Освещение

Дервиз павел григорьевич. Кирицы. Дворец барона Фон Дервиза. Смотреть что такое "Дервиз, Павел Григорьевич фон" в других словарях

Фон Дервиз Павел Павлович (1870-1943)

Младший сын П.Г. фон Дервиза. До 1881 года жил вместе с родителями в Ницце (Франция). Первоначальное образование получил дома, куда приглашались лучшие учителя. После смерти отца и сестры вместе с матерью переехал в Россию. До 6-го класса учился в Петербургской гимназии, затем перешел в Николаевский кадетский корпус, который готовил кандидатов в кавалерию. После окончания корпуса с 1889 года поступил в Николаевское кавалерийское училище.

В 1890 г. был произведен в корнеты лейбгвардии Гусарского императорского полка, в 1891 году причислен к Офицерской кавалерийской школе, где он вскоре стал командиром взвода эскадрона школы. В 1892 году П.П. фон Дервиз переведен в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк. Именно в полку впервые в молодом офицере проявился интерес к преподаванию. Это случилось, когда ему предложили заняться с новобранцами арифметикой. Тогда же появилось и увлечение лошадьми. П.П. фон Дервиза назначили ремонтером, и он занимался покупкой лошадей. С этой целью объездил множество конных заводов и стал тонким знатоком пород. В 1894 г. ему присвоили чин поручика. Военная служба никогда не прельщала П.П. фон Дервиза, в 1902 г. он вышел в отставку в звании ротмистра по домашним обстоятельствам.

После раздела имущества с братом Сергеем, Павел Павлович стал владельцем Пронских имений в Рязанской губернии, включая Старожилово. Кроме недвижимости П.П. фон Дервиз владел крупными пакетами акций многих компаний. Он был крупнейшим акционером Русского Торгово-Промышленного банка и привлекал его средства для финансирования своих коммерческих предприятий и игры на бирже.

П.П. фон Дервиз широко занимался благотворительностью и меценатской деятельностью. В Пронске он открыл женскую прогимназию, построив для нее каменное здание (1904). Кроме того, им были открыты в уезде сельскохозяйственная школа, больница для крестьян.

В Пронской гимназии Павел Павлович преподавал математику во всех классах. Чтобы иметь на это официальное право, он экстерном окончил Московский императорский университет по курсу математики, имел ученую степень магистра.

П.П. фон Дервиз отличался музыкальностью и хорошо играл на пианино, сам сочинял музыку, главным образом романсы и фортепьянные пьесы. Известно, что его балладу на стихи А.К. Толстого исполнял Ф.И. Шаляпин. На сцене выстроенного им деревянного театра в Старожилове и в Пронске, в здании прогимназии, он поставил оперы “Евгений Онегин” и “Кармен”.

К 1910 г. П.П. фон Дервиз оставался владельцем лишь Старожиловского имения в 250 десятин земли, да здания прогимназии в Пронске.

Во время 1 мировой войны П.П. фон Дервиз с высочайшего разрешения меняет фамилию на Луговой (“дервиз” по-немецки “луг”).

В 1918 г. имение Лугового (Дервиза) в Старожилове было национализировано. Самого его Пронская ЧК приговорила к расстрелу, но нашлись люди, которые, рискуя жизнью, предупредили его об этом. Он успел уехать в Петроград, где добывал средства к существованию уроками. Был арестован, доставлен в Москву и посажен в Бутырки. Там Павел Павлович заболел тифом в тяжелой форме, но выжил и был освобожден по ходатайству своих бывших учениц. После освобождения в 1919 г. явился в Пронск и поступил в распоряжение уездного комиссариата просвещения. Ему поручили вести занятия по математике на кавалерийских курсах красных командиров в Старожилове. В числе курсантов военную выучку здесь проходил Г.К. Жуков.


П.П. Дервиз-Луговой
с Ольгой Николаевной и детьми. Фото 1939 г.

В Старожилове Павел Павлович получил надел земли наравне с крестьянами, что было чрезвычайной редкостью для бывших помещиков. Однако происхождение не позволило ему закрепиться на одном месте. Его преследовали, не давали работать. В конце концов, после нескольких лет скитаний П. П. Луговой (Дервиз) вместе со своей последней женой Ольгой Николаевной обосновался в селе Максатиха Тверской (Калининской) области, где и жил до самой своей смерти, преподавал математику в школе, писал учебник.

В 1943 году П.П. Луговой (Дервиз) умирает. Похоронен он в Максатихе вместе с женой. На могиле по решению жителей были высечены слова: «Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые. Народные учителя».

