Заземление

Удивительные факты о волках. Волк животное. Образ жизни и среда обитания волка Роль волка в природе

Волк интригует, потому что он не дает себя приручить. Он много сотен лет присутствует в нашей культуре и природе. Эти факты лишь подтверждаются тем, что он фигурирует в распространенных фразеологизмах.

Интервью с профессором Силезского университета, антропологом, фольклористом и меметиком Доброславой Венжовец-Зюлковской (Dobrosława Wężowicz-Ziółkowska).

Polityka: Человек человеку волк; таскал волк - потащили и волка; о волке речь, а волк за гумном; волк в овечьей шкуре. Почему в нашем языке так много волков?

Доброслава Венжовец-Зюлковска: Волк интригует, потому что он не дает себя приручить. Он много сотен лет присутствует в нашей культуре и природе. Эти факты лишь подтверждаются тем, что он фигурирует в распространенных фразеологизмах. Однако смысл разных пословиц со временем стирается, и мы зачастую встречаемся с их неверным, далеким от изначального употреблением. Или с непониманием, упрощением, стандартизацией. Например, выражение «человек человеку волк» относится лишь к одному аспекту волчьей природы: враждебности к другим особям, агрессивному отношению к жертве. По сути, эта пословица больше говорит о людях, чем о волках.

- Так как волк не дает себя приручить, так как мы не разводим его на мясо и не носим его мех, мы пытаемся подчинить его в языке?

Ваши предположения, возможно, верны, но есть еще кое-что другое. Люди наблюдают за природой и делают выводы. Так работает и с волком. Его приручение через дискурс вместе с изучением характера этого животного нашло отражение не только в пословицах, но в мифах, сказках, романах, фильмах. Таким образом, мы включаем его в культуру, в язык и, действительно, каким-то образом используем в собственных нуждах.

- Но лучше «не будить волка»?

В культуре славян издавна было поверье, что если произнести настоящее имя какого-то существа, то через мгновение оно предстанет во всей красе. Поэтому горцы Подгалья боялись произносить слово «медведь» и говорили «он». Он бродит по холмам, Он бродит по лугу. Веру в магическую силу слова можно найти в иудаизме и, например, в современной поп-культуре. Суть такого мышления сводится к убеждению, что каждое существо обладает настоящим и «внешним» именем. И знание настоящего имени дает нам над этим созданием власть. Соответственно, раскрытие настоящего имени - это своего рода акт отчаяния. Народное творчество часто изображает сказочного героя, который взамен за услугу, помощь, которую он оказал во время своих приключений, узнает имя своего помощника. И, как это бывает в сказках, в пограничной ситуации звучит имя этого помощника, он появляется и помогает герою. Это может быть волк или Конек-горбунок, золотой олень и даже яблоня. Любопытно, что чаще всего - это дикие звери.

- Сколько волков живет в Польше?

Специалисты говорят, что 600-700 штук.

- Волк появился в Европе до человека?

Историки культуры, археологи и палеонтологи говорят, что примерно 60 тысяч лет назад волки уже жили на наших территориях. Человек разумный, которым считается кроманьонец, появился в Европе около 50 тысяч лет назад, значит, волк его опередил.

- Полярные волки более невозмутимы и спокойны, чем их пугливые европейские родственники. Это связано с цивилизацией?

Определенно. Волки - очень умные и наблюдательные животные, они быстро обучаются, не имея контактов с человеком, они ведут себя спокойно. В последние 400 лет мы охотились на наших европейских волков и убивали их, поэтому они стали осторожными. Они перестали показываться нам на глаза, почти никто не встречается сейчас с дикими волками, шансов их увидеть почти нет. Люди уничтожают естественные места обитания этих животных. Мы строим автострады, железные дороги, жилые районы, заводы и вторгаемся на их территорию.

- «Они живут группами, создают семьи, в которых есть альфа-особь, устраивают групповые акции и отличаются враждебным отношением к чужакам», - пишите вы в своей книге «Волки и люди». Что нас еще объединяет?

Страх перед волками и отрицательное отношение к ним вызваны, скорее всего, тем, что нам свойственно так много общего. Волк был конкурентом человека: мы охотились на копытных. Кто-то должен был проиграть. Нас объединяет высокий уровень интеллекта, модель родительства. Волки, как люди, заботливо ухаживают за детенышами, находят или создают укрытие, где они могут разместить свое потомство, кормить и учить его. Они очень привязаны к своим родственникам. Они играют, как мы, а во время игр забывают о своих обычных ролях. Они умеют организовывать собственное пространство, человек делает то же самое, но более экспансивно. Нас объединяет и коммуникация: волки умеют звать, предостерегать, передавать информацию. Волчица и волчата общаются очень интенсивно.

- О чем говорят волки, когда они воют?

Они не только воют, они лают, пищат, визжат и издают массу звуков на такой частоте, которую мы не слышим. А говорят они: «Где ты, осторожно!» «Я нашел еду». Они сообщают об угрозе, расстоянии, которое их разделяет.

- Воя на луну, они не сочиняют стихов?

Возможно, это песни. Тоскливые завывания (которые также издают собаки, чувствующие приближение смерти своего компаньона) с точки зрения человеческих категорий можно назвать траурным произведением.

- Когда волк стал собакой?

Этот процесс завершился самое позднее 10 тысяч лет назад. Хотя это не совсем верное определение: мы продолжаем развивать собак, выделяя при разведении полезные нам качества.

- Интересный драматический треугольник: волк, человек, собака. Собака сам выбрала жизнь с человеком или человек ее к этому принудил?

Если можно сказать, что убивать матерей, забирать из гнезд беззащитных щенков, запирать их и приучать к зависимости от пищи, которую дает человек, это не принуждение, то их не принуждали. Относительный симбиоз мог наступить гораздо позднее, когда молодняк появлялся на свет в неволе. Привязанность, преданность, повиновение вожаку стаи - эти биологические черты волков оказались в отношениях с человеком губительными: они стали основой для порабощения и зависимости от человека. И так появилась собака.

