Электрический щиток

Кто такой Садко? Значение слова садко в краткой биографической энциклопедии Раскраска садко играет на гуслях

Былина «Садко» краткое содержание для читательского дневника Вы можете составить сами с представленых вариантов, чтобы получить лучшую оценку.

Былина «Садко» краткое содержание для читательского дневника

«Садко» повествует о молодом гусляре Садко, который сначало жил бедно, а потом стал богатым благодаря морскому царю. Но когда Садко разбогател, морской царь забрал Садко к себе на дно и не собирался отпускать. Но благодаря подсказкам Николая Можайского Садко смог очутиться на воле, в придачу с возлюбленной девушкой.

Былина «Садко» кратко очень

Садко-молодой гусляр из Великого Новгорода. Садко звали на честные пиры, где он играл на гуслях и зарабатывал на жизнь.
Но вот уже 9 дней его не зовут на пиры и он очень горевал. Пошёл он к Ильмень-озеру. Играл на гуслях и вдруг появляется морской царь. Тот поблагодарил Садко за его игру на гуслях и научил как получить богатство. Он поспорил с купцами, что в озере водиться рыба с золотыми плавниками. Садко выиграл спор и стал богачем.
После этого гусляр устроил пир. Вдруг один купец сказал что: раз Садко такой богатый пусть купит все товары в Новгороде. Он согласился, а если проиграет то даст каждому купцу по тридцать тысяч рублей.
На первый день он послал слуг и сам пошел покупать все товары. На второй день появилось еще больше товаров. А на третий день Садко понял, что не сможет скупить все товары. Так Садко проиграл спор и дал купцам по тридцать тысяч рублей. Он построил корабли, погрузил товар и отправился в дальние страны.
Когда он возвращался в Новгород забушевало море. Садко подумал, что Морской царь на него гневается и решил, что нужно отдать жертву. Попрощавшись со своими слугами он спустился в воду.
Садко увидел Морского царя на глубине океана. Тот попросил гусляра сыграть на гуслях и пустился в пляс. Царю так понравилась его игра, что он захотел женить Садко на одной из дочерей. Вдруг перед Садко появился Миколя Можайский (святой человек) и подсказал Садко выбрать в жёны девицу Чернавку. Он так и сделал. Потом они вместе вышли на сушу, где их встретил весь Новгород. Садко больше в море не плавал.

Былина «Садко» краткое содержание

Садко был бедным гусляром. Он зарабатывал на хлеб играя на пирах. Но вот уже девять дней подряд Садка не приглашают ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.

Однажды на пиру Садко похвастал, что скупит все товары в Новгороде - «худые и добрые»; действительно, два дня подряд Садко скупал все товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров «со всего света белого». Он отдал 30 тысяч купцам.

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. На обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, и разразилась буря. Садко понял, что это морской царь требует дани, бросал в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы. Жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. После этого корабли сдвинулись с места. Садко же заснул на своей доске, о проснулся уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот требует, чтобы Садко играл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть, погибло много людей.

По молитвам терпящих бедствие сам святой Микола Можайский (Николай Чудотворец), заступник путешествующих по воде, явился к Садко и научил его, как обойтись с морским царём. Садко поступил в точном соответствии с указаниями: сначала он прекратил игру, оборвав струны гуслей, а когда морской царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрал из 900 претенденток самую последнюю - «девицу Чернавушку». После свадебного пира Садко «не творил блуда» с молодой женой; заснув, он проснулся уже на земле - на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это самое время он увидел, что по Волхову подъезжают его корабли. В благодарность за спасение Садко построил церковь Миколе Можайскому, а «на сине море» никогда уже более не ездил.

«Где песня льется, там счастливо живется»

С древних времен у славян были в почете самозвучащие инструменты. И по сей день нам известны звуки заливистых бубенцов и колокольчиков. А в раннем Средневековье компанию им составляли всевозможные свистящие и трещащие брунчалки, чуринги, била.