Уникальной деревню делает общая история с известнейшей в XIX веке фамилией фон Дервиз и знаменитым архитектором Фёдором Шехтелем. Последний факт делает посещение этой деревни незабываемым, как, впрочем, и пребывание во всех местах, где имеются постройки Шехтеля.

Замки руки этого архитектора, заказанные фон Дервизами, имеются также в Старожилово и . Этим комплексам повезло больше, чем усадьбе в Сохе, - они сохранились гораздо лучше, да и в информационном плане не обделены. Исторических сведений об усадьбе в Сохе немного - о ней мало известно даже ценителям творчества Шехтеля. А потому туристических автобусов здесь нет. Хотя к небольшим группам интересующихся с фотоаппаратами местные жители привыкли и с удовольствием заменяют экскурсоводов. Неизвестно, правда, как долго ещё у них будет такая возможность, ибо строения приходят в негодность с невероятной скоростью.

В первой половине XIX века деревня входила во владения дворян Бурцовых, в некоторых источниках - Бурцевых. В середине этого же века здесь была создана усадьба, которая до конца 1880-х годов принадлежала генерал-майору Михаилу Милошевичу, женатому на Екатерине Бурцовой (Бурцевой). Позднее усадьбу приобрёл Павел Павлович фон Дервиз (отчества здесь становятся принципиально важны). Его отец - Павел Григорьевич фон Дервиз - известный строитель железных дорог в России. Углубляться в биографию не будем, так как сведений об этом человеке предостаточно, и любой интересующийся может их без труда отыскать. А вот о Павле Павловиче расскажем чуть подробнее, как о владельце усадьбы.

Он был сыном одного из самых богатых людей страны. Ещё при жизни его отец, Павел Григорьевич фон Дервиз, приобрёл земли в Рязанской губернии, в том числе Старожилово и . У Павла Григорьевича были серьёзные планы по строительству в Старожилово конезавода, картинной галереи и других объектов. Однако, вынужденный из-за здоровья детей переехать в Ниццу, он постепенно потерял интерес к этому имению. Оно было передано в управление брату Ивану Григорьевичу с ежегодной доплатой из-за малой доходности хозяйства.

Лишился отца Павел Павлович фон Дервиз в возрасте 11 лет. Ему и брату Сергею Павловичу досталось немалое наследство. Брат был натурой творческой, с бизнесом отца не справился, распродал имущество и переехал во Францию. После него в Рязанской области осталась известная работы всё того же Шехтеля. А вот Павел Павлович остался в России. Став гусаром, он влюбился в лошадей. После смерти Ивана Григорьевича фон Дервиза ему в распоряжение было передано старожиловское имение. Сюда он и перебирается на постоянное место жительства. Здесь Павел Павлович реализовал план отца и свою страсть, построив . Дополнительно были приобретены земли в Сохе и Ромоданово.

Павел Павлович фон Дервиз был неординарной личностью. Ещё одной страстью этого человека была математика. В 1904 году он строит в Пронске школу, которая затем превратилась в женскую гимназию. Экстерном сдаёт экзамены за курс Московского университета и сам преподаёт в этом учебном заведении.

Во время Первой мировой войны он меняет фамилию на Луговой, стараясь скрыть свои немецкие корни. Дервиз-Луговой признал революцию, но от преследований это его не спасло В 1918 году все его владения были национализированы, а Павла Лугового ЧК приговорила к расстрелу. Местные жители вовремя предупредили его о грядущей казни, и Павел Павлович уехал в Петроград. Там он и был пойман. Его пересылают в Москву и помещают в Бутырку. Спасли его бывшие ученики, ходатайствовавший аж перед самим Лениным. Луговой вернулся в Старожилово, жил во флигеле, преподавал на кавалерийских курсах, развернувшихся на конезаводе. Впрочем, богатое дворянское прошлое Павла Павловича не давало покоя новой власти. Ему пришлось много переезжать с места на место, работать в разных школах. В конце концов он обосновался в селе Максатиха ныне Тверской области. Работал вместе со своей последней супругой учителем в школе. Умер в возрасте 73 лет в 1943 году.

Проехать мимо усадебного комплекса в Сохе сложно - руины хорошо видны. С тех времён в деревне сохранилось три пруда. Проехав мимо двух из них (они будут по обе стороны от дороги), нужно свернуть направо. Через несколько метров встретится первое строение из комплекса - главный дом. Он будет слева и спрятан в растительности. Некогда красивейшее здание сейчас сильно разрушено. Сохранились только стены. Его общий вид оценить довольно сложно из-за деревьев, окруживших строение. Легче рассмотреть здание зимой или поздней осенью, когда опадает листва.