- Выиграла или проиграла собака, оставшись с человеком?

Выиграл волк, сохранив свои изначальные ценности, дикость и свободу. Но вопрос кто выиграл, а кто проиграл - это как раз антропоцентрический взгляд, к которому мы привязаны.

- Мы рассказываем детям и себе сказки: «Ну, погоди», «Танцующий с волками», в 80-е и 90-е годы была популярна электронная игра с волком, который ловил падающие яйца. Какое место занимает сейчас волк в поп-культуре?

Волк уступает место вампирам и оборотням, а присутствующий в культуре образ волка - это фигура, с помощью которой мы вводим укрощенную дикость в сферу своей активности. В «Ну, погоди» волк всегда проигрывает, остается в дураках. Жестокость и чрезмерная свобода оказываются побежденными, а адресат, ребенок, радуется: ощущая собственную слабость он ассоциирует себя, скорее, с зайцем.

- А не с курящим сигареты волком.

С ним ребенок может связать все свои страхи, возможно, фигуру строгого отца. В финале заяц убегает. Поп-культурный волк также бывает носителем других ценностей, например, привязанности и солидарности, как в «Танцующим с волками», или романтичной любви, как в «Клыкастой братве». В моих исследований фольклора вырисовывается, однако, несколько другой образ волка, более близкий к интерпретациям Эриха Фромма (Erich Fromm).

- Связанным с Красной шапочкой?

Да, здесь волк - символ мужского начала и того, чего оно хочет добиться. Фромм считает красный головной убор, шапочку, символом менструации. Так появляется рассказ об опасностях, которые подстерегают взрослеющую девушку. Волк старается заставить ее свернуть с указанной матерью дороги, а в финале ест девочку. Приходит лесник, распарывает волку брюхо, освобождает Красную шапочку. Разговор с волком, который переоделся в бабушку, в польском варианте сказки сильно сокращен. Девочка, например, спрашивает волка, почему у него такие большие руки, а он отвечает, чтобы лучше ее обнять. Поедание с точки зрения психоанализа тоже представляет интерес. Изучая фольклор, я пришла к выводу, что поедание, разрывание на части, укусы - это синоним сексуального акта, причем, не только в сказках. Есть такая мазурская песенка: «Лен у бора я полола, боялась волка, волк там рыскал, волк как прыгнул, сделал мне ребенка».

- Молодого человека, который становился косарем, называли Волком.

Это еще одна тема. В этих обрядах, связанных с посвящением в косари, волком называли новичка, чужака, который должен пройти испытания, чтобы стать своим.

- Немного напоминает историю собаки.

Да. Собака постепенно стала нашей, вошла в стаю. Волк остался собой, а для нас стал символом.

- Каким?

Темной стороны нашей природы, связанной с инстинктами. Волк - как дух леса, который бродит между деревьями. Это темное пятно, выделяющееся на фоне снега, что следует понимать как прямо, так и метафорически. Волк - это нечто необузданное, независящее от нашей воли. Мы подчинили себе почти всю природу, но не волка. Это пугает и завораживает. Дополнением его образа служит гипнотизирующий взгляд, необычный голос, умение прятаться и быть невидимым, стремление обходить стороной поселения человека. Это добавляет демонических черт.

- Юзеф Бахуж (Józef Bachórz) подсчитал, что Мицкевич (Adam Mickiewicz) в своих произведениях 394 раза упоминает лошадь, 233 - собаку и 71 - волка. Какого волка?

Разных. У Мицкевича много волков. В самой известной басне «Пес и волк» происходит, например, очень интересный разговор. Голодный волк выходит из леса и спрашивает у сытого пса, как тому живется (по его виду он делает вывод, что его брат хорошо устроился). Пес нахваливает службу у человека, волк слушает и рассматривает пса, а потом замечает след от веревки на шее. Он решает, что «кусок худой на воле без затей обеда рабского вкусней», и убегает в лес. Так заканчивается басня. Если учесть, что в тот период Польши практически не существовало, волк Мицкевича оказывается фигурой патриотического выбора свободы, который не соглашается на привлекательные предложения захватчиков. Но еще есть волк Гедимина (эпизод из поэмы «Пан Тадеуш»: литовскому князю является во сне железный волк, который наводит его на мысль об основании города - Вильно, – прим. перев.) или Гервазий (герой того же произведения, - прим. перев.), символизирующий прирученного волка.

- Как мы можем пробудить волка к себе? И стоит ли это делать?

Мне вспоминается фрагмент стихотворения Йонаша Кофты: «Когда молчишь, молчишь, молчишь, приходит волчий аппетит - к поэзии, что дремлет в нас, возможно». Может быть, волк пробуждает поэзию, которая скрывается под нашим желанием потреблять все, что нас окружает. Я говорю не о сложении стихов, а о поэзии в более широком смысле - понимании мира через призму его истинных имен, а не их заместителей, которыми мы обычно пользуемся.

- Что это значит?

Поэт - это человек, который находит истинные имена окружающих его предметов, умеет проникнуть в сокрытое, втиснутое в штампы. Он говорит, например: «ночь подобна басу, а месяц высок, как сопрано», открывая перед изумленным наблюдателем ночного пейзажа связь между голосом и космосом. Он расширяет наше видение вещей, и в этом похож на ученого, хотя и использует иные инструменты.

- Вы считаете, что нам ближе к собаке, чем к волку.

К сожалению, к собаке. Мы занимаемся автодоместикацией - сами себя одомашниваем, и в связи с этим можем наблюдать регресс человечества. Мы ведем себя, как наши домашние питомцы: объедаемся нездоровой пищей, играем в мячик, а голос и космос нас не интересуют.

- Вся надежда на волка?

Мне так кажется. Конечно, в метафорическом волке, по которому мы иногда скучаем. Это тоска по свободе, независимости, выходу из круга норм, по дикости.

