Автоматические выключатели

В двух словах об оппозиции. Виды семантических связей слов. б) словесные оппозиции

Системность лексики

Значение (семантический состав слова) – отображение предмета действительности (явления, отношения, качества, процесса) в сознании, становящееся фактом языка вследствие установления постоянной и неразрывной связи с определенным звучанием, в котором оно реализуется; это отображение действительности входит в структуру слова (морфемы и т.д.) в качестве его внутренней стороны (содержания). (О.С.Ахманова)

Открытие и понятие системы в лексике.

Виды системных отношений

Признание системности лексики до недавнего времени встречало ряд возражений. Например, Виктор Максимович Жирмунский, известный советский филолог, академик, считал, что в лексике «нет никакой системности», кроме той, которая обусловлена отношениями между явлениями самой действительности.

Однако исследователи конкретного лексического материала, отдельных слов всегда приходили к выводу о том, что между словами существуют взаимодействия. Слова могут притягиваться друг к другу (отец – мать; сын – дочь; ходить, бродить, гулять…) или отталкиваться друг от друга (день – ночь, жизнь – смерть; добрый – злой; первый – последний…). А притяжение и отталкивание в совокупности приводят к пониманию системности лексики.

О характере системных отношений в лексике писал Юрий Сергеевич Сорокин. Он отмечал, что лексическая система «более обширная, сложная, гибкая и подвижная…» в отличие от фонологической или грамматической, например. Он также выделил пять «движущих сил», которые определяют судьбу отдельного слова в языке:

1) самостоятельное значение слова и его отношение к действительности;

2) связь слова с другими словами по форме (отнесенность к ч.р. и к гнезду родственных слов);

3) отношение слова к другим словам по значению;

4) семантико-фразеологические связи слова;

5) связи слова стилистического характера.

Все это говорит о том, что словарный состав РЯ существует не изолированно, а живет взаимодействием своих единиц – слов, т.е. «системен

Парадигматические отношения в лексике

а) сущность парадигматических отношений

«Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются … в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению», указывал один из основоположников системного изучения лексики Мих. Мих. Покровский.

Сущность парадигматических отношений составляет сходство единиц по одним компонентам и противопоставленность – по другим.

Парадигматические связи слов основываются на том, что в значениях различных слов присутствуют одни и те же компоненты. Наличие общих сем, их повторяемость в семемах разных слов и делает соответствующие слова парадигматически соотнесенными по смыслу.

Парадигматические отношения в лексике проявляются по-разному. Минимальными проявлениями этих отношений признаются словесные оппозиции, максимальными – классы слов.

б) словесные оппозиции

Словесная оппозиция – это пара слов, сходных друг с другом по тем или иным компонентам и в то же время различающихся чем-либо.

Различаются три типа словесных оппозиций: формальные, семантические и формально-семантические.

Формальные : включают общие морфемы, но семантически не сходные:

от метить – от кочевать

с ним ать – по ним ать

Семантические : не имеют общих морфем, но содержат общие семы:

Берлога – «логово зверя»

Медведь – «крупное хищное животное»

Общие семы – те, что составляют содержание слова «медведь» , дифференцирующая сема – «жилище » в слове «берлога ».

Формально-семантические : имеют сходные компоненты как в форме, так и в значении:

Плюш ев ый – шелк ов ый (сделанный из…)

Берез ник – берез няк

(роща, лес из берез – молодой березовый лес)

По характеру соотношений компонентов выделяются

родо-видовые оппозиции ;

Они отражают такой вид системных отношений, которые называются гипонимическими (или гипо-гиперонимическими ).

Слова, выражающие родовое понятие, называются гиперонимы ; видовое – гипонимы .

К словесным оппозициям относятся:

омонимы (формальные),

синонимы (семантические),

паронимы (формально-семантические),

антонимы (семантические).

В) классы слов

Классы слов – это максимальные формы проявления лексической парадигматики. Это объединения, представляющие собой словесные парадигмы, более сложные и объемные, чем словесные оппозиции.

Три типа классов слов:

Формальные : слова, сходные по аффиксальным морфемам. К ним относятся глаголы одного спряжения; существительные одного склонения.

Формально-семантические наиболее типичны.

– Совокупность слов как по форме, так и по значению.

Это части речи, гнезда однокоренных слов, группы слов, образованные по одной словообразовательной модели (читатель, мечтатель, учитель ).

Семантические в языке встречаются редко.

Н-р., синонимический ряд, не имеющий формального сходства: украсть – воровать – похищать, стянуть – стащить; блестеть – сверкать – сиять – гореть .


  1. Производный . Если слово-производное имеет словообразовательную структуру, то оно может толковаться через производящую единицу с учетом значения форманта (словообразующего средства).
Правило Винокура.

Каменистый = сущ. камень + суф. ИСТ (значение интенсивности, много) = состоящий из множества камней.

Преподаватель = осн. глаг. преподавать + суф. ТЕЛЬ (значение лица) = тот, кто преподает.

Краснеть = осн. прил. красный + суф. Е (значение становления) = становиться красным.

Заговорить = глаг. говорить + прист. ЗА (значение начинания) = начать говорить.

Примечания:


  • Отглагольные существительные с суффиксами ни j (е), ени j (е), ани j (е), ти j (е), к (а), аци j (а), с нулевым суффиксом, толкуются как абстрактные (отвлеченные действия по производящему глаголу.
Пример:

Горение = гор еть + суф. ениj (е) = абстрактное действие по глаголу гореть .

Рубка = руб ить + суф. к (а) = отвлеченное действие по глаголу рубить.

Бег = беж ать + нулевой суф. = отвлеченное действие по глаголу бежать


  • Существительные, образованные от прилагательных с помощью суффиксов ость, изн (а), от (а), ев (а), толкуются как абстрактные признаки по производящему прилагательному
Пример:

Яркость = ярк ий + суф. ость = абстрактный признак по прилагательному яркий

Крутизна = крут ой +суф. изн (а) = абстрактный признак по прилагательному крутой


  • Относительные прилагательные с суффиксами н, ов, ск, j, толкуются как относящиеся к тому, что названо производящим существительным
Пример:

Школьный = школ а + суф. н = относящийся к школе

Русский = Росс ия + суф. ск = относящийся к России


  1. Слова с непроизводной основой могут толковаться через синонимы (признаковые слова – наречия, прилагательные, глаголы)
Пример:

Рыхлый – неплотный, рассыпчатый, пористый

Невзначай – неожиданно, случайно, непреднамеренно

Накипеть – накопиться


  1. Непроизводные слова, не имеющие синонимов, могут толковаться описательным (энциклопедическим) способом . Дефиниция предполагает толкование значения через родовидовые признаки понятия (родовой и дифференциальный).
Пример:

Тигр – хищное млекопитающее семейства кошачьих, очень крупного размера, с полосатой шкурой.

* В этом случае имеет место проблема количества признаков, достаточных для определения понятия.

5) Парадигматические и синтагматические отношения в лексике

Парадигматика языка – законы чередования единиц, синтагматика – законы сочетаемости единиц. Парадигматика – «вертикальные отношения», синтагматика – «горизонтальные отношения» между единицами языка на всех уровнях языковой системы. Согласно теории Ф. де Соссюра, два типа языковых отношений соответствуют двум типам умственной деятельности человека на основании их ассоциативного сходства (парадигматика), членению целого на части (синтагматика). Парадигматика не наблюдаема непосредственно, а синтагматика непосредственно наблюдается.

