Автоматические выключатели

Должны мы иметь попечение о целости. Иметь попечение. Жалованная грамота дворянству

16 февраля 1722 года (5 февраля по ст. ст. ) опубликован петровский Устав о наследии престола. Этим актом отменялся обычай, по которому старший сын автоматически становился наследником престола. Теперь все зависело от воли государя, который мог и изменить свое решение, если видел, что избранник не оправдывает надежд.

Мы Петр первый император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая .

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостиюбожиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел;

сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословение тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистинне великий не словом, но делом: ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую,которому сыну похотят отдать, усмотря достойного, хотя и меньшему, мимобольших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для благоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен,или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, казни и церковной клятве подлежать будет.

И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить…

4.5. Устав о наследии престола29

Мы, Петр I император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая… Должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божьего, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и … видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе.

4.6. Из наказа Екатерины II комиссии для составления нового уложения30

Глава 3 9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в

его особе власть и не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.

12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра.

15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.

29 Текст печатается по: Писарькова Л.Ф., Данилина Г.Я. История России XVIII-XIX вв.: Хре-

стоматия / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: «Вербум-М». 2003. – С. 27 Появление Устава связано с делом старшего сына Петра I царевича Алексея. Обвиненный в заговоре против отца он скоропостижно скончался в ходе допросов и пыток. Новый закон стал причиной периода дворцовых переворотов, когда на русском престоле появлялись «исторические случайности». 30 Текст печатается по: Семеникова Л.И. Указ. соч. – С. 237-238.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В.Н. Бубличенко

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ В ДОКУМЕНТАХ И МАТЕРИАЛАХ

Учебное пособие для самостоятельной работы 2-е издание, стереотипное

Бубличенко, В. Н. Российская история в документах и материалах [Текст]: учеб. пособие для самостоятельной работы / В. Н. Бубличенко. – 2-е изд., стереотип. – Ухта: УГТУ, 2011. – 119 с.

ISBN 978-5-88179-448-4

В учебном пособии о самых важных событиях Отечественной истории рассказывается с помощью документов. Работа с ними даст возможность понять своеобразный колорит каждой эпохи, почувствовать ее неповторимость и многообразие. Самостоятельная работа с источниками станет собственным исследованием, сформирует индивидуально личное мнение о том или ином сюжете российской истории.

Пособие имеет контрольно-обучающий характер, включает материалы справочного характера в виде словаря общеисторических терминов и хронологической таблицы.

Пособие предназначено для студентов 1 курса дневной и заочной формы обучения неисторических специальностей, изучающих Отечественную историю, а также всех интересующихся историей нашей страны.

Рецензенты: П. П. Котов, профессор Сыктывкарского государственного университета; И. И. Ластунов, зав. кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Коми республиканской академии государственной службы и управления при главе Республики Коми, доцент, к. и. н.

Автор выражает искреннюю признательность и благодарность коллегам кафедры истории и культуры УГТУ Л.Г. Борозинцу, А.Н. Кустышеву, О.Ю. Латыговской, В.В. Юрченко, А.В. Митяниной, В.И. Зеленковой за помощь и рекомендации, оказанные при подготовке пособия.

© Ухтинский государственный технический университет, 2007, 2011

© Бубличенко В.Н., 2007, 2011

ISBN 978-5-88179-448-4

4.2. Указ об учреждении Сената27

Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для упъравления: господин граф Мусин-Пушкин, господин Стрешнев, господин князь Петр Голицын, господин князь Михайла Долгорукой, господин Племянников, господин князь Григорий Волконской, господин Самарин, господин Василей Апухътин, господинМельницкой, обер-секретарьсегоСенатаАнисимЩукин…

4.3. Указ Петра I Сенату

Извлечение Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и непра-

ведных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедникам да последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются сыскать. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной…

4.4. Генеральный регламент28

Извлечение Понеже его царское величество … по примерам других христианских об-

ластей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.

27 Там же, с. 230. Созданный Петром I Сенат стал распорядительным органом, исполнявшим «именные» указы царя как носителя верховной власти в государстве.

28 Текст печатается по: Епифанов П.П., Епифанова О.П. Указ. соч. С. 232.

са Годунова. Какие выводы можно сделать о цивилизационной направленности в деятельности этого правителя?

4. Какие выводы можно сделать на основе книги Григория Котошихина «Россия в царствовании Алексея Михайловича» о составе Боярской думы, степени компетентности ее членов, ее соответствии новым внешне- и внутриполитическим задачам, которые встали перед Россией во второй половине XVII в.? Используя сведения из документа, дайте характеристику размеров приказной системы, количестве приказов, их функциях, штатах, механизме действия. Какой из упоминаемых в книге приказов подчинялся непосредственно государю? В чем заключалась его особая роль в общей системе? Сделайте вывод о достоинствах и недостатках, а также о степени эффективности приказной системы?

5. Какие методы, цели и задачи, преследовавшиеся церковной реформой патриарха Никона, описываются Павлом Алепским? Сделайте вывод о том, насколько радикальной она являлась, в какой степени касалась догматической стороны религии? Каким образом подобные преобразования могли вызвать церковный раскол?

Тема 4. Российская империя в ХVIII веке. От «европеизации» Петра I

к «просвещенному абсолютизму» Екатерины II

4.1. Указ о единонаследии 26

Извлечение

1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им по своей воли…

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или

и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род…

5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабыпожиткиописать, идолиимопределитьприсвидетелях…

Уважаемые студенты!

Вы держите в руках важное и актуальное учебное пособие. В нем исторические события отечественной истории передаются с документальной точностью. С его помощью вы сможете ощутить себя историком-исследователем, встающим на сложный путь постижения истины. Оно поможет вам обрести твердые и прочные знания.

Историю с полной уверенностью можно рассматривать как своеобразную кладовую духовно-нравственного, социального и культурного опыта человечества, накопленного многими поколениями.

Наша страна прошла долгий и славный путь в своем историческом развитии. Нам есть, чем гордиться, обращая свой взор к делам наших предков. Лучшие представители отечественной интеллигенции внесли достойный вклад в развитие мировой цивилизации. Такие имена, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Питирим Сорокин, Николай Бердяев, Марк Шагал и многие другие, широко известны интеллектуальной элите мирового сообщества. В различных областях человеческого знания мы, россияне, стали первопроходцами и первооткрывателями.

