Электропроводка

Самоназвание абхазов. Происхождение абхазского народа. Быт и занятия

Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

Абхазы - (самоназвание апсуа) автохтонное население Кавказа.

Литература: Джанашиа Н. С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960; Инал-Ииа Ш., Абхазы, 2 изд., Сухуми, 1965; Чурсин Г. Ф., Материалы по этнографии Абхазии, Сухуми, 1956. См. также лит. к статье Абхазская АССР. Абхазы / отв. ред. Ю.Д. Анчабадзе, Ю.Г. Аргун; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Абхазский ин-т гуманитарных исследований им. Д.И. Гулиа. - М.: Наука, 2007. - 547 с. - (Народы и культуры). Здесь читайте следующие материалы:

Смирнова Я.С. Абхазы

АБХАЗЫ (самоназвание - апсуа) - нация, коренное население Абхазской АССР. Часть абхазов проживает в Аджарской АССР, а также в Турции. Численность абхазов в СССР - 65 тысяч человек (1959). Предки абхазов, упоминаемые в ассирийских источниках 11 века до н. э. под именем абешла, а у античных авторов 1-2 веков под именем абазгов и апсилов, принадлежат к числу древнейших обитателей Черноморского побережья Кавказа. Процесс формирования абхазской народности, сложившейся в основном к 8 веку, прослеживается вплоть до 18 века.

Абхазы. Семья: структура и внутренняя организация

Исторические данные - литературные, историко-статистические, а также добытые методом этнографических реконструкций, свидетельствуют, что еще сравнительно недавно у абхазов наиболее распространенной формой организации семейно-родственных коллективов была большесемейная. При низком уровне производительных сил существование большого семейного коллектива было реальной необходимостью, ибо экстенсивно-отгонная форма скотоводства, являвшегося в то время в горной Абхазии ведущей отраслью сельского хозяйства, требовала значительного количества рабочих рук.

Акаба Л. Традиционные религиозные представления [абхазов]

Традиционная религия абхазов представляет собой систему политеистических верований, имеющих многослойный характер, с весьма многочисленным пантеоном божеств и объектов сакрального почитания, включенных в сценарии разветвленных культовых практик. Функция верховного божества принадлежит Анцэа. Он творец природы и людей (часто к его имени присоединяется эпитет "нас породивший"), повелитель и вседержатель мироздания. Обладает всеми совершенствами: всемогуществом, всеведением, абсолютной благостью, безграничностью, неизменяемостью и т.п. Анцэа пребывает в небе (часто наделяется эпитетом "вверху находящийся"). Когда он спускается с неба, гремит гром, когда поднимается, - сверкает молния. Гром и молния - его карающая сила. С одной стороны, существует представление об Анцэа как о божестве, лишенном каких-либо конкретных внешних черт; с другой, стороны, его представляют либо молодым красивым мужчиной, либо седым старцем...

Филатов К.А. Лазы

Лазы - древнее племя, родственное грузинам, занимавшее плодородную и богатую долину р. Фасис (совр. Риони), носившую название Мухириси. Древние греки называли эту страну Колхидой. В районе Мухириси было расположено большинство внутренних лазских городов - Родополис, Кутаиси, Вашнари, Апсар и др. С Мухириси был связан также Фасис (совр. Поти), значительный торговый город на Черном море, у устья р. Риони. В IV в. владетельный князь лазов подчинил себе абазгов, апсилов и другие более мелкие племена, а к концу IV в. и сванов. Так возникло новое царство, которое римляне называли Лазикой.

А.И. Бройдо, Р.М. Барцыц. Византийская экспансия и сказание об Абрыскиле.

Яркая доминанта абхазской национальной ментальности - Апсадгыл бзиабара, ставшая одним из этнопсихологических факторов победы в Отечественной войне народа Абхазии 1992-1993 годов , обнаруживает наличие соответствующего архетипа в этническом коллективном бессознательном, который выявляется в фольклорных и эпических материалах. Среди них особое место занимает сказание об Абрыскиле, защитнике отечества от чужеземных завоевателей.

Румянцев В.Б. Великий Питиунт и его окрестности. (Путевые заметки великоросса по поводу Абхазии).

