Розетки и выключатели

Резервный фонд рф. Резервный фонд и фнб россии Откуда поступают деньги в Резервный Фонд

Свое существование Резервный фонд РФ. Последние средства из него были потрачены на покрытие бюджетного дефицита в декабре 2017 года.

С этого момента его роль будет выполнять Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории Резервного фонда РФ.

История, предпосылки создания Стабфонда

Во второй половине 1999 года цены на нефть в мире впервые за несколько лет поднялись выше отметки $20 за баррель. Благодаря этому начала расти выручка нефтяных компаний, налоговые отчисления и объем уплаченных вывозных таможенных пошлин. По данным Минфина, в 2000 году дополнительные доходы от роста цен на нефть составили 300 млрд, а в 2001 году - 397 млрд руб. Эти доходы сразу отправлялись на погашение внешнего долга и в бюджет. По мере выплаты долгов это приводило к появлению излишней денежной ликвидности и, соответственно, высокой инфляции при чрезмерном укреплении курса рубля. Это, в свою очередь, мешало развиваться промышленности, не связанной с экспортом ресурсов.

3 апреля 2001 года в Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин предложил в рамках бюджетной реформы создать резерв, формируемый из "связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой" доходов. По замыслу президента, резерв должен был обеспечивать "стабильное развитие в менее благоприятные годы", а также использоваться "для решения масштабных стратегических задач". После этого Минфин начал разработку концепции такого бюджетного резерва. За образец был взят фонд для накопления доходов от продажи нефти, работающий в Норвегии.

24 июля 2003 года министр финансов Алексей Кудрин сообщил Путину, что его ведомство готово внести в Госдуму законопроект о Стабилизационном фонде. Как тогда отметил министр, фонд должен был позволить "лучше прогнозировать макроэкономическую ситуацию в стране, ликвидировать риски на среднесрочную и долгосрочную перспективы, повысить доверие к российской экономике".

Стабфонд

23 декабря 2003 года Путин подписал закон "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ". Закон предусматривал создание выделенной части федерального бюджета, куда должны были поступать дополнительные доходы, образующиеся, если цена на нефть становится выше базовой (на тот момент - $20 за баррель, в 2018 году - $40). Использовать средства из фонда планировалось, когда нефтяные котировки становились ниже этого уровня. Управлять Стабфондом и определять, во что вкладывать его накопления, было поручено Минфину. Деньги инвестировались в иностранную валюту и долговые обязательства.

Первые средства в Стабфонд были перечислены 29 января 2004 года. За время существования Стабфонд несколько раз использовался на покрытия дефицита Пенсионного фонда и выплаты долгов Парижскому клубу и Международному валютному фонду. В частности, на выплату внешнего долга из Стабфонда в 2005-2007 годах было выделено 1 трлн 281 млрд руб. В 2007 году из Стабфонда 300 млрд руб. было потрачено на финансирование Внешэкономбанка, госкорпорацию "Роснанотех" и на увеличение объема Инвестиционного фонда РФ (создан в 2006 году для вложения средств в проекты частно-государственных партнерств).

Своей максимальный величины Стабфонд достиг к 1 января 2008 года: 3 трлн 849 млрд руб., или $156,8 млрд.

Разделение Стабфонда на Резервный фонд и ФНБ

24 мая 2006 года в Бюджетном послании Путин предложил принимать бюджет не на один год, а на три, а также разделить Стабфонд на две части.

Резервный фонд должен был использоваться для стабилизации экономики в случае кризиса. Предусматривалось, что он не должен превышать 10% от ВВП (впоследствии - 7%). При этом поступающие в него средства должны были вкладываться только в консервативные финансовые инструменты (иностранную валюту и долговые обязательства).

Фонд национального благосостояния (ФНБ, первоначально - "Фонд будущих поколений") должен был аккумулировать все остальные сверхдоходы от нефти. Его разрешалось тратить на инфраструктурные проекты внутри страны в виде кредитов банкам, которые должны были потом возвращать в ФНБ полученную от инвестиций прибыль.

Поправки в Бюджетный кодекс о разделении Стабфонда были подписаны Путиным 26 апреля 2007 года.