- А желание быть оборотнем?

Это фигура временно плененного в оковах культуры человека, которому ближе к животным.

- Оборотень становится самим собой, но дорого за это расплачивается: он теряет над собой контроль, убивает, его ловят.

Так это выглядит в традиционном изложении. С другой стороны, появляется вопрос, почему этот образ столько лет будоражит наше воображение, что в нем привлекательного. Оборотень пробуждать часть человеческой дикости, начинает жить собственной жизнью, делает такие вещи, которых мы, как культурные животные, в себе не видим, но по которым, возможно, тоскуем.

- Какое качество вы бы позаимствовали у волка?


Живая природа Человек склонен к тому, чтобы всех животных делить на вредных и полезных. Каждое животное, каждый живой организм (совершенно независимо от оценки его человеком и им же разработанной классификации) занимает определенное место в природной структуре и играет здесь свою определенную роль. Человек вынужден в интересах хозяйственного и культурного прогресса способствовать развитию одних групп животных и тормозить эволюцию других. Правильный путь заключается в возможно более широком стимулировании многообразия природных явлений и природного баланса с тем, чтобы природные силы могли снова и снова проявлять свою действенность ».


Кабан ВРЕД: Кабан вредит сельскохозяйственным культурам не только тем, что поедает их, но и тем, что ломает их стебли, путает и приводит занятую определенными культурами площадь в совершенно негодное для уборки состояние. Затем, как животное роющее, он вреден на местах, занятых корнеплодами, которые он поедает, выкапывая их из земли. Попадая на луговые площади, кабан в сильной степени их портит, разрывая дерновый слой. Польза Кабаны истребляют немало вредных насекомых и вредных грызунов, которых добывают из-под дернового слоя, раскапывая землю. Они- истребители саранчи.Они истребляют немало вредных насекомых и вредных грызунов.


Лось Польза Не подлежит сомнению значение лося как промыслового животного. Его мясо имеет довольно высокие вкусовые качества, а молоко лося сходно по вкусу с коровьим, только более питательное и менее сладкое (его используют в лечебном питании). Из шкуры этого животного изготовляется замша, кожа с нижней части ног (камусы) используется для пошива самой долговечной и теплой обуви. Ею же охотники нередко подбивают свои лыжи, чтобы не проскальзывать на склоне. Существует две – печорская (в Печоро-Илычском заповеднике) и костромская лосефермы. Лосята приручаются довольно легко, и впоследствии их используют как упряжных, верховых и вьючных животныхтеплой обуви Вред При слишком большой численности лосей от них начинает страдать лесной подрост и кустарники. Лоси объедают с них верхушечные и боковые побеги, сдирают кору, препятствуя нормальному возобновлению леса. Иногда лоси губят целые питомники, в которых произрастают ценные лесные породы.


Волк Польза В природе, в естественных местообитаниях, волк выполняет роль санитара. В природе волк охотится в основном на больных или увечных животных и тем самым очищает популяцию. Вред Волк наносит вред животноводству и охотничьему хозяйству. Осенью и зимой волк становится гораздо опаснее, чем в другие сезоны, нередко нападая как на крупный, так и на мелкий скот. Он все ближе подходит к населенным пунктам, а в маленьких местечках охотится за собаками, которых очень любит и которые составляют в некоторых местах единственную его добычу. Голодная стая волков при случае, может напасть на человека, загрызть и съесть его. По мнению некоторых специалистов около 30% волков средней полосы России потенциально способны напасть на человека. Нередко на людей нападают больные бешенством волки, заражая этой смертельной инфекцией людей и домашних животных, подвергшихся нападению. Здоровые волки, как правило, избегают людей.


Лягушки,жабы Полезны для сада лягушки и жабы. Основной пищей лягушек и жаб являются насекомые, чаще всего вредители. Остромордая лягушка больше всего предпочитает пауков и цикадок, травяная – слизней и кузнечиков, серая жаба – жуков и муравьев, зеленая жаба – клопов. Пожирают они также медведок, долгоносиков, проволочников, личинок колорадского жука, гусениц и других вредителей. Прыгающие лягушки охотятся на летающих насекомых, в том числе на комаров и бабочек. Молодые лягушата и жабята питаются тлями, малинным жуком, комарами, долгоносиками. Вред рыбному хозяйству.



Воробей Польза Где полевых воробьев нет, сосновые посадки и другие молодые побеги гибнут еще в раннем возрасте от нашествия тех или иных вредителей. Но по окончании гнездового периода воробьи начинают кормиться зерном, которое собирают на полях: пшеницей, просом и другими культурными растениями. Вред воробьев в это время бесспорен и настолько велик, что с ними начинают вести самую безжалостную борьбу.

Почему то из собак мне нравятся только овчарки ну и сибирские лайки. Может потому, что они напоминают природных животных - волков!

Давайте познакомимся кратко с интересными фактами об этих животных. Почти все фотки кликабельны до 1920 рх

Серые волки стройные, обладают могучим телосложением с большой, глубоко посаженной грудной клеткой и покатой спиной. Живот серого волка втянут, шея мускулистая. Их конечности длинные и надежные, со сравнительно небольшими лапами. На каждой передней лапе по пять пальцев, на задних - по четыре. Самки, как правило, обладают узкой мордой и лбом, тонкой шеей, лапы у нее немного короче, чем у самцов, и менее массивные плечи. Волки очень сильные для своих размеров, обладают достаточной силой, чтобы перевернуть коня или замороженные туши лося.




В целом, серые волки являются крупнейшими из животных, входящих в семейство Canidae, не считая некоторых крупных пород домашних собак.

Длина взрослого серого волка составляет 105-160 см, высота животного в плече - 80-85 см. Вес волка варьируется в разных географических районах; в среднем европейский волк может весить 38,5 кг, североамериканский волк - 36 кг, а индийский и арабский волки - 25 кг. Самки волка, как правило, весят 5-10 кг меньше, чем самцы. Волки весом более 54 кг встречаются редко, но исключительно крупные особи были зарегистрированы на Аляске, в Канаде, и в бывшем Советском Союзе.

