Монтаж электропроводки

Гераклит из эфеса. Гераклит: философия, основные идеи, высказывания Гераклит из эфеса

Гераклит из Эфеса (ок. 535 - 475 гг. до н.э.)
Древнегреческий философ-материалист, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. Первоначалом всего сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения, учения о «логосе», который истолковывался им как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность». Ему принадлежит знаменитое изречение
«Нельзя дважды войти в одну и ту же реку».

Наряду с Пифагором и Парменидом Гераклит определил основы античной и всей европейской философии. Гераклит рассматривал само бытие как тайну, загадку.

Коренной житель Эфеса, он принадлежал к древнему аристократическому роду, восходящему к основателю Эфеса Андроклу. Благодаря происхождению обладал рядом «царских» привилегий и потомственным жреческим саном при храме Артемиды Эфесской. Однако в то время власть в Эфесе уже не принадлежала аристократам.

Философ не участвовал в общественной жизни, отказался от своих титулов, резко отрицательно отзывался о городских порядках и презрительно относился к «толпе». Законы города считал столь безнадежно плохими, что отказал согражданам в просьбе дать им новые, заметив, что лучше играть с детьми, чем участвовать в государственных делах.

Гераклит не покидал Эфеса и ответил отказом на приглашения афинян и персидского царя Дария

Главный труд философа -книга «О природе» сохранилась в отрывках. Она состоит из трех частей: о природе, о государстве и о боге, и отличается оригинальностью, образностью и афористичностью языка. Основная идея заключается в том, что в природе нет ничего постоянного. Все подобно движению реки, в которую нельзя войти дважды. Одно постоянно переходит в другое, меняя свое состояние.

Символическим выражением всеобщего изменения для Гераклита является огонь. Огонь есть непрерывное самоуничтожение; он живет своей смертью.

Гераклит ввел новое философское понятие -логос (слово), подразумевая под этим принцип разумного единства мира, который упорядочивает мир при помощи смешения противоположных начал Противоположности находятся в вечной борьбе, порождая новые явления («раздор есть отец всего»). Человеческий разум и логос имеют общую природу, но логос существует в вечности и управляет космосом, частицей которого является человек.

Традиция сохранила образ Гераклита -одинокого мудреца, презиравшего людей (и тех, кто славился мудростью) за непонимание того, что они сами говорят и делают.

Его изречения часто подобны фольклорным загадкам или словам оракула, который, по словам Гераклита, «и не говорит, и не утаивает, а подает знаки». Полагают, что, написав свое сочинение нарочито темно и отдав его на хранение в храм Артемиды, Гераклит будто бы хотел уберечь его от невежественной толпы.

Изречения Гераклита обнаруживают продуманное строение, особую поэтику. Они насыщены аллитерациями, игрой слов, характерных для строя внутренней речи, обращенной не столько к другим, сколько к себе, готовой к возвращению в стихию мыслящего молчания.

Быть, по Гераклиту, значит постоянно становиться, перетекать из формы в форму, обновляться, подобно тому, как та же самая река несет новые и новые воды. Другой метафорой бытия оказывается у Гераклита горение, огонь. Единое бытие словно разгорается множеством сущего, но и гаснет в нем, равно как и сущее, разгораясь бытием, гаснет в его единстве. Еще одна метафора того же самого - игра: каждый раз новая партия все той же самой игры.

Расцвет жизни Гераклита (ок. 544-480) приходится на время, когда на Ближнем Востоке, граничил с ионийским побережьем где господствовали персы. Гераклит происходил из аристократического Эфесского рода Кодритив. Он должен был принять в наследство должность архонта — басилевса, но отказался в пользу своего брата. В конце жизни он даже отказался и от участия в политической жизни полиса.

Целостных произведений Гераклита сегодняшний день исследователи не имеют. Известно, что ему принадлежал произведение под общим названием «О природе», которая делилась на три части: «О Вселенной», «О государстве», «О божество».

Собственно произведений Гераклита мы не имеем — не пришли цельные тексты. Из различных источников сохранилось и засвидетельствовано более ста фрагментов и отрывков (126 действительных и 15 сомнительных). Предполагается, что философ не имел целостного произведения, а лишь определенные записаны высказывания. Однако более поздние философы и доксографы настаивают на существовании именно книг с уже упоминавшимися названиями (А. Т., С. 15).

Фрагменты книг Гераклита отличаются оригинальностью содержания, краткости изложения, вполне вероятно — в образной и афористической форме. Отсюда пытаются выводить причины сложного осознание читателями произведений, а затем — «темноты» философичности Гераклита (определенные жизненные и общественные обстоятельства побудили к развитию пессимистического восприятия философом жизненных событий. Древние также называли Гераклита «плачущий»).

