Освещение

Троице сергиевская пустынь. Свято троицкая сергиева приморская пустынь в стрельне. История Свято-Троицкой Сергиевой Приморской мужской пустыни

ВОЗРОЖДЕНИЕ. Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь

Троице-Сергиева Приморская пустынь , мужской монастырь

Историк В.О. Ключевский писал о том, что русское монашество - это отречение от мира во имя идеалов, ему непосильных; c тремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы.

Решение о возрождении монастыря и о постепенной передаче участка Русской Православной Церкви было принято в 1993 году. Как и в Александро-Невской лавре, здесь также покоились останки известных деятелей нашей культуры - политических деятелей 19 века, архитекторов, священнослужителей, полководцев. Однако во времена хрущёвской оттепели все монастырские постройки были окончательно снесены, а усыпальницы сровняли с землёй. После запустения и разрухи, вызванной революциями и войнами, шаг за шагом восстанавливается деятельность монастыря. В воскресной и общеобразовательной школах проходит первый учебный год. Но начнём по порядку о том, кто прославил эту обитель.

Венчавшись на царство в Москве, как и все российские самодержцы, Анна Иоанновна совершила паломничество в Троице-Сергиеву Лавру. Будучи поражена благолепием древней обители, она возжелала, чтобы имя Святой Троицы и преподобного Сергия прославилось на берегах Балтики так же, как оно прославлено в окрестностях Первопрестольной. Для этой цели духовнику Императрицы архимандриту Троице-Сергиевой Лавры Варлааму (Высоцкому) была отдана в вечное владение приморская дача, прежде принадлежавшая сестре Государыни Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбург-Шверинской. Таким образом, осенью 1732 года в 19 верстах от Петербурга была основана новая обитель, называвшаяся в первые годы «Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей ».

Сохранилось всего три прижизненных портрета Анны Иоанновны, племянницы Петра Первого. Да и те смахивают скорее на карикатуры, чем на серьёзную попытку передать характер императрицы. Разве что этот, - где художник, не стараясь вырисовывать аксессуары, не приукрашивая и не впадая в шаржирование, постарался передать особенности её облика.

Первое время на центральной площади стояла деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, перевезённая из усадьбы царицы Параскевы Федоровны и освящённая в честь преподобного Сергия Радонежского. По обеим сторонам церкви располагались монашеские кельи и каменный дом настоятеля.

На снимке видны три храма и несколько надгробий, возведённых на протяжении двух веков. Ни одна их этих построек не уцелела.

В царствование Елизаветы Петровны монастырь преобразился. Ко времени ее правления относится немало замечательных памятников зодчества: Зимний Дворец в Петербурге, Большой Дворец в Петергофе, Большой Царскосельский Дворец, собор Смольного монастыря и др. Все эти шедевры были созданы В.В. Растрелли. В 1760 году, по проекту П.А. Трезини , под смотрением Б. Б. Растрелли (первая его работа в России), - был завершен пятиглавый каменный собор - во имя Святой Живоначальной Троицы. По его проекту в 1756 году на месте старой церкви был заложен пятиглавый Свято-Троицкий собор, в 1756-58гг. - церковь преподобного Сергия Радонежского, а также новые монашеские кельи, каменные стены и башни, вместо деревянных.

Императрица Елизавета Петровна

В Троицком соборе в особом киоте стоял прекрасный образ Пресвятой Троицы, написанный К.П. Брюлловым . Главной святыней храма была привезенная из Троицкой лавры основателем пустыни чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. В ризнице хранились два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. Собор был освещен во имя Пресвятой Троицы в 1763 году в присутствии императрицы Екатерины II и ее сына.

Собор во имя Святой Живоначальной Троицы, построен в 1763 году архитектором Франческо Бартоломео Растрелли. Это первая работа зодчего в России. В 1960-е годы собор взорван.