Местные жители настаивают, что этот дом - копия Павелецкого вокзала Москвы. Якобы здесь предполагалось строительство железной дороги, но потом от идеи отказались. Подтвердить эти слова в исторических источниках не удалось. Естественно, подпитывает предположения тот факт, что фамилия фон Дервиз тесно связана со строительством железных дорог в России. Да и если рассмотреть фотографии Павелецкого до реконструкции, то сходство вполне обнаруживается. Главный дом, как и вокзал, с симметричными крыльями, повышенной центральной частью и крышей-куполом над ней, а также с высокими окнами. Но это соответствовало строительным канонам того времени. Оба здания построены примерно в один и тот же период. Усадьба в Сохе относится к 1890-м годам, вокзал был введёт в 1900 году.

Есть ещё один аспект, который, возможно, связывает усадьбу с Павелецким вокзалом. Это серьёзное знакомство фон Дервизов с архитектором вокзала Александром Красовским. Он многое сделал во владениях фон Дервизов. По проекту Александра Красовского в 1891 году была построена . В 1898 году Павел Павлович фон Дервиз пригласил этого же архитектора для того, чтобы перестроить особняк в Петербурге, где ныне размещается Дворец бракосочетания. В 1917 году Красовского пригласили в Старожилово для перестройки конезавода. Летом следующего года архитектор здесь же умер и был похоронен недалеко от всё той же церкви Петра и Павла. К сожалению, сейчас могила утеряна.

Сразу за главным домом находится ледник. Это прототип современного холодильника. Полуземляное строение сверху укрывалось соломой. С весны в него заносился лёд, который сохранял низкую температуру в леднике в течение всего лета. Строение и сейчас внешне кажется довольно крепким. Правда, превращено в склад мусора.

Следующая легенда гласит, что главный дом связан подземными ходами ещё с одним усадебным строением - домом управляющего. Это двухэтажное здание отделено от барского дома липовыми аллеями. Дом управляющего сохранился немного лучше. По словам жителей, долгое время там размещался детский сад. Соответственно, за зданием в той или иной мере ухаживали. Сейчас оно полностью закрыто. Окна первых этажей заложили кирпичами, чтобы ни у кого не было возможности влезть в здание, которое находится в аварийном состоянии.

Лучше всего сохранилась конюшня. В Сохе разводили тяжеловозов. Конный двор здесь был значительно меньше старожиловского, где разводили породистых верховых. Конюшня в Сохе - всего лошадей на 30. Такой же двор для тяжеловозов Павел Павлович фон Дервиз устроил в селе Ромоданово. Этот населённый пункт находится примерно в 9 километрах от посёлка Старожилово. Ромоданово Павел Павлович приобрёл в начале XX века. Сейчас фактически никаких строений там не осталось - лишь руины. А вот конюшня в Сохе в хорошем состоянии. Правда, закрыта, и попасть внутрь невозможно.

За конюшней - полуразвалившаяся каретная. Она находится на берегу пруда. Здесь экипажи ожидали выездов, а также ремонтировались. В советские времена здесь также были мастерские. Это подтверждают и отдельные надписи на стенах. Какое-то время, говорят соседи, в этом доме жили рабочие. Сейчас кровля обвалилась, постепенно рушатся стены.

На другой стороне пруда можно увидеть развалины спиртзавода. Он работал и после революции. Остались труба, стены цехов, спиртохранилище. Всё находится в том же сильно запущенном состоянии.


