Серые волки могут бежать со скоростью 56-64 км/час, и могут бежать без остановки в течение более 20 минут, хотя и не обязательно на этой же скорости. В условиях холодного климата, волки могут уменьшить поток крови для сохранения тепла тела. Тепло нижних частей лап регулируется независимо от остальной части тела, и поддерживается на уровне чуть выше места, где лапы соприкасаются со льдом и снегом. Голова серого волка большая и тяжелая. Уши сравнительно маленькие и треугольные. Как правило, по телесной конфигурации они напоминают немецких овчарок и лаек.

В целом, серые волки являются крупнейшими из животных, входящих в семейство Canidae, не считая некоторых крупных пород домашних собак.
Зимой серые волки обладают очень плотной и пушистой шерстью, с коротким подшерстком и длинными защитными волосками. Большая часть подшерстка выпадает весной и вырастает снова осенью. Зимняя шерсть очень устойчива к холоду; волки в северных странах могут спокойно находиться на открытой местности при -40 °, помещая морду между задними лапами и закрывая ее хвостом. Волчья шерсть обеспечивает лучшую изоляцию, чем шерсть собаки, на ней не собирается лед.

Их обоняние слабо развито по сравнению с некоторыми породами охотничьих собак. Из-за этого, они редко ловят спрятанных зайцев и птиц, хотя они могут легко выследить добычу по свежим следам.

Стая волков состоит из самца, самки и детенышей. Как правило, волки редко принимают в свою стаю чужаков и часто убивают их. Однако, во время угрозы, например, во времена большой численности парнокопытных, несколько стай могут объединиться для лучшей защиты. В районах с малым количеством волков, волк, как правило, моногамен. Обычно пара сохраняется на всю жизнь, пока один из волков не умирает. Однако, после смерти одного из волков, пара быстро восстанавливается при помощи других. В дикой природе волки могут размножаться, начиная с двухлетнего возраста. Самки могут приводить детенышей раз в год. Обычно спаривание происходит в конце зимы. Беременность длится 62-75 дней, детеныши обычно рождаются в летний период. Средний помет состоит из 5-6 детенышей. Волчата рождаются слепыми и глухими, и покрыты коротким, мягким серовато-коричневым мехом. При рождении они весят 300-500 грамм. В течение первого месяца они питаются молоком матери. Спустя 3 недели волчата впервые покидают логово. В 1,5-месячном возрасте они уже способны бежать от опасности. Они начинают есть твердую пищу в возрасте 3-4 недель. В течение первых четырех месяцев жизни волчата очень быстро растут: за это время вес детеныша может увеличиться почти в 30 раз.


Волки очень территориальные животные. Они защищают свою территорию от других стай при помощи маркировки территории своим запахом, прямых нападений и воя.

Волки в основном питаются копытными животными (иногда размером в 10-15 раз больше, чем они сами). Они охотятся на сурков, зайцев, барсуков, лис, хорьков, сусликов, мышей, хомяков, полевок и других грызунов, а также на насекомоядных. Волки также могут охотно питаться падалью, особенно во время дефицита питания. Они часто поедают водоплавающих птиц, ящериц, змей, лягушек, жаб и редко - крупных насекомых. Во время суровой зимы, стаи часто нападают на слабых или раненых волков, они даже могут есть тела погибших членов стаи.

Волки обычно доминируют среди хищников.
Язык тела волков состоит из различных выражений морды, положения хвоста. Агрессивный или защищающийся волк характеризуется медленными и преднамеренными движениями, высокой осанкой и поднятой шерстью, у спокойных волков осанка спокойная, шерсть гладкая, опущенные уши и хвост. При помощи воя волки собирают стаю (как правило, до и после охоты), передают информацию, находят друг друга во время бури или на незнакомой территории, и общаются, преодолевая большие расстояния.

Хотя собаки и волки являются генетически очень близкими, они, как правило, в естественных условиях добровольно не скрещиваются. Но, тем не менее, они могут производить жизнеспособное потомство, причем все последующие поколения также смогут иметь потомство.

Когда-то серый волк был наиболее распространенным млекопитающим в мире, живущим к северу от 15 ° с.ш. в Северной Америке и 12 ° с.ш. в Евразии. Волки, как правило, сталкиваются с трудностями адаптации к человеку и изменениям, которые совершает человек, и поэтому их часто называют видами-индикаторами. Волки, похоже, не смогут так же легко адаптироваться к расширению цивилизации, как это, например, сделали койоты. Несмотря на то, что серые волки не находятся под угрозой исчезновения, в некоторых местах популяция волков по-прежнему находится под угрозой.

Из-за того, что волки перемещаются на большие расстояния, они могут играть важную роль в распространении болезней. Инфекционные болезни, распространяемые волками, включают бруцеллез, туляремию, листериоз и сибирскую язву. Волки могут также страдать от бешенства. Но, как правило, если у волка появляются первые симптомы болезни, он оставляет свою стаю, таким образом предотвращая распространение болезни.

Ущерб, наносимый волками животноводству, был одной из основных причин для охоты волков, и это может представлять серьезную проблему для сохранения популяции волка. Волки, как правило, не опасны для человека, пока их мало, у них есть достаточного питания, они редко встречаются с людьми и иногда охотятся. Случаи нападения волков на людей редки, но в начале 20 века такие нападения случались часто.

Как известно, на волков трудно охотиться из-за их неуловимости, острых чувств и возможности быстро убивать охотничьих собак. При охоте на волков с собаками, как правило, используются борзые, гончие и лисьи терьеры. Борзые преследуют и блокируют волков до прибытия более тяжелых собак, которые выполняют большую часть боевых действий.