Для самой Екатерины Алексеевны Сергиева пустынь имела особое значение, с пустынью были связаны незабываемые переживания. В дни государственного переворота 1762 года гвардейские войска под предводительством Екатерины II и Е.Р. Дашковой дошли в походе на Петергоф до монастыря и остановились за его стенами. В покоях настоятеля Екатерина Алексеевна дождалась ответ на свой ультиматум: император Петр III дал согласие на отречение от престола. В тот же час в пустыне состоялось самое первое богослужение по случаю счастливого исхода опасного предприятия. С тех пор Екатерина II щедро одаривала монастырь и ежегодно в памятный день справляла в его храме благодарственный молебен.

Пётр III и Екатерина II

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архим. Игнатий (Брянчанинов) , автор знаменитых "Аскетических опытов". Игнатий Брянчанинов , ученик иеромонаха Леонида, (Оптинского старца в 1829-1841 гг.), начал восстановление обители с возрождения строгого устава монашеской жизни и упорядочения богослужения, введения «практики умного делания», ежедневной исповеди, как в Оптиной пустыни.

Постижение искусства молитвы начиналось с клиросного пения, и все новоначальные иноки, придя в пустынь, получали послушание в братском хоре. Лучшие церковные композиторы того времени П.И. Турчанинов, А.Ф. Львов (гимн «Боже, царя храни») писали свои музыкальные произведения для монастырского хора, который в 1840 годы был возведен на степень первого в России монашеского хора. Особенно прославился сподвижник Игнатия Брянчанинова духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев).

Пение как врачевание, как путь разрешения от земных скорбей - один из символов культуры XIX века. При этом Троице-Сергиева пустынь, находясь на перекрестке культуры и религии, была местом притяжения музыкантов, композиторов. Кроме П.И. Турчанинова, А.Ф. Львова, здесь бывал также М.И. Глинка, прибегая, как и многие другие, к духовным советам отца Игнатия. За духовным советом к святителю Игнатию приезжали великие князья и княгини, в беседах с ним искали вдохновения Н.И. Гнедич, И.А. Крылов, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Хозяйство на этом крошечном участке было настолько налажено, что своего урожая монастырю хватало на целый год. Масло и молоко в дальнейшем также не покупали. Монастырский фруктовый сад был приведен в отличное состояние, - в нем имелось 300 яблонь и 100 вишен.



Достойным продолжателем дел настоятеля Игнатия Брянчанинова стал его бывший келейник Игнатий (Малышев) в течение следующих 40 лет (1857-1897 гг.) Он учился в Императорской Академии художеств у К.П. Брюллова , М.И. Скотти . Многие иконы были выполнены им для монастыря, а сама обитель превращена в образец архитектурного искусства. При нем была завершена архитектором А.М. Горностаевым перестройка храма преподобного Сергия Радонежского, закончен Братский корпус с надвратной церковью во имя Св. Саввы Стратилата. Другой известный архитектор А.И. Штакеншнейдер руководил (1855-1857гг.) последней при Игнатии Брянчанинове постройкой церкви Григория Богослова над могилой графа Г.Г. Кушелева.

В 1884 году Игнатием Малышевым вместе с профессором Академии художеств А.А. Парландом был возведен Храм Воскресения Христова. Выполненный в византийском стиле, вмещающий до 2 500 человек, этот храм стал украшением Сергиевой пустыни. Также совместно с А.А. Парландом, Игнатием Малышевым был создан проект знаменитого «Спаса на Крови» , храма-памятника на месте смертельного ранения императора Александра II.


интерьер Воскресенского храма, 1890-е годы Заботясь о внешнем украшении, настоятели монастыря не забывали о внутреннем созидании, поддерживали высокий духовный авторитет. Из монашеской братии пустыни по традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

внутренний вид Воскресенского храма, 1909 год

По ходатайству настоятеля Игнатия Брянчанинова пустынь была наделена лесным участком в 50 десятин. Земля была заболочена, но после многих трудов полевое монастырское хозяйство поднялось на очень высокий уровень. Достаточно сказать, что в 1882 году в России на выставке хлеборобов Сергиевой пустыни была присуждена большая серебряная медаль за семена ржи, две медных медали - за семена пшеницы и ячменя.