Парадигматические отношения связывают единицы языка в сему общности либо их формы, либо значения, либо и то и другое. Например, глаголы бежать, идти, плыть, ползти находятся между собой в парадигматических отношениях, т.к. в их значении – общий признак движения. На основе семантической общности обнаруживается то, что отличает эти слова друг от друга (скорость, среда, способ, средства). Сущность парадигматических отношений составляет сходство языковых единиц по одним компонентам, противопоставленность по другим. Парадигма – пример, образец – ряд, серия, класс, группа противопоставленных друг другу единиц, в то же время объединенных по наличию у них общего признака. Парадигмы хранятся в памяти человека, не линейны, не одновременны, непосредственно не наблюдаемы. В речи всегда происходит выбор членов парадигмы. В зависимости от уровня выделяют фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую парадигмы. Например, фонема – ряд позиционно чередующихся звуков – фонетическая парадигма. Серии падежных и численных форм тоже парадигма. В лексике рассматриваются междусловные парадигмы (синонимические, антонимические ряды) и внутрисловные парадигмы – на уровне одного слова (ряд значений многозначного слова , формальные варианты слова – акцентологические варианты, ударение, орфоэпические варианты).

Синтагматика – совокупность правил и закономерностей, определяющих отношения между единицами в речевой цепи. Синтагма – «вместе сделанное, соединенное». Синтагматика – отношения, возникающие при линейной последовательности единиц при их непосредственном взаимодействии друг с другом, контактировании в реальном потоке речи, высказывании, тексте. Непосредственно наблюдаемые единицы – элементы, следующие один за другим, образующие определенную речевую цепочку, последовательность – синтагму. Синтагма – словосочетание, законченное высказывание или целый текст. Синтагматические связи осуществляются только в конкретной речи, именно в высказывании. Синтагматика наблюдается на всех уровнях языковой системы.

В фонетике закон ассимиляции по глухости – синтагматический закон. В лексике – правила сочетаемости слов, связи слов с контекстными партнерами, с соседями по высказыванию. Слова обладают разной валентностью (способностью сочетаться с другими словами).

Синтагматические и парадигматические свойства соотнесены друг с другом, чем ближе расположены лексические единицы по своему значению в парадигме, тем больше сходства в и сочетаемости, употреблении в синтагматике. Например, бежать, лететь, ползти – субъектные глаголы, направленные – сфера – с кем – как – скорость – средство.

Некоторые исследователи (Д. Шмелев) наряду с парадигматикой и синтагматикой выделяют третий тип сегментных отношений – эпидигматические (деривационные) – «третье измерение лексики». Они наблюдаются в том случае, когда слова связаны отношениями словопроизводства (деривации), когда одно слово обусловлено другим. Например, красный  (деривация)  краснота, краснеть, красненький, сущ. красный.

6) Оппозиционный анализ лексики. Типологии словесных оппозиций

Стол ица

Птица семантическая оппозиция включения

Соловей


  1. Оппозиция пересечения (эквипалентная)
Дорогой общий компонент – цена, различный компонент – размер

7) Полисемия (семантическое варьирование), ее виды. Ошибки в речи, связанные с многозначностью слова

Большинство русских слов имеют не одно, а несколько значений. Они называются многозначными или полисемантическими. Способность лексических единиц иметь несколько значений называется многозначностью или полисемией .

Слово в процессе своего исторического развития, кроме исходного значения, может приобретать новое, производное значение.

Многозначность слова обычно реализуется в речи: контекст (т. е. законченный в смысловом отношении отрезок речи) проясняет одно из конкретных значений многозначного слова. Обычно даже самого узкого контекста бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки значений многозначных слов: тихий голос - негромкий, тихий нрав - спокойный, тихая езда - медленная, тихая погода – безветренная и т. д . Здесь минимальный контекст - словосочетание - позволяет разграничить значения слова тихий.

Разные значения слова, как правило, связаны между собой и образуют сложное семантическое единство, которое называется семантической структурой слова . Связь значений многозначного слова наиболее наглядно отражает системный характер языка и, в частности, лексики.

Среди значений, присущих многозначным словам , одно воспринимается как основное, главное , а другие - как производные от этого главного, исходного значения. Главное значение всегда первым указывается в толковых словарях, а за ним, под номерами, следуют производные значения. Их может быть довольно много. Новые значения возникают у слова в результате переноса наименования с одного объекта действительности на другие объекты.
Существуют два типа переноса наименования: 1) по сходству (метафора), 2) по смежности – реальной связи объектов (метонимия).


  1. Метафора – перенос, основанный на связи между похожими, подобными предметами.
Сходство предметов может быть:

1) Внешнее :

а) форма: лента дороги, пузатый чайник , дуги бровей, кольцо колбасы

б) цвет: медные волосы, собирать лисички , шоколадный загар, золотая листва, изумрудные глаза

в) место расположения: горло залива, голова колонны, в хвосте очереди, подошва горы

г) размер, количество (квантитативная м.): море слез, гора вещей , туча комаров, ни капли таланта

д) степень плотности: стена дождя, кисель дорог ;

е) степень подвижности: быстрый ум, машина ползет ;

ж) характер звучания: дождь барабанит , скрипучий голос , ветер воет, он заржал, шепот листьев

2) Функциональное : дворники машины, брачные оковы , цепи рабства, паутина лжи, ключ к сердцу

3) В восприятии человеком (оценка ): холодный взгляд , кислое выражение лица, сладкие речи, гвоздь программы

Сухие метафоры, порождающие новые значения слов, употребляются в любом стиле речи (научном: глазное яблоко, корень слова ; официально-деловом: торговая точка, тревожный сигнал ); языковые образные метафоры тяготеют к экспрессивной речи, их употребление в официально-деловом стиле исключено; индивидуально-авторские метафоры - достояние художественной речи, их создают мастера слова.


  1. Метонимия - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности.
Модели переноса:

  1. Действие – место действия (выход артиста – выход слева, редакция статьи – сидеть в редакции, остановка автобуса – стоять на остановке )

  2. Действие – результат действия (посылка бандероли – пришла посылка )

  3. Действие – орудие действия (замазка окон – липкая замазка, наклейка обоев – яркая наклейка )

  4. Действие – субъект действия (защита ворот – хорошая игра защиты )

  5. Признак – носитель признака (грубость – выслушивать грубости )

  6. Материал – изделие из него (бежит лиса – воротник из лисы, хрусталь – на столе стоит хрусталь )

  7. Вместилище – вместимое (светлая аудитория – внимательная аудитория , выпил два стакана )

  8. Автор – его творчество (я люблю Пушкина, пользоваться Ушаковым )

  9. Географическое название – то, что имеет к нему отношение (курить гавану, собирать гжель )

  10. Синекдоха - это перенос названия целого на его часть, и наоборот. Например, груша - плод фруктового дерева; голова - человек умный, способный, кормить три рта в семье, комната оклеена обоями.
В случае разрыва или полной утраты семантических связей между разными значениями появляется возможность для называния уже известным словом совершенно иных понятий, предметов и т.д. Это один из способов развития новых слов - омонимов.

Разные значения одного слова помещаются в одну словарную статью толкового словаря.

8) Омонимия, ее виды. Ошибки в речи, связанные с омонимией

Омонимы – слова, состоящие в формальных отношениях тождества (одинаковые по форме, но разные по значению).

Омонимы бывают:


  • Абсолютные – совпадают во всех формах (банка – сосуд и банка – речная отмель совпадают по падежам и числам)

  • Относительные – совпадают в одной или нескольких формах (заставить – принудить и заставить – загородит; у первого значения нет формы заставленный)
Виды омонимии:

  1. Основной вид - лексические омонимы – слова, совпадающие по форме, но различные по значению (лук-лук, ключ-ключ, мина-мина и т.д .)