Стабфонд был разделен 1 февраля 2008 года. В Резервный фонд из него поступило 3 трлн 57,9 млрд руб. ($125,2 млрд, 7% ВВП), в ФНБ - 782,8 млрд руб. ($32 млрд).

Резервный фонд

К концу 2008 года объем Резервного фонда достиг 4,9 трлн руб. ($121 млрд, 12% ВВП). Использовать его пришлось уже в 2009-2010 годах для устранения последствий мирового финансового кризиса, сопровождавшегося падением цен на нефть до $35 за баррель. Тогда из него было потрачено более 4,6 трлн руб. ($110 млрд). В конце 2011 - начале 2012 года на счетах фонда оставалось не более 800 млрд руб. Активное пополнение фонда возобновилось в 2012 году.

К 1 февраля 2015 года Резервный фонд достиг максимального объема в рублевом эквиваленте - 5 трлн 865 млрд руб. ($85,1 млрд, 8% ВВП), однако затем, из-за падения нефтяных доходов и трат на покрытие дефицита бюджета, начал постепенно сокращаться. К 1 января 2017 года его объем упал ниже отметки в 1 трлн руб. (1,1% ВВП) и на протяжении 2017 года колебался на этом уровне. В декабре 2017 года Минфин направил на покрытие дефицита бюджета последние 1 трлн 420 млн руб. из Резервного фонда. При этом 652 млн руб., полученных от размещения средств этого фонда в иностранной валюте, были перечислены в ФНБ.

ФНБ

В отличие от Резервного фонда, который был практически потрачен в 2009-2010 годах, ФНБ продолжал наполняться, достигнув к лету 2,8 трлн руб. ($90 млрд).

Наибольший объем ФНБ в рублевом эквиваленте был зафиксирован 1 марта 2016 года - 5 трлн 357 млрд руб. ($71,3 млрд).

Среди проектов, профинансированных за истекший период из средств ФНБ, - Крымский мост, Центральная кольцевая автодорога в Москве и Московской области, реконструкция Байкало-Амурской магистрали и Транссиба, платная автодорога Москва - Санкт-Петербург. Тратились средства и на другие нужды: в 2017 году 164,2 млрд руб. ($2,8 млрд) были перечислены на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.

19 июня 2017 года министр финансов Антон Силуанов сообщил о планах объединения Резервного фонда и ФНБ. Поправки в Бюджетный кодекс, объединяющие два фонда, Путин подписал 29 июля 2017 года.

Резервный фонд Российской Федерации – это совокупность денежных средств, предназначенных для обеспечения нефтегазового трансферта в том случае, если средств, получаемых государством от реализации топлива, окажется недостаточно.

Резервный фонд является составной частью федерального бюджета, и после его наполнения до установленного законом уровня, избыточные средства переходят на счета Фонда национального благосостояния России. Каков размер Резервного фонда страны по состоянию на сентябрь 2017 года, и каковы перспективы его развития в ближайшем будущем?

Размеры фонда по данным Минфина

Согласно официальным данным, представленным Министерством финансов РФ (на странице www.minfin.ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume), размер Резервного фонда составляет 1 001, 73 млрд. рублей. При этом по состоянию на начало 2016 года, в резерве хранилось 3 640,57 млрд. рублей. В долларовом эквиваленте падение оказалось более существенным – 17,06 млрд. USD в сентябре 2017 года против 49,95 млрд. долларов в начале 2016 года.

В 2017 году денежные средства фонда были потрачены на покрытие дефицита бюджета, что привело к стремительному сокращению запасов – так, за апрель текущего года размер фонда сократился на 15%. При этом в бюджет было направлено около 390 млрд. рублей, а дальнейшее уменьшение произошло за счет , оказывающих непосредственное влияние на размер резервных запасов.

Дальнейшее использование средств может привести к тому, что запасы будут исчерпаны.

Большинство аналитиков предполагает, что сокращение размера накоплений, хранящихся на счетах Резервного фонда, в 2017 году является неминуемым. Аналогичная тенденция будет характерна и для 2018 года.