В пустыни действовал инвалидный дом, школа, больница для бедных, странноприимная (ежедневный приют для 15-20 странников), госпиталь во время войны. При монастыре существовала первая Российская Сергиевская школа трезвости, основанная игуменом Павлом (Горшковым). Основатель Александро-Невского общества трезвости отец Александр Рождественский ввел в обычай крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву пустынь в одно из летних воскресений.

В 1843 году началась постройка каменной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь строилась на средства князя М. В. Кочубея, над могилой его супруги Марии Ивановны, урождённой Барятинской. Проект храма был составлен в норманнском стиле, строили его архитекторы Р. И. Кузьмин и Г. Г. Боссе. Церковь представляла собой копию знаменитого Флорентийского собора.

Внизу: храм прп. Сергия

внутренний вид Сергиевского храма, 1898 год

Пустынь с ее строгим уставным богослужением и прекрасным пением монахов, самоотверженным подвигом любви привлекала потоки богомольцев. Жители Петербурга любили свою Сергиеву пустынь. А знать Петербурга, еще со времен Екатерины II, выбрала пустынь местом погребения своих родных, устраивая фамильные склепы под храмами или рядом с ними. В 1804г. графы Зубовы избрали Троице-Сергиеву пустынь местом захоронения героя суворовских войн, генерала от инфантерии, члена Государственного совета, директора 2-го Кадетского корпуса В.А. Зубова . На средства Зубовых в 1809 году был построен на 30 человек «увечных воинов» Инвалидный дом с церковью Святого великомученика Валерьяна. В подземной части этой церкви - фамильный склеп (27 погребений).

Среди погребенных на монастырском кладбище - представители таких семей, как: Адлерберги, Апраксины, Зубовы, Голицыны, Кочубеи, Кушелевы, Мятлевы, Нарышкины, Перовские, Строгановы, Толстые, Чичерины, Юсуповы, Яковлевы и многие другие. Почетным по своему статусу считалось погребение «Его Императорского Высочества герцога Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, князя Романовского ». Здесь также были похоронены канцлер Российской империи А. М. Горчаков; министр народного просвещения А. С. Норов; выдающийся общественный и культурный деятель принц П. Г. Ольденбургский; военные губернаторы Петербурга; выдающиеся архитекторы А.И. Штакеншнейдер и А.М. Горностаев; потомки А. В. Суворова и М. И. Кутузова.



Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Территорию обители украшали изящной архитектуры ротонды и оранжереи - усыпальницы: ротонда-усыпальница семьи Толстых, оранжерея-усыпальница семьи принцев Ольденбургских. Из безжалостного разграбления в 30-е, а особенно в 60-е годы, спасти удалось немногое. В фонды Русского музея из родовой усыпальницы Зубовых были переданы бронзовые и мраморные бюсты работы С. Кампиони, Н. Пименова, П. Ставассера. В Некрополь XVIII века Александро-Невской лавры были перенесены художественные надгробия А.А. и Ф.А. Баташевых, Ф.А. Яковлева.

Крест над могилой архитектора А.М. Горностаева (+1862)

Пустынь закрылась в 1919 году, но богослужения еще продолжались. Число братии постепенно сокращалось, последнее пострижение в монашество было в 1926 году. В 1931 году монастырь полностью прекратил свое существование. Перед войной здесь открыли школу переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Во время Великой Отечественной войны с сентября 1941г. вплоть до снятия блокады в январе 1944г. на территории бывшего монастыря находились оккупанты, фашистский штаб армии. Отсюда велась корректировка артобстрела Ленинграда. Монастырские строения, в особенности Троицкий собор и Воскресенская церковь, сильно пострадали от артиллерийских обстрелов. В послевоенные годы начались реставрационные работы. Был составлен проект реставрации Троицкого собора, но в 1962г. собор сняли с государственной охраны и снесли. На его месте устроили плац для открытой на территории бывшего монастыря Средней школы милиции. Несколько ранее та же участь постигла церковь Воскресения Христова и другие церковные постройки. Надгробные памятники, чудом уцелевшие до лета 1964 года, в один день были снесены бульдозером. Правда, два памятника оставили: фамильный склеп Чичериных (возможно, из уважения к наркому иностранных дел в правительстве Ленина Г. В. Чичерину), и мраморный крест на могиле известного архитектора А. М. Горностаева.