  2. Грамматические омонимы (омоформы) – относительные омонимы, формально совпадающие в одной или нескольких формах при различных других формах и полном несходстве значений (лететь – лечу, лечить – лечу ). Ими могут быть слова разных частей речи (бреду – брести, бреду – бред; пасть – глагол – пасть – существительное )

  3. Фонетические омонимы (омофоны) – совпадение фонетической формы слов или форм, не отражающихся на письме (луг – лук, код – кот, пребывать – прибывать, мак – маг, леса – лиса )

  4. Графические омонимы (омографы) совпадение в графической форме, но разное произношение (мУка – мукА, дорОга – дорогА, Орган – оргАн)

  5. Разновидность грамматических омонимов – омонимы внутрисловного характера (совпадение отдельных форм одного слова). Нет брата – вижу брата .
Подобные явления могут наряду с собственно лексической омонимией использоваться в разных стилистических целях: для создания выразительности речи, в каламбурах, шутках и т.д. Омонимы нередко обыгрываются в речи (языковая игра), в поэзии, в заголовках газет (Баллы за бал на льду). Бывает и нежелательная омонимия, порождающая двусмысленность речи (дайте мне срок , и я исправлюсь)

Причины омонимии в языке.

В ряде случаев омонимы – результат случайного формального совпадения. В большинстве случаев имеет причины:


  1. (основная) Омонимы – результат заимствования слов из других языков (внешняя нелингвистическая причина).
Утка – птица (русское слово), утка – ложный слух (дословный французский перевод).

Мат – подстилка (немецкий), мат – шахматный термин (арабский), мат – брань (русский).

Бар – ресторан (английский), бар – единица измерения давления (греческий), бар – мель у устья реки (французский).


  1. Исторические фонетические изменения (языковое развитие)
Лук (оружие) древнерусский л{У}к

Лук (растение) древнегерманский л{О}УК


  1. Воздействия на лексику законов словообразования. Омонимия в сфере производных слов – частое явление. Если производящее слово – омоним, то производное тоже.
Колкий (трава, насмешка) → колоть

Колкий (сахар, дрова) → колоть

Распространена как омонимия основ, так и омонимия аффиксов (приставок, суффиксов).

ПЕРЕ – 6 значений, ЗА – 2 значения

Писать – записать (начать писать), записать (в блокнот).


  1. Распад многозначности, разрыв первоначально единой семантики слова.
Свет – лучистая энергия, свет – Вселенная. Месяц – часть года, месяц – светило . Разрыв в семантике – не значение одного слова, а разные слова.

Словесная оппозиция – это пара слов, сходных друг с другом по тем или иным компонентам и в то же время различающихся чем-либо.

Типология словесных оппозиций:

Слова, сходные по форме и (или) значению:

· формальные – включают общие морфемы, но семантически не сходны (общая морфема, но различная сема. Напр. выключатель – учитель – общий суффикс);

· семантические – не имеют общих морфем, но семантически сходны (нет общих морфем, но общая сема. Напр., сын – дочь – общая сема – это лица, общие по отношению к своим родителям);

· формально-семантические – имеют сходные компоненты как в форме, так и в значении (напр., плюшев ый – шелков ый, общая сема – сделанный из, общая морфема – суффикс).

Слова, сопоставляемы либо по форме, либ о по значению:

· тождества – проявляются в связи слов, абсолютно сходных только в одном плане (либо по форме, либо по значению. Напр., слово ‘мешать’ – в значении ‘смешивать’ и значении ‘препятствовать’ – формальные омонимы; абсолютные синонимы – отец – родитель);

· включения или родовидовые (гипо-гиперонимические) оппозиции – проявляются в отношениях, когда одно из слов как бы повторяется в другом, и в этом выражается их сходство. Одни слова обозначают виды предметов – гипонимы , другие выражают общие понятия – гиперонимы (дерево – гипероним, яблоня – гипоним);

· пересечения – проявляются в связи слов, которые противопоставлены по дифференциальным компонентам либо в значении, либо в форме (напр., котлеты – каша, общая сема – кушанье, дифференц. – один из крупы, другой из мяса; наградить – преградить, разные приставки, но корень один).

Т.о. одно слово может вступать в разные оппозиционные связи.

К словесным оппозициям относят: омонимы (формальные); синонимы (семантические); паронимы (формально-семантические); антонимы (семантические).

Классы слов – это максимальные формы проявления парадигматических отношений, это объединение, представляющее собой словесные парадигмы (более двух слов), более сложные и объемные, чем словесные оппозиции.

В основе объединения слов лежит принцип сходства слов по каким-л. общим компонентам. Типы классов слов очень многообразны и связаны м/д собой.

Классы слов м.б. охарактеризованы в зависимости от того, какие компоненты формальные или семантические являются общими.

С этой т.з. выделяют 3 типа классов слов:

- формальный (напр. глаголы одного спряжения или существительные одного склонения имеют одинаковые окончания);

- формально-семантические (напр. гнезда однокоренных слов имеют общий корень, но префиксы и аффиксы различны; или слова общие по способу словообразования ‘жетончик ’ – ‘зайчик ’);



- семантические – встречаются крайне редко (украсть – воровать – похитить; блестеть – сверкать – сиять – гореть).

Типы классов слов:

а) Тематическая группа (ТГ) – выделение тематич. гр. основывается на внешнелингвистических факторах. ТГ объединяет слова, обладающие одним уровнем обобщения. В такие группы входят имена существительные с конкретно-предметным значением .

Выделением тематических групп условно .

Тематическая подгруппа, обозначающая родственные отношения (мать, отец, дед).

Тематич. подгр., обозначающая неродственные отношения (приятель, друг).

б) Лексико-семантическая группа (ЛСГ) – самый важный тип классов слов.

Отличительные признаки ЛСГ:

Большая по объему, чем ТГ;

Объединяет слова одной и той же части речи;

Объединяет класс предметов, явлений, признаков, процессов с одной общей семой (архисемой). Архисем а – основа ЛСГ.

Внутри ЛСГ м.б. выделены подгруппы с одной общей семой (напр. архисема 1 (осн.) ‘животное’, архисема 2 ‘домашние животные’, архисема 3 ‘дикие животные’, архисемы 2,3 дифференциальные по отношению к архисеме 1);

Слова внутри ЛСГ могут вступать в самые различные оппозиции (включение, пересечение, тождества);

Слова в рамках ЛСГ противопоставлены друг другу по дифференциальным признакам;

Дифференциальные признаки также однотипны.

в) Семантическое поле (СП) – в основу объединения в рамках СП положены внелингвистические факторы.

Слова также могут вступать в различные оппозиции м/д собой.

(Напр. СП слова ‘экономика’ – баланс, акция, ассигновать, финансист, банковый, получать и т.п.)

Структура СП носит полевой характер –центр поля представлен наиболее употребительными словами, относящиеся к этой тематике, эти слова окружены более конкретными и менее употребительными словами, наиболее специализированные и стилистически-маркированные находятся на периферии. На периферии также находятся слова, которые м.б. втянуты в другое поле.

Т.о. парадигматические отношения являются наиболее важными в лексике.

Ономасиологический аспект изучения слова. Понятие лексики как системы. Виды системных связей в лексике. Парадигматические отношения в лексике. Синтагматические отношения в лексике. Вопрос о деривационных отношениях в лексике. Эпидигматика как вид дериватики.

Мы рассмотрели первый аспект изучения слова в лексикологии - семантический, т.е. познакомились с ее разделом - семасиологией , с такими ее единицами, как сема , семема и семантема .