Были в истории нашей страны и трудные времена, просчеты и неудачи, беды и горести. Но знаменитый русский демократ Н.Г. Чернышевский справедливо заметил, что «исторический путь – не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри». Важно познать и осмыслить ошибки, чтобы не совершать их вновь.

Каждое поколение, как и каждый человек, извлекает опыт из исторических событий; они помогают ему найти ориентиры в повседневной действительности. Всестороннее знание прошлого обеспечивает преемственность и взаимосвязь поколений, формирует мировоззренческие ориентиры.

Путь познания прошлого труден и тернист. Не останавливайтесь на половине пути. Идите к заветной цели, открывайте новые горизонты исторического знания и используйте их в повседневной жизни.

Доктор исторических наук

И.Л. Жеребцов

26 Текст печатается по: Епифанов П.П., Епифанова О.П. Указ. соч. – С. 219-220. Данный указ завершил и законодательно оформил процесс укрепления дворянской собственности на землю.

Введение

Современная эпоха, связанная с переоценкой устоявшихся взглядов и радикальных экспериментов, выбором социально-политических, экономических, нравственно-этических ориентиров, требует от человека глубокого осмысления

и понимания перспектив исторического развития как своей родной страны, так

и всего мира в целом. Подчеркивая важность изучения прошлого, известный русский ученый Н.М. Карамзин писал: «… История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество.»

Интерес к истории возник на раннем этапе появления человеческого общества и диктовался вечным стремлением человека познать самого себя и смысл жизни, понять и оценить эту жизнь. Поучительные примеры прошлого позволяют людям вырабатывать в себе уважение к общечеловеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе.

Историческую науку следует рассматривать как комплексное знание, обладающее особенными чертами, своеобразной логикой и специфическими познавательными методами. Объектом изучения для истории является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящем, а предметом истории становится изучение человеческого общества в виде единого и противоречивого процесса. Объектами изучения историков может быть как мир в целом, так и история какого-либо региона или континента, народа или группы народов. Исторический процесс , как цепь взаимосвязанных причин, следствий и фактов, может рассматриваться в двух значениях: во-первых, как процесс развития общества и природы; во-вторых, как система наук, изучающих природу и общество. В ходе изучения единого исторического процесса необходимо привлечение не только совокупности данных обществоведческих наук, но и использование достижений естественных и технических наук.

Многообразие взглядов и исторических интерпретаций1 , тем не менее, позволяет выделить общую тенденцию в исследованиях прошлого. Ученыйисторик, создавая свою собственную концепцию исторического процесса, опирается, прежде всего, на факты, почерпнутые из первоисточников. Историче-

ский источник – все, непосредственно отражающее исторический процесс

и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все

1 Историческая интерпретация – объяснение исторического факта, данное историком.

воеводства и в городы и во всякие посылки, и за службу о жалованье и о чести и о прибавке денежного жалованья указ в том же Приказе; так же и о сыску чести и о бесчестии и о наказании, как от том написано выше сего. А кого царь куды посылает на службы и что кому за службы бывает чести и жалования и бесчестия, и то записывают в книги…

Стрелецкой приказ; а в нем сидит боярин и два дьяка. А в том Приказе ведомы стрелецкие приказы, московские и городовые; и собирают тем стрелцом жалованье со всего Московского государства, с вотчинниковых крестьян, кроме царских дворовых сел и волостей крестьян, и Новгородцкого Псковского государства, и Казани, и Астрахани, и Сибири, против того, как и крымский окуп. Да с крестьян же емлют стрелецкие хлебные запасы, по указу, и велят им те запасы на всякий год ставити на Москву; а как бывает им, стрельцом, служба, и те стрелецкие запасы велят им ставити на службе, в котором городе доведется; а з дальних мест с крестьянзазапасыизапривозберутденгами, порасчету…

А бывает на Москве стрелецких приказов, кода и война не бывает ни с которым государством, всегда болши 20 приказов; и в тех приказах стрельцов по 1000 и по 800 человек в приказе, чем малым меньши…

Приказ Большие Казны… Да в том же Приказе ведом Денежный двор, а в нем сидит для досмотру денежного дела, дворянин да диак. А делают деньги серебряные мелкие: копейки, на одной стороне царь на коне, а на другой стороне подпись: «царь и великий князь», имя царское и титла самая короткая; половина копеек, на одной стороне человек на коне с соблею, на другой подпись царская, такая ж, что и на копейках; полушки, чеивертая доля копеек, денег половина, на одной стороне голубь, а на другой написано «царь»…

И всего на Москве, кроме городовых и патриарших приказов и таможень, 42 приказа; а дьяков в тех приказах и по городам и с воеводами со 100 человек, подьячих с 1000 человек…

Вопросы и задания к документам

1. Как изменилась политика государства по отношению к крестьянам в период с конца ХV в. до середины ХVII в.? Выскажите свое мнение о причинах такого изменения.

2. Назовите основные мероприятия, которыми сопровождалось учреждение опричнины. Каков был состав опричного двора?

3. После прочтения доклада Луки Паули австрийскому императору постарайтесь уяснить направление и содержание внешней и внутренней политики Бори-

ума – внутренне возроптали, говоря про себя: «мы не переменим своих книг и обрядов, кои мя приняли издревле». Однако они не смеют говорить открыто, ибо гнев патриарха неукротим: <доказательство> как он поступил с епископом коломенским, ссылая его.