Последним перед революцией настоятелем монастыря был архимандрит Сергий, духовник великих князей Константина Константиновича и Дмитрия Константиновича Романовых, живущих в Стрельне и часто молящихся в пустыни. В 1937 году архимандрит был расстрелян, причислен к лику святых Русской Православной Церковью За Границей.

Собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построен в 1859 году стараниями архимандрита Игнатия (Брянчанинова) и его преемника архимандрита Игнатия (Малышева) по проекту архитектора А.М. Горностаева

В 1993г. территория бывшего монастыря возвращена Санкт-Петербургской епархии. Это знаменательное событие положило начало возрождению обители. Идут сегодня богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского. В 2009 году открылись воскресная и общеобразовательная школы. Светлые идеалы подвижника Сергия о христианской любви к людям будут всегда с нами, как и благоговейная память об ушедших. Память традиций, рода, собственной человеческой истории и благодарность к тем, кто был в ней до тебя - необходимая ступень нравственной зрелости каждого из нас.

Троице-Сергиева Приморская пустынь

Санкт-Петербург, г. Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 15

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали с левой стороны дороги замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 архимандрит Варлаам (Высоцкий, 1665-1737), настоятель Троице-Сергиевой лавры под Москвой. Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был Варлаам, подарила для обители бывшую мызу своей сестры - царевны Екатерины Иоанновны, герцогини Мекленбург-Шверинской.

Варлаам в 1735 перенес в обитель из Петербурга деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника, в котором Екатерина II узнала об отречении своего мужа. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 по углам стен появились четыре башни. В том же году монастырь, где жило около 11 монахов, отделился от Троице-Сергиевой лавры и стал управляться собственным архимандритом, однако монашеская жизнь протекала по традициям лавры. В 1819 обитель была приписана к Ревельскому викариатству.

Расцвет пустыни начался в 1834, когда ее наместником был назначен архимандрит Игнатий (Брянчанинов), автор знаменитых "Аскетических опытов". Уже через год он соединил братские корпуса галереей, в которой устроил трапезную, привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в 1836-1841 был священником в соседней Стрельне.

Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архимандрит Игнатий (Малышев), который, получив художественное образование, украсил пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Он был погребен в Михайловском приделе Воскресенской церкви. Большой известностью пользовался в то время в столице и духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета, скончавшийся в 1897 году.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было семь храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

При монастыре имелись часовни:

Покровская и Спасская - у монастырских ворот, перестроены в 1844-1845 А. М. Горностаевым, который в 1868-1871 также возвел гранитную ограду;

Тихвинской Божией Матери (с чтимым образом), которую тот же зодчий выстроил в 1863 у алтаря Троицкого собора над могилой основателя пустыни. В ней же был погребен духовный композитор схимонах Михаил (Чихачев), сподвижник архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Честные останки Варлаама, Михаила, Игнатия-младшего ныне находятся в Сергиевском храме;

Рудненская - на берегу пруда Иорданка в восточной части обители, которую для древней и чтимой иконы Рудненской Божией Матери возвел в 1876 Д. И. Гримм в подражание Никоновскому скиту в Новом Иерусалиме. К ней 1 августа для водосвятия шел крестный ход.

Тихвинская и Рудненская часовни погибли в последнюю войну.

К пустыни была приписана также церковь прп. Андрея Критского, выстроенная по проекту арх. М. М. Долгополова и освященная в 1903 у ст. Сергиево при приюте Братства ревнителей веры и милосердия, и пятиглавая Скорбященская часовня, выстроенная в пос. Сергиево в 1904-1905 в русском стиле.