Как уже отмечалось, подход к изучению слова, его семантики, может быть семасиологическим (от знака к смыслу) и ономасиологическим (от смысла к знаку). Первый предполагает ответ на вопрос: что данный знак (слово) означает? Это, таким образом, семантический анализ слова. Второй связан с номинацией, названием, т.е. с ответом на вопрос: как обозначается данное понятие? Это, таким образом, семантический синтез . При этом одно и то же понятие может быть названо разными знаками, что предполагает группировки слов, включение слова в определенную систему. Поэтому ономасиологический аспект можно назвать также системным.

Системный аспект изучения слова тесно связан с предыдущим, семантическим, т.к. опирается в первую очередь на семантические отношения между словами. Что же такое система в лексике? Соотнесем сначала это понятие с понятием системы языка и - шире - с понятием вообще системы.

Система - это совокупность элементов, связанных между собой устойчивыми отношениями и образующих внутренне организованное единое целое.

Выделим три основных положения в понимании системы:

1) внутренняя организация элементов (иерархия);

2) взаимообусловленность;

3) взаимосвязанность элементов.

При этом ясно, что элементов (единиц системы) должно быть несколько (совокупность), как минимум - два.

Что же такое - языковая система?

Языковая система - это внутренне организованная совокупность его элементов (т.е. языковых единиц), связанных определенными инвариантными (= устойчивыми) отношениями.

Системные отношения пронизывают каждый языковой уровень: фонетический, грамматический, в том числе и лексический, но лексическая система стала разрабатываться и описываться относительно недавно, во второй половине XX века, хотя высказывания относительно того, что лексика - это тоже система, существовали и раньше. Например, академик М.М. Покровский еще в 1895 г. в работе «Семасиологические исследования в области древних языков» писал: «Слова и их значения живут не отдельной друг от друга жизнью, но соединяются (в нашем сознании) в различные группы, причем основанием для группировки служит сходство или прямая противоположность по основному значению». Через полвека другой академик, В.В. Виноградов, напишет: «Всякий раз, когда новое значение включается в лексическую систему языка, оно вступает в связи и во взаимоотношение с другими элементами сложной и разветвленной структуры языка» (см. его работу «Основные типы лексических значений слова»). Спустя еще несколько десятилетий стали появляться работы, специально посвященные системным отношениям в лексике. В них наметилось два подхода к изучению лексики как системы: 1) как совокупности слов, противопоставленных по каким-либо признакам (например, по происхождению или сфере употребления), т.е. подход классификационный, или стратификационный (распределительный), который мы рассмотрим позднее; 2) как систему семантических взаимоотношений, с которой мы и познакомимся. Наиболее подробно этот аспект лексикологии описан в работах Д.Н. Шмелева, Л.А. Новикова, Ю.Д. Апресяна, Э.В. Кузнецовой, А.И. Стернина и др. (см. список литературы).

Единицей лексической системы языка в обоих смыслах является слово в одном из своих значений (ЛСВ), ЛЗ которого (семема), в свою очередь, представляет собой совокупность, множество элементарных смыслов (сем). Таким образом, элементарной единицей лексико-семантической системы языка является сема. Взаимосвязанность и взаимообусловленность таких элементарных смыслов можно показать на примере следующего диалога (из популярной книги Л. Сахарного «К тайнам мысли и слова»):

Что означает слово СТУЛ?

То, на чем сидят.

Но то же - ТАБУРЕТ?

СТУЛ - предмет мебели со спинкой .

А КРЕСЛО?

СТУЛ - предмет мебели для сидения, со спинкой, без подлокотников .

А ДИВАН? СКАМЕЙКА? ЛАВКА?

СТУЛ - предмет мебели для сидения, со спинкой, без подлокотников, для одного человека .

Как видим, для того чтобы точнее определить значение слова, надо сопоставить его с другими, близкими по смыслу словами, т.е. надо знать его место в системе - топос. В результате такого сопоставления и выявляются дифференциальные (различительные) и интегральные (объединяющие) признаки (семы), т.е. противопоставленность и тождественность элементов системы.

Следовательно, все отношения в лексической системе и основаны на противоположности и тождестве ее элементов или на положении каждого элемента относительно другого, иначе на оппозиции илипозиции слова.

В языке существуют определенные типы связей, которые объективны, стереотипны. Например, при проведении лингвистического эксперимента (на слово-стимул нужно получить ответное слово-реакцию : первое пришедшее в голову слово) на вопрос «часть лица», «поэт», «фрукт» большинство дает традиционный ответ: НОС, ПУШКИН, ЯБЛОКО. Это свидетельствует о том, что между данными словами устанавливаются определенные устойчивые (стереотипные) связи, характерные для русского языкового сознания и выработавшиеся в практике языкового общения. Такие связи называют ассоциативными . Ими определяются центральные и периферийные связи и - более - центр и периферия лексической системы в целом. Есть понятия более и менее важные. Есть элементы (семы) более и менее значимые. Ассоциативные связи позволяют включать каждое слово в определенное ассоциативное поле , складывающееся из различных видов связей слов. Эти поля могут быть объективными (общенародными) и субъективными (индивидуальными) - они могут зависеть от ситуаций, возраста, профессии и т.п. человека (вспомним «ближайшее» и «дальнейшее» значение А.А. Потебни). Общенародные ассоциативные поля (по крайней мере их центр) довольно стабильны (это язык), а периферия может быть размыта, индивидуальна (это речь). Ассоциативные поля к тому же национально окрашены, т.е. могут быть специфичными в разных языках (подробнее о национально-культурной специфике лексики будет сказано ниже, в отдельной теме).

Ассоциативные связи можно рассматривать в широком и узком смысле. В узком смысле - это один из видов связей, основанный на свободных, случайных ассоциациях (свободные ассоциативные связи ). В широком смысле - это обобщающее понятие, включающее и другие виды связей, которые весьма разнообразны.

Например, в «Словаре ассоциативных норм русского языка» (А.А. Леонтьев, 1976 г.) к слову-стимулу ДРУГ приведены такие слова - ответы информантов (в порядке частотности ответов): товарищ, враг, верный, хороший, мой, недруг, близкий, настоящий, старый, брат, дорогой, надежный, преданный, приятель, закадычный, лучший, любимый, собака, дружок. Закономерность ответов налицо.

Из данного примера видно, что ассоциативные связи слова ДРУГ с другими словами различны. Условно их можно разделить на два типа (или даже три).

1) Одни слова позволяют объединить их в какие-то группы на основе близости значений (ДРУГ - товарищ, приятель , ДРУГ - недруг, ДРУГ - брат, ДРУГ - дружок ). Такая группировка единиц языка на основе тождества, близости и/или противопоставленности смыслов называется парадигмой, а тип связи - парадигматическим (парадигматикой ). Сюда, как мы видим, включаются синонимические, антонимические и другие аналогические связи. Слово как элемент определенной парадигмы называют словом-ономатемой.

2) Другие слова связаны со словом-стимулом ДРУГ на основе логической смежности понятий и, следовательно, их сочетаемости друг с другом (ДРУГ - верный, хороший, мой, близкий, настоящий, старый, дорогой, надежный, преданный, закадычный, лучший, любимый ). Такие связи называются синтагматическими (синтагматикой). При этом ясно, что многие слова приведены как результат стереотипной сочетаемости (Ср.: пословицу «Старый друг лучше новых двух» или фразеологизм «закадычный друг » и др. типичные для русского языка словосочетания). Слово как элемент словосочетания называют словом-синтагмой.