Шкуры волков используются в основном для шарфов и отделки женской одежды, хотя они также иногда используются в коротких плащах, пальто и коврах. Охота на волков из-за их меха мало влияет на численность их популяции, так как только северные разновидности волков (количество которых стабильно) имеют коммерческую ценность. Охота на волка для меха остается прибыльным источником дохода для многих коренных американцев.

Содержание волков в качестве домашних животных становится все более популярным. Только в США, по разным оценкам, от 80000 до 2 миллионов волков живут в домах. Волки могут быть менее предсказуемыми и управляемыми, чем собаки. Волчонок в возрасте до одного года, как правило, не агрессивен по отношению к чужим, хотя их агрессия увеличивается с возрастом, особенно в брачный сезон. Самцы могут быть более агрессивными и сложнее в управлении, чем самки. Волков трудно содержать в стандартных питомниках, так как они способны быстро научиться открывать задвижки, просто наблюдая за тем, как это делают люди.

Хотя волки обучаемы, им не хватает уступчивости, как у собак. Как правило, они реагируют на принудительные методы не так, как собаки, они начинают бояться, становятся раздражительными и оказывают сопротивление. Даже тогда, когда определенное поведение было повторено несколько раз, волку может стать скучно, и он будет игнорировать последующие команды. При дрессировке волка простой похвалы не достаточно. В отличие от собак, волки, как правило, больше реагируют на сигналы, поданные рукой, чем голосом.

При определенных погодных условиях волки могут услышать звуки на расстоянии 9 километров в лесу, и в 16 км. на открытой местности.

Викинги носили волчьи шкуры и пили перед боем волчью кровь, которую брали с собой, для поднятия своего боевого духа.

Самые ранние изображение волков найдены в пещерах на юге Европы, им уже более 20000 лет.
Волка невозможно приручить и сделать сторожевой собакой, он боится незнакомых людей и будет скрываться от них, а не лаять.

Аутоиммунное заболевание «волчанка», или туберкулёз кожи, в буквальном смысле означает «красный волк», потому что в восемнадцатом веке врачи считали, что болезнь развивалась после укуса волка.

Волки различают около 200 миллионов оттенков запаха, люди всего лишь 5 млн. Волчье семейство способно учуять запах других животных на расстоянии в 1,5 километра.

Глаза у волчьих щенят всегда голубые при рождении. Они желтеют только к восьми месяцам.

Период беременности волчицы составляет около 65 дней. Волчьи щенята рождаются глухими и слепыми, а весят всего полкилограмма.

Волки когда-то были самыми распространёнными наземными хищниками, единственные места, где они не обитали - пустыни и тропические леса.

Огромное давление создается зубами в волчьей пасти, примерно 300 килограмм на квадратный сантиметр (по сравнению с 150 кг/см^2 у собаки).

Популяция североамериканского серого волка в 1600-ом году была 2 миллиона особей. Сегодня их осталось в Северной Америке не более 65 тысяч.

Голодный волк может съесть 10 килограммов мяса в один присест, это как если бы человек съел за один присест сотню гамбургеров.

Волчья стая может состоять из двух-трёх особей, а может и в десять раз больше
Волки произошли от древних животных, называемых «Mesocyon», которые жили около 35 миллионов лет назад. Это было небольшое животное, похожее на собаку, с короткими ногами и длинным туловищем. Возможно, они так же как волки жили стаями.

Волки могут плавать на расстояние до 13 километров, помогая себе при движении в воде небольшими перепонками между пальцев.

В период с 1883 по 1918 года только в одном американском штате Монтана было убито более 80 тысяч волков.

Адольф Гитлер (чьё имя означает «ведущий волк») был очарован волками и иногда требовал называть себя «Господин Вольф» или «дирижер Вольф» в качестве псевдонима. «Ущелье волка» (Wolfsschlucht), "Волчье логово" (Wolfschanze) и «Оборотень» (Wehrwolf) были у Гитлера кодовыми именами для различных военных штабов.

В 1600-ъх годах Ирландия называлась «Волчьей землёй», потому что в то время там было очень много волков. Охота на волка была самым популярным видом спорта среди знати, которые использовали волкодавов для определения местоположения волка и его убийства.

Биологи установили, что волки будут реагировать на людей, имитирующих волчий вой. Странно, если бы было по-другому...

В 1927 году французский полицейский был осужден за расстрел мальчика, которого он посчитал за оборотня. В том же году во Франции был убит последний дикий волк.

Когда европейцы приплыли в Северную Америку, волк стал среди них наиболее популярной добычей в охоте на животных за всю американскую историю. Эти животные были на грани исчезновения в начале XX века. Федерально правительство США даже приняло программу ликвидации волков в западных штатах в 1915 году.

Ужасные волки («canis dirus») - одни из представителей доисторических волков, живших в Северной Америке около двух миллионов лет назад. Охотились они в основном на добычу таких размеров, как мамонты.

Волки могут в течение минуты-двух бежать со скоростью 32 км/ч, а в моменты опасности или преследования - до 56 км/час. Замечено, что на протяжении дня они бегают «рысью» (примерно 8 км/ч) и могут на такой скорости путешествовать в течение всего дня.

Самые маленькие представители волков живут на Ближнем Востоке, где достигают массы не более 30 килограммов. Крупнейшие волчьи особи обитают в Канаде, на Аляске, и в России, где они набирают массу до 80 килограмм.

Волки с помощью воя связываются с разобщенными членами своей группы, чтобы сплотиться перед охотой, или предупредить соперников других стай, дабы держались подальше от них. Одинокие волки воют, чтобы привлечь партнеров или просто потому, что они одни. На самом деле, волчий вой продолжается не больше 5 секунд, просто из-за эха кажется, что звук более продолжительный.

Светоотражающий слой в глазах волка называют «tapetum lucidum» (с латыни переводится как «яркий гобелен»), он светится в темноте, а также способствует ночному видению у животного.

