Освещение

Габдулла тукай родная деревня читать. Габдулла Тукай — Родная деревня: Стих. Размышляем о прочитанном

Перевод: В.Тушнова

Стоит моя деревня на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я всё в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Запомнились навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу — ведь жизнь еще длинна.
И ждет меня, наверно, дорога не одна;
Но только где б я ни был и что б ни делал я —
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Анализ стихотворения «Родная деревня» Тукая

Габдулла Тукай - знаменитый татарский поэт, его стихотворения всегда отличаются душевностью и лиризмом. Этого автора знают не только татары, он известен многим другим народам. На самом деле, его творчество многогранно: он и поэт, и публицист, общественный деятель и литературный критик.

История создания

К сожалению, оставшись в 4 года без попечительства родителей, мальчик стал жить плохо. В приемных семьях его считали обузой, но когда в 1892 году он начал жить в крестьянской семье, Габдулла осознал любовь к родной земле.

Произведение «Родная деревня» написано в 1909 году и посвящено родине поэта - деревне Кырлай. Именно в этой деревушке поэт провел свое детство, познакомился со словом Корана и научился преодолевать жизненные трудности. Габдулла Тукай с особой любовью, но в то же в время с ноткой грусти, рассказывает о родном крае.

Тема

Лирический герой стихотворения - сам Габдулла Тукай. Произведение состоит из 16 строк.

Композицию стихотворения можно разделить на несколько частей:

  1. Рассказ о родной деревне.
  2. Воспоминания из детства (как жил, чему научился). Самыми яркими воспоминаниями мальчика являются: родник, из Корана и работы в полях со старшим братом.
  3. Описание своих взглядов на будущее. Автор утверждает, что в будущем он всегда будет вспоминать родной край.

Средства выразительности

Стихотворение было написано в лирической ноте для того, чтобы максимально ярко продемонстрировать читателям свою глубокую любовь к родным местам.

  1. Эпитеты (черной борозде, родная сторона).
  2. Олицетворения (ждет дорога).
  3. Метафоры (узнал путь).
  4. Гипербола (памятны навеки).
  5. Фразеологизмы (подать рукой).

Стихотворение написано шестистопным ямбом, который придает стихотворению душевную и плавную интонацию.

Заключение

Несмотря на то, что стихотворение состоит из 4-х четверостиший, ценность произведения от этого не уменьшается. Тенденция «зацепить» читателя прослеживается во всех творениях Габдуллы Тукая. Поэт обращается ко всем людям, живущим в селах и деревнях.

Г. Тукая многие не считают каким-то заурядным поэтом, но он словами умел зажечь сердца людей. Его произведения написаны в начале 20 века, но это не уменьшает их достоинства. «Родную деревню» можно поставить на один уровень со стихотворениями С. Есенина «Стихи о родной деревне» и К. Симонова «Родина».

«Родная деревня». «Книга»

Родная деревня

    Стоит деревня наша на горке некрутой.
    Родник с водой студёной от нас подать рукой.
    Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
    Люблю душой и телом я всё в краю моём.

    Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
    Молитву из Корана впервые смог прочесть,
    Впервые здесь услышал слова пророка я,
    Судьбу его узнал я и путь тяжёлый весь.

    Мне памятны навеки событья детских лет,
    Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
    Я помню, как, бывало, по чёрной борозде
    Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

    Я многое увижу - ведь жизнь ещё длинна,
    И ждёт меня, наверно, дорога не одна.
    Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
    Ты в памяти и в сердце, родная сторона!

Книга

    Когда душа измучена в борьбе,
    Когда я ненавистен сам себе,
    Когда я места в мире не найду
    И, утомясь, проклятье шлю судьбе;

    Когда за горем - горе у дверей
    И ясный день ненастной тьмы темней;
    Когда сквозь слёзы белый свет не мил,
    Когда не станет сил в душе моей, -

    Тогда я в книгу устремляю взгляд,
    Нетленные страницы шелестят.
    Я исцелён, я счастлив, я живу,
    Я пью тебя, отрада из отрад.