3) Можно выделить (из 1-го) и третий тип (ДРУГ - дружок ): это не просто синонимия, а еще и связь на основе лексической производности, словообразования. Такие связи называют деривационными (дериватикой, деривацией ). Выделение последнего типа как самостоятельного признается не всеми, и тогда дериватика (деривация) рассматривается в рамках парадигматики.

Деривация в языке может быть, в свою очередь, двух типов: лексическая (деривационные отношения между словами, отношения лексической производности: дом > домик, дом > домовой ) и семантическая (деривационные отношения между ЛСВ, отношения семантической производности, приводящие к многозначности: дом-1 > дом-2, дом-2 > дом-3 ).

Семантическую деривацию иногда рассматривают как особый тип внутрисловных (в отличие от предыдущих межсловных ) семантических отношений, называемых эпидигматикой (Д.Н. Шмелев).

Таким образом, слово может рассматриваться либо как элемент определенной микросистемы (парадигмы), т.е. группы слов, объединенных семантическими отношениями на основе тождества и противоположности их значений, либо как элемент словосочетания с точки зрения его семантической валентности, т.е. способности слова вступать в сочетания с другими словами на основе его семантического потенциала. Схематически парадигматические и синтагматические отношения обычно обозначают с помощью двух пересекающихся осей координат: вертикальной и горизонтальной, где вертикаль - это парадигматика (зрительно как образ столбика, списка слов), а горизонталь - синтагматика (как образ линейной связи, письма, строки). См. рисунок:

Парадигматические и синтагматические связи слов тесно связаны друг с другом (т.е. также взаимосвязаны и взаимообусловлены). Так, синтагматические связи (контекст) часто предопределяют ЛЗ слова, а следовательно, накладывают отпечаток на отношения ЛСВ с другими (внутрисловную парадигму). В то же время то, что слово является членом определенной парадигмы, накладывает отпечаток на характер ЛЗ, его объем, определяет его смысловую структуру и лексическую сочетаемость. При этом здесь играют роль как лингвистические, так и экстралингвистические (неязыковые) факторы.

Рассмотрим оба типа системных связей подробнее.

Лексическая парадигматика

Парадигматические отношения в лексике. Типы оппозиций и отношений в них. Нулевая оппозиция и отношения тождества. Привативная оппозиция и отношения включения. Эквиполентная оппозиция и отношения пересечения. Дизъюнктивная оппозиция и отношения несовпадения.

Парадигматика (греч. paradigma - образец) в широком смысле слова - это рассмотрение языковых единиц как совокупности структурных элементов, связанных отношениями сопоставления и противопоставления. Например: О / А / Ъ - фонетическая парадигма, ДОМ / (у) ДОМА / (в) ДОМ / (к) ДОМУ / (перед) ДОМОМ / (в) ДОМЕ - грамматическая парадигма, ДОМ /ДОМИК / ДОМОВОЙ / ДОМАШНИЙ - словообразовательная парадигма.

На этой же основе строится и лексическая парадигма: ДОМ / ЖИЛИЩЕ, ДОМАШНИЙ /ДИКИЙ - т.е. объединения слов, сопоставленных и противопоставленных по какому-то признаку.

Отличие лексической парадигмы от грамматической в том, что в грамматической парадигме мы имеем дело только с грамматическим варьированием, ЛЗ остается неизменным (ДОМ /ДОМА -ед. и мн. ч.). Члены лексической парадигмы имеют свои ЛЗ (ДОМ / ЖИЛИЩЕ / ЗДАНИЕ / СТРОЕНИЕ).

Лексические парадигмы многоступенчаты. Это значит, что они могут включаться одна в другую (или вычленяться одна из другой). Поэтому многие слова являются одновременно членами разных лексико-семантических парадигм в зависимости от компонентного состава, организующего эти парадигмы. Например, слово РЕКА (пример Д.Н. Шмелева) обозначает 1) «естественный водоем», 2) «для стока воды», 3) «значительный по размерам». Все вместе они образуют лексико-семантическую группу «водоем»: РЕКА, ПРУД, РЕЧКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, КАНАЛ, РУЧЕЙ, но каждый из трех смысловых компонентов включает слово в разные парадигмы: 1) РЕКА, РУЧЕЙ, БОЛОТО («естественный водоем» - в противоположность «искусственным водоемам» ПРУД, КАНАЛ), 2) РЕКА, ОЗЕРО, ПРУД («большой водоем» в противоположность «маленьким водоемам» РУЧЕЙ, РЕЧКА), 3) РЕКА, РУЧЕЙ («водоем для стока воды» - в противоположность «стоячим водоемам» ОЗЕРО, ПРУД, БОЛОТО).

Понятие лексической парадигмы основано на оппозиции элементов парадигмы, т.е. слов, вернее ЛСВ. Единицей (элементом, членом) такой парадигмы является ЛСВ слова (семема), структурной семантической единицей (элементарной), позволяющей установить тождество или противоположность ЛСВ, являются семы (интегральные - отождествляющие и дифференциальные - различающие, противопоставляющие). Поэтому при рассмотрении тех или иных парадигм удобно пользоваться методикой компонентного анализа (см. о нем 2.1.2). Например, СТУЛ - ТАБУРЕТ:

СТУЛ - мебель, для сидения, одного человека, со спинкой : A b c d

ТАБУРЕТ - мебель, для сидения, одного человека, без спинки : A b c d`

Отношения близости и противопоставленности семантики логически сводятся к четырем типам оппозиций: нулевая , привативная , эквиполентная и дизъюнктивная (терминология Ю.Н. Караулова). В каждой из них - свой вид семантических отношений: отношения тождества , включения , пересечения или исключения (терминология Л.А. Новикова). Некоторые авторы (например Э.В. Кузнецова) рассматривают данные оппозиции не только с точки зрения ПС (плана содержания), но и с точки зрения ПВ (плана выражения). Вслед за ней мы также будем рассматривать А) семантические оппозиции и Б) формальные оппозиции .

1. Нулевая оппозиция . В ней находятся слова, тождественные А) в ПС (ЛЗ) или Б) в ПВ, т.е. между ними отношения тождества ПС (плана содержания) или ПВ (плана выражения): A = B. Схематически такой вид отношений иногда рассматривают как полное наложение двух окружностей А и В, каждая из которых символизирует отдельный элемент оппозиции (см. рисунок № 1):

А) Семантическая нулевая оппозиция . В такой семантической оппозиции обычно находятся полные синонимы : в толковых словарях тождество их семантики обычно выражается с помощью т.н. отождествляющего толкования («то же что»). ПС таких слов совпадает, ПВ нет:

ГЛАЗА - орган зрения

ОЧИ - то же, что глаза

Б) Формальная нулевая оппозиция . В такой формальной оппозиции находятся омонимы , ПВ которых тождествен, а ПС разный:

СВЕТ (1) - лучи, сияние (лунный свет )

СВЕТ (2) - земля, мир (объехать весь свет ).

2. Привативная оппозиция . В такой оппозиции обычны отношения включения (смыслового или формального). Схематически ее изображают как одну окружность внутри другой: А > В. См. рисунок 2:

А) Семантическая привативная оппозиция. Она характерна для слов в родовидовых семантических отношениях, когда значение одного слова как бы включает в себя другое. Такие слова называются гипонимы .

ДЕРЕВО - растение, имеющее ствол и крону

ЕЛЬ - хвойное ДЕРЕВО (растение, имеющее ствол и крону).