Такие инструменты изготавливались из подручных средств. Например, брунчалку можно реконструировать и сейчас. Если во время варки супа достать из бульона маленькую трубчатую кость и сделать посередине отверстие для нитки, при вращении она будет свистеть.

Брунчалка

Древнерусские удальцы любили подшучивать над девицами, гадавшими на Святки. Забравшись на крышу избы, они принимались вращать брунчалку над печной трубой. Тогда приятный свист превращался в мистическое гудение, пугавшее суеверных девушек.


Как звучит брунчалка

По схожему принципу действовала деревянная пластинка — чуринга. Кстати, у аборигенов Австралии чурингой называют тонкую деревянную пластинку с изображением священных знаков. По их поверьям, в чуринге заключается душа человека и его предков и, потеряв ее, обладатель погибает.

На Руси музыкальные инструменты тоже во многом выполняли функцию оберегов. Так, в представлении славянских племен свист и звон могли отпугнуть злых духов. Колокольчик на шею корове подвешивали не только для того, чтобы она не потерялась, но и для того, чтобы на нее ни леший, ни другая темная сила не позарилась.

К музыкальным инструментам ученые также относят «поющие стрелы», которые выполняли на Руси очень интересную функцию. Лучники проделывали в обычных стрелах отверстия так, что те во время стремительного полета жутко свистели и пугали противника.

«Старая песня на новый лад»

В славянских городах археологи находят большое количество прототипов современных и популярных музыкальных инструментов. В наше время барабан является непременным участником как рок-группы, так и симфонического оркестра. Его предшественник — било — тоже пользовался популярностью у славян. Его делали из железа, по которому били колотушкой и использовали в качестве церковного колокола. Било надолго закрепилось в русской музыкальной традиции, и после церковного раскола оно оставалось сигнальным инструментом у старообрядцев.


Как звучит било

Вы удивитесь, но уже в раннем Средневековье основным инструментом русских скоморохов была скрипка, вернее, ее славянский прототип — гудок. Это был деревянный смычковый инструмент грушевидной формы с тремя струнами. О смычках мы можем только догадываться, что они делались в форме лука: материального подтверждения этому нет, так не был обнаружен еще ни один цельный смычок. Зато археологи находят деревянные колки, на которые натягивались струны, сделанные из жил животных. Конечно, полнота звука старинного гудка не сравнится со звучанием современной скрипки. Однако уже тогда были сделаны первые шаги в усилении звука с помощью деревянной деки и прорезей в ней, которые обеспечивают звуковой резонанс.


Гудок

Гудок и скрипка сильно отличаются друг от друга и обликом, и способом игры. Более неказистый древнерусский гудок имеет только 3 струны, которые располагаются в одной плоскости. Поэтому мелодия извлекается только с помощью первой струны, остальные же две остаются не зажатыми. На скрипке же каждая из 4 струн занимает свою плоскость, поэтому музыкальный диапазон гораздо шире.


Как звучит гудок

Скрипка — королева симфонического оркестра — появилась в России только после европеизации русского общества Петром I. О ее предшественнике мы знаем, что это был абсолютно светский инструмент, на котором в православии запрещалось играть в церкви. Хотя в Западной Европе аналогичные скрипичные прототипы были полноправными участниками церковных служб.

«Без песен мир тесен»

Как играли на гудке, установить было достаточно легко, чего не скажешь об игре на традиционных гуслях. Этот инструмент остался жив в памяти русского человека благодаря сказке о гусляре Садко, спускавшемся на дно озера Ильмень. К слову, именно гусли считаются наиболее древним русским щипковым инструментом, а не балалайка, которая получила распространение только в XVII веке.


Гусли

Облик гуслей и манера игры на них с веками изменилась до неузнаваемости. Традиционные гусли в XVIII веке сменились на исторические, а те — на оркестровые. Чтобы определить, как играли на «инструменте Садко», историкам пришлось сопоставлять знания сотрудников консерватории и опыт старожил отдаленных селений, где еще до войны были популярны наигрыши на исторических гуслях.