Чуть рассвело, мы с женой собрали вещи, вышли через кованую железную дверь из стен крепости, миновали запертые в столь ранний час главные ворота и плоскую зубчатую башню, пересекли небольшую площадь и уселись в маршрутное такси, готовые отправиться к российской границе. Наше состояние было несколько нервное - предстояло доехать до границы, преодолеть ее, то есть пройти через контроль пограничников с этой и с той (российской) стороны, потом доехать уже по пробке до аэропорта, пройти там «шмон» с просвечиванием вещей в самом аэропорту… Короче говоря, нам предстояло весь день решать уравнение со многими неизвестными. Завершиться он должен был благополучной посадкой в аэропорту Внуково и счастливой встречей с родными, что, слава богу, в конце концов и произошло. А пока мы прошли лишь первые пятьдесят метров долгого пути, сидели в мягких креслах и ждали, когда вагончик маршрутки набьется народом под завязку - ведь до полного заполнения салона здесь водитель и пальцем не пошевелит. Здесь ему спешить некуда…

Н а исходе двадцатого столетия почти весь мир потрясли изменения невероятных для истории масштабов. Распад СССР поставил на грань вымирания немногочисленные народности, в том числе и абхазов. В столь критическом положении традиции народа, которые почти век искоренялись властью Советов, не просто опять стали актуальны, а стали средством этнического, культурного а иногда и буквального выживания данной нации.

Кто такие абхазы?

Абхазы, как они сами себя называют, апсуа, — коренные жители Абхазии, расселённые на северо-западе Кавказа. Относятся к группе абхазо-адыгских народов, в какую, кроме них самих, входят адыги (черкесы), абазины и ныне не существующие убыхи. Абхазо-адыгские народности в основном расселены по Северному и Южному Кавказу, но также имеют диаспоры в разных странах планеты.

Сегодня на Земле насчитывается примерно 115 тысяч абхазов: в самой Абхазии – 93,3 тысячи, на территориях РФ – шесть тысяч, и понемногу в Сирии, Турции, Иордании, Америке и отдельных государствах Западной Европы. Изъясняются апсуа на абхазском языке, который включает в себя абжуйский (база литературного языка) и бзыбский диалекты. Пишут кириллицей.

Происхождение абхазов

Представители этой нации всегда жили на Кавказе. Древние прародители абхазов и их «соседей» по абхазо-адыгской группе входили в состав огромного конгломерата племён, расселённых по Восточному Причерноморью. Во второй половине первого 1000-летия до н. э. на земли Восточного Причерноморья очень сильно повлияли культурные традиции древних греков. С началом н. э. произошло выделение двух родственных этнических групп: апсилов и абазгов. Позже они слились, сформировав таким образом этническое «ядро» абхазской нации.

Религия абхазов

По религиозному признаку абхазский народ можно разделить на православных христиан и мусульман — суннитов. Христианство пришло на земли абхазов в четвёртом столетии, ислам – в шестнадцатом. Однако до наших дней сохранились остатки исконной веры абхазов: разветвлённый пантеон божеств самых разных рангов, традиции поклонения сакрализованным деревьям, холмам, местам молений родов.

История абхазов

В восьмом столетии н. э. появилось Абхазское царство, территории которого включали часть сегодняшнего запада Грузии. Через два столетия Абхазия и Грузия слились в единую страну. Государство это просуществовало три столетия. На исходе 16 века появилось Абхазское княжество – турецкий вассал.

1810 г. — Абхазия становится частью Российской империи. В 1864 году апсуа лишили автономии, упразднив владетельное княжество, что через пару лет спровоцировало народное восстание. В 1870-е годы примерно двести тысяч абхазов бежало в Турцию.

Февральская революция 1917 года дала абхазам возможность политически самоопределиться – и они её не упустили. Возникшая 31.03.1921 г. Советская Социалистическая республика Абхазия уже в конце 1921 г. присоединилась к Грузии на основании соглашения о союзе. Прошло десять лет – и Абхазия стала частью Грузии как автономная республика. В восьмидесятые годы в массах апсуа возникло национальное движение, которое возглавили абхазские интеллигенты — радикалы. Первейшей и основной задачей данного движения стало изменить государственно — правовой статус страны. Отношения Грузии и Абхазии начали ухудшаться. Этот процесс продолжался почти десять лет и принёс сначала конфликт, а потом войну 1992 – 1993 годов.

Традиции и обычаи абхазов

Селения абхазов невероятно хаотичны по планировке, буквально разбросаны по гористой местности. Дома не стоят кучно. Классическое абхазское жильё – это усадьба хуторского типа. В старину жилища ставили плетёные – четырёхугольные либо круглые – и накрывали покатой крышей из соломы. В девятнадцатом столетии дома стали строить из досок (так называемые акуаскья). Они возвышались над земной поверхностью на столбах, в них было множество комнат, покатую крышу покрывали дранкой, а по фасаду протягивали украшенный затейливой резьбой балкон. Сегодня абхазы, как и все, строят дома из камня или кирпича: обыкновенно из двух этажей и со множеством комнат.

