Защита от перенапряжения

Психологическая структура деятельности кратко. Понятие деятельности в психологии. Операция, контроль, оценка: что это такое

Психологическая структура деятельности

Системность организации деятельности обусловливает существование двух основных планов ее психологического анализа – внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Каждая деятельность имеет следующую структуру:

§ Мотив деятельности – причина, побудившая человека к деятельности и придающая этой деятельности определенную направленность.

§ Цель деятельности – образ потребного будущего, предполагаемый результат деятельности. Цель формируется на основе мотива деятельности.

§ Предмет деятельности – тот объект внешней среды, на изменение которого направлена деятельность человека. Однако предмет деятельности может быть не только материальным, но и идеальным (мыслительная деятельность).

§ Средства и условия деятельности . К средствам относятся орудия труда, психофизиологические ресурсы организма. К условиям труда относятся не только физические характеристики среды, но и психологические состояния человека.

§ Продукт деятельности – результат деятельности. Продукт может быть прямым и побочным: прямой продукт – объективный результат деятельности, созданное в процессе деятельности изменение во внешней среде; побочный продукт – субъективный результат деятельности, изменение во внутреннем мире человека (удовлетворенность, приобретенные знания, умения, навыки и т.п.).

Иерархическая структура деятельности (Леонтьев): деятельность осуществляется при помощи действий, а действия, в свою очередь, при помощи операций (деятельность – цепочка действий, а действия – цепочки операций).

1. Деятельность .

2. Действие - это элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие – относительно самостоятельный и завершенный акт деятельности. Действия направлены на достижение целей деятельности и выступают единицей анализа деятельности. В процессе упражнений изменяется структура действий, они становятся «свернутыми», более экономными и быстрее выполнимыми, превращаясь в навыки.

3. Операции – способы осуществления действий в определенных условиях. Операции направлены на решение задач деятельности и определяются средствами и условиями деятельности. Как правило, операции носят автоматизированный и неосознаваемый характер.

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:


1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.

2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью .

20) Методологические основы изучения личности. Общая характеристика методов психологии.

Изучение личности - это не только служебная обязанность сотрудника педагогической, социальной, экономической и т.д. структуры, но и прикладное направление психологии и педагогики. Обе науки считают, что в этом случае руководитель имеет дело с постоянными (биологически обусловленными, врожденными) и переменными (социально зависимыми) величинами, характеризующими внутренний (психологический) мир человека. Для того чтобы они были выявлены и объективно интерпретированы, должна быть проведена достаточная теоретическая работа, опирающаяся на соответствующие принципы. К наиболее значимым из них в современной науке относят:

Принцип отражения, суть которого состоит в том, что адекватное восприятие (отражение) сознанием окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности;

Принцип развития ориентирует менеджера, специалиста на изучение условий появления тех или иных особенностей личности сотрудника (подчиненного), динамики их совершенствования, конкретных количественных, качественных и других показателей;

Принцип диалектической связи сущности и явления, предполагающий взаимноеобусловливание этих философских категорий в профессиональной деятельности специалиста сервисной, экономической, социальной и т.д. сферы при их нетождественности;

Принцип единства сознания и деятельности требует учитывать, что сознание человека формируется и развивается в его деятельности, которая, в свою очередь, управляется (регулируется) сознанием;

Личностный принцип требует от руководителя целостного восприятия индивидуальных особенностей сотрудника, учета конкретной жизненной ситуации, его онтогенеза.

Перечисленные принципы должны быть положены в основу работы по изучению личностных особенностей подчиненных сотрудников или сослуживцев. Вместе с тем эта работа предполагает направленность на решение ряда специфических задач личностной диагностики.

1. Выявление относительного уровня личностного развития человека за определенный промежуток времени. Решение этой задачи производится посредством проведения так называемых «исследовательских срезов» - диагностики особенностей личностной сферы в том или ином направлении. Например, для определения уровня умственного развития необходимо выделить его показатели и лишь после этого провести их конкретное изучение. Аналогичным образом определяется уровень развития других составляющих интеллектуального развития (например, памяти, воображения, мышления и т.д.). Далее такой же подход должен быть использован применительно и к другим психическим явлениям личности.

2. Анализ изменений уровня личностного развития человека под воздействием определенных факторов. Для анализа характера изменений уровня психического развития человека под влиянием определенных ситуаций или целенаправленных профессиональных, воспитательных и других видов взаимодействий необходимо знать как возможные пути такого изменения, так и методы его фиксации. Используя диагностические методики важно получить несколько срезов для выявления тенденции в личностном развитии и затем на основе полученных данных оценить практическую эффективность действующих внешних (воспитательных, профессиональной деятельности и др.) факторов.

3. Выявление потенциальных возможностей дальнейшего психического развития. Решение этой задачи представляет собой реализацию прогностической функции процесса изучения личностных особенностей человека. Она становится возможной потому, что результаты, уже достигнутые личностью в развитии, составляют базу для дальнейшего совершенствования («зону ближайшего развития»). Все это придает особую значимость поиску и применению методов установления не только существующего уровня психического развития, но и направлений его последующего изменения.

Наряду с представленными специфическими задачами диагностики целесообразно рассмотреть более частные требования к подбору и применению методов изучения личностных особенностей людей. Прежде всего, проводя психологическое изучение личностных особенностей, необходимо использовать не одну какую-то, пусть даже очень надежную, методику, а их систему, обслуживающую решение данной диагностической задачи. Составляющие ее методики по возможности должны иметь естественный характер (т.е. реализовываться в обычных условиях учебной, служебной или другой деятельности) и подбираться с учетом возрастных, профессиональных и других индивидуальных особенностей обследуемых.

Для получения наиболее достоверных результатов необходимо, чтобы методики и приемы не только охватывали все стороны исследуемого явления, но и взаимно перекрывались. При этом подбирать методики надо так, чтобы каждая из них допускала как качественный, так и количественный анализ получаемых данных и в то же время была бы достаточно простой, не требовала громоздких процедур обработки и интерпретации полученных результатов.

Выполнение изложенных принципов, специфических задач и частных требований к изучению особенностей личностной сферы человека имеют весьма большое значение. Его результаты в этом случае могут быть переданы для использования другим сотрудниками (менеджерам других направлений фирмы, организации), так как они будут базироваться на единой методологической основе.