ДЕРВИЗЫ фон, фон дер Визе, русский дворянский род немецкого происхождения. Родоначальник российской ветви - Иоганн Адольф Визе (? - после 1762), учился в Йенском, Лейпцигском и Гиссенском университетах, с 1738 служил в Швеции, с 1740-х годы - в России. В 1759 возведён в дворянское достоинство Священной Римской империи (с прибавлением частицы «фон дер»). Его внук - Иван Иванович (Иоганн Георг) (? - 1806), генерал-майор (1798), командир Астраханского драгунского полка (1798), шеф Ростовского драгунского полка (1798-99). Среди внуков последнего наиболее известен Павел Григорьевич , действительный статский советник (1866). Окончил Училище правоведения в Санкт-Петербурге (1847). В 1850-х годах служил в Сенате, во время Крымской войны 1853-56 - в Провиантском департаменте Военного министерства. Один из первых в России крупных деятелей в области железнодорожного строительства. Генеральный секретарь Общества Московско-Саратовской железной дороги (1859-63), председатель правления Общества Московско-Рязанской железной дороги (1863-68; 1-я очередь открыта в 1864). На льготных условиях при поддержке великого князя Константина Николаевича и М. Х. Рейтерна получил концессии на постройку Рязано-Козловской железной дороги (1865; открыта в 1866) и Курско-Киевской железной дорога (1866/67; частично открыта в 1868, полностью в 1870). Председатель правления Общества Рязано-Козловской железной дороги (1865-68). Директором этой дороги и председателем правления Общества Курско-Киевской железной дороги до 1887 был брат П. Г. фон Дервиза - Иван Григорьевич . При строительстве всех дорог Дервизов подрядчиком работ выступал К. Ф. фон Мекк (из рода Мекков).

Деятельность П. Г. фон Дервиза стала примером извлечения высоких доходов из государственных железнодорожных концессий, что вызвало «учредительскую горячку» в России. В 1860-х годы П. Г. фон Дервиз выступал как публицист в «Биржевых ведомостях» и «Московских новостях». Крупный землевладелец (основные владения в Рязанской губернии), владел также домами в Санкт-Петербурге, Москве, во Франции и Швейцарии. В 1868 году отошёл от дел, вскоре уехал за границу, жил главным образом в Ницце, где в 1868-70 выстроил виллу «Вальроз» (проект архитектора Д. И. Гримма; ныне в ней располагается факультет наук университета Ниццы). Основал там театр и создал собственный симфонический оркестр из французских и немецких музыкантов. Автор инструментальных пьес и романсов «Не спрашивай меня, зачем унылой думой» (на стихи А. С. Пушкина), «В минуту жизни трудную» (на стихи М. Ю. Лермонтова), «Вечерний звон» (на стихи И. И. Козлова). Занимался благотворительностью: на его пожертвования в 1874-76 учреждена и построена детская городская клинической больница Святого Владимира (в 1922-91 Московская детская городская клиническая больница № 2 имени И. В. Русакова, в 1991 возвращено прежнее название). Попечитель Охтинского механико-технического училища в Санкт-Петербурге и Рязанской мужской гимназии. Его именем названы улица и начальная школа в Ницце. После смерти П. Г. фон Дервиза его вдова - Вера Николаевна (урождённая Тиц; 1832 - 10.3.1903) основала ряд благотворительных учреждений: в Санкт-Петербурге - приют для девочек-сирот (1881), дом дешёвых квартир и столовую для бедных, дачу для беднейших гимназисток, народный дом (на 12-й линии Васильевского острова), в Москве - женскую гимназию имени рано умершей дочери В. П. фон Дервиз (1888, ныне средняя общеобразовательная школа № 325).

Брат П. Г. фон Дервиза - Дмитрий Григорьевич , действительный тайный советник (1902), в 1850-1866 (с кратким перерывом) служил в Министерстве юстиции, старший юрисконсульт (1860-64, до 1861 - исполняющий должность). В 1864 занимался общей редакцией замечаний в области гражданского судопроизводства по проекту судебной реформы 1864. В 1865-1866 член от Министерства юстиции во Временного комитете при Синоде для рассмотрения записки об изменении подсудности некоторых дел в связи с судебной реформой 1864 (благодаря позиции Д. Г. фон Дервиза проект комитета, предусматривавший, в частности, лишение гражданских прав в случае отлучения от Церкви, остался нереализованным). Первый обер-прокурор Гражданского кассационного департамента Сената (1866-70). В результате конфликта с К. И. Паленом ушёл в отставку (до 1881). Сенатор (1881), член Государственного совета (1884), являлся членом многих его комиссий. Член Особого совещания для пересмотра действующего учреждения Правительствующего Сената и выработки законоположений о местных административных судах (1905-06) и др. Увлекался живописью, собрал коллекцию работ русских и итальянских мастеров. Его брат - Николай Григорьевич , певец (тенор) (сценический псевдоним Эндэ). Учился у Ф. Ронкони (Санкт-Петербург), Д. Ронкони (Милан). С 1871 выступал в Киевском оперном театре в составе частных трупп Ф. Г. Бергера и И. Я. Сетова. С 1876 солист Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Среди партий - Финн, Собинин («Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» М. И. Глинки), Фауст (одноименная опера Ш. Гуно). Особый успех имел в комических ролях и как исполнитель романсов. Автор романсов и других музыкальных произведений.

