Электробезопасность

Тест «Сложные аналогии» - Справочник психолога-консультанта организации. Методика «Сложные аналогии Сложные аналогии тест онлайн

Аналогией называется сходство или подобие определенных понятий и явлений. С точки зрения психологии - это конкретное умозаключение о сходстве двух предметов и явлений по какому-либо признаку, которое появляется в результате сходства этих предметов или явлений по совершенно другому признаку.

По аналогии обычно рассуждают о том, что не является доступным напрямую. С помощью аналогий понятное становится ещё понятнее, абстрактные понятия становятся более ощутимыми, отвлеченное становится более конкретным . Задания на обнаружение аналогий применяются в психодиагностике.

Аналогии играют важную роль при уяснении общей картины проблемы и определении путей её решения. Но ввиду того, что аналогии не дают полной картины ситуации, применяются более сложные методы диагностики. Одним из них является метод "Сложные аналогии". Тест "Сложные аналогии" широко применяется в современной психодиагностике.

Методика "Сложные аналогии"

Методика определения умения находить простые и сложные логические связи между различными понятиями, а также определять абстрактные связи между разными явлениями окружающего мира впервые была введена Э.А.Коробковой, психиатром и психологом, которая долгое время занималась изучением особенностей психического и физиологического здоровья детей с отклонениями в развитии.

Эта методика называется «Сложные аналогии». Практическое значение этой методологии заключается в определении уровня интеллектуального развития подростка и соответствие этого уровня возрастным нормам. Но ценность этой методики состоит в том, что она применяется и для исследования взрослых людей.

Суть методики в том, что тестируемый получает бланк с заданиями. В каждом бланке - 20 пар слов. Эти пары имеют определенные связи между собой. Кроме этого, в бланке - 12 слов из особого шифра, который также содержит в себе пары слов, связанных между собой определенным образом.

Логические связи могут быть:

  • Причинно-следственные (отравление-смерть)
  • Антонимичные (свет-темнота)
  • Количественные (море-океан)
  • Собирательные (овца-стадо)
  • Синонимичные (друг-приятель)
  • Видовые ягода-малина)

Продолжительность теста составляет 4-5 минут . Допускается индивидуальная и групповая форма исследования. Ответы даются в письменном виде.

Как проводить тест?

Вот так выглядит обычный бланк тестового задания:

Образец:

  • А. Отравление – смерть
  • Б.Овца – стадо
  • В. Свет – темнота
  • Г. Море – океан
  • Д. Враг – неприятель
  • Е. Малина – ягода

Тест:

  1. Плакать – реветь
  2. Пара – два
  3. Свобода – воля
  4. Глава – роман
  5. Страна – город
  6. Покой – движение
  7. Похвала – брань
  8. Тумбочка – шкаф
  9. Химия – наука
  10. Грядка – огород
  11. Буква – слово
  12. Пение – искусство
  13. Месть – поджог
  14. Девять – число
  15. Правильно – верно
  16. Обман – недоверие
  17. Смелость – геройство
  18. Прохлада – мороз
  19. Испуг – бегство
  20. Бодрый – вялый

К каждой паре слов нужно подобрать аналогию из предложенного списка логических связей: А, Б, В, Г, В, Е

Ключи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Д Д Б Г В В Г Е Б Б Е А Е Д А Д Г А В

Вначале экспериментатор производит подготовительную работу с тестируемым по образцу (первым 6 парам слов). Выясняются виды и типы связей и отношений между словами в парах. Испытуемому дается понять, что данные в тесте 20 пар слов имеют такие связи. Он должен эти связи найти и обвести нужный ответ.

Испытуемый начинает тест, а экспериментатор отмечает время начала теста . Можно записать ответы в виде цифр или целых пар слов. При возникновении затруднений, организатор теста может помочь тестируемому. Это должны быть вопросы, наталкивающие его на правильное направление поиска и приводящие к правильному выводу. Результаты теста определяются путем подсчета баллов. Выставляется оценка (максимальное количество баллов-10, минимальное -1):

Руководителю эксперимента необходимо учитывать устные высказывания испытуемого для наиболее точной диагностики нарушений умственной и мыслительной деятельности. Поэтому экспериментатор должен быть специалистом по возрастной психологии.

Определив при помощи теста интеллектуальный уровень и соответствие уровня психического развития возрасту испытуемого, психолог разрабатывает индивидуальную программу работы с ним, а при необходимости проводится коррекционная работа.

Школьное обучение предполагает усвоение большого объема теоретического материала и применение полученных знаний на практике. При этом от ребенка требуется максимум внимания и способность мыслить логически. Безусловно, эти качества формируются и совершенствуются постепенно. Но до начала обучения педагогам необходимо оценить уже имеющийся уровень их развития, чтобы по результатам провести определенную коррекцию. Сегодня одним из самых точных, быстрых и объективных способов диагностики мышления младших школьников является методика «Простые аналогии».

Об авторе

В середине прошлого столетия американский психолог Уильям Гордон предложил создание аналогий в качестве способа развития Тест был разработан для взрослых людей. Однако его диагностическая точность настолько понравилась педагогам и психологам, что они решили адаптировать методику для детей. Совместные усилия специалистов нескольких стран значительно упростили тест, внеся в него существенные качественные изменения.

В настоящее время в российских школах активно применяется методика «Простые аналогии». Автор ее однозначно не назван. Однако отечественные педагоги следуют технике выполнения теста, подробно описанной в учебнике по возрастной психологии для вузов И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

Цель методики

Диагностика мышления младших школьников имеет несколько ориентаций:

  • Проверить, как быстро и точно ребенок способен установить причинно-следственные связи между объектами.
  • Оценить его критическое восприятие информации и уровень ассоциативных связей.
  • Установить степень врабатываемости ребенка в новый материал.
  • Оценить устойчивость, концентрацию, распределение и

Немаловажной целью, которую преследует методика «Простые аналогии», является и установка доминирующего типа мышления, или концептуальных связей между объектами, которые ребенок использует при решении задач. Это может быть опора на внешнее сходство или вывод из сути понятия (логическое мышление).