Помощь «темноты» стиля Гераклита тесно связано не только с формой изложения, но и со смыслом. Философ, пытаясь словесно воспроизвести обозримую ему истину, пользовался сочетанием противоречивых, противоположных по значению понятий. Этим приемом он намеревался отразить противоречивую сущность уже самих вещей, предметов объективного мира.

Стиль, которым пользовался Гераклит, и который имел своеобразный характер торжества, называется «иератическое» (стиль жрецов и религиозных деятелей).

По логико — филологическими особенностями стиль философа определяют как «антитетично», когда противопоставляются отдельные слова и предложения.

Безусловным причиной «темноты» стиля определяют также особенности мировоззрения философа, его личностные черты.

По определению Аристотеля Гераклит принадлежал к так называемым первым «философов природы» — натурфилософов, или «фисиологив». Понятно, что вопрос натурфилософии составляют сердечную звено в наследстве философа.

Натурфилософия Гераклита является во многом развитием идей милетцы. Однако ни о каком подражания не может быть и речи — мы имеем дело с вполне самостоятельным философским явлением. Существенным связующим фактором милетцы с Гераклитом есть натуралистический принцип объяснения явлений действительности с стихийного материального начала — воды, алейрон, воздуха, огня. Однако у Гераклита мы уже наблюдаем преобладание черт «философа — товарища мудрости», а не ученого естествоиспытателя На первый план у мыслителя выступает не счет, НЕ измерения, НЕ геометрия, не универсальны ремесло, а исследования умственных способностей, космоса, закона.

Таким стихийным материальным космотворчим элементом у Гераклита возникает Огонь, противоречивая в себе сущность, постоянно меняющееся и преходящее собственными проявлениями первоначала. Рассматривая первоначала философ следует мысли о вечности (в указанном ранее контексте) как материи, так и движения. Именно таким образом он пытается совместить неизменную целостность естественного единства с кажущейся всеобщей изменчивость и подвижностью. Для фактора такой всеобщей изменяемости и вечной материи Гераклит пытается найти диалектическое объяснение.

Космос в целом и все, что находится в нем философ объявляет видоизменением первоогня, следствием его сгущения и разрежения (общий с милетцы средство объяснения поставання вещей): «Этот космос, тот же для всех, никто ни из богов, ни из людей не создал, а вечно был, есть и будет огонь вечно живой, вспыхивает мере и степени угасает» (А. Т., С. 62, Ф- 30).

«Огонь» переходит в противоположные стихии. Именно он является вещественным носителем всеобщей текучести и изменений. Его «жизнью» является сгорания, угасание, постепенное превращение в воздух, воду, землю (пепел). Однако эти элементы являются исключительно мертвыми стихиями по первоогня, их жизнь определяется лишь переходом в свою противоположность: «1) Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью, земля — воды; 2) Огня смерть — воздуха рождения, и воздуха смерть — воды рождения; 3) С земли вода рождается и с воздуха — огонь и наоборот» (А. Т., С. 98, Ф -76).

Возгорание (разрежение) огня является его жизнью. Это означает «путь вверх», и вместе с тем гибель всех вещей. «Путь вниз» является «умиранием», или затуханием огня, что приводит к возникновению вещей. Эти процессы — возгорания и затухания (угасание) — происходят одновременно и циклически, в постоянных «мерах»: «Путь вверх — вниз тот же» (А. Т., С. 89, Ф -60). Такой взаимопереход огня в многообразие единичных вещей предстает противоречивым единством: «На огонь виминюеться все, и огонь — на все, как на золото товары и на товары золото» (А. Т., С. 108, Ф -90); «Вращение огня: сначала море, а ведь море — пополам земля, пополам — Престер… < земля > расплывается в море, а море расплывается согласно тому же логосом, что и сначала мало, пока не стало землей» (А. Т., С. 66, Ф -31).

Согласно основными качествами огня Гераклит определяет и основные диалектические отношения первоначала «огня» в собственных проявлений:

Возникновение Космоса (возникновение вещей) является «недостатком» (нуждой) огня; гибель Космоса (мировой пожар) является избытком и достатком;

Гераклит учит, что вращение событий возникновения и гибели Космоса, которое увенчивается мировым пожаром, происходит что 10800 лет.