Однако для точной и полной характеристики сотрудника недостаточно лишь опираться на единые методологические позиции. Также необходимо отразить качественные и количественные показатели всех профессионально важных психических явлений его личности. Это обусловило необходимость формирования единого подхода к структуре психологической характеристики подчиненного.

Методы и их характеристика:

Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Очень популярны анкеты, тесты и анализ творческой деятельности.

Самонаблюдение (интроспекция) – один из первых психологических методов. Это выбор метода для исследования душевных явлений, достоинством которого является способность непосредственного, прямого наблюдения за мыслями, переживаниями, стремлениями человека. Недостаток метода – его субъективность. Трудно проверить полученные данные и повторить результат.

Самый объективный метод – эксперимент. Существуют лабораторный и естественный виды эксперимента. Достоинство метода: высокая точность, возможность изучить факты, не доступные глазу наблюдателя, специальными приборами.

Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Они применяются тогда, когда изучается определенная группа людей в течение длительного периода времени.

В психологии существует и формирующий эксперимент при анализе. Испытуемых разделяют на контрольную и экспериментальную группы, а работа проводится только с экспериментальной группой. Уровень развития изучаемого параметра замеряется в обеих группах до начала и в конце эксперимента. Затем анализируется разница между показателями. На основании этого анализа и делается вывод об эффективности формирующего воздействия.

Анкеты используются в психологии для получения данных у большой группы испытуемых. Существуют открытые и закрытые типы анкет. В открытом типе ответ на вопрос формируется самим испытуемым, в закрытых анкетах испытуемым надо выбрать один из вариантов предложенных ответов.

Интервью (или беседа) проводится с каждым испытуемым отдельно, поэтому не дает возможности получить подробную информацию так же быстро, как при использовании анкет. Но данные беседы позволяют зафиксировать эмоциональное состояние человека, его отношение, мнение к некоторым вопросам.

На рубеже XIX–XX вв. появился новый метод – тест. Его автор – английский ученый Ф. Гальтон. Для диагностики поступающих в школу детей он разработал серию вопросов разной степени сложности и на основании ответов определял уровень интеллекта, отсеивая детей с отставанием или задержкой умственного развития. Для каждого возраста разработаны вопросы, соответствующие уровню.

Кроме тестов интеллектуального развития и творчества существуют и тесты, направленные на изучение индивидуальных особенностей человека, структуры его личности.

Разновидность анкет – опросники; испытуемый не должен представлять себе, какое качество анализирует тот или иной вопрос.

Кроме опросников к тестам относятся и проективные тесты. В их основе лежит один из механизмов психологическойзащиты – перенос своих переживаний и стремлений на других людей.

21) Проблема личности в психологии. Структура личности в трактовке различных психологических школ.

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности. Главная отличительная черта деятельности – цель - как регулятором активности. Поэтому надо различать цель как объективное (объективный результат) и как субъективное психическое (предполагаемое) явление. Цели, которые в своей деятельности ставит человек, могут быть отдаленными и близкими.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель - это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив - это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек).
Действие - это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель - мотив - способ - результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические
(т.е. действия памяти). Последние два объединяют термином «умственные действия».
Сенсорные действия - это действия по восприятию объекта, например, определение размера предмета, его расположения и перемещения в пространстве, его состояния. К числу сенсорных действий относится и оценка настроения человека по его мимике. Моторные действия - это действия, направленные на изменение положения объекта в пространстве путем его непосредственного перемещения (руками, ногами) или непосредственно с использованием орудий труда (переключение скорости при управлении автомобилем).
Важно отметить, что выполнение предметного действия заключается в осуществлении определенной системы движений, которая зависит от цели действия, свойств предмета, на который это действие направлено, и условий действия.
Цель действий, казалось бы, одинаковая в этих примерах, но объекты действий различны. Различие объектов обусловливает разную структуру и мышечной деятельности. В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны.
Важную роль выполняют два вида процессов: интериоризации и экстериоризации. Интериоризация - процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Благодаря интериоризации, психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Важным орудием этого перехода служит слово, а средством перехода - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.
Экстериоризация - процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Процессы интериоризации и экстериоризации неразрывно связаны в деятельности, поскольку взаимосвязаны внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ этих процессов имеет исключительное значение в ходе профессионального обучения, а также, при развитии конструктивно-технической творческой деятельности.
Поскольку деятельность является процессом, то в ней, как и во всяком процессе, можно выделить определенные этапы:
постановка цели (ясное осознавание конкретной задачи);
планирование работы (включает определение последовательности действий, выбор для каждого действия соответствующих средств, способов, определение критериев выполнения действий и форм контроля);
выполнение, осуществление деятельности, сопровождаемое текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости;
проверка результатов деятельности, исправление ошибок, если они были; сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

Виды: общение, игра, учение, умение, знание, навыки.

Каждое живое существо каким-то образом взаимодействует с окружающим миром. В процессе взаимодействия появляется два элемента: субъект, который целенаправленно влияет на окружающую среду, и объект, который становится предметом удовлетворения потребностей субъекта. Если говорить о деятельности людей, то ее можно определить как сознательно направленную активность на достижение поставленной одной цели или многих целей. Как обычно, цель, с одной стороны, связана с интересами и потребностями, которые требуют удовлетворения, а с другой - с требованиями общества к человеку.

Общее понятие деятельности

Человеческая деятельность имеет ряд собственных характеристик. Во-первых, как уже упоминалось, для деятельности людей свойственна сознательность (люди осознают цели, методы и средства, чтобы их достичь, и прогнозируют результаты). Научная психология заявляет, что без осознания человеком цели нельзя говорить о деятельности, ведь это просто будет активность. Импульсивное поведение подвержено эмоциям и потребностям и характерно для животных. Во-вторых, сложно представить себе деятельность человека без изготовления, использования и последующего хранения орудия труда. В-третьих, вопросы психологии деятельности касаются и общественного характера, ведь именно общество или группа воспитывает, показывает человеку, что и как нужно делать. Благодаря такому виду взаимодействия человек налаживает связи с другими людьми, имеет с ними разного типа отношения.