3.7. Григорий Котошихин

О России в царствование Алексея Михайловича 25

Отрывок из книги

Приказ Тайных Дел, а в нем сидит диак, да подьячих с 10 человек, и ведают они и делают дела всякие царские, тайные и явные, и тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя. А посылаются того Приказа подьячие с послами в государство, и на посольские съезды, и в войну с воеводами, для того, что послы в своих посольствах, много чинят не к чести своему государству, в проезде и в разговорных речах, как о том писано выше сего, в посольские статье, а воеводы в полкех много неправды чинят над ратными людьми, и те подьячие над послы и над воеводами присматривают и царю, приехав, сказывают; и которые послы, или воеводы, ведая в делах неисправление свое, и страшась царского гневу, и они тех подьячих дарят и почитают выше их меры, чтоб они будучи при царе, их, послов, выставляли, а худым не поносили. А устроен тот Приказ при нынешнем царя для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали…

Посольский приказ: а в нем сидит думной дьяк, да два дьяка, подьячих 14 человек. А ведомы в том Приказе дела всех окрестных государств и послов чужеземных принимают и отпуск им бывает: также и русских послов и посланников и гонцов посылают в которое государство прилучится, отпуск им бывает из того Приказу; да для переводу и толмачества переводчиков латинского, свейского, немецкого, греческого, польского, татарского и иных языков, с 50 человек, толмачей с 70 человек…

Розрядный приказ; и в том Приказе сидит окольничий, да думной дьяк, да два дьяка. А ведомы в том Приказе всякие воинские дела, и городыстроением и крепостми и починкою и ружьем и служивыми людьми; также ведомы бояре, околничие, и думные и ближние люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки, и жильцы, и дворяне городовые, и дети боярские, и казаки и солдаты, всякою службою, и кого куды лучится послати на службу, в войну и в

созданное ранее человеческим обществом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, нравов,

обычаев, языка. Он позволяет наиболее объективно реконструировать прошедшие эпохи, выявить их многообразие и противоречивость, найти совокупность положительных и отрицательных сторон, относящихся к ним.

Одним из наиболее распространенных видов являются письменные исторические источники. Историк М.Н. Тихомиров считал их фундаментом исторических исследований, справедливо считая, что «там, где они отсутствуют, историк бродит в потемках»2 . Отличительной чертой такого вида источников является кодирование информации, в них заключенной в виде письма – рукописного или печатного, сохраненного на бумажной, пергаментной или папирусной основе. Все письменные источники по отечественной истории можно условно разделить на три группы: 1) летописи, степенные книги, хронографы, дворцовые записи, свидетельства иноземцев о России; 2) государственные акты (внутренние и внешние); 3) памятники словесности: духовные, полемические, философские сочинения, землеописания, описания путешествий и т. д. (по Н.Г. Устрялову).

В пособии представлены наиболее важные письменные источники (полностью или в виде извлечений) по истории России с древнейших времен до наших дней. Все они сгруппированы по следующим темам:

Тема 1. Особенности социально-политического развития Киевской Руси.

Тема 2. Монголо-татарские нашествия на Русь. Экспансия в западную и северозападную часть страны.

Тема 3. Россия во второй половине ХV-ХVII вв.

Тема 4. Российская империя в ХVIII веке. От «европеизации» Петра I к «просвещенному абсолютизму» Екатерины II.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в.

Тема 6. Внутренняя политика российского самодержавия во второй половине

Тема 7. Эволюция государственной власти России в начале ХХ века. Тема 8. Политические истоки и сущность советского строя в 1917-1941 гг.

Тема9. Экономическиеосновысоветскогополитическогорежимав1917-1941 гг. Тема 10. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войне.

Тема 11. Внешняя политика и международные отношения Советского Союза в условиях «холодной войны».

Тема 12. Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственная символика.

В конце каждой темы имеются вопросы и задания к документам. Они позволяют лучше усвоить заключенную в них информацию, расширить свои знания по курсу отечественной истории. Работа с первоисточниками даст возможность понять своеобразный колорит каждой эпохи, почувствовать ее неповторимость и многообразие. Самостоятельная работа с источниками позволяет провести своего рода небольшое исследование, сформировать собственное мнение о том или ином сюжете российской истории. Оно уже не будет зависеть ни от политической конъюнктуры, ни от постороннего воздействия. Исследователь становится сопричастным к событиям прошлого, сам познает его. Таким образом формируется активная жизненная позиция и чувство патриотизма.

Изучение первоисточников является одним из наиболее сложных видов исследовательской деятельности и требует определенной подготовки, кропотливости и внимательности. Занимаясь таким видом деятельности, следует руководствоваться следующими правилами:

1. Приступая к чтению источника, обратите внимание на время его написания, исторический период, связанный с ним.

2. Сравните то, что вам уже известно об изучаемом событии и что нового вы узнали о нем из источника. Запомните и зафиксируйте различия или сходство.

3. Обратите внимание, к какой группе источников относится документ, что позволит более правильно осмыслить и объяснить информацию, в нем содержащуюся, сделать правильный и обоснованный вывод.

4. Если смысл информации, полученной из источника, вам не совсем понятен, рекомендуется сделать перерыв в его изучении. Обратитесь к учебной или справочной литературе.

5. Создавая свою теорию, стремитесь опираться на факты из документа,

а не подгонять под известные схемы.

Для облегчения работы с источниками в конце пособия приводятся справочные материалы: словарь основных понятий и терминов (разъяснение некоторых из них даны в конце документов в виде подстрочных примечаний) и хронологическая таблица. Работа с пособием предусматривает поиск дополнительной информации в учебно-справочной и научной литературе.

Цель пособия – научить самостоятельной работе с письменными историческими источниками по истории Отечества, умению выделять и анализировать наиболее существенные связи и признаки исторических процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве, опираясь на документальные свидетельства прошлого.