Такое вращение событий лишено фактора развития (прогресса), после мерной пожара наступает новый Космос, который вполне воспроизводит во времени предыдущего. Это обусловлено признанием Гераклитом отсутствии цилеспря — мовуючои цели, цели совершенствования — безразличный, причастен к человека космический круговорот повторяется вне всякой цели: «Вечность — ребенок, играет, играя в Песси: царство ребенка». («Пессея — игра, напоминающая шахматы или шашки, когда по доске передвигали камни или кости»; А. Т., С. 83, Ф- 52);

Как и в Анаксимандра, боги у Гераклита нет никаких отношений и влияния на космотворчий процесс возгорания и угасания огня;

Люди имеют ложные — мифологические, воображения относительно возникновения мира и его существование.

Одновременно с фисиологичною направленностью учения, Гераклит огня жизненной силы, которая больше напоминает креативную духовную свойство. Огонь насыщает «душой» все вещи, которые возникают с огня, таким образом, сплошь весь Космос выступает как одушевленное действительность: «Если бы Солнца не было, несмотря на другие звезды, была бы ночь» (А. Т., С. 115, Ф- 99). Именно в этой композиции смыслов Гераклит уподоблюе Солнце с Логосом (Словом), учение о котором имеет такое же важное значение для его философии, как и учение об огне. Большинство исследователей соглашаются на том, что именно Гераклит применил это слово в качестве философского термина.

А. Тихолаз, со ссылкой на В. Гагре, приводит такую несколько значений удивительно полисемантичного древнегреческого слова «логос», которое имело применение во времена Гераклита: «1) что-то произнесенное, высказанное; 2) идея, или смысл, содержание; 3) точка зрения, мысль, то, что имеется в виду, «в голове»; 4) основание («на каком основании»); 5) суть, реальный смысл; 6) степень; 7) соотношение, пропорция; 8) общий принцип или правило; 9) умственная способность; 10) сущность чего-либо…» (А. Т., С. 35). Тем или иным образом эти значения имеющиеся в интерпретациях фрагментов Гераклита

По общему определению, Логос — это неистребимый, неизменный закон, закономерность, или мера изменчивости и изменчивых вещей. Именно он определяет отношение огня к собственным видоизменений и состояний. И если огонь следует признавать стихию мирового единства, то свидетельствует нам за это Логос: «Не мне, но к логосу прислушиваясь, мудро признать, что все едино». (А. Т., С. 80, Ф -50).

Этом единстве логос сообщает не только форму закона, определенности, но и справедливости мира огня. Он действует как упорядочивая мудрая сила, подобная философском божеству, которому уже подчиняется весь предыдущий пантеон мифологических богов: «Солнце не перейдет надлежащей степени, потому Эринии, Правды (Дике) помощницы, найдут» (А. Т., С. 112, Ф- 94).

Гераклит в разных фрагментах дает время отличительные черты логоса, но учитывая указанную полисемантику значение, все отличительные черты становятся лишь дополнениями к целостного представления философа о характере мирового закона. Логос является скрытым, не очевидно законом, который правит миром. Он скрыт не только в мнимых видчуттевих явлениях, но и для ума людей и их души: «В этом логоса, существует вечно, не понимают люди ни перед услышат, ни сначала услышав; потому хотя все происходит согласно этому логосом, они напоминают бессознательных того, даже сталкиваясь с такими словами и делами, о которых я говорю, раскладывая каждое согласно природе и показывая, как дело имеется А в отношении других людей, то они не осознают того, оказывающих наяву, так же, как виденное во сне забывают» (А. Т., С. 43, Ф -1); «Меж души не отыщешь, каким бы путем ты шел: такой глубокий логос имеет» (А. Т., С. 78, Ф -45).

Еще один, но уже теологический аспект логоса находим во фрагменте, в котором сувьязно Гераклит высказывается и о божестве — совершенство, и об огне — единство, и о логос — закон, отличный от всех вещей, но родственный с ними тем, что ими руководит: «Одно, единственное мудрое не желает и желает называться Зевсовым именем» (А. Т., С. 69, Ф -32).

И в учении об огне, и в учении о Логосе Гераклита мощной основой возникают диалектические мотивы. Все же стоит отметить, что вопросы диалектики в творчестве Гераклита время истолковываются без учета исторические задачи самого философа. Во многом этому поспособствовал именно «темный» стиль философа, но и наложение чисто филологических опытов Гераклита и их последствий на действительность привели к излишней онтологизации его высказываний.

Мнение о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с антитетическим пониманием самого процесса движения. Философ утверждает, что по наблюдению движения и сплошной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, который единственно может выразить путем противопоставления понятий, соответствующих противоположным состояниям. Следовательно, следует одновременно утверждать, что, Во-первых, существование предмета определяется его подвижностью, и, во-вторых, тот же предмет не существует в определенной степени, поскольку он постоянно претерпевает изменения. Такими кажущееся носителями текучести Гераклит называет движение и изменение, возникновение и уничтожение, изменение вещей и поколений людей.