    И слово, мной прочтённое тогда,
    Встаёт, как путеводная звезда,
    Бесстрашно сердце, радостна душа,
    И суета вседневная чужда.

    И, вновь рождённый чистою мечтой,
    «Спасибо» говорю я книге той.
    И, распрямлённый верою в себя,
    Я вдаль гляжу с надеждою святой.

Размышляем о прочитанном

1. Прочитайте вслух стихотворение «Родная деревня», прислушайтесь к его интонациям. Что вы можете сказать о мелодии стиха? Какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения?

2. Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю? Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете, почему?

3. У кого из русских поэтов вы читали стихи о родной деревне? Сравните стихотворения разных поэтов об их малой родине. Что объединяет эти произведения?

4. Мировая поэзия знает множество стихотворений, восхваляющих, благодарящих книгу. Вспомните биографию поэта и подумайте, почему он так благодарен книге.

Творческое задание

Перечитайте стихотворение «Книга», отмечая те обстоятельства, в которых книга помогает человеку, спасает его. Верите ли вы в спасительную силу книги? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Габдулла Тукай - выдающийся татарский поэт. Родился он в небольшой деревне, в Казанской губернии. В трёхлетнем возрасте Габдулла остался полным сиротой: сначала умер отец, а вскоре и мать. Мальчик рос в чужих семьях. Но, несмотря на трудности и невзгоды, поэт вспоминал своё деревенское детство с благодарностью, здесь он услышал татарские народные сказки и легенды, лирические песни, исторические предания.

Вероятнее всего, тогда в деревне Кырлай ему рассказали легенду о Шура-лё, лешем, который может защекотать человека до смерти. Впечатлительный мальчик запомнил образы и сюжеты страшных и весёлых сказок. Простые и трогательные слова народных песен навсегда остались в его памяти.

Когда Габдулле было девять лет, родственники, жившие в городе Уральске, взяли его к себе. Здесь мальчик поступил в медресе (мусульманское училище, готовившее учителей и священников), где он быстро научился читать и писать по-татарски. В этом медресе был и так называемый русский класс, в котором обучение шло на русском языке, изучали русскую литературу.

Будущий поэт поступил и в русский класс, где увлечённо читал произведения Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Закончив медресе, девятнадцатилетний юноша начал сотрудничать с татарскими журналами и газетами, на страницах которых появлялись его стихотворения и статьи. Там же, в Уральске, была опубликована поэма-сказка Габдуллы Тукая «Шурале». Эта сказка о молодом джигите, который благодаря своему уму и находчивости побеждает незадачливого лешего, пронизанная тонким юмором, написанная лёгким напевным стихом, стала любимым произведением татарского читателя. Поэма-сказка переведена на многие языки народов России и зарубежных стран. По мотивам этого произведения композитор Ф. Яруллин создал балет «Шурале», который с успехом идёт на сценах музыкальных театров. Сам поэт в примечаниях к своей поэме сказал: «Эту сказку я написал, пользуясь примером поэтов А. Пушкина и М. Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных сказок, рассказываемых народными сказителями в деревнях».

Поэзия Габдуллы Тукая вдохновлялась любовью к своей Родине. В стихах он размышляет о традициях, обычаях и культуре татарского народа, выражает надежду на его просвещённое, счастливое будущее.

      РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

      Стоит деревня наша на горке некрутой.
      Родник с водой студёной от нас подать рукой.
      Мне всё вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
      Люблю душой и телом я всё в краю моём.

      Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
      Молитву из Корана впервые смог прочесть,
      Впервые здесь услышал слова пророка я,
      Судьбу его узнал я и путь тяжёлый весь.

      Мне памятны навеки событья детских лет,
      Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
      Я помню, как, бывало, по чёрной борозде
      Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

      Я многое увижу - ведь жизнь ещё длинна,
      И ждёт меня, наверно, дорога не одна.
      Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
      Ты в памяти и в сердце, родная сторона!