Там где обитают волки, часто водятся вороны (иногда называемые «волчьими птицами»). Вороны часть следуют вслед за стаями волков, чтобы доклевать остатки от охоты, а также используют волков как защиту.

По свидетельству Плиния Старшего, греческого ученого первого века, волчица языков натирает десны щенят, чтобы облегчить боль при их появлении. Он также считал, что волчий навоз можно использовать для лечения желудочных колик и катаракты.

Ацтеки использовали волчью печень в лечении меланхолии как ингредиент для лекарств. Кроме того, они кололи грудь умирающего заостренной волчьей костью в попытке оттянуть дату смерти.

В средние века европейцы использовали порошки на основе волчьей печени, чтобы облегчить боль при родах.

Греки верили, что если кто-то съел мясо волка, который убивает ягнят, то он подвергается высокому риску стать вампиром.

Индейцы чероки не охотились на волков, потому что они считали, чтоб братья убитых станут им мстить. Кроме того, оружие, которым был убит волк, считалось "испорченным".

Британский Король Эдгард вводил для Уэльса специальный ежегодный налог в 300 шкур, вследствие чего валлийская популяция волков была быстро уничтожена.

В 1500 году последний дикий волк был убит на территории Англии, в 1700 в Ирландии, и в 1772 на датской земле.

Германия стала первой страной, которая в 1934 году поместила популяцию волков под природоохранные законы. Под влиянием Фридриха Ницше (род.1844-ум.1900) и Освальда Шпенглера (род 1880-ум.1936) общество убедилось, что природные хищники значат намного больше, чем их ценность после убийства. К слову, в Германии все дикие волки были истреблены к середине девятнадцатого века.

В отличие от других животных, волки обладают целым рядом отличительных мимических движений, которые они используют для общения и поддержания отношений в стае.

В японском языке слово волк характеризуется, как «великий бог».
От 6000 до 7000 волчьих шкур по-прежнему ежегодно продаётся в мире. Поставляются они главным образом со стороны

России, Монголии и Китая, и используются чаще всего для пошива пальто.

В Индии до сих пор используются простые ловушки для поимки волков. Эти ловушки представляют собой ямы, замаскированные ветками и листьями. Волки попадают в яму на острые колья, а люди добивают их сверху камнями.

Волки были первыми животными, которые попали под охрану в список закона об угрозе исчезновения в 1973 году.

Знаменитая поэма Джона Мильтона «Lycidas» получила своё название от имени греческого «волчонка» lykideus.

В мире Гарри Поттера был оборотень Ремус Люпин, имя которого напрямую связано с латинским словом «lupus», а вот фамилия, скорее всего, произошла от Рема, основателя Рима, который был вскормлен волками.

Последний волк в Йеллоустонском парке был убит в 1926 году. В 1995 году людям удалось возобновить популяцию волков, и уже через десять лет, приблизительно 136 волков бродят в парке, сбившись в 13 стай.

В настоящее время существует около 50 тысяч волков в Канаде и на Аляске, 6500 в США. На европейском континенте, в

Италии - менее 300, в Испании около 2000, в Норвегии и Швеции - меньше, чем 80. Есть около 700 волков в Польше, и 70 тысяч в России.

Волки никогда не упускают шанса поесть. Зачастую, живя в самых суровых уголках планеты, волки частенько поедают своих раненых или больных сородичей. Кроме того, волка, угодившего в капкан, охотникам следует забрать как можно скорее, поскольку очень велик риск того, что другие волки обнаружат его и съедят.

Некоторые волки могут достигать веса в 100 кг. Размеры волков растут экспоненциально по степени отдаленности от экватора. Тропические волки часто бывают такого же размера, как и обычные собаки, но волки крайнего севера в среднем превышают вес в 60 кг.

В 2008 году исследователи Стенфордского университета обнаружили, что мутации, связанные с появлением черного меха, встречаются только у собак, таким образом, черные волки не что иное, как потомки гибридов. Чаще всего такие волки встречаются в Северной Америке.

В тех районах, где волки были подвержены массовому истреблению, процветали койоты. Последние исследования показали, что 22% всех койотов Северной Америки являются потомками волков. Такие звери как правило крупнее обычных койотов, но меньше волков, а так же отличаются чрезвычайной хитростью. В них сочетается отсутствие страха перед человеком и ярко выраженные волчьи инстинкты и высокий уровень агрессии.

Хотя волки и не являются главными переносчиками бешенства, они могу легко подхватить его от енотов и лисиц. В отличие от других животных, которые при заражении впадают в летаргию и становятся дезориентированные, волки мгновенно впадают в ярость. Большинство случаев нападения на людей спровоцированные именно бешенством. А стремление волков укусить за шею или голову зачастую приводит к тому, что вирус бешенства попадает в мозг человека намного раньше, чем будет оказана медицинская помощь

Волки Америки менее склонны нападать на людей, чем их остальные собратья. Исторические записи свидетельствуют о более 3000 человек, убитых волками во Франции в период между 1580-1830 годами. Не отстают от них волки Индии и России. В США и Канаде напротив, существует крайне малое количество официально подтвержденных нападений волков.

Несмотря на их тесное родство, волки воспринимают собак в основном в качестве добычи. В России одно время бродячие собаки служили основным продуктом питания для волков.

Чума, опустошившая Европу в Средние века, стала причиной напряженных отношений людей и волков. В те времена трупы намного быстрее уничтожались именно волками, а не огнем или погребением под землю. Такие методы "захоронения" привили вкус человеческой крови целым поколениям волков. Вероятно, именно с этих пор волки включили человеческое мясо в свое "меню".

Интервью с профессором Силезского университета, антропологом, фольклористом и меметиком Доброславой Венжовец-Зюлковской (Dobrosława Wężowicz-Ziółkowska).

Polityka: Человек человеку волк; таскал волк — потащили и волка; о волке речь, а волк за гумном; волк в овечьей шкуре. Почему в нашем языке так много волков?