Описание

Классически данный тест представлен на отпечатанном бланке с 32 пунктами. Каждая позиция включает два слова, которые имеют определенную логическую связь между собой. Эта пара выступает как образец. Рядом дано еще одно слово, к которому по примеру необходимо подобрать ассоциацию по аналогии. Процесс подбора происходит из вспомогательных слов, приведенных чуть ниже. При этом логическая связь должна быть оправдана самой аналогией, приведенной в образце.

Например: солнце - панама, дождь - …?

Из слов «вода», «холод», «лужи», «зонт» прочной логической связью обладает последнее слово. Так как аналогией здесь является «защита». Человек от солнца защищается панамой, от дождя - зонтом.

Методика «Простые аналогии» для младших школьников может проводиться индивидуально или в группе. При групповом тестировании детей сажают по одному, предупреждая тем самым списывание у соседа.

В отношении времени также существует два варианта: с ограничением (две-три минуты на вопрос) и без него. Временные рамки педагог может установить только со ссылкой на психические и физиологические особенности ребенка.

Инструкция

Методика «Простые аналогии» имеет четкую инструкцию проведения тестирования и предполагает четыре этапа:

  • Подготовка. Сначала педагогу необходимо на доске разместить два сигнальных образца. Задания подобны тем, что в бланках, но не аналогичные. Затем детям раздают бланки с комментарием о подписи каждого (фамилия, имя).
  • Тренировка. Теперь внимание детей переключается на доску и происходит объяснение задания. Сначала дети пробуют провести подбор ассоциации устно.
  • Выполнение теста. После напутствия педагога на внимательное прочтение образца в бланке дети приступают к письменному выполнению. Для уточнения задания можно совместно разобрать первую позицию. Например: «медведь - медвежонок». Педагог должен сделать акцент, что речь идет о животных и их детенышах. Значит, ассоциацией к слову «лошадь» по данной аналогии будет «жеребенок».
  • Подсчет результатов. На этом этапе происходит сбор и проверка бланков. Оцениваются работы в соответствии с рекомендованными критериями теста.

К важным моментам проведения можно отнести объяснение педагога того, как правильно заполнять бланк. Ставить галочку напротив правильного ответа или подчеркивать его. Это необходимо, чтобы ребенок не путался и не терял времени на решение.

Если в группе есть медлительный малыш, то педагогу стоит чаще подходить к нему во время выполнения теста, но только для того чтобы приободрить или разъяснить вопрос, а не помогать отвечать правильно.

Интерпретация

Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии». Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

  • при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко;
  • при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
  • при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
  • при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков.

При низких показателях коррекция внимания и логического мышления обязательна. Такие занятия помогут ребенку в дальнейшем обучении, значительно повысив уровень его развития.

Сложные аналогии

Для детей, получивших максимальный балл, может быть проведен тест по сложным аналогиям. Принцип установки связи остается тем же, усложняется лишь система выполнения заданий. Теперь ребенок должен распределить типы аналогий по группам. Подбор ассоциаций не требуется.

Методика «Простые и сложные аналогии» - это самый эффективный и быстрый способ сегодня проверить и внимания у школьников с целью обеспечения качественного образовательного процесса.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Английский педагог и философ ХVIII века Джон Локк

Приём был предложен психологом и психиатром Э.А. Коробковой, работавшей с детьми с отклонениями в психическом и физиологическом развитии. Цели методики заключаются в определении:

  • способности ребёнка устанавливать логические связи разного характера (и сложные, и простые) между понятиями;
  • возможности понимать абстрактные связи между явлениями.

Суть диагностики заключается в том, что испытуемый получает бланк с 40 словами, находящимися в определённой связи и объединёнными в пары, а также 12 словами, относящимися к шифру, в котором в качестве образца указаны пары с конкретными типом логических отношений:

  • собирательным («овца - стадо»);
  • видовым («малина - ягода»);
  • количественным («море - океан»);
  • антонимичным («свет - темнота»);
  • причинно-следственным («отравление - смерть»);
  • синонимическим («враг - неприятель»).

Тест можно применять в работе с детьми, достигшими 13–14 лет, конечных возрастных ограничений для использования приёма нет.

Процедура проведения диагностики среди школьников

Исследование рекомендуется проводить в индивидуальной форме, но допускается и групповой вариант тестирования. В обоих случаях диагностика подразумевает письменную форму ответов. На работу с бланком теста выделяется 4–5 минут.

Алгоритм проведения исследования:

Файлы: Материалы к тесту

Анализ и интерпретация результатов

Проверив результат подростка по ключам, экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов, соответствующих образцу, и выставляет оценку по десятибалльной шкале:

Интерпретируется результат так:

  • 10 баллов - ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Что касается устного комментария ребёнка при индивидуальной форме проведения, то он имеет важное значение для диагностики нарушений мыслительного процесса, заключение о характере которых может делать только специалист по возрастной психологии с целью разработки индивидуальной программы коррекции.

Методика «Сложные аналогии» позволяет сделать выводы о том, насколько хорошо ребёнок может выстраивать разного рода логические связи между явлениями и понятиями. Эти результаты имеют большую ценность для определения интеллектуального уровня подростка, а также его соответствия возрастным нормам. По итогам теста психолог может предложить индивидуальную программу коррекции в случае необходимости.