В постоянном изменении противоположностями находится все, что подпадает под определение «смертной существа». Противоположности вроде обмениваются в процессе возникновения и уничтожения, приближения и удаления, рассеяния и скопления. Обмен противоположностями происходит даже на уровне космотворческих начал — Огня и Логоса: «До тех самых рек невозможно войти дважды [ по Гераклиту; и невозможно дважды коснуться смертной существа в том же состоянии, однако внезапность и скорость изменений ] распыляет и снова собирает (а лучше сказать снова и не после, но одновременно образуется и меньше) и приближается и удаляется» (А. Т., С. И09, Ф -91).

Для Гераклита существо вещей подвижная, сущность бытия действенная. Все, что движимое — живет; все, что живет — движимое. Спокойствие не является существенным свойством. Отсутствие движения свойственна только неживом, мертвому: «Родившись, стремятся жить, чтобы смерть, а точнее — покой, и детей по себе оставляют, чтобы смерть родилась» (А. Т., С. 58, Ф -20); «Смерть — все, что по пробуждении видим, все, что во сне — сон» (А. Т., С. 58, Ф -21).

Все живое может находиться только в относительном покое. Пара противоположностей движения и покоя определяют пару противоположностей вечного живого (странным образом неизменного, нерожденного, постоянного) движения и переменного смертного мира вещей. Именно эти космические противоположности образуют найча — ровную гармонию, лишенную диссонанса и отрицательной разрушения: «Враждебное смиряется, и с расходящихся — самая обаятельная гармония» (А. Т., С. 47, Ф -8). Подобных примеров, раскрывающих противоречивую существо космоса, даже в фрагментарной наследии Гераклита существует много: «Сочетание: целое и нецелое, согласованным — расходящееся, и со всего — одно, и из одного — все» (А. Т., С. 49, Ф -12); или образец поэтические проявления противоречивой природы бытия — «Они не понимают, каким образом ворожуюче согласуется: обратная гармония, как в лука и лиры» (А. Т., С. 81, Ф -51). Выявление, осознание противоречивой природы вещей является делом познания как философской деятельности.

Гераклит — один из первых древнегреческих философов, кто стал рассматривать вопрос познания как основополагающее задача философа и философии. Он четко отмечает трудности, которые сопровождают человека в познании, подчеркивает неисчерпаемость предмета изучения: «Большинство не понимает того, с чем сталкивается, даже научившись, однако, что-то думает» (А. Т., С. 56, Ф -17). Задача философского познания существа вещей заключается в определении истинности определенного пути познания. Простое добавление и сборка знаний не может обеспечить именно достижения истины: «Много знать должны мужи философы» (А. Т., С. 71, Ф -35), однако — «Багатознавство уму учит: ведь было бы научила Гесиода и Пифагора, и Ксенофана с Гекатея» (А. Т., С. 74, Ф- 40). Таким образом, многознание не становится тождественным умственной способности к познанию, это является своеобразным типом отношения к действительности.

Рассуждения является чем-то отличным от синкретического мировосприятия, которое основывается исключительно на видчуттевости. Источником такого рассуждения становится не природная стихия или мифологических божество, а Логос, который является общим для всех, однако не очевидным законом порядок и мышления. Чувственное знание Гераклит определяет как недостаточное, обремененное тяжелыми по огня- души стихиями: «Плохие свидетели глаза и уши для людей, имеющих варварские души» (А. Т., С 121, Ф -107). He варварская «Душа имеет самовозрастающая логос» (А. Т., С. 130, Ф -115), то есть деятельность, которая бы имела самостоятельный характер рассуждения, деятельность, отличную от НЕ- самовозрастающей видчуттевости, поскольку оно всецело зависящее от внешних текучих предметов восприятия.

Одновременно философ не возражает правомочности чувственного познания в том случае, когда оно согласуется с умственным самозростанням, или же — мышлением. Мышление является завершающим этапом двухступенчатого пути приобретения знаний — чувственного и умственного, которое увенчивается познанием самого себя: «Я пытался понять (исследовал) самого себя» (А. Т., С 116, Ф- 101).

Теги: ,

Гераклит – излюбленный объект исследований как у древних биографов, так и у современных ученых. Они пытались отделить темное философское учение от не менее темной и таинственной биографии. Отсюда и прозвище философа – Гераклит Темный или Гераклит Мрачный. Ключевым моментом при исследовании жизни, а особенно смерти, этого философа стала необычайная антипатия, переходящая в ненависть, которую он вызывает в душах читателей и биографов.

