Защита от перенапряжения

Правописание приставок перед и ы. Правописание приставок. Буква «и» после приставок меж- и сверх

Правописание приставок - один из самых сложных разделов орфографии современного русского языка.

В нем огромное количество префиксов, имеющих самые разные значения. Некоторые обозначают близость (например, «пришкольный»), некоторые - перемещение в пространстве (например, «подниматься»).

Также с помощью приставок можно превращать глагол несовершенного вида в глагол совершенного вида. Например, из глагола несовершенного вида «играть» можно сделать несколько глаголов, которые обозначают уже завершившееся действие: «сыграть», «разыграть», «выиграть».

Вконтакте

Одноклассники

Некоторые приставки могут заканчиваться как на глухой, так и на звонкий согласный (например, «развалить» и «рассказать»), а вот приставка «с» не имеет звонкого двойника «з». При выполнении упражнений на правописание ученики часто сталкиваются с проблемой выбора, не зная, какую букву писать после приставки: «ы» или «и». Например, есть глагол «играть». Но почему же в слове «разыграть» в корне появляется буква «ы»? Откуда она взялась?

Буква «и» после приставок на согласную

Гласные «ы» и «и» после приставок - один из наиболее распространенных «камней преткновения» для младших и порой даже для старших школьников. Буква «и» всегда ставится после тех префиксов, которые заканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот самые типичные примеры: «воистину», «заинтересоваться», «заиграть». Однако с буквой «и» после префиксов сложности у школьников возникают очень редко, потому что слова такие слова обычно произносятся так же, как и пишутся. Например, в слове «заинтересоваться» никак не слышен звук «ы», а четко слышится звук «и». Вот примеры предложений с такими словами:

  • «Девочка заиграла на скрипке, и все заплакали от умиления»;
  • «Мальчик зашел к другу и пригласил его вместе поиграть»;
  • «Бабушка решила поискать очки под диваном»;
  • «Учительница заинтересовалась рисунком Сережи».

Буква «ы» после приставок на гласную

Буква «ы» всегда пишется после тех префиксов , которые оканчиваются на букву, обозначающую согласный звук. Вот наиболее типичные примеры: «подыграть на пианино», «разыскать потерю». Однако имеется одно исключение - это старославянское слово «взимать», которое означает «брать». В современном русском языке префиксы «вз» нет, зато есть префикс «воз» (например, «возделывать») и «вос» (например, «восстать», «восстание», «восставать»).

Вот примеры предложений с такими словами:

  • «В лотерею разыгрывался автомобиль «Москвич»;
  • «Непогода сегодня разыгралась, снег так и валит с неба!»;
  • «Я хотел подыскать себе выгодное место работы в городе»;
  • «Монголо-татары взимали дань с русских князей».

Пользуясь этим правилом, следует помнить, что под него не подходят префиксы «меж» и «сверх», например: «межигровой перерыв», «межинститутские соревнования», «сверхинтересная книга». В случае со словом «межинститутский» не лишним будет вспомнить еще одно хрестоматийное правило, которое гласит: «Сочетания «жи» и «ши» пишутся только с буквой «и»!

Почему важно правильно писать приставки

Правилам правописания префиксов посвящен отдельный раздел в школьной программе дисциплин «Русский язык как родной» (в Российской Федерации) и «Русский язык как иностранный» (в странах Содружества Независимых Государств). Упражнения на буквы «ы» и «и» после префиксов обогащают словарный запас младших школьников, помогают детям освоить основные принципы словообразования с помощью префиксов, а также развивают память и способствуют быстрому усвоению теоретических правил на практике.

Человек, хорошо владеющий русским языком, должен обращать внимание на грамотное написание приставок. Правильное употребление и написание в соответствии с установленными нормами и стандартами русского языка свидетельствует о хорошем уровне образования. Грамотная письменная речь часто имеет решающее значение при поступлении в институт и на работу. Человек, который пишет с ошибками, вряд ли будет принят или избран на руководящую должность.

Для того чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужна практика. Наиболее эффективными представляются следующие виды практических упражнений:

  • Вставить пропущенные буквы в словах, руководствуясь изученным правилом;
  • Привести собственные примеры на конкретное правило;
  • Вставить пропущенные приставки или выбрать одну приставку из нескольких вариантов для каждого слова;
  • Проследить, как меняется значение одного и того же слова в зависимости от разных префиксов.

Правописание приставок изучается в курсе средней школы: с начальных (второй-четвертый) до старших классов (десятый-одиннадцатый). Естественно, уровень сложности упражнений постепенно возрастает с ростом учеников. Правописание букв «ы» и «и» после префикса впервые вводится в учебную программу в 3−4 классе. Затем эти правила повторяются ежегодно, но количество слов, встречающихся в практических упражнениях, увеличивается.