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг - бегство;
  2. Физика - наука;
  3. Правильно - верно;
  4. Грядка - огород;
  5. Пара - два;
  6. Слово - фраза;
  7. Бодрый - вялый;
  8. Свобода - воля;
  9. Страна - город;
  10. Похвала - брань;
  11. Месть - поджог;
  12. Десять - число;
  13. Плакать - реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой - движение;
  16. Смелость - геройство;
  17. Прохлада - мороз;
  18. Обман - недоверие;
  19. Пение - искусство;
  20. Тумбочка - шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца - стадо (часть - целое);
  2. Малина - ягода (род - вид);
  3. Море - океан (маленькое - большое);
  4. Свет - темнота (антонимы);
  5. Отравление - смерть (причина - следствие);
  6. Враг - неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца - стадо;
  • Б. Малина - ягода;
  • В. Море - океан;
  • Г. Свет - темнота;
  • Д. Отравление - смерть;
  • Е. Враг - неприятель.
1. Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2. Физика - наука А Б В Г Д Е
3. Правильно - верно А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово - фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань А Б В Г Д Е
11. Месть - поджог А Б В Г Д Е
12. Десять - число А Б В Г Д Е
13. Плакать - реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой - движение А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг - бегство
Физика - наука
Правильно - верно
Грядка - огород
Пара- два
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Свобода - воля
Страна - город
Похвала - брань
Месть - поджог
Десять - число
Плакать - реветь
Глава-роман
Покой - движение
Смелость - геройство
Прохлада - мороз
Обман - недоверие
Пение - искусство
Тумбочка - шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;

  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.
  • Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.


    Тест «Сложные аналогии»

    ^ Диагностическая цель. Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно пони­мание сложных логических отношений и выделение аб­страктных связей.

    ^ Процедура тестирования. В «Образце» расположены 6 пар слов, каждой из которых присущи определенные отношения, например, «Овца- стадо» - часть и целое, «Малина- ягода»- определение, «Море- океан» - различаются в количественном отношении и т. д. В час­ти «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из образцов, например, «Глава - роман» аналогично «Овца - стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава - роман» - 1).

    Инструкция. «На бланке перед вами 20 пар, состоя­щих из слов, которые находятся между собой в логичес­кой связи. Напротив каждой пары 6 цифр, которые обо­значают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 ти­пов и соответствующие им цифры приведены в таблице «Образец». Вы должны, во-первых, определить отноше­ние между словами в паре. Затем подобрать наиболее близ­кую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из табли­цы «Образец». И после этого в цифровом ряду обвести кружком ту из цифр, которая соответствует найденному в таблице «Образец» аналогу. Время выполнения зада­ния - 3 минуты».

    Образец:

    Овца - стадо - 1 Малина - ягода - 2 Море - океан - 3 Свет - темнота -4 Отравление - смерть -5 Враг - неприятель -6

    Стимульный материал:


    1. Испуг - бегство

    11. Десять - число

    2. Физика - наука

    12. Праздность - безделье

    3. Правильно - верно

    13. Глава - роман

    4. Грядка - огород

    14. Покой - движение

    5. Похвала - брань

    15. Бережливость - скупость

    6. Пара - два

    16. Прохлада - мороз

    7. Слово - фраза

    17. Обман - недоверие

    8. Бодрость - вялость

    18. Пение - искусство

    9. Свобода - независимость

    19. Капля - дождь

    10. Месть - поджог

    20. Радость - печаль

    Обработка и анализ результатов. Проверить правиль­ность ответов и уровень развития логического мышле­ния по «ключу» (табл. 24).

    Анализ результатов производится с помощью табл. 25.

    Таблица 24

    ^ Ключ к методике «Сложные аналогии»


    Предъявленные пары слов

    Правильный ответ

    Испуг - бегство

    5

    Физика - наука

    2

    Правильно - верно

    6

    Грядка - огород

    1

    Похвала - брань

    4

    Пара - два

    6

    Слово - фраза

    1

    Бодрость - вялость

    4

    Свобода - независимость

    6

    Месть - поджог

    5

    Десять - число

    2

    Праздность - безделье

    6

    Глава - роман

    1

    Покой - движение

    4

    Бережливость - скупость

    3

    Прохлада - мороз

    3

    Обман - недоверие

    5

    Пение - искусство

    2

    Капля - дождь

    1

    Радость - печаль

    4

    Таблица 25

    ^ Уровень развития понятийного мышления по методике «Сложные аналогии»


    Количест­во ошибок

    Бал­лы

    Уровень развития понятийного мышления

    0

    5

    Очень высокий уровень логически-понятийного мыш­ления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях

    1

    4

    Хороший уровень, выше, чем у большинства людей, умеет логически четко выражать свои мысли в понятиях

    2

    3+

    Хорошая норма большинства людей, редко бывают не­точности в использовании понятий

    3-4

    3

    Средняя норма, подчас допускаются ошибки, неточно­сти в использовании понятий

    5-6

    3-

    Низкая норма, часто «путано», неточно выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения

    7 и более

    2

    Ниже среднего уровня понятийного мышления, либо русский язык не является «родным», человек не различа­ет разницы понятий

    Методика «Числовые ряды», или Оценка математического мышления

    Диагностическая цель. Исследование логического ас­пекта математического мышления.

    ^ Инструкция (взрослый вариант). «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности по­строения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы - 5 минут».

    ^ Стимульный материал. Лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Числовые ряды


    1)

    24

    21

    19

    18

    15

    13

    -

    -

    7

    2)

    1

    4

    9

    16

    -

    -

    49

    64

    81

    100

    3)

    16

    17

    15

    18

    14

    19

    -

    -

    4)

    1

    3

    6

    8

    16

    18

    -

    -

    76

    78

    5)

    7

    16

    9;

    5

    21

    16

    9

    -

    4

    6)

    2

    4

    8

    10

    20

    22

    -

    -

    92

    94

    7)

    24

    22

    19

    15

    -

    -

    ^ Обработка результатов производится по ключу:

    1)

    12

    9

    5)

    13

    2)

    25

    36

    6)

    44

    46

    3)

    13

    20

    7)

    10

    4

    4)

    36

    38

    Оценка проводится по количеству правильно написан­ных чисел. Норма взрослого человека - 3 и выше.