3.6. Павел Алепский24

Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в первой половине XVII века

Отрывок из книги … Московский патриарх созвал собор (1655) вследствие указаний, кото-

рыя сделал ему наш учитель (т.е. патриарх Макарий), и совета, который он дал относительно нововведений и разных погрешностей в делах веры: во-первых, относительно того, что они не служат, как мы, на антиминсе с изображениями и

с надписями, общественными мощами святых, а не куске белого полотна; вовторых, что они принося священную жертву, вынимают не девять чинов (частиц), а только четыре; в-третьих, что они делают в некоторых словах ошибки в «Верую во единого Бога»; в-четвертых, прикладываются к иконам только раз или два в году; в-пятых, не принимают антидора; в-шестых, касательно их крестного знамения при ином расположении пальцев; в-седьмых, относительно крещения ляхов, ибо они крестят их теперь вторым крещением, и относительно разных дел и обрядов, о коих мы уже говорили будем говорить. Патриарх Никон послушался слов нашего владыки патриарха и перевел служебник литургии

с греческого языка на русский, изложил в нем обряды и проскомидию в ясных выражениях, доступных пониманию детей, согласно подлинной греческой обрядности. Он напечатал этот служебник в нескольких тысячах (экземпляров) и роздал их по церквам всей страны; напечатал также более пятнадцати тысяч антиминсов с письменами и изображениями, освятил мощами святых и также роздал их по всей стране. Исправил многия ошибки, по царскому утверждению и повелении, на основании свидетельств закона и пророков. Заключили рассуждения на соборе, постановив, согласно мнению нашего учителя, что крещение ляхов недозволительно, как повелевается в Евхологии и Законе (Номоканон), ибо ляхи веруют в св. Троицу, крещены и не так далеко от нас, как прочие еретики и лютеране, как-то: шведы, англичане, венгры и иные французские народы, кои не постятся, не поклоняются ни иконам, ни кресту и т. п. Патриарх Никон, так как он любит греков, выразил согласие (на исправление) и сказал, обращаясь к архиереям и прочим присутствующим архимандритам и священникам: «Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера греческая». Некоторые из архиереев ответили повиновением, говоря: «Свет веры во Христа и все обряды религии и ея таинства воссияли нам из стран востока»; а некоторые их них – ибо во всяком народе непременно есть люди грубого нрава и тупого

24 Павел Алепский – племянник антиохийского патриарха Макария, вместе с дядей посетивший Москву и присутствовавший на Соборе 1655 г. Текст печатается по: Семеникова Л.И.

Указ. соч. – С. 175-176.

3.5. Соборное уложение 1649 г.23

Извлечение

Глава 11. Суд о крестьянех, а в ней 34 статьи.

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государственных дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными, и за стольники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после Московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости на старые их жеребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такьже будет кто вотчиннику и помещику учнут государю бити челом

о беглых своих крестьянах и о бобылых и скажут, что их крестьяне и бобыли выбежав из за них живут государевых и дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях, или в иных в каких нибудь в служилых людех в замосковных и в украинных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или монастыри, или за бояря, и за окольничим и за думным и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавать по писцовым книгам, которые книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134го году, бедет те их беглыя крестьяне или тех их беглых крестьян отцы в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отдельных или в отказных книгах. А отдавать беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людей без урочных лет…

23 Текст печатается по: Соборное уложение 1649 г. Текст и комментарии. – Л. 1987. –

Тема 1. Особенности социально-политического развития Киевской Руси

1.1. Из сочинения Ибн-Русте «Дорогие ценности»3

Извлечение Страна славян – ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них вино-

градников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. Называется это у них улишдж, и из одного бочонка добывается до 10 кувшинов меду. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают…

… И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами. Поднимают к небу и говорят: «Господи, ты, который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии».

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя. Лютня же их восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них совсем немного… Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян… В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскаляются до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду. В таком жилье остаются они до весны.

1.2. Договор Руси с Византией4

Извлечение В лето 6420. Послал Олег мужей своих установить мир и заключить дого-

вор между греками и Русью… Мы от рода Русского <следует перечень имен>, посланные от Олега, великого князя Русского, и от всех подвластных ему свет-

3 Текст печатается по: История России. Учебное пособие для самостоятельной работы / Под ред. Л.И. Семенниковой. – М.: Книжный дом «Университет». 2001. – С. 113-114.

4 Текст печатается по: Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней //А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 1999. – С. 13-23.

лых бояр к вам, Льву, Александру и Константину, божьей милостью великим самодержцам цезарям греческим, для подтверждения и укрепления существующей уже много лет дружбы между Христианами и Русью, согласно желанию и повелению наших князей и всей подвластной им Руси…

Прежде всего, заключим с вами, греками, мир и станем дружить друг с другом всей душой и не допустим, по нашему общему стремлению, никакого беспорядка или обиды… Если ж убьет Русин Христианина или Христианин Русина – пусть умрет там. Где совершил убийство. Если же скроется, а окажется имущим, то ту часть имущества, которая принадлежит ему по закону, пусть возьмет близкий родственник убитого… Если кто ударит другого мечом или каким-либо другим орудием, то пусть за удар или избиение заплатит потерпевшему 5 литров серебра по закону Русскому… Если Русин Христианину или Христианин Русину нанесет какое-либо мучение и насильно захватит чужое имущество, и это будет доказано, то пусть виновный возместит убытки потерпевшему в тройном размере. Если ладья сильным ветром будет выброшена на чужую землю и будет обнаружена кем-либо из Руси, то они будут охранять ее с ее обнаружением и товарами, и отошлет ее в землю Христианскую… Также, если случится несчастье с ладьей Русской около земли Греческой, проводим ее в Русскую землю… Если пленник, удерживаемый любой из сторон, Русью или Греками, будет продан в иную страну и будет обнаружен Русином или Гречином, то дозволяется его выкупить и возвратить выкупленного в свою страну… Если челядин Русский будет украден или убежит, и это будет подтверждено челядином, то пусть Русь возьмет его… О находящихся на службе в Греках у христианского цесаря людей из Руси. Если кто из них умрет, не оставив завещания о своем имуществе, а своих <родственников> здесь у него не будет, то пусть его имение возвратят ближним родичам на Русь. Если же он сделает завещание, то пусть его имущество возьмет тот, кому он его завещал, и наследует его…

1.3. Из «Повести временных лет»5

Извлечение Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгер-

ская и Болгарская. И от славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте. Так, одни, придя, поселились на реке Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехи. А вот еще те же сла-

5 Текст печатается по: Семенникова Л.И. Указ. соч. С. 116-118, 120-122.