Доброслава Венжовец-Зюлковска: Волк интригует, потому что он не дает себя приручить. Он много сотен лет присутствует в нашей культуре и природе. Эти факты лишь подтверждаются тем, что он фигурирует в распространенных фразеологизмах. Однако смысл разных пословиц со временем стирается, и мы зачастую встречаемся с их неверным, далеким от изначального употреблением. Или с непониманием, упрощением, стандартизацией. Например, выражение «человек человеку волк» относится лишь к одному аспекту волчьей природы: враждебности к другим особям, агрессивному отношению к жертве. По сути, эта пословица больше говорит о людях, чем о волках.

— Так как волк не дает себя приручить, так как мы не разводим его на мясо и не носим его мех, мы пытаемся подчинить его в языке?

— Ваши предположения, возможно, верны, но есть еще кое-что другое. Люди наблюдают за природой и делают выводы. Так работает и с волком. Его приручение через дискурс вместе с изучением характера этого животного нашло отражение не только в пословицах, но в мифах, сказках, романах, фильмах. Таким образом, мы включаем его в культуру, в язык и, действительно, каким-то образом используем в собственных нуждах.

— Но лучше «не будить волка»?

— В культуре славян издавна было поверье, что если произнести настоящее имя какого-то существа, то через мгновение оно предстанет во всей красе. Поэтому горцы Подгалья боялись произносить слово «медведь» и говорили «он». Он бродит по холмам, Он бродит по лугу. Веру в магическую силу слова можно найти в иудаизме и, например, в современной поп-культуре. Суть такого мышления сводится к убеждению, что каждое существо обладает настоящим и «внешним» именем. И знание настоящего имени дает нам над этим созданием власть. Соответственно, раскрытие настоящего имени — это своего рода акт отчаяния. Народное творчество часто изображает сказочного героя, который взамен за услугу, помощь, которую он оказал во время своих приключений, узнает имя своего помощника. И, как это бывает в сказках, в пограничной ситуации звучит имя этого помощника, он появляется и помогает герою. Это может быть волк или Конек-горбунок, золотой олень и даже яблоня. Любопытно, что чаще всего — это дикие звери.

— Сколько волков живет в Польше?

— Специалисты говорят, что 600-700 штук.

— Волк появился в Европе до человека?

— Историки культуры, археологи и палеонтологи говорят, что примерно 60 тысяч лет назад волки уже жили на наших территориях. Человек разумный, которым считается кроманьонец, появился в Европе около 50 тысяч лет назад, значит, волк его опередил.

— Полярные волки более невозмутимы и спокойны, чем их пугливые европейские родственники. Это связано с цивилизацией?

— Определенно. Волки — очень умные и наблюдательные животные, они быстро обучаются, не имея контактов с человеком, они ведут себя спокойно. В последние 400 лет мы охотились на наших европейских волков и убивали их, поэтому они стали осторожными. Они перестали показываться нам на глаза, почти никто не встречается сейчас с дикими волками, шансов их увидеть почти нет. Люди уничтожают естественные места обитания этих животных. Мы строим автострады, железные дороги, жилые районы, заводы и вторгаемся на их территорию.

— «Они живут группами, создают семьи, в которых есть альфа-особь, устраивают групповые акции и отличаются враждебным отношением к чужакам», — пишите вы в своей книге «Волки и люди». Что нас еще объединяет?

— Страх перед волками и отрицательное отношение к ним вызваны, скорее всего, тем, что нам свойственно так много общего. Волк был конкурентом человека: мы охотились на копытных. Кто-то должен был проиграть. Нас объединяет высокий уровень интеллекта, модель родительства. Волки, как люди, заботливо ухаживают за детенышами, находят или создают укрытие, где они могут разместить свое потомство, кормить и учить его. Они очень привязаны к своим родственникам. Они играют, как мы, а во время игр забывают о своих обычных ролях. Они умеют организовывать собственное пространство, человек делает то же самое, но более экспансивно. Нас объединяет и коммуникация: волки умеют звать, предостерегать, передавать информацию. Волчица и волчата общаются очень интенсивно.

— О чем говорят волки, когда они воют?

— Они не только воют, они лают, пищат, визжат и издают массу звуков на такой частоте, которую мы не слышим. А говорят они: «Где ты, осторожно!» «Я нашел еду». Они сообщают об угрозе, расстоянии, которое их разделяет.

— Воя на луну, они не сочиняют стихов?

— Возможно, это песни. Тоскливые завывания (которые также издают собаки, чувствующие приближение смерти своего компаньона) с точки зрения человеческих категорий можно назвать траурным произведением.

— Когда волк стал собакой?

— Этот процесс завершился самое позднее 10 тысяч лет назад. Хотя это не совсем верное определение: мы продолжаем развивать собак, выделяя при разведении полезные нам качества.

— Интересный драматический треугольник: волк, человек, собака. Собака сам выбрала жизнь с человеком или человек ее к этому принудил?

— Если можно сказать, что убивать матерей, забирать из гнезд беззащитных щенков, запирать их и приучать к зависимости от пищи, которую дает человек, это не принуждение, то их не принуждали. Относительный симбиоз мог наступить гораздо позднее, когда молодняк появлялся на свет в неволе. Привязанность, преданность, повиновение вожаку стаи — эти биологические черты волков оказались в отношениях с человеком губительными: они стали основой для порабощения и зависимости от человека. И так появилась собака.

— Выиграла или проиграла собака, оставшись с человеком?

— Выиграл волк, сохранив свои изначальные ценности, дикость и свободу. Но вопрос кто выиграл, а кто проиграл — это как раз антропоцентрический взгляд, к которому мы привязаны.

— Мы рассказываем детям и себе сказки: «Ну, погоди», «Танцующий с волками», в 80-е и 90-е годы была популярна электронная игра с волком, который ловил падающие яйца. Какое место занимает сейчас волк в поп-культуре?

