Инструмент электрика

Муза урания - муза астрономии. Муза Урания — муза астрономии Сообщение о урании

В современном мире не принято говорить об искусстве науки так, как мы рассуждаем о хореографии, поэзии, театре или вокале. Дело в том, что древние греки, в отличие от нас, воспринимали Космос как самое совершенное произведение искусства и муза Урания воспринималась ими как вдохновительница его познания. Впервые ее имя в западной литературе встречается в работе Гесиода. Прежде чем узнать больше о самой Урании, познакомимся с ее божественными родственниками.

Согласно представлениям эллинов, музы — это девять дочерей верховного бога Зевса и Мнемосины, богини памяти. Каждая сфера деятельности, считавшаяся важной, по мнению древних греков, должна была иметь свою покровительницу — музу, и благодаря ей развиваться и процветать. Кроме того, все музы, в том числе и муза Урания, сопровождали и вдохновляли Мусагета-Аполлона, бога искусств и гармонии, олицетворяли собой все самое мудрое, светлое и прекрасное, включая мораль, науку и все виды искусства.

Сферы покровительства

Самое первое упоминание о музах встречается в произведениях Гомера, в других источниках также содержатся сведения о девяти дочерях Зевса и курируемых ими областях науки и искусства:

  1. Каллиопа («чудный голос») — муза жертвенности и патриотизма, эпической поэзии. Именно ее эллины считали верховной музой и изображали с лавровым венком или короной на голове.
  2. Клио («славу дарующая») — муза истории, которая, по мнению древних греков, записывала в свои свитки любые, даже самые незначительные события, чтобы память о них не стерлась.
  3. Мельпомена («песня, пение») — муза трагедии, облачена в театральную мантию, в руке держит драматическую маску.
  4. Талия («добродушие») — муза комедии, с простым венком из плюща на голове и с комедийной маской в руках.
  5. Полигимния («много песен») — муза священных гимнов и покровительница ораторов.
  6. Терпсихора («веселый танец») — муза танцев, в том числе и свадебных. Одета в простую тунику, на голове — венок из плюща, в руках держит лиру.
  7. Эвтерпа («радость»)- муза лирики и поэзии, голова которой украшена венком из живых цветов. Ее инструмент — двойная флейта.
  8. Эрато («милая»)- муза любовной и свадебной поэзии. Ее изображали в венке из роз и всегда с каким-либо задорным и веселым музыкальным инструментом в руках, например, тамбурином или лирой.

  9. Урания — муза науки и астрономии. Самая младшая из всех дочерей Зевса и мудрая наравне с Афиной Палладой. В руках Урании всегда циркуль и небесная сфера, одета в звездный плащ, на голове — корона из созвездий.

Самая серьезная муза

Как уже говорилось, муза Урания (фото ее скульптуры вы видите) — самая младшая среди девятерых сестер, но она же и самая знающая и умная из них. Она красива, как и все остальные музы, ведь греки исповедовали принцип калокагатии, заключавшийся в том, что внешне прекрасное так же прекрасно и внутри. Поэтому у покровительниц искусств и наук просто не могло быть неприглядного внешнего облика.

Несмотря на то, что Урания вместе с сестрами сопровождает, вдохновляя, Мусагета, с удовольствием танцует и веселится на праздниках в честь Диониса, она олицетворяет силу познания и созерцания. Муза Урания зовет всех отдалиться от хаоса обыденного существования для того, чтобы погрузиться в изучение и созерцание величественной жизни Космоса и движений звезд, отражающих земные судьбы. Как уже говорилось, все музы владеют определенными атрибутами, у Урании это небесная сфера и циркуль.

За что она отвечает?

Наши современные представления о такой точной науке как астрономия не допускают каких-либо точек пересечения с поэзией или другим искусством. Однако во времена формирования греческой мифологии и возникновения культа муз астрономия была больше искусством, нежели точной наукой. Урания — муза астрономии, начинавшей вместе с математикой и астрологией свое развитие в древней Греции.

Со временем эллины сумели достичь значительных высот в изучении небесного свода, звезд и Космоса. Именно в древней Греции в III веке до н. э. Аристарх Самосский первым сформулировал гипотезу о гелиоцентризме, а вычисления Эратосфена Киренского, произведенные примерно в то же время, легли в основу календаря, которым мы пользуемся сегодня. Гиппарх из Никеи во II веке до н. э. сумел составить первый каталог «неподвижных звезд» по их яркости и выполнил таблицы движения Луны и Солнца. Но сестра Урании, Клио, особа довольно ироничная: сегодня широко известна ошибочная геоцентрическая теория, выдвинутая во II веке н. э. Клавдием Птолемеем, и послужившая основой церковного христианского учения о строении Вселенной, а не более ранние открытия греческих ученых.