Враждебность, понятная в определенной степени, достигает беспрецедентных высот, когда Гераклит умирает, погребенный в экскрементах. Чтобы понять эту смерть, следует подробно рассмотреть традиционную биографию Гераклита, поскольку важна реакция биографов на толкование философских трудов Гераклита и их интерпретация для истинного понимания жизни и подробностей смерти этого человека-загадки.

Детство и юность

Гераклит родился в городе Эфесе (земли, принадлежащие нынешней Турции). Точная дата рождения философа неизвестна, примерно 540 г. до н.э. Традиционно Гераклит считается потомком правящей семьи Андрокла, по другим источникам, имя отца философа – Геракон или Блосон. В детстве мальчик ничем не отличался от сверстников, играл с другими мальчишками в бабки (аналог игры в кости).

Вот только перспектива унаследовать власть отца юношу не радовала. По свидетельствам историков, он отказался от права наследования в пользу брата, а сам жил и предавался философским размышлениям в храме богини Артемиды, продолжая периодически играть с ребятишками в кости.

Сведения о жизни и учении философа из Эфеса дошли до наших времен из трудов , который выступал в роли биографа философов древности. Диоген в ранних текстах трактовал этот поступок как доказательство великодушия Гераклита, а позднее называл гордостью, высокомерием, надменностью или даже презрением.


Благодаря этим чертам характера Гераклит впоследствии стал мизантропом. Таким образом, понимание трудов и философии Гераклита начинается с этих личностных качеств. Ни учителей, ни последователей у Гераклита не было, разве только Кратил из города Афины.

Гераклит часто говорил о том, что учителя не научат учеников мудрости, иначе научили бы и Ксенофана, и . Еще одно изречение гласит, что Гомер заслуживал того, чтобы его преследовали и избивали палкой на поэтических конкурсах. Это демонстрирует доминирующие черты характера и личности Гераклита – высокомерие и презрительное отношение к людям. Причина такого отношения проста – эти люди не достигли мудрости, по мнению Гераклита.


Философ с юности считал окружающих людей необразованными и глупыми. В беседах других философов участия не принимал, на все имел собственные взгляды с явным экстремистским уклоном, о чем свидетельствуют дошедшие до нас выражения философа. Подтверждением также служат основные идеи философа о том, что источник развития в мире – война, а смерть одного существа дает жизнь другому. Позднее меланхолика-Гераклита ставили в противоположность смеющемуся мудрецу .

Философия и учение

Взгляды Гераклита таинственны и неоднозначны. Практически все его работы имеют двусмысленное трактование. Кроме того, до современности не дошли оригиналы работ, о мировоззрении известно только из трудов других философов и ученых. У Гераклита было собственное понимание мудрости. Он не выражал мысли прямо - только в форме загадок или намеков. Отсюда и пошло второе прозвище Гераклита - философ-поэт, он не писал в стихах, но его мысли были столь метафоричны, что напоминают поэтический слог.


Способность понять работы философа имели только глубоко образованные и аналитически мыслящие люди. Даже писал о том, что разобрал лишь незначительную часть идей Гераклита, но нашел их прекрасными. Кроме того, эфесский философ изобрел неповторимый подход: сложные идеи доносить в форме крайне упрощенных примеров, как правило, это были происходящие в природе процессы.

Так последователи самостоятельно приходили к задуманной философом мысли или даже собственным неповторимым умозаключениям. Вкладом Гераклита в развитие древнегреческой философии стало введение универсалии «логос». Изначально под термином понималось как «изречение», так и «смысл». Сейчас логос отражает смысл бытия и закономерности всего существующего.


Гераклитовское учение о логосе представляет собой отражение картины мира, где гармония сохраняется наряду с динамичностью. Так, в учении философа всемирная гармония представляет собой космический Логос. Но человек не в состоянии понять его и считает свое слово, собственный Логос, выше всеобщего.

Гармоничность же заключается во всеединстве: как говорил Гераклит, «все течет», материя трансформируется в различные формы, но Логос остается постоянен. Продолжением этой мысли стала цитата «Дважды в одну реку не войдешь». В наше время это выражение приобрело новый смысл, но по-прежнему отражает авторскую философскую мысль.


Постоянное изменение и трансформацию материи и субстанций Гераклит называл мировым течением и полагал, что все в мире не только претерпевает постоянные трансформации, но и имеет противоположности. Диалектику души человека философ представлял так: душа состоит из двух компонентов – благородного (огонь) и неблагородного (вода). Именно огонь у Гераклита был первоначалом.

