , когда на съезде с ЗСД на Приморское шоссе ограничили движение из-за слепящего солнца. Насколько типична такая история?

Мы впервые столкнулись с таким сообщением ГИБДД применительно к нашей магистрали. Увы, для Петербурга солнце не является самым типичным погодным явлением, влияющим на дорожную обстановку. В целом же информирование о потенциальных опасностях - одна из важных задач по предотвращению ДТП.

Нельзя не отметить роль эффективного использования системы автоматизированного управления дорожным движением. При потенциальной опасности у нас есть все возможности оперативного информирования водителей и управления дорожным движением: от табло и знаков переменной информации до push-уведомлений нашего мобильного приложения.

Важна роль дорожных инспекторов, которые также в круглосуточном режиме контролируют безопасность дороги. В случае необходимости оператор осуществляет бесплатную для пользователей эвакуацию транспортных средств до безопасного места за пределами ЗСД. Здесь важна и сознательность водителя, его согласие на эвакуацию. Ведь каждая минута остановки на магистрали является фактором риска.

Какое количество работников обслуживает ЗСД? Как, в частности, устроена работа кассиров-операторов? Кто в основном идет на эту должность? Есть ли вакансии?

В штате оператора Западного скоростного диаметра более 800 человек. Это и кассиры-операторы, работающие посменно на каждом из пунктов оплаты, это специалисты по электронным системам, это и инженерный состав, который следит за состоянием сооружений, это и специалисты по обеспечению безопасности объекта, диспетчеры, отвечающие за платность и безопасность дорожного движения, дорожные инспекторы и сотни иных специалистов. Нельзя не отметить важную работу сотрудников двух эксплуатационных баз, специально созданных в северной и южной частях, чтобы обеспечить максимальную скорость реакции на негативные погодные явления. В обслуживании ЗСД задействовано более 120 единиц эксплуатационной техники, на которой посменно работают водители и операторы.

Кассирами-операторами пунктов оплаты у нас работают и женщины, и мужчины. Последних меньше, но они есть. Мы стараемся подбирать на эту очень важную должность аккуратных, внимательных, вежливых людей. Работа непростая, требующая внимания, усидчивости, стрессоустойчивости, доброжелательности и искреннего уважения к пользователям. Текучка не слишком велика, вакансии, разумеется, бывают, но проблем с их закрытием не возникает. На нашем сайте есть

КИЛОМЕТРЫ ИННОВАЦИЙ

В ближайшие дни Большая Обуховская переправа перестанет быть единственной альтернативой, чтобы добраться с одного берега Невы на другой. Работы по строительству центральной части Западного скоростного диаметра подошли к концу. Первую в России платную внутригородскую трассу открывают для движения.

11,7 километров "транспортного счастья". Такова протяженность центрального, самого сложного участка. Основная его «достопримечательность» - четыре мостовых сооружения через дельту Невы.

Самое высокое – через судоходный канал – 52 метра, через основной фарватер – 35 метров, далее, на Крестовский остров, – 25, - рассказывал министр транспорта Максим Соколов президенту Владимиру Путину . - Кроме того, под Васильевским островом он проходит в туннельном варианте.

Сегодня глава государства увидит это чудо лично. И первым проедет по трассе. Он принял приглашение и приехал на торжественное открытие. А перед этим назвал проект, который связал Большой порт с основными трассами, ведущими в Москву , очень важным для всего Северо-Западного региона.

Центральный участок магистрали уже сейчас называют уникальным с точки зрения не только технических и вантовых, но и противообледенительной системы. Все это вкупе позволит горожанам перемещаться необыкновенно быстро – пересечь город – с севера на юг – можно будет меньше, чем за 20 минут.

ПЕРЕХОДИМ НА ТРАНСПОНДЕРЫ

Сейчас ежедневно по ЗСД проезжает не меньше 150 тысяч машин в сутки.

После открытия Центрального участка поток увеличится от 30 до 100 процентов, - рассказал «Комсомольской правде в Петербурге » начальник отдела по связям с общественностью «Магистрали Северной столицы» Андрей Цапу.

Прогноз на следующий год – 90 миллионов машин. При этом транспондерами – специальными миниатюрными чипами – уже пользуется более 60 процентов автомобилистов. И проезжают пункты оплаты без остановки – система самостоятельно списывает деньги.

В том числе и для того, чтобы стимулировать остальных автомобилистов уйти от расчета наличными или по банковской карте, с 4 декабря на ЗСД запускают новую систему оплаты – Flow+. Она позволяет владельцам транспондеров оплачивать поездку не по зонам, а более корректно от точки въезда на ЗСД до точки выезда.

На каждом въезде и выезде с ЗСД установлены рамки, на которых закреплены антенны, считывающие сигнал транспондера, и видеокамеры, - рассказывают в «Магистрали Северной столицы». - Перед такой рамкой не надо снижать скорость, не теряется время.