Сыновья П. Г. фон Дервиза: Сергей Павлович , действительный статский советник (1905), камергер (1904). Учился в Московской консерватории, по классу фортепиано В. И. Сафонова. Директор Общества Рязано-Козловской железной дороги (с 1887), один из учредителей Русского торгово-промышленного банка (1889). По его заказу выстроен усадебный комплекс в село Кирицы Спасского уезда Рязанской губернии (архитектор Ф. О. Шехтель), владел также особняком в Санкт-Петербурге (ныне его занимает государственный камерный музыкальный театр «Санкт-Петербургъ опера»). Спасский уездный предводитель дворянства (1900-07, до 1901 - исполняющий должность). Занимался благотворительностью и меценатством, внёс крупный денежный вклад на приобретение Московской консерваторией большого концертного органа (изготовлен французской фирмой «Кавайе-Колль» в Париже, установлен в 1901, имя С. П. фон Дервиза выгравировано на фасаде органа). В 1908 году продал свои владения и уехал с семьёй в Канн, где прожил до конца жизни; Павел Павлович (16.4.1870 - 1943), надворный советник, один из учредителей Русского торгово-промышленного банка. В имении Старожилово в Пронском уезде Рязанской губернии построил усадебный комплекс (1890-96, архитектор Ф. О. Шехтель), включавший один из крупнейших в России конных заводов (выращивалось свыше 2,5 тысяч лошадей). В 1899 П. П. фон Дервиз обанкротился. Пронский уездный предводитель дворянства (1902-17). В 1904 основал в Пронске женскую начальную школу, вскоре преобразованную в гимназию, где преподавал математику. В 1916 сменил фамилию на Луговой. В 1919 году в Старожилово преподавал математику в школе и на курсах командиров РККА, среди слушателей которых был Г. К. Жуков.

С. П. фон Дервиз с женой М. С. фон Дервиз (урождённой Шёниг). Фото. Кон. 19 в. Из коллекции М. В. Золотарёва (Москва).

Из сыновей Д. Г. фон Дервиза наиболее известен Владимир Дмитриевич , живописец-акварелист, деятель земского движения. Занимался акварельной живописью под руководством А. И. Морозова и Л. О. Премацци. В 1880-85 учился в петербургской Академии Художеств у П. П. Чистякова, близко сдружился с В. А. Серовым и М. А. Врубелем, работал в устроенной ими мастерской в 1883-84. В 1886 году приобрёл имение Домотканово в Тверской губернии. Занимался просветительской работой среди крестьян, организовал сельскую школу, участвовал в работе училищного совета уезда. В имении В. Д. фон Дервиза регулярно в течение всей своей жизни гостил, а в 1895-96 постоянно жил Серов, создав здесь более 30 крупных произведений, среди которых «Девушка, освещённая солнцем» (1888), портреты В. Д. фон Дервиза и его супруги Н. Я. фон Дервиз (оба 1890). Председатель тверской уездной (1897-1900) и губернской (1900-04, 1905-06) земских управ, тверской уездный предводитель дворянства (1898-1900). В 1903 году подготовил записку о необходимости улучшения быта сельского населения и изменения условий сельскохозяйственного труда, вызвавшую резко негативную реакцию в МВД. После Октябрьской революции 1917 продолжал жить в Домотканово, в 1921 переехал в г. Сергиев, где назначен заведующим выставочным отделом и музейным запасом (фондом). С весны 1922 года председатель Комиссии по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой лавры, в 1924-28 заведующий Сергиевским историко-художественным музеем. С конца 1920-х годов жил в Москве. Автор акварелей: «Банька в лесу» (1881), «Девушка под деревом» (1884), «Финляндия. Озеро Юстила» (1889), «Шамони в Савойе» (1900), «Орлиная скала. Крым» (1923). Автор воспоминаний о Серове (1934). Его дочь - Мария Владимировна , художница, график и акварелист. Жена В. А. Фаворского. Окончила МУЖВЗ (1913). Создатель монументальных панно «Владения феодала» для Музея народов СССР в Москве (1930), «Играющие дети» для Музея игрушки в Загорске (1938), акварелей «Весна» (1920-е годы), «Сергиев Посад» (1932), графических работ «Сосновый бор» (1940), «Ива» (1947) и др. Автор воспоминаний (частично опубликованы).