    ^ Интерпретация результатов. Если испытуемый зат­рудняется ответить при решении подобных задач, это может обозначать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, по­этому не может ими пользоваться, следовательно, его логическое мышление в математике развито слабо.

    Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

    Диагностическая цель. Исследование индивидуальных особенностей мышления.

    Инструкция. «Этот тест предназначен для того, что­бы помочь определить предпочитаемый вами способ мыш­ления, а также манеру задавать вопросы и принимать решения. Среди предлагаемых на выбор ответов нет пра­вильных или неправильных. Максимум полезной инфор­мации вы получите в том случае, если будете как можно точнее сообщать об особенностях вашего реального мыш­ления, а не о том, как по-вашему следовало бы мыслить.

    Каждый пункт данного опросника состоит из утверж­дения, за которым следуют пять его возможных оконча­ний. Ваша задача - указать ту степень, в которой каж­дое окончание применимо к вам. На опроснике в квадра­тах справа от каждого окончания проставьте номера - 5, 4, 3, 2 или 1, указывающие на ту степень, в какой данное окончание применимо к вам: от 5 (более всего подходит) до 1 (менее всего подходит).

    Каждый номер (балл) должен быть использован толь­ко один раз. Каждое из пяти окончаний в группе должно получить номер.

    Пример:

    Когда я читаю книгу по специальности, я обращаю внимание главным образом на:


    1. качество изложения, стиль;

    2. основные идеи книги;

    3. композицию и оформление книги;

    4. логику и аргументацию автора;

    5. выводы, которые можно сделать из книги.
    Если вы уверены, что поняли приведенную выше ин­струкцию, продолжайте работать дальше».

    ^ Стимульный материал.

    Текст опросника

    Когда между людьми имеет место конфликт на поч­ве идей, я отдаю предпочтение той стороне, которая:

    1) устанавливает, определяет конфликт и пытается выразить его открыто;


    1. лучше всех выражает затрагиваемые ценности и идеалы;

    2. лучше всех отражает мои личные взгляды и опыт;

    3. подходит к ситуации наиболее логично и последо­вательно;

    4. излагает аргументы наиболее кратко и убедительно.
    Б

    Когда я начинаю работать над проектом в составе группы, самое важное для меня:


    1. понять цели и значение этого проекта;

    2. раскрыть цели и ценности участников рабочей группы;

    3. определить, как мы собираемся разрабатывать дан­ный проект;

    4. понять, какую выгоду этот проект может принести для нашей группы;

    5. чтобы работа над проектом была организована и сдвинулась с места.
    В

    Вообще говоря, я усваиваю новые идеи лучше всего, ког­да могу:


    1. связывать их с текущими или будущими занятиями;

    2. применять их к конкретным ситуациям;

    3. сосредоточиться на них и тщательно их проанали­зировать;

    4. понять, насколько они сходны с привычными идеями;

    5. противопоставить их с другими идеями. Г
    Для меня графики, схемы, чертежи в книгах или ста­тьях обычно:

    1. полезнее текста, если они точны;

    2. полезны, если они ясно показывают важные факты;

    3. полезны, если они поднимают вопросы по тексту;

    4. полезны, если они подкрепляются и поясняются текстом;

    5. не более и не менее полезны, чем другие материалы.
    Д

    Если бы мне предложили провести какое-то исследо­вание, я, вероятно, начал бы с...


    1. попытки определить его место в более широком кон­тексте;

    2. определения того, смогу ли я выполнить его в оди­ночку или мне потребуется помощь;

    3. размышлений и предложений о возможных резуль­татах;

    4. решения о том, следует ли вообще проводить это исследование;

    5. попытки сформулировать проблему как можно пол­нее и точнее.
    Е

    Если бы мне пришлось собирать от членов какой-то организации информацию, касающуюся ее насущных про­блем, я предпочел бы:


    1. встретиться с ними индивидуально и задать каждо­му конкретные вопросы;

    2. провести общее собрание и попросить их высказать свои мнения;

    3. опросить их небольшими группами, задавая общие вопросы;

    4. встретиться неофициально с влиятельными лицами и выяснить их взгляды;
    5) попросить членов организации предоставить мне (желательно в письменной форме) всю относящуюся к делу информацию, которой они располагают.

    ^ Вероятно, я буду считать что-то правильным, истин­ным, если это «что-то»:


    1. выстояло против оппозиций, выдержало сопротив­ление противоположных подходов;

    2. согласуется с другими вещами, которым я верю;

    3. было подтверждено на практике;

    4. поддается логическому и научному доказательству;

    5. можно проверить лично на доступных наблюдению фактах.
    3

    Когда я на досуге читаю журнальную статью, она бу­дет скорее всего:


    1. о том, как кому-то удалось решить личную или со­циальную проблему;

    2. посвящена дискуссионному или социальному во­просу;

    3. сообщением о научном или историческом исследо­вании;

    4. об интересном, забавном человеке или событии;

    5. точном, без доли вымысла, сообщении о чьем-то интересном жизненном опыте.
    и

    Когда я читаю отчет о работе, я обращаю внима­ние на...