Гераклит вводил также понятие «мирового пожара», в котором разрушается космос, чтобы снова возродиться. Теорию уничтожения космоса опровергал в XVIII столетии, а Шлейермахер не признавал огонь первоначальной стихией. В противоположность гераклитовским законам трансформации материи основные идеи другого древнегреческого философа - Парменида, жившего в тот же период времени, заключаются том, что материя неизменна, постоянна и однородна.


В IV столетии до н.э. сторонники натурфилософии , вложили новое значение в термин «логос», лишив его онтологического смысла. А последователи школы стоицизма вернули Логосу космическую сущность. Кстати, термин «космос» тоже ввел Гераклит. Часть исследователей относит Гераклита к ученым-естествоиспытателям, а не философам. Это объясняется тем, что единственная работа Гераклита, дошедшая до наших дней, называется «О природе».

Работа имеет вид сотни отдельных фрагментов высказываний, интерпретацией которых занимался филолог Герман Дильс. В труде «О природе» Гераклит заложил основы теории атомизма. Вклад в науку Гераклита стал преждевременным, по мнению некоторых авторов. Ученый ввел понятие атома как мельчайшего структурного элемента, разрешая парадоксы элеатов, философ разработал концепцию дифференциального исчисления.


По его представлениям, даже душа человека состоит из атомов, которые после физической смерти трансформируются в другую материю – так называемая теория атомизма. Гераклитовская анатомия человека соответствует строению мира: тело построено из таких же атомов, что и мир вокруг, а главный орган человеческого тела – желудок. Законы природы физического мира и человеческой души, открытые Гераклитом, легли в основу милетской школы, представителями которой были Пифагор, Фалес.

Личная жизнь

Проблемы Гераклита в отношениях с обществом, заключающиеся в его презрении к людям, наложили отпечаток и на личную жизнь философа. Гераклит не имел жены и детей, поскольку жизнь провел в храме вечно молодой и невинной богини плодородия Артемиды. Учеников, как таковых, Гераклит, тоже не имел – проблемы познания мира, которые он затрагивал в своих трудах, ученые оценили лишь после смерти философа.

Смерть Гераклита

Современников и исследователей Гераклита возмущают не столько образ жизни, мировоззрение и взгляды Гераклита, сколько подробности смерти философа. По свидетельствам легенд, Гераклит умер, обмазавшись навозом, другие рассказы гласят о том, что его тело разорвали собаки.


Наиболее достоверным источником информации считаются записи , где говорится о том, что причиной смерти философа стала водянка живота (заболевание, при котором в брюшной полости скапливается избыток жидкости вследствие заболеваний почек и сердца).

Библиография

  • Натурфилософская теория атомизма
  • Первоначальная форма диалектики
  • «Музы»
  • «О природе. Часть 1. О Вселенной»
  • «О природе. Часть 2. О государстве»
  • «О природе. Часть 3. О богах»
  • «Правило негрешимое уставу жить»

С именем Гераклита из Эфеса (540-480 гг. до нашей эры) связано еще одной сильной философской школы Древней Греции. Сохранилось около 130 фрагментов из труда Гераклита, который, согласно одним источникам, назывался "О природе", согласно другим - "Музы". Гераклит объяснял естественным образом такие природные явления как ветер, молнии, гром, зарницы и другие. Основой всего Гераклит считал огонь. В его понимании огонь, с одной стороны, подобен праматерии у представителей милетской школы и является как первоосновой мира ("архе"), так и основным элементом ("стойхейрон"). С другой стороны, огонь является для него наиболее адекватным символом динамики развития, постепенности постоянных изменений. Об этом свидетельствует, например, его изречение, что мир "возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе". Рядом с подчеркиванием материальной основы всякого бытия и с констатацией бесконечности этого материального принципа исследователи находят у Гераклита и мысль. Подчеркивающую бесконечность материи в историческом смысле слова и очевидное объяснение ее несотворимости и неуничтожимости: "Этот мир, который для всех не сотворил никто из богов, но всегда есть и будет вечно живым огнем, разгорающимся согласно мере и угасающим согласно мере". В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко. Разумеется, диалектика здесь не излагается в ясных и упорядоченных понятиях, это скорее отдельные гениальные наблюдения. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип все течет (ПАНТА РЕИ). Постоянных ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Разнообразие проявлений существующего мира Гераклит объясняет изменениями, происходящими в исходной "праматерии". Одна материя, согласно его взглядам, "живет смертью" другой. Таким образом, Гераклит весьма близко подходит к пониманию "творческого отрицания". Очень важное значение во взглядах Гераклита придается, используя современный термин, детерминизму, т.е. всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью (НИКЕ). С понятием необходимости весьма тесно связано понимание закономерности - закона (ЛОГОС). Логос, по Гераклиту, так же вечен, как и несотворенный и неуничтожимый мир. Как мир, так и праматерия и логос существуют объективно, т.е. независимо от человеческого сознания. Гераклит одним из первых обращает внимание на характер человеческого сознания. Познание, согласно его взглядам, стремится постичь сущность, т.е. логос. Значительное внимание он уделяет отличию "многознания" от подлинной мудрости. "Многознание" в отличие от подлинной мудрости не способствует действительному познанию принципов мира. Человеческое сознание - душа (ПСИХЕ) - подчинено логосу. Гераклит придавал значение оценке отношения мира к познанию. Он подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда релятивны. Он отмечал также относительность повсеместно употребляемых понятий: "Прекраснейшая из обезьян отвратительна, если сравнить ее с человеческим поколением". Т.о. гераклитова философия представляет собой не цельную теоретическую систему диалектического похода к миру, но, по крайней мере, здесь можно говорить об интуитивном объяснении сущностных черт диалектики. Наиболее видным из учеников Гераклита был Кратил. Как делают вывод авторы книги "История философии в кратком изложении" Кратил, довел мысли Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего сказать. Релятивность познания и оценки, выявленная Гераклитом, приводит Кратила к абсолютному релятивизму.