Изучение психологии деятельности в рамках исследований советских психологов (А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.) показало, что характер протекания и развития разных процессов в психике зависит от особенностей деятельности носителя сознания, его мотивационной сферы. Также результаты экспериментов А. Н. Леонтьева и П. Я. Гальперина говорят о том, что внутреннее идеальное действие формируется на базе внешнего материального через последовательные изменения последнего. Этот процесс был назван интериоризацией.

Отличия между активностью и деятельностью

Активность - это общая характеристика для всех живых существ независимо от уровня организации и развития. Ведь именно она помогает поддерживать жизненно значимые связи всех существ с окружающей средой. Стоит отметить, что источник такой активности - это потребности, которые стимулируют живой организм действовать, чтобы их удовлетворить. Человеческие животных имеют и сходство, и различие. Базовые физические потребности свойственны обоим, а вот другие высшие - характерны только для человека, ведь они проявляются под действием общественного воспитания.

Вопросы психологии рассматривают и отличия между активностью и деятельностью. Основная отличительная черта заключается в том, что деятельность обусловлена потребностью в предмете, а активность - потребностью в самой деятельности. Также активность первоначальна по отношению к деятельности. Ведь первая проявляется и в наших мыслях, планах, фантазиях, а вот вторая связана с предметами, средствами. Следует обратить внимание на то, что активность является сопроводительным элементом в течение всего процесса деятельности. Активность обеспечивает расчет сил, времени, возможностей, мобилизацию способностей, преодоление инерции, активирует все, что поможет достичь результата. Деятельность - очень важное и значимое в жизни человека понятие. Психология выделяет некую структурную организацию этого феномена.

Деятельность и ее компонентная структура

Структура деятельности в психологии имеет существенное обоснование в результате многих теоретических и эмпирических исследований. Главная детерминанта человеческой деятельности - это потребность. Отечественная психология выделяет группу элементов, которые будут описаны ниже.

Первый элемент этой схемы - потребность. Ее определяют как состояние жгучей неудовлетворенности, которое стимулирует активность, направленную на поиск объекта, что утолит это состояние. Потребности человека подвержены влиянию не только природы и физиологии, но и социализации и воспитания. Исходя из этих данных, литература по психологии предоставляет две классификации:

  • зависимо от предмета - материальные и духовные.
  • Виды потребностей зависимо от происхождения - природные и культурные.

Ученые отмечают, что потребность - это как толчок, чтобы человек мог проявить свою активность. Но не только этим феноменом руководствуется человек. Важное место занимает понятие мотива.

Если у человека есть потребность в новых знаниях, то посетить занятие по психологии он может в силу растущего мотива. Психологи интерпретируют это понятие в терминах побуждения к деятельности, что связано с желанием удовлетворить потребность, и которое имеет четкое направление. У потребности нет четкого видения, нет предмета, а вот мотив - конкретное ее выражение. Мотивы, их совокупности и виды рассматривает психология. Кратко она делит мотивы на осознанные и неосознанные. Первые можно выразить с помощью слов, вторые - нет, ведь они являются вытесненными. Следует отметить, что не стоит отождествлять мотив с целью, потому что часто бывает, что различные мотивы объединены одной целью, и различные цели объединены одним мотивом.

Цель научная психология определяет как конечный результат деятельности, который существует в воображении человека и которого он хочет добиться. Выражение цели можно наблюдать как в материальной, так и в психической плоскости. Цель, в свою очередь, делится на конкретные задачи, которые помогают достигнуть желаемого результата.

Итак, минимальный компонент деятельности, который выполняет конкретную задачу - это действие.

Вот из таких элементов состоит структура деятельности в психологии. Схема, изображенная ниже, поможет визуально воспринять информацию:

Потребность - Мотив - Цель - Действие - Результат.

Типы деятельности

Ученные обсуждают деятельность как внешнее физическое и внутреннее психическое понятие. Психология в связи с этим выделяет следующие действия, которые обеспечивают внутренне-психическую деятельность: перцептивный процесс (восприятие), мыслительный (память), имажитивный процесс (воображение). Вот такая внутренняя деятельность готовит внешние действия. Благодаря им можно создать план, продумать все аспекты достижения цели и вообразить конечный результат. Плюс ко всему с помощью памяти человек не будет повторять совершенных ранее ошибок.

Структура деятельности в психологии, а именно внутренней, имеет две главные черты. Во-первых, по строению она такая же, как внешняя, отличия в форме протекания: операции и действия происходят с воображаемыми объектами, а не с реальными, соответственно, результат деятельности тоже мысленный. Во-вторых, внутренняя деятельность сформировалась от внешней в процессе интериоризации. Например, сначала дети читают вслух и лишь через некоторое время происходит переход во внутреннюю речь.

А вот внешняя деятельность продуцирует внешние предметные действия, а именно моторные (позы, перемещения в пространстве), движения выразительности (мимика и пантомимика), жесты, движения, связанные с речью (голосовые связки).

Противоположным процессом интериоризации считается процесс экстериоризации. Он заключается в том, что внешние действия порождаются в результате трансформации внутренних структур, которые сформировались на базе интериоризации.

Операция, контроль, оценка: что это такое

Структура деятельности в психологии содержит в себе несколько компонентов, а самый конкретный, который осуществляется в окружающей среде - это операция. Ученые-теоретики определили операцию как способ выполнять те или иные действия в зависимости от ситуации. Операция обеспечивает технический аспект действия, ведь его можно выполнить разными операциями или с помощью разных способов.

Результат деятельности, когда он достигнут, проходит этапы оценки и контроля. Контроль сопоставляет полученный результат с первоначальным образом и целью. Оценка выявляет степень совпадения результата и цели. Оценка - это как бы последний этап контроля. Положительная оценка говорит об удовлетворенности и положительности деятельности в целом, а негативная - наоборот. Если результат не нравится, то с помощью контроля можно отправить его на доработку по возможности.

Деятельность: формы

Отечественная психология разработала классификацию форм деятельности. Сюда принадлежит игра, учебная деятельность и трудовая деятельность. Рассмотрим все по порядку.