Племянник В. Д. фон Дервиза - Георгий Валерианович , врач, биохимик, профессор (1951). Окончил медицинский факультет Московского университета (1921), после чего до 1928 работал там же. Организатор (1928) и заведующий (1928-31) кафедрой биохимии в Минском медицинском институте. В 1931-38 работал в Институте по изучению профессиональных болезней имени В. А. Обуха в Москве, в 1938-74 - в Центральном институте гематологии и переливания крови (в 1938-1968 руководитель, в 1968-74 научный консультант биохимической лаборатории). Одновременно в 1936-48 консультант терапевтической клиники 1-го Московского медицинского института. Внёс значительный вклад в развитие гематологии и трансфузиологии. Занимался проблемами биохимических изменений крови при некоторых профессиональных заболеваниях, газов крови, газообменом организма и дыхательной функцией крови при острой кровопотере и травматическом шоке, биохимией консервирования крови и др. Автор ряда широко применяемых лабораторных методик.

Правнучка И. И. фон Дервиза - Вера Михайловна , одна из первых женщин-геологов в России. Окончила физико-математическое отделение Бестужевских курсов в Санкт-Петербурге (1900), с 1904 училась на физическом факультете Женевского университета, где в 1910 защитила диссертацию на степень доктора физики. В 1910-31 работала в Геологическом комитете, а затем в других организациях. Автор ряда работ по рудным месторождениям, геологии и петрографии. В 1945 году арестована по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Умерла в исправительно-трудовом лагере на ст. Новолисино Ленинградской области. Реабилитирована в 1989.

Род Дервизов внесён во 2-ю часть дворянской родословной книги Костромской губернии и 3-ю часть дворянской родословной книги Московской, Рязанской, Санкт-Петербургской и Тверской губерний.

Лит.: Ададуров И. Е. К истории Рязанско-Козловской железной дороги. 1865-1884. М., 1887; Коровай И. М. Фаворская-Дервиз // Советская графика. М., 1986. Вып. 10; Соловьева Т. А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996; Любартович В. А. Гимназия на Старой Басманной // Москва. 1997. № 5; Соловьева А. М. Железнодорожные «короли» России. П. Г. фон Дервиз и С. С. Поляков // Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX в. М., 1997; Баскина В. А. Первая женщина в Геологическом комитете России // Природа. 2000. № 7; Смирнова Т. В. В. Д. Дервиз - один из первых создателей Сергиевского музея // Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения, 2000. М., 2000; Андрющенко В. «Бабушка московской педиатрии» // Московский журнал. 2006. № 6; Говоров А. Ф. Бароны. Рязань, 2006.

В последний день нашей поездки в Рязани снова испортилась погода, и вместо запланированной прощальной прогулки по городу мы решили посмотреть усадьбы фон Дервизов в Кирицах и Старожилово в 40 км от Рязани.

Эти усадьбы довольно необычные, а их история тесно переплетена с судьбами их основателей. Поэтому свой рассказ я начну с самих фон Дервизов.

Рязанский предприниматель Павел Григорьевич фон Дервиз (1826-1881) сколотил огромное состояние на строительстве железных дорог. В XIX веке это дело оказалось неимоверно прибыльным, особенно если вдвое завышать стоимость работ, проводить махинации с капиталами и ценными бумагами и иметь влиятельных покровителей. Став одним из богатейших людей России, он владел недвижимостью в Москве и Петербурге, во Франции и Швейцарии.

Но сейчас нас интересует не сам Павел Григорьевич, а его дети: Сергей, Павел, Варвара, Андрей и Владимир.

Старший сын Павла Григорьевича - Сергей Павлович фон Дервиз родился в 1865 году. После смерти отца он получил богатое наследство, но отцовская предпринимательская жилка ему не передалась. Занимая в основном представительские должности, Сергей вел активную светскую жизнь, тратя несметные богатства отца.

Приобретя имение Кирицы, Сергей снес влачащую жалкое существование зеркальную фабрику и на ее месте построил роскошную усадьбу. Для этого был нанят молодой архитектор Федор Осипович Шехтель. И к концу ХIХ века на берегу реки Кирицы вырос сказочный замок.

Имение было обнесено оградой. На обширной территории располагались церковь и конный двор, висячие мосты и гроты.

От дворца к лужайке полукругом спускались две величественные лестницы, рядом с которыми симметрично расположились беседки, увенчанные тритонами.

Под лестницами был устроен причудливый грот, на террасе перед ним бил фонтан. Далее можно было спуститься к прудам и саду.