3.4. Из доклада Луки Паули21 австрийскому императору22

Итак, господин Великий Князь Борис Федорович имеет намерение и твердо решил заключить и восстановить дружбу и согласие с Вашим Императорским Величием и со всем высокочтимым Австрийским домом, чтобы в будущем, в случае враждебного нападения на одну из сторон, другая должна была помогать советом и делом и выручать; и когда это … с обеих сторон будет поставлено и подтверждено, тогда хочет он не только открыть доступ в свою обширную и замкнутую страну, но и разрешить всем своим подданным и торговым людям совершать сюда свои поездки для покупки и продажи, а также и подданным Вашего Императорского Величества будет разрешен свободный, беспрепятственный проход в его землю, чтобы благодаря этому не только возобновились, усилились и поднялись мореплавание и морская торговля сравнительно с прежним, но и чтобы принести пользу и помощь пропитанию в приморских городах Римской империи Немецкого народа и Русским и московским землям и народам…

Кроме того он хотел бы, как он уже часто выражал сильное желание, после открытия доступа в свою страну, основать Латинские школы (как он уговорился об этом с покойным братом Датского короля, Герцогом Иоанном Гольштинским, и хотел уже привести в исполнение), чтобы юноши городов изучали и упражнялись в Латинском и других языках, чтобы они со временем отвыкли от прирожденной грубости и могли бы с другими христианскими народами, в особенности благодаря Латинскому языку, не только разговаривать, но и сходиться с ними в благопристойных обычаях и добродетелях и обращаться вежливо друг с другом.

Кроме того он хотел бы, после заключения того союза, привести свою обширную страну (которая во многих местах опустела) в лучшее состояние, освободить своих подданных и людей по Немецким и другим обычаям от большой тяготи, ига и вялости, ввести и даровать старым и богатым городам свободу, полицию и порядок, а для поддержания суда и справедливости ввести гражданское управление, и построить и укрепить в особенности на Оке и на Бону, в десяти милях один от другого, свободные города, для удерживания вторжений Крымских Перекопских Татар, снабдить их землей и людьми, посадить там знатных людей, которые бы своей силой могли не только удержать Татар, но и способствовать их уничтожению.

21 Лука Паули – посланец австрийского императора.

22 170-171.

были хоромы царицы и великие княгини, позади Рождества Пречистые и Лазаря Святого, и погребы и ледники и поварни все и по Курятные ворота; токоже и княже Володимерова двора Ондреевича место принял и митрополича места. Повеле же и на посаде улицы взятии в опришнину от Москвы – реки: Чертолскую улицу из Семчиньским сельцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе строны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполья, да идо Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполья. Опричь Новинского монастыря и Савинского монастыря слобод и опричь Дорогомиловские слободы, и до Нового Девича монастыря и Алексеевского монастыря слободы; а слободам быти в опришнине: Ильинской, под Сесенками, Воронцовской, Лыщиковской.

И которые улицы и слободы поимал государь в опришнину, и в тех улицах велел быти бояром и дворяном и всяким приказным людям, которых государь поимал, а которым в опришнине бытии не велел, и тех ис всех улиц велел перевести в ыные улицы на посад. Государство же свое Московское, воинство и суд, и управу, и всякие дела земские, приказывал ведати и делати бояром своим, которым велел бытии в земствах: князю Ивану Дмитреевичю Белскому, князю Ивану Федоровичу Мстиславскому и всем бояром. А конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел бытии по своим приказами управу чинити по старине, а об общих делах приходте к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делах приходити к государю, и государь с бояры тем делом управу велит чинити.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взятии из земского сто тысячь рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взятии государю на себя. Архиепископы же епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да и бояре и приказные люди то все положили на госурьской воле.

Тоя же зимы, февраля месяца, повеле царь и великий князь казнити смертною казнью за великие их изменные дела боярина князя Олександра Борисовича Горбатово да сына его князя Петра, да околничево Петра Петрова сына Головина, да князя Дмитрия княже Ондреева сына Шевырева. Бояр же князя Ивана Куракина, князя Дмитрия Немово повеле в черньцы постричи. А дворяне и дети боярские, которые дошли до государьские опалы, и на тех опалу свою клал и животы их имал насебе; аиныхсослалввотчинусвоювКазаньнажитьезженамииздетьми.

вяне: белые хорваты и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них и притесняли их, то славяне эти перешли, и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи – лютичи, иные – мазовшане, иные – поморяне.

Так же и эти славяне пришли сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и прозвались полочанами по речке, которая впадает в Двину и называется Полотой. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами (славянами) и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота прозвалась «славянской».

Все они имели свои обычаи и законы своих отцов и предания, и каждые – свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливый перед снохами и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай… А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды… И если кто умирал, то устраивали по нему тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду умершего и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают еще и теперь вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона божьего, но сами себе устанавливающие закон…

В лето 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди и со славян,

и с мери, и со всех кривичей, а захары брали с полян и с северян, и с вятичей по горностаю и белке от дыма.

В лето 6370 (862). Изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и были меж ними усобицы, и начали воевать сами с собой. И сказали они себе: «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву ». И пошли за море к варягам, к руси, обо так звались те варяги – русь, как другие зовутся шведы, иные же норманны, англы, другие готы, эти же – так. Сказали руси чудь, словене, кривичи, весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались три брата со своими родами, взяли с собой всю русь, и пришли к словенам первым, и срубили город Ладогу, и сел в Ладоге старейший Рюрик, а другой – Синеус – на Белом озере, а третий – Трувор – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же,

люди новгородские – от варяжского рода, прежде были словене. Два года спустя умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавая волости и города рубить – тому Полоцк, другому Ростов, этому Белоозеро. И по тем городам варяги пришельцы, а первоначальное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и всеми ими обладал Рюрик.

И было у него два мужа, не племени его, но бояре, и отправились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и, проходя мимо, увидели на горе городок. Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали вокруг много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же в это время княжил в Новгороде…

В лето 6387 (879). Умер Рюрик, передав княжение свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

В лето 6390 (882). Выступил в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир… И убил Аскольда и Дира… И сел Олег княжить

в Киеве, и сказал: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене, и прочие – прозванные Русью. Это Олег начал города и установил дани словенам и кривичам, и мери, и уставил давать дань варягам от Новгорода по300 гривен на лето ради сохранения мира, которая и давалась варягам до смерти Ярослава.