Традиционный костюм абхазов включает в себя бешмет, зауженные шаровары, черкеску, башлык, бурку, папаху, наборный пояс с кинжалом. Абхазские женщины традиционно одевались в собранные на талии платья с похожим на клин вырезом на груди, который закрывался с помощью металлических застёжек. Платье дополняли поясом и головным платком. По достижении определённых лет девушки начинали одевать тканевый корсет. Акапкап – древняя женская обувь из дерева – немного напоминает ходульки.

Традиционная кухня включает в себя густую кукурузную кашу, варёную фасоль, молоко и его производные, говядину, козлятину, баранину, овощи, фрукты, орехи и мёд. Пищу часто приправляют горькими подливами, аджикой.

Выдающиеся абхазы

Первый из известных абхазов – это Леон Второй, первый государь независимого Абхазского царства. Именно в период его царствования завершилось формирование абхазской народности как единого целого.

Далее в истории абхазского народа были талантливые политики и главы государств: Владислав Григорьевич Ардзинба, председатель Верховного совета Абхазской ССР в 1992 – 1993 годах, и далее президент республики; Сергей Васильевич Багапш, также президент Абхазии (2005 — 2011); Нестор Аполлонович Лакоба, председатель Совнаркома ССР и другие. Абхазская земля дала миру таких талантливых поэтов и писателей, как Фазиль Искандер, Алексей Гогуа, Георгий Гулиа и другие. Есть среди абхазов и Герои Советского Союза: Варлам Алексеевич Габлия, Ясон Басятович Кокоскерия, и другие. Есть среди абхазов и христианский святой – это святой Евстафий, и известный советский футболист Виталий Кухинович Дараселия.

Культура абхазского народа

Сегодня абхазы растят кукурузу и многие другие зерновые, виноград, садовые растения; разводят крупный рогатый скот, а в условиях гор – коз. Привычные для многих поколений апсуа промыслы – это делание орудий для сельского хозяйства, разнообразной домашней утвари, одежды; также они изготавливают красивые вещи из рога и металлов, занимаются ткачеством, вышивкой, инкрустацией, резьбой по дереву.

Фольклор состоит из множества жанров: от героических сказаний о местных богатырях — нартах до лирических песен и полных мудрости пословиц. В 1862 году российский филолог П. К. Услар впервые попытался составить абхазский алфавит на основании русских букв. Через три года в Абхазии впервые издали букварь родного языка.

У абхазов очень сильна культура смеха. Этот народ умеет, не переступая границы приличий, иронизировать и смеяться над собой и окружающими даже в наиэкстремальнейших ситуациях.

Народная музыка апсуа очень своеобразна и часто включает многоголосье. Это комплекс обрядовых, трудовых, исторических и бытовых песен, каждые из которых наделены собственными жанровыми особенностями и разновидностями.

Абхазы, апсуа (самоназвание), народ в Евразии, на Кавказе, коренное население Абхазии.

Численность и языки

Численность в мире 185 тыс. чел. (на начало 21 в.).

  • по переписи 1989 г., численность абхазов в Абхазии составляла 93,3 тыс. человек (18 % населения Абхазии),
  • по переписи 2003 года - 94,6 тыс. человек (44 % населения),
  • по переписи 2010 года - 122,1 тыс. человек (около 51 %).

Незначительная часть живёт в Турции и арабских странах, куда абхазы переселились во 2-й пол. 19 в. Выделяются субэтнические группы:

  • абжуйская,
  • гудаутская (бзыбская) и
  • самурзаканская.

Относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы. Говорят на абхазском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи.

Диалекты:

  • абжуйский (лежит в основе литературного языка) и
  • бзыбский.

Распространены также русский и грузинский языки. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты и православные.

История

Предки абхазов принадлежали к аборигенному населению Западного Кавказа. Оно упомянуто уже в ассирийских надписях под именем абешла, позднее в античных источниках, выделявших племенное объединения абазгов на севере, апсилов на юге и др. В период Абхазского царства (8-10 вв.) завершилось объединение древнеабхазских племён в абхазскую народность. После вхождения Абхазии в Россию (1810) в сер. 19 в. стала создаваться письменность на русской графической основе. С образованием Абхазской ССР (1921; с 1931 — АССР) у абхазов ускорился процесс национальной консолидации и начался процесс государственного строительства. После грузино-абхазской войны 1992-1994 гг. в Абзазии ускоренными темпами продолжился процесс государственного строительства.

Традиции

Традиционные занятия - земледелие и отгонно-пастбищное скотоводство, вспомогательные - пчеловодство и охота. Выращивают кукурузу и другие зерновые, табак, хлопок, виноград, садовые культуры, разводят крупный рогатый скот, в горах - коз. В годы Советской власти в сельском хозяйстве абхазов культивируются также чай, цитрусовые и др., развивается многоотраслевая промышленность. Сформировались рабочий класс, интеллигенция.