Игра - это ведущая деятельность для детей, ведь благодаря ей они имитируют жизнь взрослых, свой воображаемый мир, учатся и развиваются. Игра не даст ребенку каких-то материальных ценностей, и продуктом ее не станут материальные блага, но она отвечает всем параметрам потребностей детей. Для игры характерна свобода, обособленность, непродуктивность. Она обеспечивает социализацию ребенка, развивает его коммуникативность, гедонистичность, познавательность и креативность. Также имеет компенсаторные функции. Игра имеет свои подвиды. Это предметная игра, сюжетно-ролевая, игра с правилами. Ребенок, проходя определенный этап развития, начинает играть в другие игры. В такой форме деятельности дитя может выражать свои эмоции, чувства, родителям это служит огромнейшей подсказкой. Также если у ребенка есть травматический опыт, лучше все разрешить его с помощью игры.

Следующая форма деятельности, которую осваивает человек по мере взросления - это учебная деятельность. С ее помощью люди получают обобщенные теоретические знания, овладевают предметными и познавательными действиями. Учение обеспечивает социальную функцию, процесс включения молодого индивида в систему общественных ценностей и общества как такового. В процессе учебной деятельности можно развить свои способности, кристаллизировать свои знания. Ребенок учится дисциплине, формирует волю.

Ученые считают, что наивысшим проявлением деятельности является труд. Трудовая деятельность предусматривает воздействие на природу с помощью орудий труда и использование ее в собственных потребительских целях. Труд характеризуется осознанностью, энергозатратностью, общепризнанностью и целесообразностью. После окончания университета или другого заведения или, вообще, сразу после школы человек начинает свой профессиональный путь. Психологическая структура имеет следующие компоненты:

Сознательная Цель - Предмет труда - Средство Труда - Используемая Технология - Трудовая Операция.

Теории психологии деятельности

Теория деятельности выступает одной из главных методологических основ для проведения исследований психики и сознания. В ее рамках деятельность изучается как феномен, который опосредствует все и процессы. Такой научный взгляд встретил критику у зарубежных психологов. Литература по психологии деятельности относится к 20-м годам ХХ века и продолжает развиваться сейчас.

В этом направлении есть две интерпретации. Первая описана С. Л. Рубинштейном, который стал разработчиком принципа единства сознания и деятельности. Вторую сотворил известный ученый А. Н. Леонтьев, который обозначил вопрос об общности структуры внешней и внутренней психической деятельности.

Теория деятельности С. Л. Рубинштейна

Этот ученый изучает психику путем раскрытия ее значимых и объективных отношений через деятельность. Рубинштейн утверждает, что не стоит воспринимать внутреннюю деятельность психики как такую, что формируется через трансформацию внешней. Детерминизм заключается в том, что внутренние условия становятся опосредствованным элементом внешних причин. Сознание и деятельность - это не две формы выражения единства, а две инстанции, что создают неделимое единство.

Теория деятельности А. Н. Леонтьева

Психолог-исследователь считает психику одной из форм предметной деятельности. Леонтьев является сторонником теории интериоризации и утверждает, что внутренняя деятельность формируется в результате перехода внешних действий во внутренние психические. Ученый разделяет деятельность и сознание по типу процесса формирования образа и самого образа. Сформулировав такую теорию, как структура деятельности в психологии, Леонтьев выдал свои собрания сочинений еще в 1920-х годах. Работал исследователь под началом Л. С. Выготского, изучая мнемические процессы, которые трактовал в русле предметной деятельности. В 30-х годах ХХ века возглавил Харьковскую школу деятельности и продолжил свои теоретические и экспериментальные разработки в этой проблеме. В течение семи лет с 1956 по 1963 год Леонтьев проводил эксперименты. Результатами стало то, что он доказал возможность формирования звуковысотного слуха у людей с не очень хорошим слухом в музыке на основе адекватного действия. Его предложение о рассмотрении деятельности как совокупности действий и операций было принято положительно в научном психологическом мире. Также Леонтьев изучал, как возникла и развивалась психика в процессе эволюционного периода, как возникало сознание в процессе развития человека, соотношение деятельности и сознания, возрастное развитие психики и сознания, мотивационную и смысловую сферу, методологию и историю психологии.

Теория деятельности Л. С. Выготского

Использовал теорию деятельности, чтобы объяснить особенности психики людей и Лев Семенович. Он разработал теорию высших психических функций и был приверженцем теории интериоризации.

Высшими психическими функциями ученый называл познавательные процессы, которые активированы в нашей психике. Он считал, что раньше, когда общество было примитивным, высшими психическими функциями были отношения между людьми. Но в процессе эволюции происходила интериоризация этих отношений, они трансформировались в психические явления. Главная характеристика ВПФ - это опосредствованность с помощью определенных символов и знаков. Еще до возникновения речи люди общались, передавали знания и информацию с помощью знаков. Это означает, что наши работали на знаковой системе. Но если начать расшифровывать слово, то можно обнаружить, что оно тоже определенный знак.

Высшие психические функции расположены в лобных долях коры головного мозга. Можно выделить несколько этапов генезиса ВПФ:

  • Форма отношений между людьми - интерпсихический процесс.
  • Интериоризация.
  • И собственно, высшая психическая функция - интрапсихический процесс.

Теории деятельности уже стали и еще станут фундаментом для многих психологических исследований на отечественном пространстве.

Понятие деятельности является одним из базовых понятий для всей отечественной психологии. Деятельность и активность невозможно отделить от самой категории психики, от методологии ее научного исследования, понимания проблем возникновения и эволюции психики, трактовки понятия личности и анализа всех составляющих ее психического облика (см. гл. 1, 3–6). Однако есть необходимость в более детальном описании деятельности как таковой, как особой психологической реальности.

Разработка данной научной категории сопряжена с философией диалектического материализма и первоначально связана с именами таких выдающихся отечественных психологов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов . Конечно, цели и подходы названных авторов во многом различались, порой излишне противопоставлялись, особенно усилиями некоторых ортодоксально настроенных учеников и последователей.

В дальнейшем в работе с понятием и феноменом деятельности по-своему участвовали практически все известные советские психологи, многие знаменитые философы и методологи XX столетия. Категория деятельности выступала предметом многочисленных теоретических и методологических дискуссий, служила в качестве универсального "объяснительного принципа" (Э. Г. Юдин). Она стала одной из "единиц" изучения психики, поведения, личности. Несмотря на частные различия многих трактовок, следует заметить, что в своих методологических аспектах взгляды большинства ведущих психологов советского периода обладали необходимой преемственностью, открытостью и эвристичностью. Нынешнее психологическое представление о деятельности не следует считать законченным и незыблемым, по также недопустимо и молчаливое забвение достигнутых результатов.