В настоятельских покоях хранилось много ценных исторических портретов и картин. Последним до революции настоятелем пустыни был архимандрит Сергий (Дружинин), будущий епископ Нарвский, расстрелянный в 1937 в Йошкар-Оле.

Со времен Екатерины II на монастырском кладбище хоронили умерших из знатных и родовитых семей: принцев Ольденбургских, Апраксиных, Мятлевых, Нарышкиных, Чичериных, Строгановых, Дурасовых и др. Здесь были погребены потомки Суворова и Кутузова, канцлер А. М. Горчаков, поэт И. П. Мятлев, архитекторы А. И. Штакеншнейдер и А. М. Горностаев. Некоторые часовни и склепы были подлинными произведениями искусства. Неподалеку от монастыря находилось кладбище для бедных.

Пустынь закрыта в 1919, но богослужения в ней продолжались еще более десяти лет. Хотя братия была в основном разогнана, в 1930, когда было уничтожено кладбище, в пустыни еще оставалось "около десятка монахов-стариков". Они жили среди воспитанников детской трудовой колонии, которую в середине 1930-х сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В 1932 монастырь окончил свое существование, когда арестовали последних монахов.

В 1964 в нем расположилась Школа милиции, уничтожившая остатки кладбища и ряд зданий. В 1973 старинный комплекс был поставлен под государственную охрану, а 29 марта 1993 принято решение о его поэтапной передаче епархии (этот процесс завершился в мае 2001). Предстоит огромная работа по реставрации переданных зданий.

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь (конец XIX - начало XX вв.)

Другие здания на территории пустыни:

20. Мастерские - Санкт-Петербургское шоссе, 15И

21. Школа милиции - Православная школа - Санкт-Петербургское шоссе, 15Е

22. Котельная - Санкт-Петербургское шоссе, 15Р

На этом месте в XVIII в. располагалась приморская дача царевны. Великой княжны Екатерины Иоанновны, дочери царя Иоанна Алексеевича, в последствии герцогини Мекленбург-Шверинской.

В 1732 г. императрица Анна Иоанновна подарила эту дачу своему духовнику, архимандриту Сергиевой лавры Варлааму Высоцкому), настоятелю московской Троице-Сергиевской лавры. Архимандрит Варлаам построил здесь деревянную церковь. 12 мая 1735 г. храм был освящен во имя преподобного Сергия. Штата церковь не имела, для богослужений назначались монахи из Троицко-Сергиевой лавры. Тогда же было построено несколько деревянных келий для монашествующих и каменный флигель для настоятеля. В церковь было переданы реликвии и утварь из домовой Успенской церкви загородного дома матери императрицы царицы Прасковьи Федоровны, который стоял на левом берегу Фонтанки возле Лештукова пер. (ныне пер. Джамбула), на том месте где позднее расположились мещанская гильдия, а потом Санкт-Петербургская мещанская управа.

Императрица Анна Иоанновна 5 июля 1735 г. в день памяти прп. Сергия Радонежского посетила обитель со всем штатом, причем добиралась водой до Екатерингофа, а оттуда четыре версты пешком до новопостроенной пустыни.

В 1836 г. Сергиева пустынь была возведена в 1-й класс.

Архимандрит Варлаам скончался 27 июля 1737 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен в основанной им обители. 30 января 1738 г. Анна Иоанновна повелела Приморский Троицко-Сергиев монастырь описать, подав ведомость в ее кабинет. После этого церковь числилась приписанной к Сергиевой лавры, откуда присылались для управления строители. До 1764 г. их перебывало тринадцать.

При учреждении монастырских штатов в 1764 г. пустынь поступила в Санкт-Петербургское епархиальное ведомство и была возведена во 2 класс.

Императрица Екатерина II в день своего восшествия на престол 28 июня 1762 г., отправляясь во главе гвардейских полков из Санкт-Петербурга в Петергоф, останавливалась в Сергиевой пустыни. Сюда прибыл к ней, присланный Петром III, вице-канцлер А. М. Голицын и письмом и предложением разделить власть. В память об этом событии в обители хранилась выгравированная тогда же картина с изображением Сергиевой пустыни.