Гераклит – один из первых древнегреческих философов, отец – основатель научной диалектики, считал, что все в мире непрерывно меняется и в результате этого противоположности притягиваются.

Сведения о жизни ученого чрезвычайно скудны, да и он не любил о себе распространяться, а умозаключения подавал в завуалированной непонятной окружающим форме. За это, а также за пребывание в крайней меланхолии и ипохондрии современники называли его «Мрачным».

Что известно о биографии философа?

Достоверным фактом является то, что Гераклит появился на свет в городе Эфес, что находится на территории государства Турция. Считается, что родился он в середине шестого века до н.э., примерно в 544-541 гг. Такие выводы сделаны на основании того, что во время 69-ой Олимпиады Гераклит достиг возраста полного расцвета – «акме», т.е. около 40 лет.

Он имел высокое происхождение, т.е. относился к династии «басилевсов», т.е. его предки выполняли в обществе функции и правителя, и жреца. Именно его ближайший предок основал город Эфес, а представители последующих поколений правили городом и вершили суд.

Но еще в молодости Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких должностей в пользу брата, а сам поселился при храме Артемиды и занялся размышлениями и умозаключениями.

Кстати, именно этот известнейший в мире, как одно из чудес света, храм сжег в 356 г до н.э. некто Герострат, желавший получить вечную славу и память у потомков.

Диалектика в понимании Гераклита

Научные идеи и выводы Гераклита соответствовали философам ионийской школы, которые считали, что окружающий мир состоит из четырех стихий, главной из которых является огонь. Так и в учениях Гераклита особое место занимает логос – огонь – первооснова бытия. Именно огонь является и началом, и концом существования, он разгорается или утихает по мере надобности. В результате каких-либо природных катаклизмов разгорается мировой огонь, который уничтожает все живое и на земле, и в космосе, но лишь для того, чтобы на очищенном пространстве зародить новую жизнь.

Именно этому философу принадлежит честь употребления слова КОСМОС в современном его понимании – Галактика, Вселенная.

В основе диалектики Гераклита лежит – постоянная связь всего сущего в мире, борьба и притяжение противоположностей и вечная непрерывная изменчивость мира.

Мир – постоянен и вечен, но в то же время и вечно изменяющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли и воздуха. Именно Гераклиту присуждают высказывания о том, что все течет, все изменяется, а также, что в одну и ту же реку нельзя войти дважды.

Противоположности в одно и то же время отталкиваются и борются, но и сходятся: день сменяется ночью, жизнь переходит в смерть, добро и зло меняют циклично друг друга в круговерти людской жизни. Но этот постоянный круговорот имеет границы, ритм и темп.

Основная сила, управляющая судьбами земли и людей – это некий вселенский разум, высшие силы и справедливость. Гераклит называл эту субстанцию «ценностью ценностей» и отождествлял с Логосом – огнем.

ОН также считал, что чувства нас постоянно обманывают: то, что кажется неподвижным и статичным, меняется невидимо глазу и находятся в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Пребывая в постоянной меланхолии и ипохондрии, Гераклит оплакивал поведение своих сограждан, упрекая их в неумении правильно распорядиться своей жизнью. За это он получил еще одно прозвище «Плачущий».