Как уже говорилось, астрономия — наука музы Урании, одна из самых древних дисциплин. Ее изучали вавилонские предсказатели и маги, греческие философы и сказители, монахи и знатные особы эпохи Возрождения, астрологи, мистики и великие мыслители более близких к нам времен. Содержание и концепции астрономии всегда служили основой мировоззрения того или иного времени и находились в эпицентре противостояния идей.

Афродита Урания

Действительно, в греческой мифологии использовался эпитет «Урания» п

рименительно к дочери бога неба — Афродите, олицетворявшей физическую силу природы. Афродита Урания — Небесная почиталась эллинами не только как покровительница чистой любви и семьи, но и как богиня плодородия и растительных сил, в ведении которой находились поля, сады, рощи и виноградники.

Образ Урании в искусстве

Со времен расцвета Древней Греции прошло уже не одно столетие, но муза Урания всегда вдохновляла не только астрономов и ученых, с ней связанных. Образ Урании можно встретить на полотнах Симона Вуэ «Музы Урания и Каллиопа», Луи Токке «Муза Астрономии», Ангелики Кауфман и Луи де Булонь, Иоганна Генриха и Евстафии Ле-сур, гравюрах Яна Гевелия и Хендрика Гольциуса. Конечно, муза на этих картинах изображена в одеяниях по моде времени, когда творил художник, но вот небесная сфера и циркуль в руках, либо стило и карта звездного неба присутствует обязательно.

Писатели и поэты также не обошли ее вниманием: Урания — муза астрономии, вдохновившая Ломоносова и Тютчева на «одические рассуждения». Наш знаменитый современник Иосиф Бродский выпустил в 1987 году книгу стихов «К Урании». В Санкт-Петербурге планируется установка памятника поэту в виде трех стел с выгравированными на них стихами «К Урании».

Московский планетарий даже создал музей Урании, где экспонируется созданный Яном Гевелием звездный глобус, на котором нарисованы известные в XVII веке созвездия. Кроме того, в музее представлено множество интересных предметов, связанных с изучением космического пространства и звезд.

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза. Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы - это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами. Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа - муза эпической поэзии

Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа - мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой. Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения. Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках - стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио - покровительница истории

Сопутствующими атрибутами этой музы являются свиток пергамента или скрижаль - доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени - “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена - муза трагедии

В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен - описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен - морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия - муза комедии

Талия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты - мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния - муза торжественных гимнов

Полигимния - в греческой мифологии муза торжественных гимнов. Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов. Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины. Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать. Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора - муза танца

Терпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты: венок на голове; в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания - муза астрономии

Урания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа - муза лирической поэзии

Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато - муза любовной поэзии

Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору - имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы - кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии

Любому творческому человеку, к сожалению, известно такое состояние, когда исчезает вдохновение, творчество превращается в муку, а его результат вызывает лишь раздражение по поводу зря потраченного времени. Но, к счастью, вдохновение имеет свойство возвращаться, тогда говорят: "Посетила муза."

Так кто же такие эти музы, посещения которых ждет любая творческая личность?
Предлагаю разобраться с этим вопросом, в котором не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

В древнегреческой мифологии МУЗАМИ (мусами) называли дочерей верховного олимпийского бога Зевса и Мнемосины - богини памяти, титаниды, дочери хтонических, доолимпийских богов - Урана и Геи. Девять сестер - муз ("мыслящих" - в переводе с древнегреческого) являлись богинями поэзии, наук и искусств. По месту их обитания они имели также прозвища: аониды, аонийские сестры, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды.
Их имена: КАЛЛИОПА, КЛИО, МЕЛЬПОМЕНА, ЭВТЕРПА, ЭРАТО, ТЕРПСИХОРА, ТАЛИЯ, ПОЛИГИМНИЯ и УРАНИЯ.

Все музы, за исключением Урании ("небесная") и Клио ("дарующая славу"), имеют имена, которые указывают на связь с пением, танцами, музыкой и наслаждением. Эти олимпийские музы восходят к архаическим музам - хтоническим существам. По сообщениям Павсания (древнегреческого писателя и географа II века, автора "Описания Эллады"), первыми, кто почтил муз и принес им жертвы, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады. Именно они ввели культ муз и дали им имена, считая, что муз только три: Мелета ("опытность"), Мнема ("память") и Айода ("песня").