Для того чтобы грамотно писать приставки , нужно не только знать правила, но и уметь применять их на практике. Постоянное выполнение практических упражнений на закрепление изученных правил способствует выработке навыков правописания префиксов и доведению их до автоматизма. Также дети и взрослые учатся грамотно писать приставки во время чтения русской классической литературы: как поэзии, так и прозы.

Для того чтобы безошибочно писать гласные Ы и И после приставок, необходимо запомнить, что после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корнях пишется не И, а Ы в соответствии с произношением. Например: ПОДЫТОЖИТЬ, ПРЕДЫДУЩИЙ.

Это правило не распространяется:

    на слова с иностранными приставками ДЕЗ-, СУБ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПОСТ-, ПАН-, СУПЕР- и др.(СУПЕРИГРА, ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ);

    на слова с русскими приставками МЕЖ- и СВЕРХ- (МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ);

    на сложносокращенные слова (СПОРТИНВЕНТАРЬ);

    а также на слово-исключение ВЗИМАТЬ, в котором после приставки ВЗ- произносится звук [и].

Упражнение

1. Два месяца он отлично раз_ грывал роль бешеного. (Н. В. Гоголь)

2. Ну что, до_ грался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь)

3. У черных есть определенная контр_ гра на ферзевом фланге.

4. Раздражали меня пуще всего эти без_ мянные письма. (Ф. М. Достоевский)

5. Но стоит мне на пару дней отлучиться, как тут происходит что-то сверх_ нтересное.

6. Ему, впрочем, небез_ звестно было, что я кое-что имел… (Ф. М. Достоевский)

7. Вот тот пиджак, что вы раз_ скиваете, посмотрите, он даже не помялся. (Н. В. Гоголь)

8. Посему письма сии показались мне не совсем без_ нтересными. (Ф. М. Достоевский)

9. Они как-то очень странно видо_ зменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой)

10. А сейчас эта надежда, уже не надежда, а уверенность в чуде заполнила его до самой макушки, и он уже удивлялся, как мог раньше жить в таком беспросветном, без_ сходном мраке... (А. и Б. Стругацкие)

11. Все беды и напасти изменили природу человека, сделали его без_ нициативным. (Л. Н. Толстой)

12. Нужно хоть раз испытать жизнь в ее небез_ скусственной красоте. (Л. Н. Толстой)

13. Энергетикам запрещено вз_ мать штрафы за перерасход электроэнергии.

14. Однако же во что бы то ни стало он решился до_ скаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну... (Н. В. Гоголь)

15. Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются... извольте сами нарочно раз_ скать. (Н. В. Гоголь)

16. Из этого коллежский асессор мог видеть, что частному приставу были небез_ звестны изречения древних мудрецов… (Н. В. Гоголь)

17. Необходимо наладить выпуск меж_ нтернатской электронной газеты.

18. Если уж вам пришло этакое, так сказать, фантастическое желание, то с своей стороны я передаю их вам без_ нтересно и купчую беру на себя. (Н. В. Гоголь)

19. На самом деле ничего супер_ нтересного внутри не обнаружилось.

20. До_ скались, что он живет в какой-то странной компании, связался с каким-то отребьем петербургского населения… (Н. В. Гоголь)

21. Харьковский завод "Спорт_ нвентарь" был основан в 1948 году.

22. Арагва, обнявшись с другой без_ менной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею. (М. Ю. Лермонтов)

23. Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я раз_ грывал жалкую роль палача или предателя… (М. Ю. Лермонтов)

24. Сборник материалов Четвертой меж_ нститутской научно-практической конференции молодых ученых.

25. Пора уж под_ тожить, Как я живу и как вооружен. (М. Светлов)

26. Транс_ орданский эмират был создан Англией весной 1921 г.

27. Он зашел в «Серую Радость», выпил стакан арканарской кислятины, потрепал хозяйку по щеке, перевернул, ловко двинув мечом, столик штатного осведомителя, пялившего на него пустые глаза, затем прошел в дальний угол и от_ скал там обтрепанного бородатого человечка с чернильницей на шее. (А. и Б. Стругацкие)

28. За годы войны пед_ нститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место.

Упражнение подготовили А. Копеина и Б. А. Панов (школа № 1199 г. Москвы «Лига Школ»).

Разделительный ъ перед буквами е (ё) , ю , я , и пишется:

  1. после приставок на согласную;
  2. в сложных словах после двух- , трех- , четырех- .