В лето 6391(882). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В лето 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил их, и возложил на них легкую дань, и не позволил им платить дань хазарам, сказав: «Я им противник, а вам незачем».

В лето 6393 (885). Послал к радимичам, спрашивая: «Кому дань даете?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но давайте мне». И дали Олегу по щелягу 6 , как раньше хазарам давали. И владел Олег полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал…

В лето 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: «Вот приходили ко мне болгары, говоря: прими закон наш. Затем при-

6 Щеляг – польское название западноевропейской денежной единицы шилинга.

ною и з детьми, которые у одного государя с ними в одной крепости и которые его дети родились до холопства, а учнут житии у иново государя, или себе учнут житии то не холопи…

80. А холопа рать полонит, а выбежит ис полону, и он слободен, а старому государю не холоп. А похочет тот холоп к своему старому государю и того холопа явити бояром, а дьяку подписати на старой крепости, а пошлины имати

с головы по алтыну. А который холоп побежит з государем своим или один бежит без государя своего, а не рать полонит, и выйдет тот холоп ис которые земли опять у Москве, и он старому государю холоп по старому холопству, опричь того, нечто кому государь пожалует, даст волную грамоту…

88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьеве дни осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех … за двор полтина и два алтына… А пожилое имати с ворот…

3.3. Об учреждении опричнины Извлечения из Продолжения Летописца начала царства18

<…> Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, что ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки19 имати, а учнити ему на своем государстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход20 учинити особной, а бояр и окольничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно, и на дворцех на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учнити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на свой обиход, да и стрелцов приговорил учнити себе особно…

А учнити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1000 голов; и поместья им подовал в тех городех с одново, которые городы поимал в опришнинеу, а вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел ис тех городов вывести и подовати земли велел в то место в иных городах, понеже опришнину повеле учнити мебе особно. На двор же свой царице великой княгине двор повеле место чистити, где

18 Текст печатается по: Семеникова Л.И. Указ. соч. – С. 166-168.

19 «Животы их и статки» – здесь: их имущество.

20 «На весь свой обиход» – на содержании опричнины.

Извлечение

Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения; то ж и ябедникам да последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денги суть артериею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в афицеры, а наипаче тех, которые кроются сыскать. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по концеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли старатца отдать на откуп и потщитца прибыли у оной…

4.4. Генеральный регламент

Извлечение

Понеже его царское величество … по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения и исчисления своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор, Юстиц, Ревизион, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц, Штатс-контор, Берг и Мануфактур Коллегии.


И в оной президентов, вице-президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярных и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить…

4.5. Устав о наследии престола

Мы, Петр I император и самодержец всероссийский и прочая и прочая и прочая… Должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божьего, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагорассудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и … видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе.

4.6. Из наказа Екатерины II комиссии для составления
нового уложения

1767 г.

Глава 3

9. Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть и не может действовать сходно с пространством столь великого государства.

11. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и вконец разорительно.



12. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим.

13. Какой предлог самодержавного правления? Не тот, чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действия их направить к получению самого большого ото всех добра.

15. Самодержавных правлений намерение и конец есть слава граждан, государства и государя.

Глава 13

295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного.

296. Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, в чем опасаться может, что другой отымет».

317. Торговля оттуда удаляется, где ей делают притеснение, и водворяется тамо, где ее спокойствие не нарушают…

Глава 15

358. Земледельцы живут в селах и деревнях, обрабатывают землю, из которой произрастающие плоды питают всякого состояния людей, и сей их жребий.

359. В городах обитают мещане, которые упражняются в ремеслах, торговле, в художествах и науках.

360. Дворянство есть нарицание в чести, различающее от прочих тех, кои оным украшены.

363. Добродетель с заслугою возводит на степень дворянства.

364. Не только прилично дворянству, но и приобретать сие дворянство можно и гражданскими добродетелями, кои и военными.

4.7. Жалованная грамота дворянству

5
1721 год, 25 января. Регламент Духовной коллегии

Церковная политика Петра I была направлена на подчинение церкви власти государства. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр I назначил местоблюстителем патриаршего престола С. Яворского. В 1701 г. была возобновлена деятельность Монастырского приказа – светского учреждения по управлению церковными землями. В начале 1720-х годов для управления церковью был учрежден Синод – Духовная коллегия. Ее регламент был составлен крупным деятелем петровского времени новгородским архиепископом Феофаном Прокоповичем (1681–1736). Духовный регламент отразил победу абсолютизма над церковью, определял права и функции Синода, его место в системе центральных правительственных учреждений.

* * *

Между многими, по долгу богоданные нам власти, попеченье о исправлении народа нашего, и прочих подданных нам государств, посмотря и на духовный чин, и видя в нем много нестроения и великую в делах его скудость, не суетный на совести нашей возымели мы страх, да не явимся неблагодарни вышнему, аще толику от него получив благопоспешества во исправлении как воинского, так и гражданского чина, пренебрежаем исправление и чина духовного <…>

Уставляем духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем зде регламенте имеет всякие духовные дела во всероссийской церкви управлять. И повелеваем всем верным подданным нашим, всякого чина, духовным и мирским имети сие за важное и сильное правительство, и у него крайние дел духовным управы, решение и вершение просить, и судом его определенным довольствоватися, и указов его слушать во всем, под великим за противление и ослушание наказанием, против прочих коллегий <…>

Часть 1

Что есть духовное коллегиум и каковые суть важные вины такового правления.

Коллегиум правительство не что иное есть, токмо правительское собрание, когда дела некие собственные не единому лицу, но многим, к тому угодным и от высочайшей власти учрежденным подлежат ко управлению <…> Да не возмнит же кто, что сие управление не угодно есть, и лучше бы единому лицу дела духовные всего общества правити, якоже частных стран, или епархий дела управляют кийждо особ епископи. Предлагаются зде важные вины, которые показуют, что сие правление соборное всегдашнее, и аки всегдашний синод или синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в государстве монаршеском, яковое есть наше Российское.