В 2017 году средства фонда были потрачены не только на те цели, для которых он создавался, но и на . Плачевная ситуация, сложившаяся в российской экономике, привела к тому, что денежных средств, поступающих из привычных источников, стало недостаточно для обеспечения дефицита бюджета – именно поэтому на правительственном уровне было принято решение о необходимости использования запасов не по целевому назначению. В том случае, если расходование средств фонда продолжится прежними темпами, вероятность того, что он будет полностью опустошен к концу 2018 года, становится весьма высокой.

Резервный фонд в прошлом году сократился почти в четыре раза - в нем осталось меньше триллиона рублей. На покрытие дефицита бюджета, который, по подсчетам , в 2017-м составит 2,7 триллиона рублей, денег фонда уже не хватит. обратилась к экспертам, чтобы выяснить, как Россия будет жить без резервов.

Вижу дно!

В декабре минувшего года часть средств Резервного фонда в иностранной валюте - 6,87 миллиарда долларов, 6,44 миллиарда евро и 1,21 миллиарда фунтов стерлингов - были реализованы за 966,9 миллиарда рублей. Вырученные средства зачислили на единый счет федерального бюджета.

О том, что Резервный фонд в 2017 году иссякнет, было известно давно. Собственно, он для того и создавался, чтобы распечатать его, когда закончатся тучные годы и начнутся тощие.

В 2004-м всероссийская копилка была создана как единый Стабилизационный фонд. Собственно, сама идея его создания встретила массу возражений и критики в адрес ее автора - тогдашнего министра финансов . Многие возмущались: «Как это можно - доходы от народной нефти вкладывать в ценные бумаги и валюту главного геополитического противника?!»

В 2008 году, как раз когда гром грянул, фонд был разделен на две части. Так и возникли нынешние Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ), объем которых составлял 2,56 и 4,84 триллиона рублей соответственно.

Теперь, когда страна переживает уже третий кризис (или вторую серию второго кризиса), в одной из кубышек явно просматривается дно. При этом надо сказать, что ФНБ создавался для балансирования пенсионной системы. При опустошении Резервного фонда правительству придется запустить руку в копилку, предназначенную для пенсионеров.

Завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга , бывший зампред не видит здесь особых проблем: «Назначение федеральных фондов столько раз менялось, что сейчас уже трудно говорить об окончательной цели. Да, формально должен направляться на финансирование пенсионной системы. Но и значительная часть дефицита бюджета связана с трансфертами в Пенсионный фонд».

Поэтому, считает эксперт, можно сказать, что средства, направленные в бюджет из ФНБ, предназначены для компенсации дефицита Пенсионного фонда. «С экономической точки зрения никакого противоречия здесь нет», - добавил Корищенко.

При этом он не считает, что ФНБ непременно будет потрачен. «Этот фонд будут использовать только в случае необходимости. Есть и другие источники финансирования дефицита бюджета», - объяснил он и напомнил, что цена на нефть, доходы от продажи которой являются важнейшим источником наполнения бюджета, сейчас достаточно высока: около 55 долларов.

Три года протянем

Что же нас ждет в худшем случае, если придется залезть даже в ФНБ? Председатель наблюдательного совета , занимавший должность главы ЦБ в кризис 1998 года, полагает, что по крайней мере на три года средств ФНБ должно хватить, однако видит проблему в использовании этих денег.

По закону средства фонда изымаются на возвратной основе. Правительство должно расходовать деньги на некие частно-государственные инфраструктурные проекты, которые теоретически принесут доход в будущем. Вроде бы расходы становятся возвратными. Государство получит свою прибыль и сбалансирует пенсионную систему. Такова задумка.

Фактически, говорит Дубинин, рассчитывать на то, что деньги вернутся в фонд, не стоит. «Возвратность средств весьма условна. Ведь бюджет представляет собой некий общий котел: доходная часть формируется целиком, и расходы распределяются без привязки к источникам доходов. Так работают современные государственные финансы. Это только раньше, до XVIII века, государство собирало на определенные цели: на постройку дороги, на ратников, на Кремль. Теперь так финансовая система не работает», - рассуждает экс-глава Банка России.

В современных условиях тоже существует финансирование отдельных проектов из бюджета. Например, строительство платного шоссе, которое потом будет приносить доход. Но окупаемых проектов среди них крайне мало, отмечает Дубинин: «У нас в стране история не знает эффективных государственных проектов. Больше тех, которые, напротив, требуют дотаций».