Наиболее завершенная психологическая концепция (теория) деятельности принадлежит А. II. Леонтьеву, который разрабатывал ее с середины 1940-х гг., дополняя, уточняя и преобразовывая. Ему принадлежит множество различных толкований деятельности, поэтому приведем некоторое обобщенное определение.

Деятельность – это система активных процессов, которые отвечают определенной потребности, подчиняются мотиву и реализуют самостоятельное отношение человека к миру.

Но деятельность – это не всякая человеческая активность, понятие которой А. Н. Леонтьев подчеркнуто отличал от деятельности, а только целеустремленная активность, существующая в психологических связях личности, потребности, мотива, цели и задачи. Отсюда вытекает возможность осуществления, психологического выражения в деятельности самостоятельного отношения личности к миру.

Деятельность по определению трехчленна, т.е. существует, реализуется, проявляется одновременно в трех плоскостях: личность (субъект деятельности), объект (предмет деятельности) и внешний праксис (разные виды активных процессов).

Для наглядности представим психологическую структуру деятельности в виде некоторой упрощенной плоскостной и линейной схемы (рис. 7.1). На ней выделены основные, системообразующие блоки, составляющие, но не элементы, не единицы целостной деятельности. Эти блоки сопряжены попарно по горизонтали и в виде двух "столбцов" по вертикали: левый описывает интенциональный (целевой) аспект деятельности, правый – операциональный (исполнительный).

Рис. 7.1.

А. Н. Леонтьев неоднократно отмечал, что разработанная им психологическая структура не является морфологической. Она отображает функции, отношения, динамику своих составляющих. Схема психологически моделирует "жизнь" деятельности, аспекты ее существования, функционирования, но не анатомическое или механическое устройство.

И еще одно замечание, которое следует отнести к методологии описываемой концепции. Психологическая структура деятельности не обладает свойством аддитивности. Иными словами, сумма каких-либо простых составляющих не равна более сложному блоку системы, который существует и реализуется за счет предыдущих, но психологически содержит в себе нечто качественно иное, целостное. Например, потребность психологически нс равна сумме мотивов, в которой она себя находит, за счет которой удовлетворяется в деятельности. За потребностью остается неисчезающее субъективное, психическое состояние, которого психологически нет в арифметической сумме мотивов.

Итак, наличие у человека потребности приводит к активности, активированности психики и личности. Это общее, недостаточно дифференцированное возбуждение, активизация ориентировки на поиск предмета актуализированной потребности; некая психологическая предготовность, предрасположенность к возможной и нужной деятельности. Наличие активности влияет также на существующую потребность, видоизменяя ее качественно и количественно, да и последующая деятельность не отменяет наличия активности. Деятельность может быть в разной степени активной.

Далее происходит психологическое событие, когда потребность находит свой конкретный предмет, или мотив. Поисковая активность психологически преобразуется в конкретную, отдельную деятельность, которая только и может привести к удовлетворению исходной потребности. В действительности потребность находит себя, конечно, не в одном предмете, а в нескольких. Деятельность является на практике полимотивированной, комплексной.

пример

Положим, у человека актуализировалась, обострилась потребность в путешествиях. Вследствие этого он настроен на какие-то новые условия бытия, внутренне взволнован, заинтересован, что, однако, не обязательно проявляется внешне. Субъективно это может быть выражено как обыкновенная "внутренняя усталость", неудовлетворенность. Активизируется соответствующая ориентировка, поиск возможных выходов из возникшего психологического дискомфорта, инициируется работа сознания. Далее происходит "чрезвычайный акт опредмечивания потребности" (А. Н. Леонтьев). Например, позвонивший приятель предлагает поехать на экскурсию. Потребность психологически преобразуется в реально действующий мотив – экскурсию. В результате человек отправляется в путешествие, т.е. планирует, создает и реализует специальную деятельность. Заработавший мотив требует своей реализации, целеполагания, выражения в целях, их событийно обусловленной последовательности.

Цель – это всегда осознанное представление о результате будущего действия; принятие личностью смысла действия (предстоящего и осуществляемого).

Мотив выражается в целях. Так, чтобы совершить путешествие, нужно купить билет, собрать вещи, добраться до места, пойти куда-то. Все это – реализуемые личностью цели, которые поставлены и приняты потому, что входят в зону действия мотива, иначе они были бы бессмысленны для субъекта.

Действие – это составляющая деятельности, подчиненная цели.

Осознанная цель есть предмет действия, направленного на достижение цели. Однако побуждается действие не целью, а мотивом общей деятельности. Цель не песет в себе функции побуждения, она только "подчиняет" и исполняет действие, т.е. направляет его, ведет к результату. Вот почему при анализе реального поведения или активности психологу важно знать: что это – деятельность или действие? И соответственно чему эти процессы отвечают: мотиву или цели?

пример

Представим, что накануне экзамена студент читает журнал "Химия в школе". Пришедший к нему сокурсник говорит, например, что для сдачи экзамена этого не нужно, что достаточно знать материалы лекций. Далее студент может поступить двояко: прекратить чтение журнала либо продолжить его. В первом случае можно считать, что чтение было психологически действием в составе деятельности, мотивированной предстоящей сдачей экзамена. Лишенная связи с этим мотивом, цель становится бессмысленной, и соответствующее действие прекращается. Если же чтение журнала продолжается, его мотивационное обеспечение представляется иным. Тогда

знание статьи (как цель) входит в зону действия какого-то более широкого мотива, чем сдача экзамена. Знание имеет для личности некий иной смысл, и чтение журнала продолжается в составе более широкой деятельности, чем подготовка к конкретному экзамену.

Динамические отношения мотива и цели являются психологически очень важными, они структурируют как сознание, так и деятельность. Одинаковое действие может входить в состав различных деятельностей, одна и та же цель отвечать разным мотивам. Мотив придает цели личностную "стоимость", смысл, поэтому сумма целей психологически не равна мотиву, в то же время механическая сумма действий не дает целостной деятельности. Один и тот же мотив может выразиться в разных целях, в разных смыслах, отчего изменятся и действия, и деятельность, и личность.