1. Во-первых, бо известнее взыскуется истина собораным сословием, нежели единым лицеем <…> Случается, что в некоей трудности усмотрит тое человек простый, чего не усмотрит книжный и остроумный; то как не нужно есть соборное правительство, в котором предложенную нужду разбирают умы многие, и что един не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то он увидит? И тако вещь сумнительная и известнее и скорее объяснится, и какового требует определения, не трудно покажется.

2. А яко известие в познании, тако и сила в определении дела большая зде есть, понеже вящше ко уверению и повиновению преклоняет приговор соборный, нежели единоличный указ. Монархов власть есть самодержавная, которым повиноватися сам Бог за совесть повелевает; обаче советников своих имеют, не токмо ради лучшего истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се, или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедуют монарх: то кольми паче в церковном правлении, где правительство не монаршеское есть, и правителем заповедуется, да не господствует клиру. Где аще един что уставляет, могут противницы единым лица его оклеветанием силу установлению его отъяти чего не так возмогут, где от соборного сословия определение происходит <…>

5. Но се наипаче полезно, что в коллегиум таковом не обретается место пристрастию, коварству, лихоимному суду. Како бо могут сложитися в заступление винной, или во осуждение невинной стороны, где еще и будет един от них к лицу судимому пристрастен или яростен, обаче другой и третий и прочии от гнева и пристрастия того свободни? Како же и мзда одолети может, где не по власти, но по правильным и важным причинам дело вериштся, и един другого (аще благословной мнения своего вины не покажет) зазорится, да не познан будет в мздоприимстве своем? Се же наипаче, егда коллегиум состоится в таковых лицах, которым отнюдь невозможно тайно всем слагатися, сиесть, аще будут лица разного чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства. Во истину не видать зде, како таковые друг другу и открывати дерзнут коварное некое умышление, не токмо, что согласитися на неправность.

6. И се тому ж подобно, что коллегиум свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не тако бо, яко же единоличный правитель гнева сильных боится; понеже и причины проискивать на многих, а еще разностатейных особ, тако удобно есть, яко на единого человека.

7. Велико и сие, что от соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнствует власть духовная от самодержавной; но великою высочайшего пастыря честию и славою удивляемый, помышляет, что таковый правитель есть, то второй государь, самодержцу равносильный, или больше его, и что духовный чин есть другое и лучшее государство, и сем сам собою народ тако умствовати обыкл. Что же егда еще и плевелные властолюбивых духовных разговоры приложатся, и сухому хврастию огонь подложат? Тако простые сердца мнением сим развращаются, что не так на самодержца своего, яко на верховного пастыря, в коем-либо деле смотрят. И когда услышится некая между оными распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно согласуют и за него поборствовати и бунтоватися дерзают, и льстят себе окаянные, что они по самом бозе поборствуют, и руки своя не оскверняют, но освящают, аще бы и на кровопролитие устремился. Такому же в народе мнению вельми рады и не простые, но коварные человецы; тии бо, на государя своего враждующее, егда увидят ссору государя с пастырем, похищают то за добрый случай злобе своей, и под видом церковной ревности, не сумнятся подносить руки на Христа господня; и к тому ж беззаконию, яко к делу Божию, подвизают простой народ. Что ж, когда еще и сам пастырь таковым о себе надмен мнением, спать не похощет? Изрещи трудно, коликое отсюду бедствие бывает <…>

9. Наконец, в таковом правительстве соборном будет аки некая школа правления духовного. Ибо от сообщения многих и различных разсуждений, и советов, и доводов правильных, яковых частые дела требуют, всяк от соседателей удобно может научитися духовной политики, и повседневным искусством навыкнути, как бы лучше дом Божий управлять возмогл, и потому самые угоднейшие от числа коллегов, или соседателей, особы явятся на степень архиерейства восходить достойные. И тако в России, помощию Божиею, скоро и от духовного чина грубость отпадет и надеятися всего лучшего…

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3718.

6
1721 год, 22 октября. Акт о поднесении Петру I титула Императора Всероссийского

После подписания Ништадтского мирного договора со Швецией 30 августа 1721 г. Петр I праздновал окончание Северной войны. 22 октября в Троицком соборе старейший сенатор канцлер Г. И. Головкин от имени всех чинов государства обратился с речью к царю с просьбой принять титул императора. Поднесение титула императора означало признание заслуг Петра I в победоносном завершении Северной войны, а также подчеркивало возросшую мощь России и ее влияние на международной арене.

* * *

В 20 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, Его Величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание, которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и Всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечествия, Императора Всероссийского, Петра Великого…

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3840.

7
1722 год, 5 февраля. Указ о наследии престола

Указ о наследии престола 1722 г. стал первой попыткой законодательного урегулирования вопроса преемственности власти в России. Появлению указа предшествовали трагические обстоятельства: в июне 1718 г. по обвинению в измене был умерщвлен царевич Алексей Петрович, сын Петра I от Евдокии Лопухиной, а в апреле 1719 г. в возрасте трех лет умер Петр Петрович, сын Петра I от Екатерины.

* * *

Мы Петр Первый Император и Самодержец Всероссийский и прочая и прочая и прочая.

Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию Божию ко всему нашему отечеству (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в Святом Писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ея мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и Божие благословение тому следовало; еще жив наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, розсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, который не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом оставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцом митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул, и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича, и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшому, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощью Божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред Богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VI. № 3893.

8
1726 год, 18 февраля. Учреждение Верховного тайного совета

После кончины императора Петра I усилиями его любимца князя А. Д. Меншикова и дворянской гвардии на престол была возведена вдова Петра императрица Екатерина I. Новая правительница не обладала способностями к управлению делами империи, поэтому по инициативе князя А. Д. Меншикова и при его участии был создан высший правительственный орган власти – Верховный тайный совет. Правительствующий Сенат фактически потерял свое значение, так как три важнейшие коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел – были переподчинены Верховному тайному совету. Публикуемый указ отражает функции нового органа власти и его персональный состав.