По мнению председателя наблюдательного совета ВТБ, самой важной задачей в нынешних условиях является борьба с инфляцией - чтобы не обесценивались деньги, которые собираются в бюджет. Но разумеется, следует помнить и о росте экономики. «Если не начнется экономический рост, будет стагнировать бюджет и расходная его часть», - подчеркнул он.

Жизнь в долг

Важно помнить, что, помимо постепенного проедания резервных средств, у правительства есть еще инструменты для латания бюджетных дыр. Один из них - наращивание государственного долга.

Главный аналитик считает, что искать источники финансирования бюджетного дефицита следует именно в заимствованиях. Более того, это гораздо лучше для финансовой системы, нежели расходование фондов.

Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

«Расходование Резервного фонда - это вариант недолгового финансирования бюджетного дефицита за счет продажи накопленных активов. При этом золотовалютные резервы ЦБ не уменьшаются, - пояснил эксперт, - Сначала накопили, потом тратим. Создание Резервного фонда представляло собой стерилизацию - то есть изъятие денег из экономики. Теперь те же деньги возвращаются в экономику, но по сути это эквивалентно эмиссионному финансированию».

Теперь, считает он, назрела необходимость перехода к долговому финансированию дефицита. Однако есть парадокс. В нынешней ситуации сложился порочный круг: Минфин не занимает на долговом рынке, потому что займы дороги из-за высокой ключевой ставки, а Центробанк для борьбы с инфляцией вынужден поддерживать высокую ключевую ставку, потому что Минфин предпочитает тратить Резервный фонд, а не увеличивать госдолг.

Эксперт убежден, что пора разработать оптимальную траекторию перехода к долговому финансированию дефицита. Для удачного «долгового маневра», по мнению Матовникова, есть все предпосылки: «Россия сейчас находится в достаточно комфортной ситуации, когда она может выбрать источник ресурсов. Собственно, и Резервный фонд еще не окончательно потрачен, и другие источники финансирования есть. Инвесторы понимают, что у Минфина есть выбор, это позволит заимствовать на хороших условиях».

Более того, России совершенно необходим переход к увеличению Резервного фонда, уверен аналитик, чтобы иметь возможность поддерживать достаточно низкий курс рубля. Укрепление национальной валюты, наблюдаемое в последнее время, негативно влияет на экономику и особенно неудобно экспортерам.

Но курс рубля зависит от уровня цен на нефть, поэтому надо выработать новое бюджетное правило и направлять дополнительные сырьевые доходы сверх определенной правилом цены в Резервный фонд. ЦБ в такой ситуации сможет наращивать валютные резервы (а их сейчас почти 380 миллиардов долларов, или 23 триллиона рублей). «Вполне возможно, что Фонд национального благосостояния и не придется тратить», - надеется Михаил Матовников.

Все нормально, деньги есть!

«Ленинград». «В Питере — пить»

«ОБЕЩАНО, ЧТО ОБЩАЯ РЕАКЦИЯ ВАЛЮТНОГО РЫНКА НА ЭТО БУДЕТ НЕЙТРАЛЬНОЙ»

Все мы помним прошлогоднюю реплику Дмитрия Медведева про деньги, которых нет, и последовавшее после этого предложение держаться, к которому были присовокуплены пожелания держаться, всего доброго, хорошего настроения и здоровья. Минувшая неделя принесла, однако, любопытную новость: деньги в стране, внезапно, есть — судя по тому, что минфин объявил о запуске чего-то подобного «бюджетному правилу», а именно — о том, что с февраля этого года в действие входит программа скупки валюты в некий «Стабфонд 3.0». Так есть деньги или нет и что это вообще за история такая?