    1. близость выводов к моему личному опыту;

    2. возможность выполнения данных рекомендаций;

    3. надежность и обоснованность результатов факти­ческими данными;

    4. понимание автором целей и задач работы;

    5. интерпретацию данных.
    К

    Когда передо мной поставлена задача, первое, что я хочу узнать - это:


    1. каков наилучший метод для решения этой задачи;

    2. кому и когда нужно, чтобы эта задача была решена;

    3. почему эту задачу стоит решить;

    4. какое влияние решение может иметь на другие за­дачи, которые приходится решать;

    5. какова прямая, немедленная выгода от решения данной задачи.
    Л

    Обычно я узнаю максимум о том, как следует делать что-то новое, благодаря тому что:


    1. уясняю для себя, как это связано с чем-то другим, что мне хорошо знакомо;

    2. принимаюсь за дело как можно раньше;

    1. выслушиваю различные точки зрения по поводу того, как это сделать;

    2. есть кто-то, кто показывает мне, как это сделать;

    3. тщательно анализирую, как это сделать наилучшим образом.
    М

    Если бы мне пришлось проходить испытания или сда­вать экзамен, я предпочел бы:


    1. набор объективных, проблемно-ориентированных вопросов по предмету;

    2. дискуссию с теми, кто также проходит испытания;

    3. устное изложение и показ того, что я знаю;

    4. сообщение в свободной форме о том, как я приме­нил то, чему научился.

    5. письменный отчет, охватывающий историю вопро­са, теорию и метод.
    Н

    Люди, особые качества которых я уважаю больше все­го, это, вероятно, „.


    1. выдающиеся философы и ученые;

    2. писатели и учителя;

    3. лидеры политических и деловых кругов;

    4. экономисты и инженеры;

    5. фермеры и журналисты.
    О

    Вообще говоря, я нахожу теорию полезной, если она...


    1. кажется родственной тем другим теориям и идеям, которые я уже усвоил;

    2. объясняет вещи новым для меня образом;

    3. способна систематически объяснить множество свя­занных ситуаций;

    4. служит прояснению моего личного опыта и наблю­дений;

    5. имеет конкретное практическое приложение.
    П

    Когда я читаю книгу (статью), выходящую за рамки моей непосредственной деятельности, я делаю это глав­ным образом из-за...


    1. заинтересованности в совершенствовании своих про­фессиональных знаний;

    2. указания со стороны уважаемого мной человека на возможную ее полезность;

    3. желания расширить свою общую эрудицию;

    4. желания выйти за пределы собственной деятельно­сти для разнообразия;

    5. стремления узнать больше об определенном предмете.
    Р

    Когда я читаю статью по дискуссионному вопросу, то предпочитаю, чтобы в ней:


    1. показывались преимущества для меня, в зависимо­сти от выбираемой точки зрения;

    2. излагались все факты в ходе дискуссии;

    3. логично и последовательно обрисовывались затра­гиваемые спорные вопросы;

    4. определялись ценности, которые использует автор;

    5. ярко освещались обе стороны спорного вопроса и сущность конфликта.
    С

    Когда я впервые подхожу к какой-то технической про­блеме, я, скорее всего, буду:


    1. пытаться связать ее с более широкой проблемой или теорией;

    2. искать пути и способы решить эту проблему;

    3. обдумывать альтернативные способы ее решения;

    4. искать способы, которыми другие, возможно, уже решили эту проблему;

    5. пытаться найти самую лучшую процедуру для ее решения.
    Т

    Вообще говоря, я более всего склонен к тому, чтобы:


    1. находить уже существующие методы, которые ра­ботают, и использовать их как можно лучше;

    2. ломать голову над тем, как разнородные методы могли бы работать вместе;

    3. открывать новые и более совершенные методы;

    1. находить способы заставить существующие методы работать лучше и по-новому;

    2. разбираться в том, как и почему существующие ме­тоды должны работать.

    ^ Обработка результатов . А теперь, пожалуйста, пе­ренесите ваши ответы в соответствующие квадратики на бланке дешифратора и суммируйте баллы сначала по строкам, а затем - по столбцам, следуя указаниям на этом бланке.

    Перепишите ваши оценки в пять пустых квадратов, расположенных ниже.

    Итак, самая трудная работа позади. Теперь необходи­мо оценить полученные результаты и дать им содержа­тельную интерпретацию.

    Но прежде - проверьте качество своей работы. Пять ваших оценок, записанных в обозначенных буквами квад­ратах (С, И, П, А, Р) нижней части бланка-дешифратора (рис. 1), в сумме должны составить 270 баллов.

    В ином случае вам придется проверить свою «бухгал­терию»: сначала - по вертикали, а затем, в случае необ­ходимости, и по горизонтали. Если и это не поможет найти ошибку, остается одно - проверить правильность ваших ответов (в смысле соблюдения инструкции) на каждый пункт опросника. Так или иначе, нужно добиться вы­полнения условия «С + И + П + А + Р = 270».

    ^ Интерпретация результатов.

    Как вы уже, наверное, догадались, буквы есть не что иное, как начальные буквы названий стилей мышления. С - синтетический стиль; И - идеалистический стиль; П - прагматический стиль; А - аналитический стиль; Р - реалистический стиль.

    ^ Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комби­нировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты.


    Девиз синтезатора- «Что если...». Синтезаторы стре­мятся создать по возможности более широкую, обобщен­ную концепцию, позволяющую объединить разные под­ходы, «снять» противоречия, примирить противополож­ные позиции. Это теоретизированный стиль мышления, такие люди любят формулировать теории и свои выво­ды строят на основе теорий, любят замечать противоре­чия в чужих рассуждениях и обращать на это внимание окружающих людей, любят заострить противоречие и попытаться найти принципиально новое решение, ин­тегрирующее противоположные взгляды, они склонны видеть мир постоянно меняющимся и любят перемены, часто ради самих перемен.

    ^ Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осу­ществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов - повышенный интерес к целям, потребно­стям, человеческим ценностям, нравственным пробле­мам; они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоре­чия и акцентировать сходство в различных позициях, легко, без внутреннего сопротивления воспринимают раз­нообразные идеи и предложения, успешно решают та­кие проблемы, где важными факторами являются эмо­ции, чувства, оценки и прочие субъективные моменты, порой утопически стремясь всех и все примирить, объе­динить. «Куда мы идем и почему?» - классический воп­рос идеалистов.