В 1763 г. Екатерина II присутствовала вместе с наследником, великим князем Павлом Петровичем при освящении нового каменного Троицкого соборного храма, выразив своим присутствием благоволение к обители.

К началу ХХ в. в пустыни находилось семь каменных церквей с одиннадцатью освященными в них престолами: св. Троицы, св. прп. Сергия радонежского, св. мученика Валериана, св. Георгия Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова и св. Саввы Стратилата.

(Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии сост. Н. М. Кутепов, СПб, 1899 г. С.23-24)

(Лавры монастыри и храмы на святой Руси. Санкт-Петербургская епархия. СПб 1909. С.39-44)

Монастырь со всеми храмами был закрыт в 1919 г. Через два года его настоятель игумен Сергий был расстрелян, а монахи разогнаны, хотя в 1930 г. в пустыни еще оставалось «около десятка монахов-стариков», живших среди воспитанников детской трудовой колонии.

Массированное уничтожение комплекса началось после того, как в монастырские здания въехала Школа переподготовки начсостава военизированной охраны промышленности ВСНХ СССР им. Куйбышева. Исторические здания стали приспосабливать для новых целей: купола собора сломали, устроили наблюдательную вышку, Зубовский инвалидный дом надстроили, кладбище сровняли с землей.

Последний удар был нанесен монастырскому кладбищу и ансамблю в 1960-е гг., когда в здание въехала Специальная средняя школа милиции.

Только в 1973 г. изуродованный архитектурный комплекс был поставлен под государственную охрану. С 1994 г. возобновлено монашеское служение. В 2001 г. завершился процесс передачи архитектурного комплекса епархии.

( с, 696-697 - Наталия)

Хронология монастыря

20 ноября имп. Анна Иоанновна подарила дачу родной сестры герцогини Мекленбург-Шверинской Екатерине Иоанновны своему жуховнику, архимандриту Троице-Сергиевскрй Лавры, Варлааму (Высоцкому). В 1734 г. Варлаам основал здесь Свято-Троицкую Сергиеву Пустынь.

Перестроен храм прп. Сергия.

В Пустыни, по проекту арх. П. Трезини, были сооружены основные каменные постройки монастырского комплекса. (Сейчас от тех построек сохранились настоятельский корпус м угловая башня)

Воздвигнут пятиглавый Троицкий собор (под смотрением Б.Растрелли).

29 июня будущая импю Екатерина II провела несколько часов в Пустыни, куда граф Г.Г. Орлов привез ей письмнное отречение от престола Петра III.

Арх. В. В. Растрелли закончил постройку собора во имя Святой Живоначальной Троицы.

26 февраля имп. Екатерина II издала указ, по которому Пустынь изымалась из ведения Сергтевой Лавры и передавалась в ведение Сакт-Петербургской Епархии с возведением в степень второклассного монастыря.

С 1765 пл 1819 Пустынь управлялась ректорами СПб Академии, а с 1819 по 1834 - преосвященными викариями Сакт-Петербургской Епархии.

  • Заложен храм св.мч. Валериана с инвалидным домом
  • Освящен храм св.мч. Валериана

Имп. Николай Павлович лично назначил настоятелем Пустыни архимандрита Игнатия (Брянчанинова), впоследствии канонизированного РПЦ в лике Святителей в 1988 г.

Заложен храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Заложен Григорьевский храм.

Освящен Григорьевский храм.

27 октября архимандрит Игнатий (Брянчанинов) возводится в сан Епископа Казанского и Черноморского, а настоятелем Пустыни становится ближайший его ученик архимандрит Игнатий (Малышев).

Заложен надвратный храм сщмч. Саввы Стратилата.

  • Заложен храм Воскресения Христова.
  • Освящен храм Воскресения Христова.

В различное время в Пустыни проходили свое послушание известные святые сподвижники как: прп. Герман Аляскийский, свт. Иннокентий Пензенский, схимник Михаил (Чихачев), митр. Киевский Евгений (Болховитинов), сщмч. Сергий (Дружинин) еп. Навский, архим. Игнатий (Егоров), иером. Филимон (Алексеев) и др.