Например: разъ езд, съ емка, предъ юбилейный, объ явить, двухъ ярусный .

Разделительный ь пишется перед е (ё) , ю , я , и во всех остальных случаях. Например: в стать е, ружь ё, бь ют, друзь я, ручь и .

Примечания

  1. ъ не пишется перед а , о , у , э (сагитировать, подоконник, суметь, сэкономить ), а также в сложносокращенных словах (например: детясли ).
  2. ъ пишется в иноязычных словах после приставок ад- , ин- , кон- , об- , суб- , транс- и после первой части сложного слова (адъ ютант, инъ екция, конъ юнктура, объ ект, субъ ект, трансъ европейский, фельдъ егерь ).
  3. ь пишется в некоторых иноязычных словах после о (баталь он, почталь он, буль он, компань он и др.).

Буква ы после приставок

После приставок, оканчивающихся на согласный, вместо и пишется буква ы согласно произношению, например: играть - сы грать, искусный - безы скусный, безы дейный .

Буква и сохраняется:

  1. в словах с приставками сверх- и меж- , например: межи здательский , сверхи зысканный ;
  2. в словах с иноязычными приставками, например: дези нформация, контри гра, транси ранский .

Примечание

В сложносокращенных словах после предшествующей согласной буква и сохраняется, например: спорти нвентарь .

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

После всех русских приставок на согласную вместо И пишется Ы, согласно произношению. Например, играть - разыграть - розыгрыш. Итого - подытожить . Идти - предыдущий . При этом происхождение корня, русский он или иноязычный, не учитывается. Так реализуется фонетический принцип русской орфографии.

Обратите внимание, что в словах небезызвестный, безысходный, сызнова в приставке также пишется буква Ы, т. к. она стоит после приставки на согласную. В соответствии с этим же правилом пишутся слово сызмальства .

Особое внимание следует обратить на глагол взимать , в котором исконно русская приставка вз -, оканчивающаяся на твердый согласный, присоединяется к древнерусскому глаголу «имать», т. е. брать. В этом глаголе после приставки на согласную сохраняется буква И, в соответствии с произношением. Обратите внимание на то, что в других однокоренных словах, например изымать , в соответствии с произношением, мы будем писать вместо И - Ы.

После русских приставок МЕЖ- и СВЕРХ- пишется гласная И. Например, межинститутский, сверхизысканный . Объясняется это историческими причинами. Во-первых, написание гласной Ы после приставки МЕЖ- нарушило бы общеизвестное правило: «ЖИ - ШИ пиши с буквой И». Что касается приставки СВЕРХ-, дело в том, что на протяжении многих веков звук [х] мог быть только твердым, поэтому при сочетании приставки СВЕРХ- с начальной гласной корня И в произношении не происходило никаких изменений, которые следовало бы зафиксировать графически, на письме. Так и закрепилось. Сверхинтересный, сверхинициативный.

После иноязычных приставок на согласную ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- гласный И сохраняется для того, чтобы пишущий мог быстрее увидеть границу между частями слова и быстрее понять, что данное слово значит. Например, дезинформация, контригра, паниранский, постимпрессионизм, суперинтендант . Обратите внимание: в русском языке могут образовываться пары однокоренных слов, в которых начальная гласная корня будет выглядеть по-разному. Например, постинфарктный, но предынфарктный , контригра , но розыгрыш . Обусловлено это тем, что в первом случае использованы иноязычные приставки, и после них гласная И корня сохраняется. Во втором случае используются приставки русского происхождения, оканчивающиеся на согласную. Поэтому после них И превращается в Ы, согласно произношению.

Кроме того, следует помнить, что правило о переходе И в Ы после приставок на согласную не распространяется на сложносокращенные слова. Например, госинспекция, спортинвентарь .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Презентация ().
  2. Дополнительные задания ().

Домашнее задание

Задание №1

К глаголам в данных словосочетаниях добавьте приставку на согласную. Полученный результат запишите.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Задание №2

К данным ниже прилагательным добавьте приставку на согласную таким образом, чтобы она изменила значение слова на противоположное. Результат запишите.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция.

Задание №3

Вставьте пропущенные буквы.

1. Раз_скать мышей здесь оказалось не так просто.

2. Эта река принимает в себя без_мянный приток.

3. Пред_стория этого события была почти забыта.

4. «Меж_нститутские соревнования закончились поздно», - вздыхает Жорка.

5. Теперь понимаю, что этому с_змальства учиться надо.

6. Зимой в деревне скучно: давит без_сходная тоска, некуда податься.