Как звучали древнерусские гусли

Современные гусли были специально созданы для фольклорных оркестров. Их конструкция позволила добиться ощутимого усиления звука, так как изначально гусли не были предназначены для игры на публике.

Русская музыкальная культура гораздо больше ценила сосредоточенность исполнителя не на аудитории, а на его внутреннем мире. Музыка была связующей нитью между человеком и высшими силами. И хотя ритуальная функция песен и мелодий спустя столетия практически сошла на нет, музыка продолжает быть средством, которое погружает нас в себя и помогает справиться с любыми проблемами.

Страница 1 из 2

Садко (былина)

Жил в богатом Новгороде добрый молодец, по имени Садко, а по-уличному прозывался Садко-гусляр. Жил бобылём, с хлеба на квас перебивался – ни двора, ни кола, только гусли, звонкие, яровчатые, да талант гусляра-певца и достались ему в наследство от родителей. А слава о нём рекой катилась по всему Великому Новгороду. Недаром звали Садка и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, гостей потешать. Заиграет он, заведёт напев – все бояре знатные, все купцы первостатейные слушают гусляра, не наслушаются. Тем молодец и жил, что по пирам ходил. Но вот вышло так: день и два Садка на пир не зовут и на третий день не зовут, не кличут. Горько и обидно ему показалось.

Взял Садко свои гусельцы яровчатые, пошёл к Ильмень-озеру. Сел на берегу на синь-горюч камень и ударил в струны звонкие, завёл напев переливчатый. Играл на берегу с утра день до вечера. А на закате красного солнышка взволновалось Ильмень-озеро. Поднялась волна, как высокая гора, вода с песком смешалася, и вышел на берег сам Водяной – хозяин Ильмень-озера. Оторопь гусляра взяла. А Водяной сказал таковы слова:
– Спасибо тебе, Садко-гусляр новгородский! Было у меня сегодня столованье-гулянье, почестей пир. Веселил ты, потешал гостей моих. И хочу я тебя за то пожаловать!
Позовут тебя завтра к первостатейному купцу на гуслях играть, именитых новгородских купцов потешать. Попьют, поедят купцы, похваляться станут, порасхвастаются. Один похвалится несчётной золотой казной, другой – дорогими товарами заморскими, третий станет хвастать добрым конём да шёлковым портом. Умный похвалится отцом с матерью, а неумный – молодой женой. Потом спросят тебя купцы именитые, чем бы ты, Садко, похвалиться мог, похвастаться. А я тебя научу, как ответ держать да богатым стать.
И поведал Водяной – хозяин Ильмень-озера гусляру-сироте тайну дивную.
На другой день позвали Садка в белокаменные палаты именитого купца на гуслях играть, гостей потешать.
Столы от напитков да от кушаний ломятся. Пир-столованье вполпира, а гости, купцы новгородские, сидят вполпьяна. Стали друг перед другом хвастать: кто золотой казной-богачеством, кто дорогими товарами, кто добрым конём да шёлковым портом. Умный хвалится отцом, матушкой, а неумный хвастает молодой женой.

Принялись потом Садка спрашивать, у доброго молодца выпытывать:
– А ты, молодой гусляр, чем похвалишься?
На те слова-речи ответ Садко держит:
– Ах купцы вы богатые новгородские! Ну чем мне перед вами хвастать-похвалятися? Сами знаете: нет у меня ни злата, ни серебра, нет в гостином ряду лавок с дорогими товарами. Одним только я и похвалиться могу. Один только я знаю-ведаю чудо-чудное да диво-дивное. Есть в нашем славном Ильмень-озере рыба-золотое перо. И никто той рыбы не видывал. Не видывал, не вылавливал. А кто ту рыбу-золотое перо выловит да ухи похлебает, тот из старого молодым станет. Только тем и могу похвалиться я, похвастаться!