После революции 1917 г. монастырские здания стали постепенно изыматься из ведения Епархии.

  • Монастырь закрыт, но богослужения продолжались еще более 10 лет. Закрыт храм мч. Валериана
  • 1920-е
  • Закрыт храм Воскресения Христова.

Пустынь была окончательно закрыта. Здесь в различное время размещались: детская трудовая колония "Труд", при которой была школа и мастерские, и колония несовершеннолетних преступников, школа переподготовки военного нач. состава, а с 1960-х гг. средняя школа милиции. За это время архитектурному ансамблю и некрополю Пустыни был нанесен значительный ущерб.

  • Взорван Троицкий собор.
  • Уничтожено кладбище, взорван Покровский храм.
  • Снесен храм Воскресения Христова.
  • Архитектурный комплекс монастыря поставлен под государственную охрану.

В Пустыне вновь поселились монахи и стали регулярно совершать богослужения.

В мае вышло правительственное распоряжение о полной передаче арх. ансамбля Пустыни в ведение Сакт-

Петербургской Епархии.

(инф. со стенда и сайта Пустыни , . С. 76-78, Mary)

В 1886 г. от станции Сергиево до Троице-Сергиевой лавры на средства купца К. Цоппи была проведена конно-железная дорога, и многочисленным поломникам стало проще добираться до монастыря. (. С. 78)


О дин из старейших петербургских монастырей, Свято-Троице-Сергиева Приморская пустынь , стоит на самом берегу Финского залива, возле Стрельны.

Подъезжая из столицы к Стрельне, паломник уже издали замечал среди зелени окружающих садов и полей золотые кресты и главы, разноцветные стены и крыши монастыря, который на 19-й версте Петергофской дороги основал в 1732 г. архимандрит Варлаам (Высоцкий), настоятель Троице-Сергиевой Лавры под Москвой.

Императрица Анна Иоанновна, духовником которой был архим. Варлаам, подарила для обители бывшую мызу. Особенно возвысился монастырь в годы царствования Елизаветы Петровны, любившей подчеркивать связь с древними народными традициями даже в быту, вплоть до "хождения на богомолье".

Когда-то место это было шумным, суетливым: проезжая на дачи, петербургская знать не упускала случая завернуть в монастырь.

Архим. Варлаам перенес из Петербурга в обитель деревянную церковь, возвел деревянные стены, кельи и каменный корпус наместника. По проекту П. А. Трезини кельи в 1756-1760 были выстроены из кирпича, а к 1764 на углах стен появились башни. В том же году монастырь, где жило около 20 монахов, отделился от Троице-Сергиевой Лавры и стал управляться собственным архимандритом.

Игнатий (Брянчанинов) - самый знаменитый из местных настоятелей. При нем и начался расцвет обители, после назначения егонаместником в 1834 г. Он привел в порядок хозяйство и отремонтировал храмы. Монастырским хором при нем руководил известный духовный композитор прот. П. И. Турчанинов, который в был священником в соседней Стрельне.


Дело своего наставника продолжал в 1857-1897 архим. Игнатий (Малышев), который, будучи художественно одаренным человеком, украсил Пустынь прекрасными постройками и довел ее духовное состояние до очень высокого уровня. Большой известностью пользовался в то время в столице духовник братии иером. Герасим, выпускник столичного университета.

Перед революцией в обители, обладавшей капиталом в 350 тыс. руб., было 7 храмов и жило около 100 человек братии, из которых по давней традиции выбирались судовые священники для русского военного флота.

Созданная при монастыре Первая Российская школа трезвости имела своей целью борьбу с пьянством и активную пропаганду трезвого образа жизни путем распространения антиалкогольной литературы, организации лекций, собеседований и экскурсий. Кроме общеобразовательных предметов в таких школах преподавались «Наука трезвости» и сельское хозяйство с практическими занятиями. По воскресным и праздничным дням велись духовно-нравственные беседы, беседы по сельскому хозяйству и гигиене.