— Волк уступает место вампирам и оборотням, а присутствующий в культуре образ волка — это фигура, с помощью которой мы вводим укрощенную дикость в сферу своей активности. В «Ну, погоди» волк всегда проигрывает, остается в дураках. Жестокость и чрезмерная свобода оказываются побежденными, а адресат, ребенок, радуется: ощущая собственную слабость он ассоциирует себя, скорее, с зайцем.

— А не с курящим сигареты волком.

— С ним ребенок может связать все свои страхи, возможно, фигуру строгого отца. В финале заяц убегает. Поп-культурный волк также бывает носителем других ценностей, например, привязанности и солидарности, как в «Танцующим с волками», или романтичной любви, как в «Клыкастой братве». В моих исследований фольклора вырисовывается, однако, несколько другой образ волка, более близкий к интерпретациям Эриха Фромма (Erich Fromm).

— Связанным с Красной шапочкой?

— Да, здесь волк — символ мужского начала и того, чего оно хочет добиться. Фромм считает красный головной убор, шапочку, символом менструации. Так появляется рассказ об опасностях, которые подстерегают взрослеющую девушку. Волк старается заставить ее свернуть с указанной матерью дороги, а в финале ест девочку. Приходит лесник, распарывает волку брюхо, освобождает Красную шапочку. Разговор с волком, который переоделся в бабушку, в польском варианте сказки сильно сокращен. Девочка, например, спрашивает волка, почему у него такие большие руки, а он отвечает, чтобы лучше ее обнять. Поедание с точки зрения психоанализа тоже представляет интерес. Изучая фольклор, я пришла к выводу, что поедание, разрывание на части, укусы — это синоним сексуального акта, причем, не только в сказках. Есть такая мазурская песенка: «Лен у бора я полола, боялась волка, волк там рыскал, волк как прыгнул, сделал мне ребенка».

— Молодого человека, который становился косарем, называли Волком.

— Это еще одна тема. В этих обрядах, связанных с посвящением в косари, волком называли новичка, чужака, который должен пройти испытания, чтобы стать своим.

— Немного напоминает историю собаки.

— Да. Собака постепенно стала нашей, вошла в стаю. Волк остался собой, а для нас стал символом.

— Каким?

— Темной стороны нашей природы, связанной с инстинктами. Волк — как дух леса, который бродит между деревьями. Это темное пятно, выделяющееся на фоне снега, что следует понимать как прямо, так и метафорически. Волк — это нечто необузданное, независящее от нашей воли. Мы подчинили себе почти всю природу, но не волка. Это пугает и завораживает. Дополнением его образа служит гипнотизирующий взгляд, необычный голос, умение прятаться и быть невидимым, стремление обходить стороной поселения человека. Это добавляет демонических черт.

— Юзеф Бахуж (Józef Bachórz) подсчитал, что Мицкевич (Adam Mickiewicz) в своих произведениях 394 раза упоминает лошадь, 233 — собаку и 71 — волка. Какого волка?

— Разных. У Мицкевича много волков. В самой известной басне «Пес и волк» происходит, например, очень интересный разговор. Голодный волк выходит из леса и спрашивает у сытого пса, как тому живется (по его виду он делает вывод, что его брат хорошо устроился). Пес нахваливает службу у человека, волк слушает и рассматривает пса, а потом замечает след от веревки на шее. Он решает, что «кусок худой на воле без затей обеда рабского вкусней», и убегает в лес. Так заканчивается басня. Если учесть, что в тот период Польши практически не существовало, волк Мицкевича оказывается фигурой патриотического выбора свободы, который не соглашается на привлекательные предложения захватчиков. Но еще есть волк Гедимина (эпизод из поэмы «Пан Тадеуш»: литовскому князю является во сне железный волк, который наводит его на мысль об основании города — Вильно, - прим. перев.) или Гервазий (герой того же произведения, — прим. перев.), символизирующий прирученного волка.

— Как мы можем пробудить волка к себе? И стоит ли это делать?

— Мне вспоминается фрагмент стихотворения Йонаша Кофты: «Когда молчишь, молчишь, молчишь, приходит волчий аппетит — к поэзии, что дремлет в нас, возможно». Может быть, волк пробуждает поэзию, которая скрывается под нашим желанием потреблять все, что нас окружает. Я говорю не о сложении стихов, а о поэзии в более широком смысле — понимании мира через призму его истинных имен, а не их заместителей, которыми мы обычно пользуемся.

— Что это значит?

— Поэт — это человек, который находит истинные имена окружающих его предметов, умеет проникнуть в сокрытое, втиснутое в штампы. Он говорит, например: «ночь подобна басу, а месяц высок, как сопрано», открывая перед изумленным наблюдателем ночного пейзажа связь между голосом и космосом. Он расширяет наше видение вещей, и в этом похож на ученого, хотя и использует иные инструменты.

— Вы считаете, что нам ближе к собаке, чем к волку.

— К сожалению, к собаке. Мы занимаемся автодоместикацией — сами себя одомашниваем, и в связи с этим можем наблюдать регресс человечества. Мы ведем себя, как наши домашние питомцы: объедаемся нездоровой пищей, играем в мячик, а голос и космос нас не интересуют.

— Вся надежда на волка?

— Мне так кажется. Конечно, в метафорическом волке, по которому мы иногда скучаем. Это тоска по свободе, независимости, выходу из круга норм, по дикости.

— А желание быть оборотнем?

— Это фигура временно плененного в оковах культуры человека, которому ближе к животным.

— Оборотень становится самим собой, но дорого за это расплачивается: он теряет над собой контроль, убивает, его ловят.

— Так это выглядит в традиционном изложении. С другой стороны, появляется вопрос, почему этот образ столько лет будоражит наше воображение, что в нем привлекательного. Оборотень пробуждать часть человеческой дикости, начинает жить собственной жизнью, делает такие вещи, которых мы, как культурные животные, в себе не видим, но по которым, возможно, тоскуем.

— Какое качество вы бы позаимствовали у волка?

— Независимость.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.