Впоследствии из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого и была названа гора - место рождения муз), который установил точное их число - девять, и дал им имена.
О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерями земли Геи, рождали о от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы (по другой версии, - от Талии и Аполлона) родились корибанты - служители Кибелы.

Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики (демонические существа, наказывающие клятвопреступников и помогающие несправедливо обиженным).

От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены - чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и сжирающие их.

Архаические музы назывались "бурными", "неистовыми", сродными с фуриями в римской мифологии.

Часто муз называли кормилицами Диониса и спутницами его странствий, подобно менадам (они же, вакханки , в римской мифологии). Иногда музы и менады ставятся в один ряд. Например, царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и муз.

Олимпийские музы классической мифологии - дочери Зевса, они обитают на горе Геликон неподалеку от Коринфа, воспевая все поколения богов - Гею, Кроноса, Океана, самого Зевса и его потомство, то есть, связывают прошлое и настоящее. Им ведомо также и будущее, они являются покровителями певцов и музыкантов, передавая им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славятся добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира.

Функции муз разграничивались постепенно, по мере дифференциации искусств, и лишь только в эллинистическую эпоху музы превратились в те символические образы, которые известны нам всем.

Муза ЭРАТО стала аллегорией лирической поэзии и изображается с лирой в руках.

Муза ЭВТЕРПА с флейтой - аллегория лирической песни. Муза КАЛЛИОПА - олицетворение эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма в руках. Муза КЛИО - аллегория истории с теми же атрибутами, что и у Каллиопы.
Муза МЕЛЬПОМЕНА - аллегория трагедии с трагической маской и венком из плюща.

Муза ПОЛИГИМНИЯ олицетворяет серьезную (гимническую) поэзию.

Муза ТЕРПСИХОРА с лирой и плектром - аллегория танца.

Муза ТАЛИЯ с комической маской - аллегория комедии.

«История развития астрономии» - История астрономии Распространение древней культуры. Мы ждали. Нововавилонское царство. (1) Появление начальных сведений по астрономии - хозяйственная деятельность. Дж.Хокинс, Дж.Уайт "Разгадка тайны Стоунхенджа", М., 1973. Стало возможным уточнить лунный календарь, создававший трудности в хронологии.

«Достижения астрономии» - С 1814 г. – директор Дерптской обсерватории. С 15 лет стал работать в конторе торговой фирмы. Новые обсерватории 1839 г. – Пулковская обсерватория. Современнейшие инструменты. Кольцо астероидов. В 1796 г. на конференции в г. Готе предложил начать систематические поиски. Первый директор – В.Я.Струве.

«Астрономия как наука» - Диаметр диска около 3*10^4пк. Наука астрономия. Две неправильные галактики – Большое и Малое Магеллановы Облака. Солнце – желтая звезда. Астрономия является наукой, необходимой людям. Почти 99,9% массы вещества Солнечной системы приходится на долю Солнца. Последовательность спектральных классов отражает различие цвета и температуры звезд.

«Астрономия созвездия» - Ближе к горизонту можно заметить ярчайшую звезду Скорпиона – Антарес. Навигационными называют 25 ярчайших звезд, с помощью которых определяют местонахождение корабля. Но не только Акид влюбился в Галатею. На севере висит перевернутый ковш Большой Медведицы. Настоящее украшение зимнего неба – созвездие Ориона, по форме напоминающее бабочку.

«История астрономии» - Гипотеза простого эксцентриситета. Схема трикветрума Клавдия Птолемея ("параллактическая линейка"). Птолемей Система мира по Птолемею (Горбацкий, стр. 57, слова Идельсона). Пирамида, или тетраэдр. Деферент - ?. Эклиптика. Пифагорейцы были заворожены миром чисел. “Ионийское пробуждение”. “Пифагорейцы” Правильные многогранники.

«Астрономия и математика» - Фигуры устойчивости «Общая задача об устойчивости движения». Леона?рд Э?йлер (нем. Явления (?????????) - приложения сферической геометрии к астрономии. 17. Алекса?ндр Миха?йлович Ляпуно?в 25 мая (6 июня) 1857 - 3 ноября 1918. Система мира Птолемея (эпициклы и деференты). Галиле?о Галиле?й (итал. Pierre-Simon Laplace) 23 марта 1749 - 5 марта 1827.