Архитектурный ансамбль

Главный храм "во имя Святой Троицы" был построен Растрелли. Проект утвержден в 1756 г., а в 1760 строительство закончилось. Этот храм был выдающимся произведением церковного зодчества.

Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. Главной святыней собора была икона преподобного Сергия Радонежского, привезенная еще основателем монастыря архимандритом Варлаамом из Троице-Сергиевой Лавры.

Во имя преп. Сергия

В 1735 г. архим. Варлаам освятил во имя преп. Сергия первую церковь в пустыни.


Опираясь на денежную помощь кн. 3. И. Юсуповой, арх. А. М. Горностаев в 1854 приступил к полной перестройке храма в византийском стиле. Он сделал его пятиглавым и двухэтажным, внизу разместив приделы - Христа Спасителя с усыпальницей Апраксиных и мц. Зинаиды с могилами кн. Юсуповых.

Поднявшись по широкой лестнице, богомольцы попадали в верхнюю церковь. Вмещавший 2000 человек храм освещался двумя рядами романских окон с витражами. Внутреннее его пространство делилось на нефы восемью колоннами из полированного темно-красного гранита, которые поддерживали хоры. Потолок, как в ранневизантийских базиликах, был перекрыт деревянными балками. Меж арок Р. Ф. Виноградов (по эскизам М. Н. Васильева) написал на золотом фоне византийский орнамент .

Очень богато выглядел двухъярусный иконостас, сделанный по рисунку зодчего, с колоннами из порфира и деталями из каррарского мрамора, малахита, лазурита и полудрагоценных камней. Образа в царских вратах из золоченой бронзы исполнили акад. Н. А. Лавров, автор фресок, и М. Н. Васильев.

А. Н. Муравьев, видный духовный писатель, пожертвовал в 1861 храму серебряный ковчежец с частицами святых мощей, который он получил от александрийского патриарха Иерофея, а в следующем году А. С. Норов, министр народного просвещения, - мраморную колонну высотой 60 см с образом Рождества Богородицы, привезенную им из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны.

Также в обители была другая церковь, возведенная в 1854 - 1859 г. А.Горностаевым, который позже был похоронен на кладбище Приморской пустыни. Кроме упомянутых, в монастыре находился еще ряд церквей - святителя Григория Богослова, Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, четыре часовни.

Окончательно монастырский ансамбль сложился к концу 19 в., воплотив в себе идеи уже новых поколений зодчих - творения известных архитекторов XIX в. Ю.Боссе, Р.Кузьмина, А.Штакеншнейдера, А.Парланда.


После революции монастырь был закрыт в 1920-е годы; сохранился, но сильно переделан. В годы войны все было разрушено, нанесенный ущерб был огромен.

При советской власти обитель была буквально втоптана в землю: храмы ее не просто разрушались - они сносились до основания, а обломки их дробили в порошок и рассеивали по всей округе… В прежние времена Пустынь славилась своим кладбищем - одним из самых красивых в Европе. На кладбище монастыря были похоронены А.Штакеншнейдер, дочь и внук Суворова, многие из родов Юсуповых, Чичериных, Кочубеев, Апраксиных, Голицыных, Строгановых. Здесь хоронили петербургскую знать, и родственники покойных не скупились на богатые надгробья. В советское время всю эту погребальную роскошь вывезли отсюда и поставили в Александро-Невской Лавре, на обозрение туристам, а разоренные могилы залили асфальтом, чтобы воспитанникам милицейской школы было где отрабатывать строевой шаг. Сейчас кладбище потихоньку восстанавливается. (Поставлено новое, очень красивое надгробье над могилой князя Горчакова, одноклассника Пушкина, замечательного русского дипломата: постарались потомки князя, живущие за границей.)

Надпись на мраморной плите свидетельствует, что в сем месте погребены Генерал-губернатор, Князь Италийский, Граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский и супруга его Любовь Васильевна.

Места, где когда-то находились святыни и прекрасные постройки монастыря, теперь отмечены памятными крестами и камнями.