      Когда душа измучена в борьбе,
      Когда я ненавистен сам себе,
      Когда я места в мире не найду
      И, утомясь, проклятье шлю судьбе;

      Когда за горем - горе у дверей
      И ясный день ненастной тьмы темней;
      Когда сквозь слёзы белый свет не мил,
      Когда не станет сил в душе моей, -

      Тогда я в книгу устремляю взгляд,
      Нетленные страницы шелестят.
      Я исцелён, я счастлив, я живу,
      Я пью тебя, отрада из отрад.

      И слово, мной прочтённое тогда,
      Встаёт, как путеводная звезда,
      Бесстрашно сердце, радостна душа,
      И суета вседневная чужда.

      И, вновь рождённый чистою мечтой,
      «Спасибо» говорю я книге той.
      И, распрямлённый верою в себя,
      Я вдаль гляжу с надеждою святой.

Размышляем о прочитанном

  1. Прочитайте вслух стихотворение «Родная деревня», прислушайтесь к его интонациям. Что вы можете сказать о мелодии стиха? Какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения?
  2. Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю? Какие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете, почему?
  3. У кого из русских поэтов вы читали стихи о родной деревне? Сравните стихотворения разных поэтов об их малой родине. Что объединяет эти произведения?
  4. Мировая поэзия знает множество стихотворений, восхваляющих, благодарящих книгу. Вспомните биографию поэта и подумайте, почему он так благодарен книге.

Творческое задание

Перечитайте стихотворение «Книга», отмечая те обстоятельства, в которых книга помогает человеку, спасает его. Верите ли вы в спасительную силу книги? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

На вопрос Кто знает стих Габдуллы Тукая Родная деревня заданный автором Забросить лучший ответ это














Ответ от Благосостояние [гуру]
РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!
(1909)


Ответ от Гюльсим хусаинова [новичек]
я


Ответ от Алёна Болдышева [новичек]
спасибо


Ответ от Европеоидный [новичек]
спс большое


Ответ от Ўля Мурзагалеева [новичек]
Габдулла Тукай (1886-1913)
Стих:
Родная Деревня:
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!


Ответ от Иван Уткин [активный]
.


Ответ от Вика Канивцова [новичек]
Стоит деревня наша на горке некрутой.
Родник с водой студеной от нас подать рукой.
Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,
Люблю душой и телом я все в краю моем.
Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,
Молитву из Корана впервые смог прочесть,
Впервые здесь услышал слова пророка я,
Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.
Мне памятны навеки событья детских лет,
Нет времени счастливей, забав беспечней нет.
Я помню, как, бывало, по черной борозде
Шагал со старшим братом я за сохою вслед.
Я многое увижу - ведь жизнь еще длинна,
И ждет меня, наверно, дорога не одна.
Но только, где б я ни был и что б ни делал я,
Ты в памяти и сердце, родная сторона!

Тема: Творчество Габдуллы Тукая. Стихотворения «Книга», «Родная деревня».

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая;

рассмотреть его стихотворения,

помочь учащимся определить основную идею;

развивать навык выразительного чтения и интерпретации лирического произведения;

способствовать воспитанию чувства любви и гордости к творчеству поэта-земляка.

Обор: портрет, презентация по творчеству поэта.

Ход урока

I . 1. Организационный момент.

2. Актуализация – повторение материала прошлого урока.

II . Работа по теме урока.

1. Слово учителя о великом татарском поэте, литературном критике, публицисте, общественном деятеле и переводчике Габдулле Тукае (14(26).04.1886, деревня Кушлауч, Казанский уезд, Казанская губерния – 2(15).04.1913, Казань).

Габдулла Тукай (Тукай Габдулла Мухамедгарифович) родился 14 (26) апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Арского района Республики Татарстан) в семье приходского муллы. Когда ему было пять месяцев, умер отец. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика бедной старушке на воспитание, вышла замуж и переехала в другую деревню. Через некоторое время мать взяла малыша к себе, но вскоре умерла, и четырехлетний Габдулла остался круглым сиротой. Так началась горькая жизнь «в людях».

Сначала мальчика приютил дед по материнской линии, Зиннатулла, в многодетной и полуголодной семье которого Габдулла оказался просто лишним ртом. В конце концов дед отправил его в Казань, где на Сенном базаре Габдуллу взял на воспитание кустарь Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню Училе к деду, которому через некоторое время удалось отдать Габдуллу крестьянину Сагди из соседней деревни Кырлай.