Вообще говоря, сама скупка валюты как таковая восстанавливает в памяти времена золотого века начала-середины второго срока Владимира Путина , когда нефть стоила примерно как сейчас, но расходы бюджета были куда ниже и, наоборот, росли, и соответствующим образом росли доходы населения. Я напомню, что стабфонд (позже разделенный на резервный фонд и фонд национального благосостояния) был создан в начале 2004 года по предложению тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина ; умственные пассионарии плевались, потому как деньги накапливались в кубышке, вместо того чтобы быть вложенными в «новые производства». Голоса эти приумолкли сейчас, когда оказалось, что бюджет страны только разделенным стабфондом (и заодно реквизированными пенсионными накоплениями граждан) и спасается. Кроме того, с сугубо управленческой точки зрения, вопрос этих самых «новых производств» находится вне компетенции министра финансов, но в компетенции профильных министерств. Они же, в свою очередь, должны прописывать выделения средств на них в очередной бюджет, проводить его через парламент, после чего исполнять, желательно при этом не воруя, что опять же затруднительно, и совершенно умилительная информация о пропаже драгметаллов при производстве космических ракет (sic!) тому пример. Это, впрочем, частности и в целом дело прошлое, но понимание процесса работы с бюджетом и распределения дополнительных доходов необходимо для того, чтобы как минимум не делать скоропалительных выводов.

Это на самом деле тонкий и важный момент. Если обычный человек внезапно обретет (скажем, выиграет в лотерею) сотню-другую тысяч рублей, то он достаточно оперативно распределит эти деньги по своим статьям расходов, разве что с семейством посоветуется (да и то не факт). С дополнительными деньгами, приходящими в госбюджет, дело совершенно не так. Это, по сути, деньги совершенно не нужные — в рамках исполнения бюджета, принятого на текущий год. Но они приходят, и для их оприходования надо либо создавать некий фонд (с какими-то декларированными целями, механизмами пополнения и протоколами трат), либо переделывать бюджет. Второй путь, очевидно, куда сложнее — и понятно, почему правительство выбирает первый.

Вернемся к новому правилу. Согласно ему, с февраля 2017 года минфин посредством ЦБ начнет покупать на локальном валютном рынке сумму в валюте, равную (в рублях) разнице между теми нефтегазовыми доходами, которые бюджет получил бы при цене нефти в $40 за баррель, и суммой, которую бюджет предположительно получит в будущем месяце, если цена на нефть сохранится на уровне предыдущего месяца при среднем курсе рубля предыдущего месяца. При этом механизм покупки будет, очевидно, иметь эмиссионный характер. Предусмотрен и обратный процесс: если нефть уйдет ниже $40 за баррель, то валюта из этих закромов будет, наоборот, продаваться, но в объемах не больше, чем закупленные. Соответственно, было обещано, что общая реакция валютного рынка на это будет нейтральной.

Нейтральности, однако, не получилось. Рубль немедленно просел, несмотря на то, что в четверг, 26 января, стоимость барреля ходила выше $56, выскользнув за границу в 60 рублей за доллар, затем вернулся обратно, но тренд ближайшего времени, на мой взгляд, остается неопределенным. Важно другое — здесь стоит вспомнить произнесенное неделей ранее заявление первого вице-премьера Игоря Шувалова : «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке». Иными словами, оно предваряло меру, объявленную минфином и ЦБ, и, по всей вероятности, являет собой консолидированное мнение правительства в целом.

Игорь Шувалов: «Очевидно, что при сегодняшних ценах на нефть и принятом решении нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке»

«НЕ СТОИТ ЗАБЫВАТЬ ТОГО, ЧТО СЕЙЧАС ПРЕДВЫБОРНЫЙ ГОД»

Соответственно, возникает вопрос: с чем именно это может быть связано? И, на мой взгляд, у этой ситуации возникает сразу несколько измерений, относительно которых можно делать выводы.

Во-первых, это сама ситуация с бюджетом. Это, конечно, замечательно, что нефть сейчас стоит существенно больше той цены, что была заложена в бюджет, но дело еще и в том, что бюджет определялся из расчета курса рубля в 67,5 рублей за доллар США. Иначе говоря, в долларовом выражении все хорошо, но в рублевом ситуация не столь радостна. Рублей — для пополнения доходов бюджета и исполнения его — нужно больше, и слегка подвинуть курс вверх, чуть уронив рубль, для бюджета (я напомню, что бюджет имеет статус закона!) весьма и весьма неплохо.