Совмещение, совпадение мотива и цели возможно лишь "вторично" как некий этап в динамике деятельности, мотивации и личности, как подчеркнутое психологическое "событие". Это, в частности, известный феномен сдвига мотива на цель , когда ранее существовавшая цель приобретает функцию самостоятельного побуждения. Это смена, повышение психологического статуса цели, рождение, формирование в деятельности и личности нового мотива.

пример

Например, учитель ставит перед школьником цель прочитать книгу по истории. Цель принимается, поскольку соответствует какому-то личностно значимому для учащегося мотиву, положим, исполнению обязанностей. Школьник читает эту книгу, откладывая другие дела, проявляя необходимые интеллектуальные и волевые усилия. Затем учитель просит прочитать еще одну книгу и т.д. Наступает момент, когда школьник уже не получает заданий, но самостоятельно выбирает и читает книги по полюбившейся ему истории. Цель прочтения книги психологически преобразовалась в новый смыслообразующий мотив. Соответственно возникла и новая деятельность. Учащийся стал другим с потребностно-мотивационной, деятельностной, смысловой и личностной точки зрения.

В "жизни" деятельности и личности наблюдается и обратный феномен – смещение, сдвиг цели на мотив . Возможно исчезновение, изжитие мотива и превращение, психологическое "уменьшение" его в категорию цели. Мотив может исчерпать себя, потерять личностную значимость, потому психологически прекратится соответствующая деятельность, изменятся потребности и личность, переменится поведение человека и его субъективное отношение к тому, что делается.

Совпадение мотива и цели происходит также и в случае осознания личностью мотива, который ранее был неосознанным. А. Н. Леонтьев называл подобный процесс рождением мотива-цели , когда, предположим, чисто формально, как бы автоматически, по нужде выполняемая работа переходит в ранг осознаваемой, мотивирующей ценности, приобретает надежный личностный смысл. Для личности это новая ступень самоуправления деятельностью и поведением, расширение пространства осознаваемого мира.

Задача – это конкретные условия, в которых дана цель и которые диктуют способ выполнения действия, называемый операцией .

пример

Положим, у человека есть цель достать книгу, но условия реализации цели (задачи) могут быть объективно и субъективно различными: купить в магазине, взять в библиотеке, одолжить у приятеля. То, какими способами реализуется задача, составляет набор конкретных операций: от поездки в транспорте до размещения искомой книги в портфеле.

Как и выбор целей, отвечающих мотиву, так и постановка задач не являются для личности случайными, продиктованными исключительно внешними обстоятельствами. В системе задач так или иначе проецируются и мотивы, и смыслы, и личность в целом. Разделение целей и задач, действий и операций также имеет принципиальное значение в психологическом анализе деятельности и личности.

пример

Например, в инженерной психологии установлено, что при распределении функций между человеком и машиной (техникой) человеку предпочтительно доверять уровень осознаваемых действий, подчиненных целям, тогда как на психологическом уровне операций функционирование машины считается более эффективным и надежным, чем использование человека.

Между целью и задачей, действием и операцией существуют определенные отношения, возможны взаимопереходы. Рассматриваемая схема моделирует и иллюстрирует динамическое существование, саму "жизнь" деятельности, ее психологическое единство с сознанием и личностью. Так, мотив возникает и осознается человеком в результате собственной деятельности личности. Мотив, в свою очередь, порождает новую деятельность, видоизменяя прежние деятельности. Все они сосуществуют в целостной личности, рождаются и исчезают, развиваются либо деградируют. Подобно потребностям, мотивам и смыслам, деятельности образуют свою иерархическую систему, которая служит практическим, поведенческим проявлением направленности личности.

Для описания психологической структуры деятельности необходимо введение еще трех распространенных понятий: навыки, умения и привычки, которые в анализируемой схеме формально отсутствуют, но органично вписываются в нее.

Навык – это действие, которое автоматизируется в процессе своего формирования и становится набором, целостным сплавом операций, включенным в состав более сложного действия.

В этом определении отражена динамика, психологическая история навыка, который вначале существует как действие, т.е. подчинен осознанной цели. Автоматизация (или технизация) действия, психологически превращающая его в навык, означает выход цели из сознания (внимания), которое освобождается для постановки других целей. Происходит прочная систематизация, сокращение сформированных операций в структуре нового, более сложного действия.

пример

Так, при обучении спортивному плаванию человек вначале осознанно, целенаправленно двигает руками, ногами, головой – для него это действия, подчиненные цели: делать правильно. По мере обучения, поэтапно данные ученические действия сокращаются, обобщаются и наконец выполняются как бы автоматически, без участия внимания. Каждое из них переходит на уровень операции, реализующей в комплексе с другими действие самого плавания. В итоге формируется соответствующий навык, и новая осознаваемая цель плывущего заключается не в выполнении правильных движений, а в достижении определенного результата, в победе.

Чем сложнее навык, тем больше требуется времени и усилий для его выработки. Навык – это результат трудоемкой работы моторики, сенсорики, памяти, мышления, воли, психики и личности в целом. Всевозможные навыки пронизывают, вооружают, опосредствуют любую человеческую деятельность. Без них она просто невозможна, не говоря уже об эффективности многопредметных, составных деятельностей.

Умение – высшая форма навыка, объединенного с другими операциями и действиями и перешедшего на уровень устойчивого свойства личности.

Умение – это возможность, способность реализации целей и задач, навыков и действий, деятельностей и всего поведения личности в изменяющихся условиях жизни. Умения можно рассматривать как практическую сторону направленности личности. Они не врожденны и не случайны: умения соответствуют потребностям человека, его способностям, характеру, профессиональному и социальному статусу. У каждого индивида существует личная система умений, в той или иной степени развитых и реализуемых в разных видах деятельности, в поведении и жизни. Однако умения личности не следует психологически отождествлять лишь с практической, прагматической стороной поведения.

пример

Если человек, например, не умеет водить автомобиль, то это не означает обязательного отсутствия у него соответствующих способностей или возможностей. Человек может вообще не хотеть этого делать, да и просто не заниматься вождением. Отношения между умениями и способностями характеризуются неоднозначностью, динамичностью. Это отношения психологической взаимозависимости.