    ^ Прагматический стиль мышления опирается на не­посредственный личный опыт, на использование тех ма­териалов и информации, которые легко доступны, стре­мясь как можно быстрее получить конкретный резуль­тат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Девиз прагматиков: «Что-нибудь да сработает», «Годит­ся все, что работает». Поведение прагматиков может ка­заться поверхностным, беспорядочным, но они придер­живаются установки: события в этом мире происходят несогласованно, и все зависит от случайных обстоятельств, поэтому в непредсказуемом мире надо просто пробовать: «Сегодня сделаем так, а там посмотрим...» Прагматики хорошо чувствуют конъюнктуру, спрос и предложение, успешно определяют тактику поведения, используя в свою пользу сложившиеся обстоятельства, проявляя гибкость и адаптивность.

    ^ Аналитический стиль мышления ориентирован на си­стематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективны­ми критериями. Аналитик склонен к логической, мето­дичной, тщательной (с акцентом на детали) манере реше­ния проблем. Прежде чем принять решение, аналитики разрабатывают подробный план и стараются собрать как можно больше информации, объективных фактов, исполь­зуя и глубокие теории. Они воспринимают мир логич­ным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонны искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и подда­ющуюся рациональному обоснованию.

    Реалистический стиль мышления ориентирован толь­ко на признание фактов, и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично уви­деть или услышать, прикоснуться и т. п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достиже­ния определенного результата. Проблема для реалистов возникает всякий раз, когда они видят, что нечто явля­ется неправильным и хотят это нечто исправить.

    Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способы решения проблем, на способы поведения, на личностные особенности человека.

    Если вы набрали от 60 до 65 баллов в качестве оценки любого стиля мышления, это означает, что вы отдаете умеренное предпочтение этому стилю (или стилям). Ина­че говоря, при прочих равных условиях вы будете пред­расположены использовать этот стиль (или стили) боль­ше (или чаще) других.

    Если вы набрали от 66 до 71 баллов, значит, вы оказы­ваете сильное предпочтение такому стилю (или стилям) мышления. Вероятно, вы пользуетесь данным стилем си­стематически, последовательно и в большинстве ситуаций.

    Если же ваша оценка по какому-то стилю составила 72 балла и больше, тогда у вас очень сильное предпочте­ние этого стиля мышления. Фактически вы ему преданы.

    Теперь, если вы получите одну или несколько высо­ких оценок по каким-то стилям мышления, у вас непре­менно окажется одна или даже несколько низких оценок по другим стилям. Тогда, если ваша оценка по какому-либо стилю находится в пределах от 43 до 48 баллов, для вас характерно умеренное пренебрежение этим стилем мышления. То есть при прочих равных условиях, вы, по возможности, будете избегать его при решении значимых для вас проблем.

    Если вы набрали от 37 до 42 баллов, у вас, скорее всего, стойкое игнорирование такого стиля мышления. Наконец, если ваша оценка равна 36 баллам или мень­ше, этот стиль вам абсолютно чужд, вы, вероятно, не пользуетесь им практически нигде и никогда, даже если он является лучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.

    Методика «Интеллектуальная лабильность»

    Диагностическая цель: прогноз успешности в професси­ональном обучении, освоении нового вида деятельности.

    Процедура. Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуе­мые должны за несколько секунд выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Об­следование можно проводить как индивидуально, так и в группе.

    ^ Инструкция испытуемому: Будьте внимательны, ра­ботайте быстро. Не переспрашивайте, два раза повторять не буду. Приступайте к выполнению задания только тог­да, когда я скажу: «Начинайте!», а при слове «Стоп» - заканчивайте.

    ^ Вопросы теста


    1. Напишите первую букву имени «Сергей» и после­днюю букву первого месяца года (время выполнения - 3 секунды).

    2. (квадрат 4) Напишите слово «Пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 секунды).

    3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя верти­кальными и двумя горизонтальными линиями (4 секунды).

    4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 секунды).

    5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а циф­ру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник име­ют общую площадь (3 секунды).

    6. (квадрат 8) Разделите второй круг на три, а четвер­тый на две части (4 секунды).

    7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 секунды).

    8. (квадрат 12) Поставьте в первом прямоугольнике плюс, третий зачеркните, а в шестом поставьте ноль (4 се­кунды).

    9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией, по­ставьте плюс в меньшем треугольнике (3 секунды).

    1. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 секунды).

    2. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом, обозначьте точку пересечения последней буквой названия вашего города (4 секунды).

    3. (квадрат 18) Если в слове «синоним» шестая буква гласная, то поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 се­кунды).

    4. (квадрат 19) Обведите большую окружность и по­ставьте плюс в меньшую (3 секунды).

    5. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав точки 1 и 3 (3 секунды).

    6. (квадрат 21) Если два многозначных числа неоди­наковы, поставьте галочку на линии между ними (2 се­кунды).

    1. (квадрат 22) Разделите первую линию на три час­ти, вторую - на две части, а оба конца третьей соедини­те с точкой А (4 секунды).

    2. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой ли­нии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 секунды).

    3. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и под­черкните четные (5 секунды).

    4. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отве­дите их друг от друга вертикальной линией (4 секунды).

    5. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, на­правленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 секунды).

    6. (квадрат 27) Если слова «Дом» и «Дуб» начинают­ся на одну и ту же букву, поставьте между ромбами ми­нус (3 секунды).

    7. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа +, в середине проведите диагональ (3 секунды).

    8. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в пер­вую галочку впишите букву А (3 секунды).