В компании приводят пример. Автомобилист, который проехался по ЗСД от Благодатной до Краснопутиловской при оплате иными способами заплатит за всю зону – 45 рублей. При наличии транспондера система определит точки въезда и выезда, и вы заплатите лишь 7,4 рубля.

Кстати, по "центру" ЗСД первые месяцы можно ездить бесплатно. Инвестор планирует оформить все документы и начать взимать плату примерно в феврале.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Вспомним как начиналась эта стройка века. Западным скоростным диаметром в Петербурге грезили с середины 90-х годов. Сложный процесс проектирования и выбора трассы, десятки согласований, которые растянулись на пять лет и наконец – в 2005-м году – распоряжение правительства РФ о целесообразности проектирования, строительства и эксплуатации ЗСД на платной основе.

В этом же году строители приступили к работам на самом первом, Южном участке ЗСД. Его открывали в несколько этапов и полностью завершили осенью 2012-го.Автомобилисты вздохнули свободнее – с обычных трасс ушел грузовой транспорт из Большого порта.

Забегая вперед скажем, несколько лет автомобилисты пользовались дорогой бесплатно. Выкладывать денежки за проезд они стали 14 мая 2011 года. Пороптали, конечно, как без этого. Но охота доехать с ветерком оказалась пуще неволе и ценнее тридцати рублей.

Одновременно с этим шло и «встречное движение» - с весны 2010-го строился самый длинный Северный участок - от Приморского шоссе до развязки с трассой «Скандинавия » в поселке Белоостров. Его открыли в 2013-м и он стал кратчайшей дорогой к магистрали Е-18. А заодно и разгрузил городские дороги, оттянув на себя многотонные машины, обслуживающие заводы-автогиганты и их производства.

Самый сложный участок Западного скоростного диаметра – Центральный. Три моста, транспортная развязка и тоннель по Смоленкой. Его начали строить весной 2013-го и обещали уложиться в два года. Но грянул кризис. А с ним и санкции, и подорожание материалов. Цены на арматуру и бетон вообще взлетели до заоблачных высот. Пришлось корректировать планы.

Теперь по скоростной трассе можно без остановок проехать из порта в город и дальше, в направлении Москвы. Протяженность западного скоростного диаметра - 46 километров, а со съездами - все семьдесят. Проект, финансируемый за счет частных компаний, уже назвали примером самого крупного государственно-частного партнерства в мире.

О ПЕРСПЕКТИВАХ

Сильней всего горожане, конечно, ждут, что к Диаметру подключат Васильевский остров - транспортная ситуация там оставляет желать лучшего. Но развязку со Шкиперским протоком, который бы обеспечил планируют ввести в эксплуатацию самой последней - к концу 2020 года.

Новое шоссе к ЗСД подключат в ноябре 2018-го (уже строят путепровод через железнодорожные пути Выборгского направления), а Шуваловский - в ноябре 2019-го.

Новое шоссе - обеспечит вывод на ЗСД транспортных потоков из поселков Песочный, Левашово , Белоостров, а также транспортную доступность Федерального испытательного центра (ПАО «Россети»), создаваемого в поселке Белоостров.

Шуваловский проспект - разгрузит транспортную развязку на Богатырском проспекте и подключит район «Лахта -центра» к ЗСД. Существующие развязки на Богатырском и Приморском проспектах из-за плотной застройки сейчас ограничивают возможности маневров в Приморском районе.

Шкиперский проток - обеспечит транспортную связь намывных территорий в западной части и снизит нагрузку на съезд в створе набережной Макарова .


ВАЖНО!

Не так давно автомобилистов спросили, где они будут заезжать и съезжать с ЗСД после открытия Центрального участка. Оказалось, что особым спросом будут теперь пользоваться ранее не столь популярные пункты взимания платы на въезде при движении в сторону севера и съезде при движении со стороны Севера на Благодатную улицу и на въезде и съезде с Богатырского проспекта.

Увеличение потока здесь может быть четырехкратным, - говорит начальник управления по связям с общественностью "Магистрали Северной столицы" Андрей Цапу. – Но здесь ограниченное количество полос, есть риск возникновения очередей. Поэтому было решено установить здесь при расчете не транспондером новый тариф – для автомобиля первого класса – днем при проезде в дневное время он составит 50 рублей.

ТТХ ЗСД

Длина – 46,6 километров.

Количество транспортных развязок – 15.

Количество полос: 4-8.

Максимальная разрешенная скорость движения – 110 километров в час.

Что увидит Владимир Путин, открывая ЗСД в Петербурге. Санкт-Петербург, 2 декабря. Журналисты федеральных и петербургских СМИ прибыли на церемонию открытия Центрального участка платной автодороги Западный скорост...