Аналогичные отношения возможны и у полисемантов (ЛСВ одного многозначного слова), если они связаны родовидовыми связями, т.е. образованы путем сужения или расширения значения. Например, СТОЛ-2 («питание») и СТОЛ-3 («вид питания»). Таким образом, этот вид оппозиции является не только межсловным, но и внутрисловным (в отличие, например, от нулевой оппозиции, которая может быть только межсловной).

Б) Формальная привативная оппозиция . Она характерна для слов, одно из которых формально включается в ПВ другого: СТОЛ / СТОЛ ИК, т.е. для дериватов. Правда, при этом включенным оказывается и ПС (СТОЛИК - маленький СТОЛ). Так что чисто формальная привативная оппозиция вряд ли возможна, если не учитывать фонетического включения типа СТОЛ - СТОЛ Б, УХА - УХА Б.

3. Эквиполентная оппозиция. В ней реализуются отношения пересечения , т.е. частичного (неполного) совпадения, неполной эквивалентности ПС или ПВ: А ~ В. Схематически этот вид отношений изображается в виде пресекающихся окружностей (см. рисунок 3):

А) Семантическаяэквиполентнаяоппозиция . Она характерна для нескольких типов близких по смыслу слов: неполных синонимов (которые различаются оттенками значения): ВЫСОКИЙ - ДЛИННЫЙ, паронимов (близких по звучанию и значению): АБОНЕНТ - АБОНЕМЕНТ, антонимов (противоположных, но сопоставимых, т.е. близких по смыслу): ВЫСОКИЙ - НИЗКИЙ, согипонимов (видовых названий одного рода): СТУЛ - ТАБУРЕТ.

Такие отношения возможны и в полисемии, между разными ЛСВ одного слова, у которых есть интегральные (совпадающие) семы: А с - В с :

ЗОЛОТЫЕ кольца (изделия, драгоценные ) - ЗОЛОТЫЕ руки (качество, драгоценное ).

Б) Формальная эквиполентная оппозиция . Она характерна для однокоренных слов (у них совпадает формально и семантически корневая часть), например: ВОД НЫЙ - ВОД ЯНОЙ, в том числе для паронимов (которые близки не только по значению, но и по форме, звучанию), а также для слов с омонимичными корнями (ВОД А - ВОД ИТЬ).

4. Дизъюнктивная оппозиция . Это отношения несовпадения, исключения (семантического или формального). В них находятся слова, не имеющие ничего общего в ПС или в ПВ. Схематически она изображается в виде двух непересекающихся окружностей А и В. См. рисунок № 4:

А) Семантическая дизъюнктивная оппозиция встречается в омонимии , когда ПВ тождествен (формально это нулевая оппозиция, см.), а ПС не совпадает: СВЕТ (1) - лучи, сияние; СВЕТ (2) - мир, земля.

Б) Формальная дизъюнктивная оппозиция характерна для любых разных в ПВ слов, даже синонимов, например: МИР - СВЕТ, ГЛАЗА - ОЧИ.

Таким образом, четыре вида оппозиций - это результат совпадения или несовпадения полного или частичного ПВ и/ или ПС различных слов. Одно и то же слово может включаться в разные типы оппозиций (семантических и формальных). Например: МИР (1) / СВЕТ (2) - нулевая семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция, МИР (1) / ВСЕЛЕННАЯ (эквиполентная семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция), МИР (1) / МИР (2) - дизъюнктивная семантическая оппозиция, нулевая формальная оппозиция, МИР (1) / МИРОК - привативная семантическая и формальная оппозиции, МИР (2) - ВОЙНА - эквиполентная семантическая оппозиция, дизъюнктивная формальная оппозиция.

Лексическая синтагматика

Синтагматические отношения в лексике. Понятие валентности. Лексическая и грамматическая сочетаемость. Закон семантического согласования. Описание сочетаемости слова в словарях. Контекст и норма контекста. Типы контекста. Понятие позиции. Позиции слова в контексте. Синтагматические функции слова.

Синтагматические отношения (синтагматика ) в лексике (греч. sintagma - нечто соединенное) реализуются, как уже говорилось, в возможности сочетаемости, или валентности слова. Слова здесь вступают в соотношения (соединения) друг с другом на основе семантических и синтаксических свойств, на основе правил их сочетаемости друг с другом (валентности), употребления в контексте.

Валентность - один из основных признаков слова (см. 1.1.1.) - это потенциальная возможность (способность) слов сочетаться (соединяться) друг с другом.

Сочетаемость слова - это конкретная сочетаемость слов в определенных грамматических формах и синтаксических конструкциях и с определенными словами (лексико-семантическими вариантами).

Слова вступают в сочетания друг с другом на основе их семантических и / или грамматических свойств, поэтому сочетаемость (валентность) и подразделяют на лексическую и грамматическую (синтаксическую).

Правила сочетаемости слов, основанные на их семантических свойствах, называются лексической сочетаемостью (валентностью).

Правила сочетаемости слов, основанные на их грамматических свойствах, называются грамматической сочетаемостью (валентностью).

В отношения лексической сочетаемости вступают слова, если между реалиями, которые они называют, есть отношения логической смежности (предметно-логические и ассоциативные связи): дом - строить (строить дом ) стул - сидеть (сижу на стуле ), нож - резать (резать ножом ), ветер - дуть (дует ветер ). Если предметно-логической связи нет, слова сочетаться друг с другом не могут (строить - нос). В семантике таких слов, следовательно, должны быть смежные, соотносительные, «согласованные» семы: ВЕТЕР - «колебательные движениявоздуха », ДУТЬ - «заставлять двигатьсявоздух » (т.н. закон семантического согласования ). Лексическая сочетаемость, таким образом, тесно связана с парадигматикой (сочетаемость со словами определенных лексико-семантических парадигм), с иерархией сем в семеме (ведь сам состав компонентов значения, как мы уже отмечали, обусловлен парадигматически и синтагматически). Так что отношения эти взаимообусловлены.

Грамматическая сочетаемость имеет более обобщенный характер: это отношения типа «предмет» - «признак предмета» (высокий рост, спелое яблоко ), «действие, направленное на предмет» - «предмет, на который направлено действие» (читать книгу, смотреть телевизор ), «действие» - «орудие действия» (писать ручкой, резать ножом ), «действие» - «признак действия» (хорошо сидим, ловко работает ), «часть» - «целое» (ножка стула, ручка двери ) и т.п., в том числе при этом учитываются различные формы слова. Грамматическая сочетаемость слов рассматривается в грамматике. Она формальна и отвлечена от конкретного ЛЗ (можно сказать и «глокая куздра», но нельзя «глокий куздра», тогда уж «куздр»). В лексикологии рассматривается только лексическая сочетаемость, хотя учитывается и грамматическая.

Надо сказать, что понятие лексической сочетаемости относительно. Относительно определенного языка (выражение «водить за нос», например, нельзя перевести), относительно времени (сочетаемость может измениться со временем, например, раньше невозможно было сказать умная машина или стеклянная сковородка, но возможно было начались классы в значении «уроки»), относительно условий реализации (возможно индивидуально-авторское или ситуативное, шутливое и т.п. словоупотребление: например «съесть галоши» у К. Чуковского или «зеленая тоска» у С. Есенина), т.е. возможно и расширение и сужение лексической сочетаемости.