Во-вторых, играет роль само состояние экономики. Увы и ах, мифологема импортозамещения накрылась медным тазом, рынок (т. е. покупательские предпочтения — и да, покупатель вполне разборчив) сделал свой выбор — и на нем сейчас себя куда лучше чувствуют предприятия, использующие импорт, инвестиционный и промежуточный, т. е. оборудование и сырье. При этом рынок сейчас относительно узкий, длящееся не один год падение доходов населения дает о себе знать, и это в целом рынок покупателя, а не продавца. Соответственно, укрепление рубля идет на пользу именно этому спектру фирм, некоторое ослабление рубля, чаемое правительством, немедленно ударит по вроде бы задышавшей экономике страны.

В-третьих, под руку с предыдущим пунктом идет инфляция. Если рубль уронить, то закономерно подорожает импорт, и эта волна роста цен распространится по всей экономике, что явно поставит под угрозу декларированную цель довести инфляцию до невиданных за весь постсоветский период 4% годовых. Кроме того, удешевление рубля может стать на некоторое время самоподдерживающимся, если ослабление спровоцирует отток капитала, пришедшего на укрепляющийся рубль в рамках керри-трейда.

В-четвертых, минфин и ЦБ, судя по всему, сами себе несколько навредили. Механизм, предложенный этими структурами, таков, что если нефть будет расти далее (хотя с чего бы), а рубль — укрепляться, то все будет хорошо, будет иметь место торможение этого укрепления. Но если нефть будет стабильна (что, на мой взгляд, наиболее вероятно на горизонте двух-трех месяцев), а рубль ослабнет по каким-либо другим причинам, то, получается, объем покупок будет только расти и давление на рубль нарастать, т. е. процесс станет самоподдерживающимся. При этом я уже неоднократно писал о том, что регулятор не имеет права менять политику на лету, поскольку это будет означать потерю доверия к нему, ведь это, по сути, означает, что политики никакой не ведется вообще.

В-пятых, никогда не стоит забывать того, что сейчас предвыборный год. Неделю назад я уже писал о политических аспектах этой ситуации, но здесь есть, разумеется, и экономические. В данном случае, впрочем, важен лишь один: накопление денег в некоем фонде вполне может преследовать целью создать буфер, из которого будет финансироваться подмазывание податного электората на пике избирательной кампании, примерно через год, следующей зимой. На фоне сохранения низкой инфляции (если удастся это сделать), более-менее терпимого состояния экономики и наличия программы построения светлого будущего (которые готовят Кудрин и «столыпинцы») этого, вероятно, могло бы хватить для успешного прохождения выборного кризиса. Но...

Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерстваФото: скриншот

НАГРЕСТИ ВАЛЮТЫ В ЗАКРОМА

Но вот здесь мы прямо упираемся в ключевой российский вопрос — вопрос цены на нефть. Да, пока ОПЕК вроде бы выполняет свое соглашение. Да, пока американская нефтедобыча не вернулась на уровни выше 9 млн. баррелей в день. Но, увы и ах, вся эта картинка может оперативно измениться. Дональд Трамп действительно стал президентом США, прочитал зажигательную речь, и одним из первых своих шагов он взял и обнулил все усилия по договору Тихоокеанского партнерства, который до этого находился в стадии ратификации парламентами стран-подписантов. Иначе говоря, вполне вероятно, что Трамп в рамках своего подхода Make America great again схожим кавалерийским наскоком упростит условия работы американскому нефтяному сектору, на что он оперативно отреагирует ростом добычи и, с некоторым лагом, снижением цены. Рубль в этом случае ослабнет, а новое условное «бюджетное правило» поедет, и его придется либо спешно дорабатывать, либо отменять совсем, и, соответственно, может поехать весь хитрый политический план.

Впрочем, пока все тихо. И пока те или иные риски не реализовались, немножко нагрести валюты в закрома — весьма и весьма неплохо.

Резервный фонд Российской Федерации создан 1 февраля 2008 года по инициативе Министерства финансов. До этого момента существовал Стабилизационный фонд России. Однако постановлением Минфина он разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.

У резервных ресурсов есть максимально допустимый предел накопления средств. Он рассчитывается ежегодно, исходя из того, сколько по прогнозам составит значение валового внутреннего продукта страны. После превышения этого значения, равного 10% от предсказываемого ВВП, капитал начинает поступать в ФНБ.