Зашумели купцы именитые, заспорили:
– Пустым ты, Садко, похваляешься. Из веки-веков никто не слыхивал, что есть такая рыба-золотое перо и что похлебавши ухи из той рыбы, стар человек молодым, могутным станет!
Шестеро самых богатых новгородских купцов пуще всех спорили:
– Нету рыбы такой, о коей ты, Садко, сказываешь. Мы станем биться о велик заклад. Все наши лавки в гостином ряду, всё наше именье-богачество прозакладываем! Только тебе против нашего заклада великого выставить нечего!
– Рыбу-золотое перо я берусь выловить! А против вашего заклада великого ставлю свою буйную голову, – отвечал Садко-гусляр.
На том дело поладили и рукобитьем об заклад спор покончили.
В скором времени связали невод шёлковый. Забросили тот невод в Ильмень-озеро первый раз - и вытащили рыбу-золотое перо. Выметали невод другой раз - и выловили ещё одну рыбу-золотое перо. Закинули невод третий раз – поймали третью рыбу-золотое перо.
Сдержал своё слово Водяной – хозяин Ильмень-озера, наградил Садка, пожаловал. Выиграл сирота-гусляр велик заклад, получил богатство несметное и стал именитым новгородским купцом. Повёл торговлю большую в Новгороде, а приказчики его торгуют по иным городам, по ближним и дальним местам.

Множится богатство Садка не по дням, а по часам. И стал он вскорости самым богатым купцом в славном Великом Новгороде. Выстроил палаты белокаменные. Горницы в тех палатах чудо-дивные: дорогим заморским деревом, златом-серебром да хрусталём изукрашены. Эдаких горниц отродясь никто не видывал, и наслыху таких покоев не было.
А после того женился Садко, привёл молодую хозяйку в дом и завёл в новых палатах почестен пир-столованье. Собирал на пир бояр родовитых, всех купцов новгородских именитых, позвал и мужиков новгородских. Всем нашлось место в хоромах хлебосольного хозяина. Напивались гости, наедалися, захмелели, заспорили. Кто о чём беседы громко ведут да похваляются. А Садко по палатам похаживает и говорит таковы слова:
– Гости мои любезные: вы, бояре родовитые, вы, купцы богатые именитые, и вы, мужики новгородские! Все вы у меня, у Садка, на пиру напились, наелись, а теперь шумно спорите, похваляетесь. Иной правду говорит, а иной и пустым похваляется. Видно, надо мне и о себе сказать. Да и чем мне стать похвалятися? Богатству моему и сметы нет. Золотой казны столько у меня, что могу все товары новгородские скупить, все товары – худые и хорошие. И не станет товаров никаких в Великом славном Новгороде.
Та заносчивая речь, хвастливая, обидной показалась всей застолице: и боярам, и купцам, и мужикам новгородским. Зашумели гости, заспорили:

– Век того не бывало и не будет, чтоб один человек мог скупить все товары новгородские, купить и продать наш Великий, славный Новгород. И мы бьёмся с тобой о велик заклад в сорок тысячей: не осилить тебе, Садко, господина Великого Новгорода. Сколь бы ни был богат-могуч один человек, а против города, против народа он – пересохшая соломинка!
А Садко на своём стоит, не унимается и бьётся о велик заклад, выставляет сорок тысячей… И на том пированье-столованье окончилось. Разошлись гости, разъехались.
А Садко на другой день вставал раным-ранёшенько, умывался белёшенько, будил свою дружину, верных помощников, насыпал им золотой казны полным-полно и отправлял по улицам торговым, а сам Садко пошёл в гостиный ряд, где торгуют лавки дорогими товарами. Так целый день с утра до вечера Садко, богатый купец, со своими верными помощниками скупали все товары во всех лавках Великого славного Новгорода и к закату солнышка скупили всё, как метлой замели. Не осталось товаров в Нове-городе ни на медный грош. А на другой день – глядь-поглядь – от товаров новгородские лавки ломятся, навезли за ночь товаров больше прежнего.