Обусловленность лексической сочетаемости слов их ЛЗ объясняется тем, что слово в том или ином значении может вступать в связь только с определенным кругом слов (определенным их семантикой). Так, слово ЛЕНТА («узкая полоска ткани, служащая для стягивания волос, украшения или отделки») предполагает определенный круг сочетаемости этого слова: с определением- прилагательным (грамматическая сочетаемость), указывающим на: 1) размер (широкая, длинная, узкая, короткая… лента ); 2) материал (атласная, шелковая, бархатная… лента) - причем, не любой материал, а дорогой, нарядный (т.к. «для украшения»), нельзя сказать рогожная, холщовая лента*; 3) цвет (алая, синяя, голубая… лента ) и т.п. Таким образом, слова сочетаются друг с другом избирательно. Если слово «лента» можно соединять с прилагательными по перечисленным признакам, то нельзя по другим признакам, не обусловленным предметно-логически (т.е. денотативно), например «вкус» - нельзя кислая лента . Лексическая сочетаемость - это сочетаемость смыслов, значений слов. Разного рода нарушения лексической сочетаемости ведут к речевым ошибкам (типа «кавалькада велосипедистов», «одержать рубежи», «приложить мастерство» и т.п.).

Однако не нужно думать, что в языке все слова сочетаются на основе предметно-логической связи. Во многих случаях язык «накладывает запрет» на ту или иную сочетаемость, хотя с точки зрения предметно-логической она была бы вполне возможна (вспомним лексически и грамматически связанные значения типа карие глаза (нельзя сказать карие волосы ) или - мебель красного дерева (нельзя сказать мебель красных деревьев ). Таким образом, сочетаемость слов (как лексическая, так и грамматическая) может быть относительно свободной, широкой (хотя и ограниченной предметно-логически) и узкой, ограниченной языковой системой (лексическим или грамматическим контекстом, определенной формой слова или синтаксической функцией), о чем мы уже подробно говорили в связи с типами связанных значений (см. 2.1.4).

Попытка широкого показа лексической сочетаемости в толковом словаре была предпринята в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка». Показ сочетаемости представлен в специальном «Словаре сочетаемости слов русского языка» под ред. В.В. Морковкина. Частичная сочетаемость (только существительных с прилагательными) дана в «Словаре эпитетов» К.С. Горбачевича и. Е.П. Хабло (1979 г.).

Современные словари уделяют большое внимание демонстрации синтагматических отношений слова. Например, в «Новом объяснительном словаре синонимов» (Ю.Д. Апресян и др.) лексическая сочетаемость подробно анализируется при характеристике значения каждого слова-синонима (по сути, они и различаются сочетаемостью) и невозможные сочетания отмечаются знаком *, означающим «нельзя» (например: «здание <*дом> крытого бассейна <стадиона> ), кроме того, сочетаемость (лексическая и грамматическая) выносится в определенную зону словарной статьи за знаком «С». Приведем фрагмент из словарной статьи ДОМ-2, ЖИЛИЩЕ, ЖИЛЬЕ этого словаря (вып. 1, 1997 г.):

«С» Дом ассоциируется с семьей, бытом, традициями, поэтому для этого слова типичны определения родной , семейный , приличный . В локативных конструкциях все синонимы, кроме слова жилплощадь , сочетаются с предлогом в + ПРЕДЛ или ВИН; синоним жилплощадь требует предлога на : проживать на жилплощади, прописать на жилплощадь . Аналогично: выехать из дома , но с жилплощади . Для синонимов жилье и жилище характерно употребление в качестве зависимых при глаголе строить . Для слов жилье и жилплощадь типичны контексты глаголов покупать , распределять , наследовать … Синонимы по-разному сочетаются со словами, обозначающими длительное пребывание: в доме живут , в жилище живут или, скорее, обитают , на жилплощади проживают . По-разному обозначается при синонимах и субъект проживания. Можно говорить об обитателях , владельцах жилища , но только о хозяевах дома , причем хозяин дома предполагает определенный тип поведения. Хозяин жилища сказать можно, но это значит то же, что владелец ».

Кроме того, в этом словаре приводится большое количество иллюстраций (в зоне «И»), наглядно демонстрирующих реальное словоупотребление синонимов.

Понятие сочетаемости тесно связано, таким образом, с понятием контекста, а также нормой контекста, его типом и позицией слова в контексте, т.к. синтагматические отношении построены на позиционных, а не на оппозиционных (как парадигматика) отношениях.

Контекст - это словесное окружение, или законченный в смысловом отношении отрезок текста, дающий возможность точно установить значение каждого входящего в него слова. В широком смысле контекст - это и условия употребления данной языковой единицы (языковое окружение, речевая ситуация и т.п.).

Различают понятия узкий контекст (= словосочетанию) и широкий (все, что больше словосочетания: фраза, предложение, текст). Существует еще и понятие сверхконтекста - это контекст целого произведения или даже эпохи (например, смысл названия романа Гончарова «Обрыв» можно понять только из контекста всего произведения, а название журнала Герцена «Колокол» только в контексте эпохи).

Под нормой контекста подразумевается его достаточность для реализации значения слова, т.е. для понимания определенного смысла включенного в контекст слова. Чаще всего для понимания смысла слова достаточно простого словосочетания (вымыть пол, построить дом, детский дом ). Но иногда словосочетания (т.е. только одного слова) недостаточно, т.к. может возникнуть двузначность (купить землю - «почву» или «участок»?), тогда следует прибегнуть к более широкому контексту: Надо купить землю, пересадить цветок или Он купил землю под Москвой .

В тех случаях, когда реализация значения осуществляется в условиях ограниченной сочетаемости, контекст называется постоянным (чревато последствиями, трескучий мороз ), но это уже область фразеологии.

Слово в контексте, таким образом, находится в определенной позиции по отношению к другим словам (слову) контекста.

Позиция, в которой поддерживаются основные признаки ЛЗ слова, т.е. значение реализуется полностью, называется сильной (копать землю, рассыпать землю ).

Позиция, в которой основные компоненты ЛЗ не поддерживаются, возникает двузначность (двусмысленность), называется слабой (открыть землю, купить землю, родная земля ).

Поскольку в синтагматике слово всегда рассматривается в контексте, как элемент словосочетания, то единицей лексической синтагматической системы будет слово-синтагма (а не слово-ономатема, как в лексической парадигматической системе), а основным объектом рассмотрения будут синтагматические функции слова.

В зависимости от того, какой тип значения вступает в соотношения с другими словами в пределах словосочетания (т.е. условий, факторов, определяющих сочетаемость), различают три типа синтагматических функций слова-синтагмы: лексическую, лексико-грамматическую и лексико-синтаксическую.

1) Лексико-семантическая функция .

Здесь ЛЗ одного слова соотносится с ЛЗ другого, т.е. сочетаются лексические значения: зеленый - лист, трава, деревья, резать - бумага, ткань, кожа, пить - вода, квас, молоко .

2) Лексико-грамматическая функция.

Здесь ЛЗ одного слова соотносится с ГЗ другого, т.е. соединяются лексические и грамматические значения: играть во что - в футбол, в карты, в хоккей; играть на чем - на скрипке, на гитаре, на рояле; играть кого - Гамлета, Отелло, Ивана Грозного .

3) Лексико-синтаксическая функция .

Здесь ЛЗ слова связано с его синтаксической функцией, т.е. с ролью в предложении, т.е. соединяются лексическое и синтаксическое значения: Ср. Ему не везет (безл.) или Вы, сударь, камень , сударь, лед (сказ.).

Однако эти три функции разграничиваются лишь теоретически, т.к. в реальной речи они все соотносятся друг с другом одновременно, имеют единый лексико-грамматический характер.

Например, ЛЗ глагола ВЕЗТИ (об удаче) предопределено не только лексико-синтаксической функцией (главный член безличного предложения Мне всегда не везет ), но и лексико-грамматической (определенной падежной конструкцией «кому в чем»: Кому в карты не везет, тому в любви везет ) и, конечно, лексико-семантической: обычно в сочетании со словами группы «занятие», «отношение» («в работе, в выборе пути, в сердечной смуте »). Хотя одна из функций в разных случаях выступает в качестве ведущей.