Формирование и пополнение этих ресурсов происходит за счет средств, получаемых от сырьевых доходов государства (продажи нефти и газа).

В течение своего существования динамика изменения размера резервных средств была весьма цикличной – год увеличения сменялся годом уменьшения суммы. Ниже приведена официальная информация о динамике изменения объема средств Резервного фонда:

  • 02.2008 – 3,057 триллиона руб.
  • 02.2009 – 4,863 триллиона руб.
  • 02.2010 – 1,823 триллиона руб.

В предыдущем 2017 году имел место рост объемов запасного капитала.

Начало года

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации была размещена информация об увеличении Резервного фонда России на январь 2017 года. Согласно этим данным, совокупная сумма составила 1 677 000 000 руб. По сравнению с началом прошлого года, эта цифра упала в 10 раз. Фонд национального благосостояния, к тому же, также уменьшился, и в данный момент составляет 1,677 триллиона рублей. Это примерно в раз меньше, чем на начало 2017 года. Эксперты утверждают, что такой скачок в объемах резервных средств России вызван ослаблением национальной валюты.

Резервные средства обеих структур размещены на счетах в Центральном Банке России. ФНБ частично располагается на депозитных счетах Внешнеэкономического банка, в ценных и долговых бумагах иностранных государств, в российских акциях частных компаний, а также на депозитном счете в банке ВТБ.

Состояние на февраль-март 2018

К сожалению, за таким резким увеличением количества средств в 2017 году, последовал не менее резкий их спад. Состояние совокупного объема капитала в резервах на 1 февраля 2018 года составляло почти 1,677 триллионов в российской валюте, в ФНБ – 5 триллионов рублей.

Однако за один месяц резервы государства сократились почти на 20%, а ФНБ – на 10%. За две недели в феврале резервные ресурсы утратили 4,13 миллиарда рублей только из-за валютных изменений – средства были размещены на счетах в Центральном банке в иностранной валюте. ФНБ также пострадал от курсовых переоценок – его объем упал на 200 миллиардов рублей только из-за изменения курса российской валюты.

Резервный фонд также претерпел крупные потери из-за покрытия дефицита государственного бюджета. На эти цели государством было изъято около 500 миллиардов руб.

Прогнозы на 2018 год

Из-за ожидаемого сокращения доходов государственного бюджета объем Резервного фонда обязательно уменьшится. Министерство финансов рассчитывает на уменьшение объема резервов в десять раз к концу 2018 года. Более того, сокращение совокупной суммы капитала запаса продолжится и в 2018 году. Однако далее фонд будет снова пополняться.

Министерство финансов планирует потратить в течение 2017 года около 3,5 триллиона рублей. Средства пойдут на покрытие дефицита в государственном бюджете. В этом году, по оценкам экспертов, он составит около 3,8% от валового внутреннего продукта, что будет приблизительно равняться 2,76 триллиона рублей. Для сравнения, в 2017 году бюджет закрыт с дефицитом в 0,5% ВВП.

В 2018 году сумма, потраченная из резервных средств, должна уменьшиться – Минфин рассчитывает изъять около 1,16 триллиона рублей на государственные нужды.

Подобные планы Министерства финансов связаны с ожидаемым уменьшением объемов дохода федерального бюджета государства. В связи с этим министр финансов Антон Силуанов заявляет о просьбе Минфина использовать 3 триллиона рублей из средств запаса.

Министерство финансов планирует также сокращать дефицит бюджета за счет уменьшения расходов государства. Заместитель главы Министерства финансов Татьяна Нестеренко заявила об этом намерении Минфина на коллегии Федерального казначейства. Так, за счет неиндексации заработных плат и сокращения инвестиций Минфин уменьшит годовые расходы на 1,07 триллиона рублей. Замглавы Министерства финансов сообщает, что в данный момент найдены готовые для использования ресурсы и пути сокращения расходов. Сообщается, что все возможные способы сокращения расходов государственного бюджета можно условно разделить на следующие направления:

  • неиндексация заработных плат;
  • строительство новых объектов;
  • пересмотр инвестиционных расходов.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Заместитель министра утверждает, что без данных мер дефицит бюджета к концу 2018 года может составить 4,7% от валового внутреннего продукта страны, что привело бы к разорению резервных средств.