В 1892-1895 г. жизнь его проходит в семье Сагди, где не было нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», - писал поэт потом в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.

В Кырлае Габдулла начал учиться. Однако и тут ему было суждено пережить тяжелые дни. Взрослые дочери Сагди умерли от разных болезней, а сам хозяин неожиданно стал калекой. Его суеверная жена все эти несчастья связывала с пребыванием в своем доме сироты. Когда у нее родился сын, ее отношение к приемышу вовсе ухудшилось. К счастью для мальчика, в начале зимы 1895 года он был взят в семью сестры своего родного отца, Газизы Забировой (Усмановой), в Уральск. Здесь Габдулла продолжал учиться в медресе «Мутыгия», одновременно посещая русский класс при нем. Хотя медресе было учебным заведением старого типа, но шакирдская молодежь не бездействовала. Ей была здесь предоставлена относительная свобода. Шакирдам разрешалось знакомиться с периодической литературой на восточных языках и обучаться русскому. Под влиянием национального просветительского движения учащаяся молодежь требует обновления учебных программ и стремится к светским знаниям.

Он занимался творчеством, много путешествовал, знакомился с талантливыми поэтами и писателями. Последняя поездка – в Петербург. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, в середине июня он очутился в казахской степи, где надеялся поправить кумысом свое здоровье.

Из поездки поэт вернулся в Казань в начале августа 1912 г. Даже будучи тяжело больным, он продолжал работать в типографии, дыша воздухом, насыщенным свинцовыми испарениями, и писать, несмотря ни на что.

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он умер совсем молодым, прожив неполные 27 лет.

2. Сообщение ученика о поэте.

3. Просмотр презентации, посвященной жизни и творчеству Габдуллы Тукая.

4. Знакомство с творчеством Габдуллы Тукая.

Стихотворение «Книга». (Пер. М.Петровых)

Когда душа измучится в борьбе,

Когда я ненавистен сам себе,

Когда я места в мире не найду

И, утомясь, проклятье шлю судьбе;

Когда за горем - горе у дверей

И ясный день ненастной тьмы темней;

Когда сквозь слезы белый свет не мил,

Когда не станет сил в душе моей, -

Тогда я в книгу устремляю взгляд,

Нетленные страницы шелестят.

Я исцелен, я счастлив, я живу,

Я пью тебя, отрада из отрад.

И словно мной прочтенное тогда

Встает, как путеводная звезда,

Бесстрашно сердце, радостна душа,

И суета вседневная чужда.

И, вновь рожденный чистою мечтой,

«Спасибо» говорю я книге той.

И, распрямленный верою в себя,

Я вдаль гляжу с надеждою святой.

Стихотворение «Родная деревня». (Пер. В. Тушновой).

Стоит деревня наша на горке некрутой.

Родник с водой студеной от нас подать рукой.

Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком,

Люблю душой и телом я все в краю моем.

Здесь бог вдохнул мне душу, я свет увидел здесь,

Молитву из Корана впервые смог прочесть,

Впервые здесь услышал слова пророка я,

Судьбу его узнал я и путь тяжелый весь.

Запомнились навеки событья детских лет,

Нет времени счастливей, забав беспечней нет.

Я помню, как, бывало, по черной борозде,

Шагал со старшим братом я за сохою вслед.

Я многое увижу, - ведь жизнь еще длинна,

И ждет меня, наверно, дорога не одна.

Но только, где б я ни был и что б ни делал я, -

Ты в памяти и сердце, родная сторона!

5. Анализ и интерпретация стихотворений. Беседа о прочитанном.

Какое впечатление вызвали стихотворения поэта?

Каким чувством проникнуты его стихи?

Какова основная идея стихотворений?

III . Итоги урока. Обобщение материала. Оценки.

IV . Домашнее задание. Кайсын Кулиев. «Каким бы малым ни был мой народ».

Индивидуальное сообщение: творчество Кайсына Кулиева.