Со своей дружиной, с помощниками принялся Садко товары скупать по всем улицам торговым и в гостином ряду. И к вечеру, к закату солнышка, не осталось в Новгороде товаров ни на единый грош. Всё скупили и свезли в амбары Садка-богача. На третий день послал с золотой казной Садко помощников, а сам пошёл в гостиный ряд и видит: товаров во всех лавках больше прежнего. Ночью подвезли товары московские. Слышит Садко молву, что обозы с товарами из Москвы идут, и из Твери идут, и из многих других городов, а по морю корабли бегут с товарами заморскими.
Тут призадумался Садко, пригорюнился:
– Не осилить мне господина Великого Новгорода, не скупить мне товаров всех русских городов и со всего свету белого. Видно, сколь я ни богат, а богаче меня Великий славный Новгород. Лучше мне мой заклад потерять сорок тысячей. Всё равно не осилить мне города да народа новгородского. Вижу теперь, что нет такой силы-могущества, чтоб один человек мог народу супротивиться.
Отдал Садко свой великий заклад – сорок тысячей. И построил сорок кораблей. Погрузил на корабли все товары скупленные и поплыл на кораблях торговать в страны заморские. В заморских землях продал товары новгородские с большим барышом.
А на обратном пути на синем море приключилась невзгода великая. Все сорок кораблей, будто к месту приросли, остоялися. Ветер мачты гнёт и снасти рвёт, бьёт морская волна, а все сорок кораблей, будто на якорях стоят, с места тронуться не могут.

Современные фольклористы насчитали десятки упоминаний о сказании, посвященном смелому гусляру. Анализ сохранившихся текстов подтверждает – былина о Садко относится к древнейшим эпосам. Произведение причисляется к отдельному виду легенд под названием «Новгородские былины» и повествует о смелости и предприимчивости городского музыканта.

История создания

Как и в любом народном творчестве, установить автора сказки нет никакой возможности. Но благодарить за сохранность былины следует жителей Олонецкой губернии. Местный сказитель Василий Щеголенок рассказал о приключениях Садко фольклористам XIX века (имя ученых неизвестно).

Еще одним сказителем, поведавшем о гусляре-купце, был Андрей Пантелеевич Сорокин из деревни Новинка. Мужчина с детства работал на мельнице и слушал старинные сказания, которые пересказывали друг другу крестьяне. Версию былины Андрея Пантелеевича записал Александр Федорович Гильфердинг в 1871 году.

Третий источник легенды, дошедший до наших дней, - сборщик песен Кирша Данилов. Мужчина работал на заводе Демидова и по заданию работодателя собрал воедино исторические сказания, былины и песни.

Из-за большого количества рукописей былины отличаются друг от друга. Неизменным остается сюжет эпоса и подробное описание быта жителей Новгорода.

Есть вероятность, что талантливый гусляр существовал на самом деле. Купец Содко Сытинец, приложивший руку к строительству церкви Бориса и Глеба, схож с образом из древней былины. Мужчина тоже жил в Новгороде, добился успеха в торговле и нередко путешествовал по морю.


Впрочем, легко заметить схожесть Садко и с героем французской легенды. Храбрец по имени Садок совершает преступление и, убегая от наказания, переплавляется через Ла-Манш. На середине пути корабль попадает в бурю, которую останавливает только самоубийство героя.

Главный герой былины (и частично сюжет) - не уникален, о чем свидетельствуют схожие сказание других народов мира. У немцев это Зигфрид, у финнов - Вяйнемейнен, у французов – упомянутый ранее Садок и другие.

Биография

Садко вырос в бедной семье неподалеку от Великого Новгорода. Нигде в былине не упоминается внешность гусляра. Описание героя сводится к нескольким эпитетам – «буйна голова» и «уста сахарные». Это позволяет сделать вывод, что Садко обладает, как минимум, приятной внешностью.


Единственное, что приносит юноше деньги, – игра на любимых гуслях. Герой наделен музыкальным талантом и часто приглашается боярами на пиры и праздники.