Главное здание усадьбы украсили башенками со шпилями и флюгерами. Между флигелями построили застекленные переходы. Изящный балкон одного из флигелей поддерживали могучие крылья орла.

Через овраг рядом с особняком перекинули Мост любви. По преданию, с этого моста бросилась вниз девушка, безответно влюбленная в Сергея.

Сергей Павлович очень любил свое имение и с удовольствием приезжал сюда каждый год на целое лето. Но, разорившись, после смерти матери в 1908 году он продал всю свою недвижимость и навсегда уехал из России. Он умер в Каннах в 1943 году.

Имение стояло заброшенным, пока советские власти не разместили здесь училище, а затем - дом отдыха.

Младшие братья и сестра Сергея - Владимир, Андрей и Варвара - прожили очень недолго, их поразил серьезный недуг - костный туберкулез. Владимир и Андрей скончались младенцами, Варвара умерла в 16 лет. Отец не смог пережить потерю детей, он умер сразу после смерти любимой дочери.

И вот ирония судьбы: в усадьбе Кирицы с 1938 года и по сей день располагается детский санаторий, где лечатся больные костным туберкулезом дети.

Теперь перейдем к еще одному брату Сергея - Павлу Павловичу фон Дервизу.

На момент смерти отца Павлу исполнилось 11 лет, и в наследство он получил имение в деревне Старожилово. Как и старший брат, Павел был весьма обеспеченным человеком. Он увлекся разведением элитных скакунов и основал в Старожилово конный завод, причем в качестве архитектора по совету брата привлек все того же Ф.О. Шехтеля.

Начиная с 1893 года, за шесть лет здесь построили 12 зданий, включая усадьбу, сам конный завод, кузницу, дома для рабочих и церковь.

В начале ХХ века в конюшнях содержалось несколько тысяч лошадей. Элитных скакунов покупали за рубежом, рысаки побеждали в скачках. На Старожиловском заводе разводили лошадей самых престижных пород для гвардейских кавалерийских полков.

Помимо разведения лошадей у Павла было еще одно увлечение - математика. Он сдал экстерном экзамены в университете за весь курс математики и стал преподавать в им же основанной гимназии.

В годы Первой мировой войны Павел патриотично сменил немецкую фамилию, и, переведя слово «Wiese» на русский язык, стал Павлом Павловичем Луговым.

После революции Павел был арестован, его выпустили только благодаря ходатайству бывших учеников гимназии фон Дервиза. Луговой устроился преподавателем Рязанских кавалерийских командных курсов, которые открылись на базе Старожиловского конного завода. Одним из его учеников стал будущий маршал Победы Г.К. Жуков.

Но вскоре курсы перевели в другое место, Павел Павлович с семьей скитался с места на место и, в конце концов, обосновался в Тверской области. Он работал учителем математики в сельской школе, скончался Павел в 1943 году.

А конный завод, основанный Павлом Павловичем фон Дервизом, существует до сих пор.

В Старожилово у нас была еще одна интересная встреча. Прямо на асфальте паслась маленькая стайка индюков с индюшками. Курам и гусям мы уже не удивляемся, а вот индюков увидели впервые.

Когда мы захотели сфотографировать птичек поближе, от стаи выдвинулся индюк, надулся, стал поперек себя шире в два раза и, шипя, направился к нам. Он был так воинственно настроен, что мы решили убраться восвояси:)

На этом я заканчиваю рассказ об осеннем путешествии. Оно было интересным для нас, немного необычным - мы не так много мест объехали, но зато вволю порыбачили (правда, без особого улова), отдохнули и даже немного загорели. Воспоминаний хватит надолго:)

Спасибо за внимание! И до новых путешествий! :)

«Средневековое» имение не имеет древних корней. История его рождения сохранилась в легенде: будто бы барон Сергей Павлович фон Дервиз, из соседнего поместья , заблудился во время охоты и вышел из леса к старому стекольному заводу с бедной усадебкой фабриканта Смольянинова. Нетронутая природа в своей естественной дремучести поразила Дервиза, и он не раздумывая приобрел эту землю вместе с производством и имением, полагая устроить здесь родовое гнездо. Благо, средства позволяли —отец оставил ему в наследство виллу в Лугано, дом на Английской набережной в Санкт-Петербурге, акции и круглую сумму в банке. Фон Дервиз поначалу щедро тратил отцовские капиталы, но вскоре научился преумножать их, предпочитая многое из того, что имел, отдавать на благотворительность.Семейное поместье в , принадлежавшее матери и младшему брату, вскоре стало тяготить его. Артистичному и возвышенному Сергею (профессионально занимавшемуся музыкой и окончившему Московскую консерваторию по певческому классу) грезился свой дом, возможно, в духе старинных рыцарских замков, которые он видел, путешествуя по Европе. Оставалось только одно — найти не просто архитектора, а тонкого художника и рискованного экспериментатора, который построил бы так, как никто доселе не строил!