Умения могут быть охарактеризованы множеством психологических параметров: направленностью, широтой, действенностью, гибкостью, обобщенностью, прочностью, осознанностью и осмысленностью. В системе и качестве умений в значительной мере проявляется и реализуется опыт личности как одна из необходимых составляющих, подсистем ее психологической структуры (см. гл. 4).

Привычка – это психологический, глубоко личностный сплав направленности личности и всех ее деятельностей, всего социального поведения.

Привычка – это устоявшиеся, традиционные для личности устремления, принятые и удобные формы действования и поведения, стили и особенности переживаний (эмоциональный опыт) и отношений с миром; прочно сложившаяся, психологически закрепленная часть опыта личности.

Человек многое делает, "не раздумывая", но привычке. Это психологически облегчает его существование, особенно в ситуациях субъективных и объективных затруднений, резких изменений бытия. Привычки стабилизируют, упорядочивают, систематизируют само течение жизни; это своеобразный вид психологической защиты от чрезмерно переменчивого объективного мира, одна из сторон психологической и жизненной устойчивости личности. Вспомним, к примеру, психологически емкие пушкинские строчки: "Привычка свыше нам дана, замена счастию она".

Без привычек нет личности, они охватывают все стороны ее деятельности: от элементарного самообслуживания и режима дня до привычных форм и субъектов общения, переживания, профессионального и семейного поведения. Однако в относительной неизменности, косности привычек заключено неизбежное противоречие с изменяющимися условиями человеческой жизни и деятельности. Слишком неизменное, привычное поведение может стать ригидным, неадекватным, скучным, наконец. Привычки время от времени должны как-то меняться, исчезать вовсе или вновь и по-новому возрождаться. Поведение личности может, а иногда должно быть и совершенно непривычным, внезапным, особенным. Тогда рождаются, например, поступки, какие-то значимые личные деяния и свершения, относимые в психологии к процессам формирования или переформирования личности.

Соединенные, личностно систематизированные с навыками и умениями, со всей психологией жизненного пути привычки представляют собой значимую часть не только деятельности и поведения, но и всего психического опыта личности. Этот опыт обобщает и содержит в концентрированном виде многие компоненты (устоявшиеся и значимые) и параметры из всех других подструктур психического облика личности (направленности, самосознания, способностей, темперамента, характера, личностных особенностей психических процессов и состояний). Опыт приобретается не только в предметной деятельности, но и во всем социальном бытие и судьбе человека, в его размышлениях, планах, фантазиях, воспоминаниях, переживаниях и т.п. В психическом опыте личности можно условно выделить следующие многомерные и тесно взаимосвязанные показатели:

  • – психолого-биографические параметры (Б. Г. Ананьев), психология жизненного пути (С. Л. Рубинштейн), представления личности о собственном прошлом, настоящем и будущем, психология жизненных планов, психологическая стратегия и психологический образ жизни (К. А. Абульханова);
  • – качество профессиональных и других знаний человека (понятийность, концептуальность, уровень усвоения, направленность, широта, прочность, осознанность, гибкость, обновляемость, действенность) (см. гл. 38);
  • – общая эффективность профессиональной деятельности (сформированность, гибкость и обобщенность навыков и умений, постановка инвариантных и комплексных задач, предвидение ошибок и экстремальных ситуаций, профессиональное мастерство и его прогноз, профессионально-личностный рост, самоактуализация, общая и профессиональная культура личности, ее нравственность);
  • – сложившаяся система привычек как устоявшихся форм комплексных психических образований личности (устремлений, ценностей, интересов, переживаний, взаимодействий и общений и т.д.) и их влияние на стереотипность либо изменчивость поведения и всей жизни личности.

Таким образом, деятельность психологически означает не только внешний праксис, не просто активное действование, но и личностное проявление и процессы созидания личности. А потому развернутое изучение деятельности, по существу, сливается с изучением всей психики, сознания живой и живущей личности. Деятельность обоснованно приобрела общетеоретический, методологический статус одного из базовых понятий отечественной научной психологии. Хотя далеко нс все в человеческой психике сводится к этому емкому феномену и понятию. Деятельность, сознание и личность существуют в неразрывном диалектическом триединстве, в котором нет ни главного (исходного), ни второстепенного (вытекающего) звена. Для психологии нет деятельности вне сознания, как не существует сознания вне той или иной связи с деятельностью, и все вместе – это исключительно личностные образования, комплексные и целостные психологические конструкции.

  • Ломов Борис Федорович (1927–1989) – доктор психологических наук (1963), профессор, член-корреспондент АПН СССР (1967), член-корреспондент АН СССР (1976). Окончил психологическое отделение факультета философии Ленинградского государственного университета (1951). В 1959 г. организовал в г. Ленинграде первую в стране лабораторию инженерной психологии. Декан факультета психологии ЛГУ, работал в Институте педагогики Ленинградского филиала АПН РСФСР. С 1967 г. – заведующий отделом науки Министерства просвещения СССР (Москва) и лаборатории сенсорных процессов НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1972 г. организатор и директор Института психологии АН СССР, создатель и главный редактор "Психологического журнала". Проводил разработку общетеоретических проблем психологии, занимался исследованиями в области инженерной психологии, общения и психологии познавательных процессов. Основные труды: "Человек и техника" (1963); "Человек в системе управления" (1967); "Методологические проблемы инженерной психологии" (1977); "Антиципация в структуре деятельности" (в соавторстве; 1986); "Методологические и теоретические проблемы психологии" (1984).

Основным, исторически первым видом деятельности человека является труд. В процессе онтогенеза возникают игровая и учебная деятельности, связанные с трудом и производные от него. Каждый из этих видов деятельности имеет свою структуру, свои психологические особенности, свое целеназначение и реализуется в конкретных видах человеческой деятельности: художественной, производительной, спортивной, инженерной, педагогической, научной, практической, в сфере нравственности, религии и пр.

Виды деятельности:

Все основные виды деятельности - игра, учение, труд - присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих деятельностей происходит развитие психики и личности. Все эти основные виды деятельности не изолированы друг от друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым новые перспективы развития личности, их осуществляющей. Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане их представленности, так и в плане их содержания. Одни деятельности имеют на данном этапе онтогенеза большее значение для развития личности, другие - меньшее.