Традиционные ремёсла - изготовление сельскохозяйственных орудий, утвари, одежды, изделий из металла и рога, вышивка, ковроткачество, инкрустация, резьба по дереву. Для традиционной социальной организации характерны большая патриархальная семья и патронимия, аталычество и др. виды фиктивного родства. Система родства арабского типа. С середины 19 в. преобладали малая семья и соседская община. Сохранялись фамильная экзогамия и др. элементы патриархально-родовой организации. Традиционные поселения разбросанные. Круглые или четырехугольные плетёные постройки с соломенной конической или двускатной крышей уже в 19 в. стали сменяться дощатыми домами с приподнятым полом на столбах; в годы Советской власти распространилось строительство двухэтажных каменных домов городского типа. Традиционная мужская одежда - шерстяные или хлопчатобумажные штаны, рубаха, бешмет, черкеска, наборный пояс и бурка. Головные уборы - главным образом войлочная шляпа или башлык, обувь- чувяки и ноговицы. Женская одежда - шаровары, платья с высоким воротом, бешметы, платки, чувяки или деревянные башмаки. Традиционный костюм носит только старшее поколение по праздникам.

В пище преобладают мамалыга, кислое молоко, сырые овощи, варёная говядина и жареные куры с приправами (аджика и др.). Развит фольклор (нартский эпос).

Литература

  • Инал-ипа Ш.Д., Абхазы. 2 изд., Сухуми, 1965: его же, Традиции и современность (по материалам этнографии абхазов). Сухуми, 1973;
  • Джанашиа Н.С., Статьи по этнографии Абхазии, Сухуми, 1960;
  • Анчабадзе Э.В., Очерк этнической истории абхазского народа. Сухуми. 1976;
  • Аргун Ю. Г., Абхазские этнографические этюды, Сухуми, 1980;
  • Феномен долгожительства. Антропологический аспект исследования. М., 1982;
  • Бибвава В.Л., Современная сельская семья у абхазов. Тб. 1983.

Территория современной Абхазии была заселена человеком еще в глубокой древности, о чем свидетельствует богатый археологический материал. Уже с античного времени древнегреческие, а вслед за ними древнеримские письменные источники сообщают о населяющих Абхазию древнеабхазских племенах – апсилах, абасгах, санигах, мисимианах и др., а также о тех территориях, на которых они обитали: Апсилии (в современной южной Абхазии), Абасгии (центральная и северная Абхазия), Саниги (северо-западная Абхазия до Сочи), Мисиминии (горные области северо-восточной Абхазии). Название племени апсилы сохранилось до настоящего времени в самоназвании абхазского народа – апсуа и в абхазском названии своей страны – Апсны. Название абасги лешли в основу названий «абхаз», «Абхазия». Однако этой информации явно не достаточно, чтобы говорить о происхождении древнеабхазских племен. Ответ на эти вопросы может дать изучение абхазского языка. Русский языковед Трубецкой, которого поддерживают большинство советских ученых, утверждает, что сегодня на Западном Кавказе существуют 2 соседние не родственные семьи языков: 1) картвельская; 2)северо-кавказская. В северо-кавказскую семью языков наряду с дагестанской и вайнахской, входит абхазо-адыгская группа языков.

Разделение ветвей абхазо-адыгского языка

Абазинский абхазский убыхский адыгейский кабардинский


абхазская ветвь

адыгская ветвь

По поводу происхождения древне-абхазских племен существует целый ряд теорий. Самыми интересными из них являются:

1. Северная – согласно которой предки абхазских племен пришли с территории Северо-Западного Кавказа.

2. Южная или Малазийская – предки абхазских племен пришли с территории Малой Азии.

3. Местная теория – согласно этой теории становление древне-абхазских племен происходило без вмешательства внешних факторов.

4. Эфиопско-Египетская согласно которой предки абхазов являются выходцами из районов Африки.

5. Местно-миграционная согласно которой происхождение предков древне-абхазских племен связано с взаимодействием местных и пришлых племен.

Справедливость этой теории доказывают следующие факторы.

Ученые утверждают, что в начале 3 тыс. до н.э. на территории Малой Азии сформировался мощный союз племен кашков и абешла, которые принимали участие в разрушении Хатской державы. По видимому эти племена стали носителями элементов хатской культуры, в том числе и языка. На рубеже II – I тыс. из-за перенаселенности бывших местах обитания (Малая Азия) часть племен кашков и абешла стала осваивать новые территории, дойдя, таким образом, не только до территории современной Абхазии, но и дальше на Северный Кавказ (в Район расселения современных адыгейцев и кабардинцев). По видимому племена кашков и абешла были не только многочисленнее местных племен но стояли на более высоком ступени развития. Именно поэтому победила культура пришлых племен.