Судьба свела его с Федором Шехтелем, фигурой номер один в русской архитектуре рубежа XIX-XX веков. «Творчество Шехтеля столь же впечатляюще характеризует отечественную архитектурную школу конца XIX - нача¬ла XX века, как Гауди — испанскую, Орта и Онкар — бельгийскую, Берлаге — голландскую, Макинтош и Вайси — английскую и шотландскую...» В его раннем творчестве преобладают «бесполезные», по мнению маститых зодчих, красочная образность и духовный комфорт, созвучные едва уловимым настроениям человека, облагораживающие и доставляющие ему эстетическое наслаждение.

В 1889 году на плато, как на подиуме, поднимается замок. Молва о нем достигает столиц, но по-настоящему Федор Осипович становится знаменит несколько позже, после осуществления проекта московского особняка для С.Т.Морозова (1893). С этого момента к нему в очередь выстроились банкиры, промышленники, представители родовой знати.

Архитектура кирицкого дворца еще далека от модерна, к которому архитектор придет в процессе долгих исканий и опытов. По мнению Г.К.Вагнера и С.В.Чугунова, это скорее русский неоромантизм, воспринятый через призму европейского средневековья.

Владелец, по-видимому, очень гордился своей новой резиденцией, поместив на ступенчатом фронтоне дома фамильный герб фон Дервизов. Творец же,казалось, пытался превзойти самого себя в выдумке и гротеске: консоль в виде орла с распростертыми крыльями, поддерживающая угловой балкон, беседка на краю верхней террасы с чешуйчатым куполом, с пучеглазыми рыбами у основания граненого шпиля.

В замке по главному фасаду угадывается симметрия, но это только иллюзия. Тут же глаз улавливает несоответствие, и становится понятной игра, затеянная Шехтелем: он намеренно разбивает, гранит и усложняет архитектурные массы, насыщая их плавными линиями аркад и острыми вертикалями. Все здесь пронизано движением, сложно, витиевато, хотя и не перегружено, снабжено исключительно сочными деталями и мягкой экспрессией. Противоположный фасад, напротив, слабо разработан, скучен и прост, возможно, в этом повинны переделки советского времени.

Ландшафтному окружению отведено громадное значение. Шехтель решает его неординарно, по-театральному пафосно. Каскад из каменных лестниц и подпорных стенок усиливает эмоциональное впечатление от архитектуры дома, но еще более ошеломляющим кажется арочный мост, устроенный в глубоком овраге в непосредственной близости от дома. Его арки, непомерно высокие, устремлены кирпичными опорами в бездну. При входе на виадук - белокаменные обелиски, грациозные по форме.

Более от декоративных затей ничего не сохранилось, только на границе парка можно видеть готические (Красные) ворота, похожие на мини-замок с башенкой, с аркой, повисшей над дорожкой.

Шло время, однако фон Дервиз для местного крестьянства и рабочего люда так и остался чужеземцем и разорителем стекольного заводика, дававшего им хотя бы нищенский заработок. Имение однажды уже подвергалось разорению, народное недовольство зрело, и фон Дервиз с семьей принял решение покинуть Россию. Имущество, в том числе и Кирицы, срочно продается. В 1908 году Дервизы уезжают за рубеж, навсегда оборвав связь с родиной...

В прекрасном замке через три десятилетия обосновался костно-туберкулезный детский санаторий. Странное, необъяснимое совпадение! Как известно, именно этим заболеванием страдали дети в семье Дервизов. Болезнь, передававшаяся по наследству и унесшая несколько жизней, стала трагедией рода, и кажется глубоко символичным, что в усадьбе теперь спасают детей от недуга, разбившего семейное счастье ее прежних владельцев.

Размещение санатория сохранило усадебный ансамбль от полного разрушения, хотя за бытность свою медицинским учреждением он сильно обветшал. В конце 1990-х годов в Кирицы пришли реставраторы, в 2007 году работы по ремонту дворца Дервизов были завершены. Все еще ждут своей очереди терраса с лестницами, полуобрушившийся мост, Красные ворота и оставленные без зеркальной поверхности пруды.