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками. Психология изучает психическую сторону деятельности. Находясь в бодрствующем состоянии, человек всегда чем-то занят, что-то делает: читает, играет, трудится, размышляет и т.д. Жить - это значит действовать. Каким бы трудом ни занимался человек, он является деятелем, созидателем, творцом. В деятельности раскрываются глубина ума человека, сила его переживаний, воображение, способности, черты характера. О человеке судят по его делам и поступкам.

Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, нет и деятельности, нет полноценной жизни. Человек не действует случайным образом (как иногда может казаться), его деятельность всегда обусловлена теми или иными потребностями.

Любой вид деятельности связан с движениями. Это и мускульно-мышечные движения руки при письме, а также при выполнении любой трудовой операции, и движения речевого аппарата при произнесении слов.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности ; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития - зародышевой.

Виды движений : Различают движения непроизвольные и произвольные , врожденные и приобретенные. Непроизвольные движения - моргание, сосание, крик - врожденные. Большинство движений являются приобретенными, они приобретаются человеком в жизненном опыте.

Действия - более сложная часть деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). Действия всегда социальны.

Деятельность - это совокупность действий, объединенных единой целью. Сущность деятельности как раз и состоит в тех целях и задачах, которые реализуются в ней, а также в тех мотивах, во имя которых она совершается. Например, студент читает книгу. Если книга представляет для него личный интерес, мы можем говорить, что в данном случае его деятельность - чтение. Если студент читает книгу, потому что это необходимо для сдачи экзамена, то деятельностью его является не чтение, а подготовка к экзамену, а чтение в этом случае - действие, которое включено в деятельность.

Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Схема ДДД

Знания - результат процесса познания действительности , получивший подтверждение в практике; адекватное отражение объективной реальности в сознании человека (представления, понятия, суждения, теории). Фиксируется в знаках естественных и искусственных языков. Различают обыденное и научное.

Знания о той области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирования умения важно понимать, что требуется, и знать способ действия.

В одних случаях умения могут предшествовать формированию навыков, в других - являются результатом дальнейшего развития деятельности. Например, нередко ученик, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Умения основаны на знаниях и навыках.

Умение - это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях , сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того чтобы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тренироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений . Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать лучших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился писать, старательно выводил каждый элемент буквы.

Навык - это способ выполнения действий. Автоматизированный характер навыков означает, что не все внимание человека принимает участие в выполнении деятельности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный специалист лучше работает и меньше устает, чем начинающий работник.

Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

Навыки не только облегчают труд, но и открывают возможности для творческой работы. Например, ученик пишет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.

Выделяют следующие виды навыков :

1. двигательные - ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.;

2. мыслительные (интеллектуальные) - чтение, вычисление, доказательство теорем, чтение чертежей, заучивание и пр.;

3. сенсорные , связанные с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.);

4. навыки поведения (уступать место, благодарить).

От навыков следует отличать привычки.

Привы́чка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности , которые «побуждают совершать какие-нибудь действия, поступки ». При формировании привычки неоднократно выполняется какое-либо действие, чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением этого действия приятный эмоциональный тон, так как оно является «усвоенным…, которое стало автоматическим и совершается без усилий»

Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык - это умение, возможность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. Навык позволяет успешно выполнять какую-либо деятельность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а невозможность делать то, к чему мы привыкли, сопровождается неприятными чувствами. Привычки так же многообразны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, культурного поведения и другие привычки бывают как полезные, так и вредные.

Вредные привычки

1. Профессиональная деформация личности

Когда человек начинает воспринимать окружающий мир через призму своей профессии, его профессиональные компетенции становятся доминирующими в повседневном поведении и перерастают в привычки. Ему очень сложно отвлечься и переключиться на другую деятельность. «Например, рекрутер при знакомстве с человеком в обычной жизни может непроизвольно проводить собеседование, а корректор - автоматически проверять ошибки в тексте книги, которую он читает, музыкант чистоту нот, актер – правильность речи. Профессиональная деформация опасна, когда профессиональные компетенции доминируют в поведении человека, стираются границы между личностью и функцией, которую он выполняет. Человек перестает примерять на себя различные социальные роли и полностью отождествляет себя со своей должностью. Это чревато выгоранием, усталостью, проблемами в отношениях с близкими людьми, разочарованиями. Если с работой что-то случится, будет очень сложно адаптироваться к жизни.

2. Привычка не доводить дело до конца

Это происходит, когда человек невнятно понимает цель - либо ее не объяснили, либо он ее не понял, либо не замотивирован на ее исполнение. Чем лучше понимаешь цель, тем быстрее к ней придешь». Должна быть налажена система мотивации, затрагивающая и такой вопрос, как соблюдение сроков сдачи работы.

3. Перекладывать вину на других

Должны быть четко прописаны должностные инструкции для каждого сотрудника, чтобы он понимал, за какие функции отвечает лично он. Тогда многие вопросы отпадут сами собой.

4. Переключение внимания

Общение с коллегой, партнером, клиентом будет только тогда эффективным, когда вы уделите ему искреннее внимание. Нельзя допускать общение по телефону, если вы уже с кем-либо разговариваете.

5. Комфорт вместо счастья

Когда человек стремится заниматься только тем, что, по его мнению, принесет ему бóльшую выгоду, а не тем, чем ему нравится заниматься. Например, человеку нравится заниматься фотографией, но он думает, что никогда не заработает на этом хорошие деньги, которые обеспечат ему достойную жизнь. Работает в другой сфере, достигает успехов, но он несчастлив от того, что делает. По-настоящему успешны только те, кто занимается тем, что им нравится, что они любят. Если ты лучший в своей сфере, то будешь зарабатывать хорошие деньги. А лучшим можешь стать только тогда, когда занимаешься тем, что тебе нравится.

Профилактика данной вредной привычки - выявление своих талантов, склонностей и поиск мест их реализации. Профессиональная направленность определяется в 16-17 лет. Часто будущую специализацию подросток выбирает неосознанно: под влиянием друзей, родителей, моды, общественного мнения. Если пять лет потрачено на обучение, то, по его мнению, глупо бросать все и идти в другую сферу. Становится жаль потраченного времени. Такие люди, не реализуясь профессионально, живут по привычке.


Похожая информация.