Биография бедного гусляра меняется внезапно. Оставшись без заработка на три дня, герой отправляется на Ильмень-озеро. Присев на камень, Садко исполняет пару любимых мелодий. Этот ритуал юноша повторяет еще два раза в течение 9 дней.


После третьего концерта из воды выходит морской царь. Впечатленный мастерством парня, царь предлагает Садко вариант обогащения. Герой поспорит, что в озере водится золотая рыба, а выиграв спор, станет успешным купцом:

«Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины – золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!»

Все случилось, как и обещал царь. В один миг бедный гусляр превратился в обеспеченного боярина. Сытая и спокойная жизнь не приносит герою счастье. Во время очередного застолья Садко спорит с другими боярами, что с легкостью скупит все товары в Нижнем Новгороде.

Тут сказка об удачливом гусляре раздваивается. В оригинальной версии Садко проигрывает в споре. Как бы ни старался купец, с наступление утра Великий Новгород вновь полон товаров, привезенных с разных сторон света.


Легко проследить, как меняется характер главного героя. Изначально Садко предстает в образе простого парня, которому свойственны истинно русские черты: отвага, щедрость и хитрость. Но с появлением богатства новоявленный купец теряет связь с реальностью. Мужчина тягается в богатстве с целым городом и проигрывает спор. Покаявшись в гордыне, герой осознает собственное место в мире:

«Не я, видно, купец богат новогородский – побогаче меня славный Новгород».

Существует альтернативный конец эпоса. В нем купец Садко выигрывает спор и скупает все товары Новгорода, в том числе и осколки битой посуды. Время не стоит на месте, дело Садко процветает. Молодой купец закупает корабли и поставляет товар в Золотую Орду. В очередном путешествии на корабли надвигается буря. Знающие моряки утверждают, что необходимо заплатить дань морскому царю, иначе торговый флот потонет.

Садко жертвует собой, чтобы спасти груз и работников. Мужчина попадает в морское царство. Старый знакомый купца рад новой встрече. Царь подводного мира просит героя сыграть на гуслях. За подобными развлечениями проходит время. Понимая, что стал заложником, Садко обращается с молитвой к .


Покровитель путешественников нашептывает герою, как выйти невредимым из сложившейся ситуации. Все сбывается в точности, как предрекал православный святой. Садко притворяется, что сломал гусли. В награду за прекрасную игру морской царь предлагает купцу жениться на одной из трехсот дочерей. Мужчина выбирает в жены младшую - Чернавушку.

На следующее утро Садко просыпается в родном Новгороде. Корабли с товаром дошли до родины без помех. В благодарность за помощь Садко с женой выстраивают церковь Миколе Можайскому (Николаю Чудотворцу).

Экранизации и постановки

В 1897 году былина о Садко стала основой музыкального произведения. Оперу, название которой созвучно с именем главного героя, написал и поставил . История создания произведения достаточно долгая. Опера выросла из симфонической поэмы, которую композитор написал еще в 1867 году.

В разное время партию Садко исполняли Владимир Галузин, Владимир Алтынов, Виктор Луцюк, Драго Старч, Георгий Нэлепп и другие известные теноры.


В 1952 году состоялась первая и на данный момент единственная экранизация былины. Актеры, сыгравшие главные роли, - и - отмечены кинокритиками Венецианского фестиваля. Кинокартина «Садко» награждена «Серебряным львом» и номинирована на «Золотого льва».

В 1975 году сказкой заинтересовался «Союзмультфильм». Главные герои остались неизменными, но для зрелищности изменены детали. Садко предстает в образе скомороха, а Чернавушка - простая деревенская девушка. В остальном автор сценария оставил былину без изменений.


В 2018 году выходит новый анимационный фильм от студии «Мельница». В этой комедии режиссера Виталия Мухамедзянова Садко вновь предстоит совершить морское путешествие.