Он мучился в бессильной ярости от людской глупости и невежества, нежелании меняться и менять свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет размышлять и учиться чему-то новому, кто предпочитает богатства земные богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа – лучший учитель для человека, и каждый может учиться и совершенствоваться, приложив совсем немного усилий.

Причем, очень интересны размышления философа о состоянии человеческих душ. По его мнению, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому и не имеют собственного мнения и легко поддаются влиянию извне. Души людей подлых и глупых состоят из воды, и чем больше воды, тем больше отрицательных качеств в человеке, а души людей благородных и добрых – сухи, они тождественны с Логосом – огнем и способны излучать свет изнутри.

Взгляды на политику и религию

На общественное устройство Гераклит имел свое особое мнение: он не был сторонником ни демократии, ни тирании. Людскую толпу он считал неразумной и подверженной влиянию, чтобы позволить ей управлять государством и общественной жизнью.

Глядя на людей, как невежественных зверей, нежелающих улучшать свою жизнь и получать новые знания, он уподоблял их прирученным животным, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но становятся дикими, получив желанную свободу.

Существует легенда, что когда жители города Эфес обратились к Гераклиту с просьбой составить свод справедливых законов, он отказал, сказав, что вы – дурно живете потому, что не можете жить по другому. А также отказал и жителям Афин, и даже царю Персии Дарию, не желая покидать свою Родину и своих сограждан, которых он в большинстве своем презирал.

Кроме того, Гераклит считал, что не Боги создали этот мир, а стихии и главной среди них был огонь. Он отвергал существование олимпийцев и не верил в богов, но во главе жизни ставил природу. При этом философ считал, что ему открылась единственно правильная истина, он достиг огненного просветления и победил свои недостатки.

Гераклит был уверен в собственной уникальности и считал, его имя будет жить вечно, пока существует человечество из-за его учений о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Учение Гераклита, дошедшее до наших дней, – это трактат «О природе вещей». Оно не сохранилось полностью, но около двухсот цитат из него были найдены в трудах Плутарха, Диогена, Дионисия, и . Этот труд содержал в себе три большие части: первая – об устройстве Вселенной, вторая – о системе управления государством и его устройстве, а третья – о боге и душе.

Как уже было сказано ранее, Гераклиту было свойственно высказываться аллегорически, подавать свои выводы в перефразированном виде, довольно запутанном и непонятном для современников. Именно поэтому нам и не всегда понятен глубинный смысл его умозаключений.

Уход от общества и смерть

Неожиданно для всех окружающих Гераклит покинул город, удалился от всех людей и повел жизнь отшельника. Он не появлялся в городе, а жил тем, что давала ему природа. Питался лишь травой и кореньями. Считается, что он умер от полученной водянки, поскольку обмазался толстым слоем навоза, в тщетной надежде, что жар от него выделил излишнюю влагу из тела и наделит его огненным здоровьем.

Такое поведение философа некоторые исследователи считают подтверждением его склонности к зороастризму, с которым он был хорошо знаком.

Точная дата смерти не известна, но исследователи склоняются к приблизительным датам в районе 484-481 г до н.э.

Гераклит при жизни почти не имел учеников, одним из его известных последователей являлся Кратил. В «Диалогах» Платона он выступает в роли отрицающего все существующие философские учения и заявляющий о том, что нет ничего определенного и изученного в природе.

Идеи Гераклита были близки стоикам (Сократу, Диогену и другим). История сохранила для нас образ Гераклита – мудрого, но замкнутого, высокомерного и одинокого, презирающего людей за их невежество и нежелание меняться.

Ученые исследователи, расшифровав некоторые высказывания философа, высказывались о нем, как о пессимисте, который скорбел о быстротечности жизни и неумении распорядиться ею правильно.

Современники наделили философа ярлыками- «Плачущий», «Темный», «Мрачный».

Но многие античные философы относились к нему с искренним уважением и почитанием. Например, в своей небольшой сценке Аристотель показывает Гераклита совершенно другим, нежели привыкли его видеть современники.

Чужеземные странники хотели увидеть великого философа и подошли к его жилищу, но остановились на пороге, пораженные бедностью жилища и убогим одеянием человека, который грел свое тело в лохмотьях у очага.

«Входите, не бойтесь, ибо и в бедном жилище- обитают боги»- сказал им Гераклит. Философ всегда изъяснялся непонятно, давая возможность додумать его мысль самостоятельно. Так, и понятие ЛОГОС не только огонь, но и СЛОВО, РЕЧЬ, ОТЧЕТ, СОЧИНЕНИЕ, ЧАСТЬ ЦЕЛОГО.

Может быть, философ хотел донести до потомков, что Логос – это именно то, что позволяет объединить разрозненные части в единое целое.