    9. (квадрат 30) Если в слове «Подарок» третья буква не «И», напишите сумму чисел 3 и 5 (3 секунды).

    10. (квадрат 31) В слове «Салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «Дождь» зачеркните гласные (4 секунды).

    11. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 секунды).

    12. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к циф­ре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 секунды).

    13. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, круж­ки с цифрами подчеркните (3 секунды).

    1. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 секунд).

    2. (квадрат 36) Напишите слово «Мир» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая - в прямо­угольнике (3 секунды).

    1. (квадрат 37) Укажите стрелками направление го­ризонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 секунд).

    2. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 секунды).

    3. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 секунд).

    4. (квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, на­правленную вверх, а под линией - стрелку, направлен­ную влево (2 секунды).

    5. (квадрат 42) Заключите «М» в квадрат, «К» - в круг, «О» - в треугольник (4 секунды).

    6. (квадрат 43) Сумму цифр 5 и 2 напишите в прямо­угольнике, а их разность в ромбе (4 секунды).

    7. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на три, и подчеркните все остальные (5 секунд).

    8. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 только в прямоугольник (3 секунды).

    9. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите круж­ком четные цифры (5 секунд).

    10. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадрат­ные скобки, а четные цифры в круглые скобки (5 секунд).
    ^ Обработка результатов. Оценка производится по ко­личеству ошибок. Ошибкой считается пропущенное за­дание. Нормы выполнения:

    0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способ­ность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10 и более ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении. 15 и более ошибок - малый успех в лю­бой деятельности.

    Бланк ответов

    Ф. И. О.

    Дата

    Доп. данные

    Итоговый балл



    4.3. Диагностика личностных качеств, интересов и склонностей

    Методика «Личностный дифференциал»

    Методика личностного дифференциала (ЛД) разрабо­тана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о



    структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотруд­никами психоневрологического института им. В. М. Бех­терева. Целью ее разработки являлось создание компакт­ного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных от­ношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

    ^ Процедура отбора шкал ЛД. ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобраз­ной «модели личности», существующей в культуре и раз­вивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

    Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических фак­торов семантического дифференциала:


    1. Оценки

    2. Активности.
    Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных ме­тода классификации черт внутри каждого из этих списков.

    1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) ве­роятности того, что человек, обладающий свойствами лич­ности ^ А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок полу­чены обобщенные показатели представлений о сопряжен­ности черт личности, составляющих так называемую им­плицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

    2. Корреляции между самооценками по чертам личнос­ти. Испытуемые заполняли бланки самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
    3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-бал­льным), представляющим факторы семантического диф­ференциала, оценки усреднялись.

    В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких слу­чаях исходный список не содержал одного из членов тре­буемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

    ^ Интерпретация факторов ЛД. При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора Оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что ис­пытуемый принимает себя как личность, склонен осоз­навать себя как носителя позитивных, социально жела­тельных характеристик, в определенном смысле удовлет­ворен собой.

    Низкие значения фактора О указывают на критичес­кое отношение человека к самому себе, его неудовлетво­ренность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень при­нятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невроти­ческих или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.

    При использовании ЛД для измерения взаимных оце­нок фактор О интерпретируется как свидетельство уров­ня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) - его отвержению.

    Фактор Силы (С) в самооценках свидетельствует о раз­витии волевых сторон личности, как они осознаются са­мим испытуемым. Его высокие значения говорят об уве­ренности в себе, независимости, склонности рассчиты­вать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтро­ле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор С выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.

    Фактор Активности (А) в самооценках интерпрети­руется как свидетельство экстравертированности лично­сти. Положительные (+) значения указывают на высо­кую активность, общительность, импульсивность; отри­цательные (-) - на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во вза­имных оценках отражается восприятие людьми личност­ных особенностей друг друга.

    При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реально­му положению дел, но часто сами по себе имеют перво­степенное значение.

    ^ Использование метода ЛД. ЛД может быть использо­ван во всех тех случаях, когда необходимо получить ин­формацию о субъективных аспектах отношений испытуе­мого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометричес­кими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные са­мосознания. Некоторые традиционные, получаемые с по­мощью опросников характеристики личности могут быть получены и с помощью ЛД. Уровни самоуважения, доми­нантности-тревожности и экстраверсии-интроверсии явля­ется достаточно важными показателями в таких клини­ческих задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.

    От социометрических методов ЛД отличается много­мерностью характеристик отношений и большей их обоб­щенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в двух областях: в групповой и семейной психотерапии.

    В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности и группового про­цесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оце­нок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д.

    Опросник для оценки своей настойчивости

    Инструкция. Вам предлагается ряд ситуаций. Пред­ставьте себя в этих ситуациях и оцените, насколько они для вас характерны. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак « + », если не согласны - знак «-».

    Текст опросника


    1. Я уже определил свою цель на будущее и готовлюсь к ее достижению.

    2. Я систематически стремлюсь к намеченной цели, какой бы далекой она ни была.

    3. У меня обычно пропадает желание добиваться дале­кой цели, если что-нибудь этому препятствует.

    4. Даже при неудачах я уверен, что все равно добьюсь своего.

    5. Я стараюсь не ставить перед собой очень далеких целей, так как считаю, что легче жить сегодняшним днем.

    6. Я несколько раз пытался заниматься самосовершен­ствованием, но из этого так ничего и не вышло. .

    7. Неудачи выбивают меня из колеи, и я отказываюсь от намерения достичь чего-нибудь значительного.

    8. Если уж я поставил перед собой важную для меня цель, то меня трудно остановить.

    9. Поражение побуждает меня действовать с удвоен­ной силой.

    1. Я много раз пытался спланировать свою неделю, но так и не смог выполнить намеченного из-за плохой самоорганизованности.

    2. При возникновении трудностей я начинаю сомне­ваться, стоит ли продолжать начатое.