Таким образом, ЛЗ слова (его структура) представляет собой как бы особым образом организованный блок знаний (фрейм), фиксируемый посредством определенной языковой (фонетической и грамматической) формы. Это предполагает включенность слова не только в определенный лексический фрагмент языковой картины мира (парадигматику), но в определенную ситуацию употребления слова в речи (синтагматику), т.к., по словам В.Н. Телии («Русская фразеология»), лексическое значение - это «пусковой механизм, включающий слово в текст».

Традиционная лексикология до последнего времени не включала синтагматический компонент в структуру ЛЗ. Но при коммуникативном подходе к описанию лексики как системы, к теории ЛЗ - это один из главных организующих его компонентов: он как бы синтезирует, интегрирует (объединяет) содержание всех остальных компонентов, а они эксплицируются (проявляются, реализуются) в синтагматике, получают в ней реальное воплощение. Только полное описание ЛЗ, включающее совокупность приемов, демонстрирующих все слагаемые ЛЗ (денотат и сигнификат, прагматику и коннотации, парадигматику и синтагматику) может адекватно соответствовать природе ЛЗ. Такое полное описание ЛЗ характерно для современных словарей нового направления, в частности для создающегося «Интегрального словаря русского языка», в котором лексические и грамматические (в том числе и парадигматические и синтагматические свойства слова) описываются всесторонне.

Наличие внутренней системности в лексике находит отражение в практике использования ее в речи: как отмечает Ю.С. Степанов, «не будь ее, мы не могли бы легко и быстро отыскивать в своей памяти нужные слова и обороты».

Взгляд на лексику как на систему оформился, таким образом, в теорию семантического поля или лексико-семантических группировок лексики. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Типы словесных оппозиций § Формальная СО: слова, имеющие общие морфемы, но семантически не связанные. Например: занимать – понимать § Семантическая СО: слова, имеющие общие семы, но не имеющие общих морфем (за искл. грамматических). Например: собака ‘домашнее животное сем. псовых’ – кошка ‘домашний вид хищного животного сем. кошачьих’. § Формально-семантическая СО: слова, имеющие и общие морфемы, и общие семы. Например: : подбежать ‘приблизиться бегом’ – подъехать ‘приблизиться, передвигаясь на чём-н. ’

Типы отношений между словами в словесной оппозиции § Отношения тождества - эквивалентная СО (АВС – АВС): мешать1 – мешать2; разрешить – позволить. § Отношения включения – привативная СО (АВС – АВСD): собака – животное; береза – березовый. § Отношения пересечения – эквиполентная СО (ABC – ABD): наградить – преградить; собака – кошка. § Отношения исключения – дизъюнктивная СО (ABC – DEF).

Синонимия Узкое понимание: Синонимы – слова одной части речи, имеющие значения, тождественные или сходные на уровне языка (словаря). Например: страдание (мука) неразделенной любви Широкое понимание: Синонимы = функциональные эквиваленты, т. е. слова, способные выполнять одну и ту же функцию во фразе. Синонимы и языковые, и контекстные. Например: страдание (отрава) неразделенной любви; Все, что было, прошло (отцвело, отговорило).

Языковые синонимы По семантике: n Полные (точные, абсолютные); n Неполные (неточные, квазисинонимы), различающиеся следующими признаками: Ø Оттенками значения (идеографические, смысловые, семантические) Ø Стилистической окраской (стилистические) Ø Эмоционально-оценочной окраской Ø Степенью актуальности Ø Сочетаемостью По структуре: n Однокоренные n Разнокоренные

Стилистические функции синонимов n Уточнение: Он словно потерялся немного, словно сробел n Усиление (градация): Через двести-триста лет жизнь n (Чехов). Сопоставление и противопоставление: Нет, я артист, n n (Л. Толстой). на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной а не актер, прошу различать. Актеру - венки и пошлые рукоплескания, а мне - лишь потрясение души (А. Толстой). Замещение: Блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала роса (Горький). Выражение авторского отношения: И прежний сняв венок, они венец терновый, увитый лаврами, надели на него (Лермонтов).

Антонимия Антонимы – слова одной части речи, значения которых осмысляются как противоположные. Типы антонимов § По семантике: Ø Контрарные (противоположные): горячий – холодный, тихо – громко. Ø Контрадикторные (противоречащие, комплементарные): истинные – ложный, врозь – вместе, свободно – занято. Ø Векторные: туда – сюда, подниматься – опускаться. Ø Энантиосемия: Определенный ‘ 1. Твёрдо установленный. 3. Некоторый. ’ § По структуре: Ø Однокоренные Ø Разнокоренные

Стилистические функции антонимов n n n Создание антитезы: Я вижу печальные очи, я слышу веселую речь (А. К. Толстой). Отрицание контрастных признаков объекта: В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод (Гоголь). Указание на полноту охвата явлений: Перед ним молва бежала, / Быль и небыль разглашала (Пушкин). Описание сложного противоречивого явления: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Некрасов). Создание оксюморона: С наглой скромностью смотрит в глаза (Блок).

Конверсия Конверсивы – слова одной части речи, называющие одну ситуацию, но с выделением, акцентированием в ней разных участников. Например: сдавать – снимать 1) старушка 1) студент 2) комнату 3) студенту 3) у старушки

Паронимия Паронимы - слова одной части речи, обычно однокоренные, но n 1. 2. 3. различающиеся по значению и сочетаемости настолько, что не могут заменять друга в контексте. ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ. Подчеркнуто совершаемый с целью демонстрации действий, поступков. Демонстративный отказ. Основанный на демонстрации, публичном показе, наглядном ознакомлении; сопровождаемый, служащий демонстрацией чего-л. Демонстративный метод преподавания. Воен. Являющийся демонстрацией, действием, производимым с целью ввести в заблуждение противника и отвлечь его внимание от направления главного удара. Демонстративная атака перешла в сквозную. n ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ. Предназначенный для демонстрации, публичного показа, наглядного ознакомления. Демонстрационный экран. Демонстрационное помещение.

Гиперо-гипонимия (отношения слов – названий родового и видовых понятий) цветок (гипероним) / / | | роза ромашка ландыш тюльпан (гипонимы, по отн. друг к другу – согипонимы)

Меронимия (отношения слов названий целого и частей) цветок / / | лист стебель корень лепесток

Основные типы семантических классов слов Семантическое поле – иерархическая структура множества лексических единиц разных частей речи, объединенных общим (инвариантным) значением. n Измерения СП: парадигматическое, синтагматическое, ассоциативно-деривационное. n Структура СП: ядро, центр, периферия. n СП «Мысль»: мысль, мыслительный, думать, знать, считать, мнение, ум, рассудок, интеллект, мечта, понимать, забывать, уверенность, обсуждение, ошибочно, бестолковый, дурацкий, скумекать, инакомыслие, название, совещание, …

Основные типы семантических классов слов Лексико-семантическая группа (ЛСГ) – совокупность слов одной части речи, имеющих общую КЛС и называющих определенный класс предметов, явлений. ЛСГ имеет п’олевую структуру. ЛСГ глаголов речевого общения: разговаривать, беседовать, общаться, переговариваться, калякать, секретничать, шептаться, спорить, полемизировать, ругаться, … Тематическая группа (ТГ) – совокупность слов, объединенных принадлежностью называемых предметов к одной теме. ТГ «театр»: зал, гардероб, партер, сцена, зритель, актер, занавес, спектакль, буфет, …