  • Имя героя пришло на Русь из Персии. Значение имени - царский друг или богатый гость.
  • В ранних сказаниях роль спасителя досталась Поддонной царице. Православный святой не фигурировал в первоначальных вариантах легенды.
  • Советский фильм «Садко» стал основой для американской кинокартины «Волшебные приключения Синдбада». Кинематографисты слегка переправили оригинальный вариант, так как имя былинного героя незнакомо американцам.

Цитаты

«Не волен я в сердце своем. Земной я. Ты уж прости меня, грешного. Что поделаешь - не судьба нам».
«Людей хотим посмотреть, себя показать, торговать с вами хотим».
«У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты».

Былина «Садко», содержание которой изложено ниже, была основана на песне о новгородском купце Садко Сытиниче. Также основой для написания произведения могли стать рассказы о том, как морской царь, желая удержать молодого парня в своих владениях, мечтает женить его на одной из своих дочерей.

«Садко»: краткое содержание

Главным героем произведения выступает бедный гусляр, зарабатывающий себе на жизнь игрой на гуслях. Его часто приглашают устраивавшие застолье богатые торговцы. Однажды в течение девяти дней парня не зовут ни на один пир. Его гордость задета, но он старается никому не показывать своей обиды.

Садко идет к озеру, на берегу которого начинает играть на любимых яровчатых гуслях. От его самозабвенной игры вода начинает «волноваться». Но гусляр не придает этому особого значения.

Проходит время, и парня опять не приглашают на гулянки. Он опять отправляется к озеру, на берегу которого отдается музыке. От звуков гуслей вода опять начинает бурлить.

На третий приход Садко к водоему происходит чудо. К нему из пучины морской выходит подводный царь, которому очень понравилась игра на гуслях.

Царь желает отблагодарить гусляра и предлагает ему поспорить с местными купцами: если Садко сможет поймать золотых рыб, то они отдадут ему лавки с дорогими товарами. Гусляр так и делает. На следующий день трое торговцев соглашаются поучаствовать в споре. Подводный царь подбрасывает парню в невод золотых рыбок, и тот выходит победителем. Купцы отдают ему три лавки.



Содержание «Садко»
далее повествует о том, как главный герой закатывает большой пир и приглашает на него новгородских купцов. Подвыпив, гости начинают хвалиться друг перед другом: у одного жена молодая, у другого казна большая, а у третьего конь удалой. Один Садко молчал. Заметив это, купцы поинтересовались, чем же может он похвастаться. На что гусляр гордо сообщает купцам, что сможет скупить все товары в Нижнем Новгороде. Такое заявление смутило всех присутствующих, и они бьются с ним об заклад: если он проиграет в споре, то отдаст торговцам 30 тыс. рублей.

Как не пытался наш удалой герой скупить все новгородские товары, ничего у него не вышло. Это преподнесло молодому человеку хороший урок. Он отдает купцам 30 тыс. рублей, а на оставшиеся деньги строит корабли и решает отправиться в плавание.

Доплыв до Золотой Орды, он выгодно продает весь скупленный в Нижнем Новгороде товар, от чего его капитал существенно увеличивается. Наполнив бочки золотом и серебром, парень направляется домой.

На обратном пути понимается страшный шторм. Это дело рук подводного царя, которому Садко давно не платил дани. Брошенные в море бочки с серебром и золотом не удовлетворили царя, ему нужна человеческая голова.

Садко садится плот и остается в море, а его дружинники целыми и невредимыми возвращаются в Нижний Новгород. Попав в подводное царствие, гусляр по приказу царя три дня кряду играет на гуслях, а государь танцует. Из-за плясок на море происходят сильные штормы и погибают люди.

К Садко приходит святой Микола Можайский и просит прекратить играть, на что парень отвечает, что не вправе ослушаться царя. Тогда Микола советует ему порвать струны на гуслях. Парень так и делает.

Повеселившийся на славу царь предлагает Садко взять в жены одну из его дочерей. Парень по совету святого оставляет свой выбор на Чернавушке. Проснувшись на следующее утро, гусляр оказывается дома. В благодарность он строит собор Святому Миколе Можайскому.

Былина «Садко» смотреть онлайн

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!