    3. Мне часто бывает трудно довести дело до конца, особенно если для этого требуются недели и месяцы.

    4. Мои близкие считают меня одержимым.

    5. Я испытываю большое удовлетворение, когда до­биваюсь намеченного вопреки имевшимся трудностям.

    6. Я часто бросаю на половине пути начатые дела, теряя к ним интерес.

    7. Я умею ждать и терпеть, поэтому отдаленные цели меня не пугают.

    8. Препятствия лишь раззадоривают меня, делают мои решения более твердыми.

    9. Лень, а не сомнения в успехе вынуждает меня слиш­ком часто отказываться от достижения цели.
    Обработка результатов. По 1 баллу начисляется за ответы «Да» по позициям: 1, 2, 4, 8, 9, 13, 14, 16, 17 и за ответы «Нет» по позициям: 3, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 15, 18.

    Чем больше сумма набранных по всем позициям бал­лов, тем больше у обследованного выражена самооценка настойчивости, свидетельствующая о его склонности до­водить начатое дело до конца.

    Методика «Исследование ригидности»

    Диагностическая цель. Методика предназначена для диагностики ригидности. Ригидность является чертой личности, единодушно относимой психологами к числу наиболее важных. Она представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намечен­ной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе гово­ря, ригидность - тенденция к сохранению своих устано­вок, стереотипов, способов мышления, неспособность из­менить личную точку зрения

    Методика представляет собой перечень утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет.

    Текст опросника




    ^ Содержание утверждений

    Да

    Нет

    1

    Полезно читать книги, в которых содержится мысли, противоположенные моим собственным

    2

    Меня раздражает, когда отвлекают от важной работы (например, просят совета)

    3

    Праздники нужно отмечать с родственниками

    4

    Я могу быть в дружеских отношениях с людьми, чьи поступки не одобряю

    5

    В игре я предпочитаю выигрывать

    6

    Когда я опаздываю куда-нибудь, я не в состоянии думать ни о чем другом, кроме как скорее доехать

    7

    Мне труднее сосредоточиться, чем другим

    8

    Я много времени уделяю тому, чтобы все вещи лежали на своих местах

    9

    Я очень напряженно работаю

    10

    Неприличные шутки не редко вызывают у меня смех

    11

    Уверен, что за моей спиной про меня говорят

    12

    Меня легко переспорить

    13

    Я предпочитаю ходить известными маршрутами

    14

    Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга

    15

    Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я успеваю их высказать

    16

    Бывает, что чья-то нелепая оплошность вызывает у меня смех

    17

    Бывает, что мне в голову приходят плохие слова, часто даже ругательства, я не могу от них никак избавиться

    18

    Я уверен, что в моем отсутствии обо мне говорят

    19

    Я спокойно выхожу из дома, не беспокоясь о том, заперта ли дверь, выключен ли свет, газ и т.п.

    20

    Самое трудное для меня в любом деле это начало

    21

    Я, практически всегда, сдерживаю свои обещания

    22

    Нельзя строго осуждать человека, нарушающего формальные правила

    23

    Мне часто приходилось, выполнив распоряжения людей, гораздо меньше знающих, чем я

    24

    Я не всегда говорю правду

    25

    Мне трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе

    26

    Кое-кто настроен против меня

    27

    Я люблю доводить начатое до конца

    28

    Я всегда стараюсь не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня

    29

    Когда я иду или еду по улице, я часто подмечаю изменения в окружающей обстановке - подстриженные кусты, новые рекламные щиты и т. д.

    30

    Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение

    31

    Иногда знакомые подшучивают над моей аккуратностью и педантичностью

    32

    Если я не прав, я не сержусь

    33

    Обычно меня настораживают люди, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал

    34

    Мне трудно отвлечься от начатой работы даже ненадолго

    35

    Когда я вижу, что меня не понимают, я легко отказываюсь от намерения доказать что-либо

    36

    В трудные моменты я умею позаботиться о других

    37

    У меня тяга к перемене мест, я счастлив, когда брожу где-нибудь или путешествую

    38

    Мне нелегко переключиться на новое дело, но потом, разобравшись, я справляюсь с ним лучше других

    39

    Мне нравился деятельно изучать то, чем я занимаюсь

    40

    Мать или отец заставляли подчиняться меня даже тогда, когда я считал это неразумным

    41

    Я умею быть спокойным и даже немного равнодушным при виде чужого несчастья

    42

    Я легко переключаюсь с одного дела на другое

    43

    Из всех мнений по спорному вопросу только одно является действительно верным

    44

    Я люблю доводить свои умения и навыки до автоматизма

    45

    Меня легко увлечь новыми затеями

    46

    Я пытаюсь добиться своего наперекор обстоятельствам

    47

    Во время монотонной работы я невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой ухудшает ее результат

    48

    Люди порой завидуют моему терпению и дотошности

    49

    На улице, в транспорт я часто разглядываю окружающих людей

    50

    Если бы люди не были настроены против меня, я бы достиг в жизни гораздо большего

    «Нет»: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 26, 27, 30, 31, 33, 34, 38, 39, 40, 43, 44, 46, 48, 50.

    «Да»: 2, 3, 5, 7, 10, 12, 15, 16, 17, 19, 21, 22, 24, 25, 28, 29, 32, 35, 36, 37, 41, 42, 45, 47, 49.

    ^ 0-13 баллов - свидетельствуют о мобильности ис­пытуемого;

    14-27 баллов - испытуемый проявляет черты ри­гидности;

    28-40 баллов - позволяют говорить о ригидности.

    Методика «Измерение рациональности»

    ^ Диагностическая цель. Методика направлена на изу­чение особенностей личности, определяющих в какой-то степени способ принятия решения и способ выбора цели.

    Методика состоит из двух частей - «а» и «б».