* * *

Понеже блаженные и высокославные памяти, Государь Император, наш любезнейший государь супруг, в прошлом 1711 году, для своих частых тогда военных походов и отлучек, изволил определить правительство Сената в нескольких персон, и было то собрание сперва, кроме тайных действительных советников и тайных советников из других знатнейших и поверенных персон, которые, кроме правления государственных внутренних дел, никакого другого дела не имели и всегда были при своем деле неотлучны. А тайные действительные советники бывали тогда в походах за Его ж Величеством, а в нынешнем сенатском собрании почитай все тайные действительные советники. И хотя то учинено по Его ж высокославные памяти Государя Императора указу, однако ж с ними в Сенате определил сидеть из других чинов, а именно: по две персоны из генерал-майоров с переменою погодно. А понеже усмотрели мы, что тайным действительным советникам и кроме сенатского правления есть немалый труд в следующих делах: 1) что они часто имеют по должности своей, яко первые министры, тайные советы о политических и других важных государственных делах; 2) из них же заседают некоторые президентами в первых коллегиях, а именно в двух военных, в сухопутной да морской, и третьей политической, отчего в первом и весьма нужном деле в тайном совете немало им чинится помешательство, да в Сенате в делах остановка и продолжение от того, что они за многодельством не могут вскоре чинить резолюции на государственные внутренние дела. Того для за благо мы разсудили и повелели с нынешнего времени при дворе нашем, как для внешних так и для внутренних государственных важных дел, учредить Верховный тайный совет, при котором мы будем сами присутствовать. В том Верховном тайном совете быть при нас из первых сенаторов, а вместо их в Сенат выбраны будут другие, которые всегда при одном сенатском правлении будут. Быть при нас в Тайном верховном совете нижеписанным персонам: генерал-фельдмаршал и тайный действительный советник светлейший князь Меншиков, генерал-адмирал и тайный действительный советник граф Апраксин, государственный канцлер и тайный действительный советник граф Головкин, тайный действительный советник граф Толстой, тайный действительный советник Голицын, вице-канцлер и тайный действительный советник барон Остерман. А для слушания дел определены будут нарочные дни в каждой неделе.

И по вышеписанному Ея Императорского Величества указу Верховного тайного совета определили следующие:

1) В Сенат и во все коллегии и прочие места, куда будет подлежать, посылать указы с таким изображением: в заглавии, указ Ея Императорского Величества, состоявшийся в Верховном тайном совете (и именовать, в какое место, куда). 2) А из Сената и из других всех коллегий писать, о чем самом важном деле случится по сему: доношение в Верховный тайный совет. 3) Из Сената ж в Военные, Сухопутную и Морскую и Иностранную и из оных в Сенат писать промемориями. 4) В Верховном тайном совете, хотя при присутствии Ея Императорского Величества, хотя и во отсутствии, крепить, что о чем определено будет, протоколы, резолюции, всем назначенным особам Верховного тайного совета. А с того надлежащие куда указы посылать за закрепою в Верховном же тайном совете обретающегося члена Иностранной коллегии действительного статского советника Василия Степанова. 5) И сие определение на первое время служить имеет, а впредь как тому быть, и каких служителей при сем Верховном тайном совете иметь, о том сочинить явственное и обстоятельное определение, и со временем донесть Ея Императорскому Величеству.

Полное собрание законов Российской империи. Т. VII. № 4830.

9
1730 год. Кондиции

После смерти в январе 1730 г. императора Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых. Молодой монарх не оставил завещания, поэтому наступил очередной династический кризис. На заседании Верховного тайного совета по предложению князя Д. М. Голицына было принято решение пригласить на русский престол племянницу Петра I вдовствующую правительницу Курляндии Анну Иоанновну. Однако члены Верховного тайного совета попытались навязать новой правительнице условия, ограничивающие ее власть, – «Кондиции». Анна Иоанновна сначала подписала эти условия, однако, приехав в Москву и увидев недовольство широких кругов дворянства «затейкой» верховников, публично надорвала документ.

* * *

Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа Мы по преставлении всепресветлейшего державнейшего Великого Государя Петра Второго, Императора и Самодержца Всероссийского, нашего любезнейшего государя племянника, императорский всероссийский престол восприяли и, следуя Божественному закону, правительство свое таким образом вести намерена и желаю, дабы оное в начале к прославлению Божеского имени и к благополучию всего нашего государства и всех верных наших подданных служить могли. – Того ради, чрез сие наикрепчайше обещаемся, что наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православныя нашея веры греческого исповедания, такожде по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника, ни при себе, ни по себе никого не определять. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1) Ни с кем войны не всчинять.

2) Миру не заключать.

3) Верных наших подданных никакими новыми податьми не отягощать.

4) В знатные чины, как в статцкие, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5) У шляхетства живота, и имения, и чести без суда не отымать.

6) Вотчины и деревни не жаловать.

7) В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8) Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

Корсаков Д. А. Воцарение императрицы Анны Иоанновны.

Казань, 1880. С. 17–18.

10
1762 год, июль. Письма А. Г. Орлова Екатерине II из Ропши об обстоятельствах смерти императора Петра III

Письма А. Г. Орлова, одного из наиболее активных участников дворцового переворота 1762 г., сообщают действительные обстоятельства смерти низложенного императора Петра III. Эти документы были обнаружены среди бумаг умершей императрицы Екатерины II и переданы императору Павлу. Ознакомившись с письмами, император передал их на хранение канцлеру А. А. Безбородко, но на следующий день востребовал бумаги обратно и бросил их в камин. Однако сохранением этого ценного источника мы обязаны любимцу императора Павла Ф. В. Ростопчину, который сумел сделать с документов копию.

* * *
А

Матушка милостивая Государыня, здравствовать Вам мы все желаем несчетные годы. Мы теперь по отпуск сего письма и со всею командою благополучны, только урод наш очень занемог, и схватили его нечаянные колики, и я опасен, чтоб он сегодняшную ночь не умер, а болше опасаюсь, чтоб не ожил. Первая опасность для того, что он все вздор говорит и нам это несколко весело, а другая опасность, что он действително для нас всех опасен для того, что он иногда так отзывается, хотя в прежнем состоянии быть.

В силу именного Вашего повеления я солдатам денги за полгода отдал, тако ж и унтер-офицерам, кроме одного Потемкина вахмистра для того, что служил без жалования. И солдаты некоторые сквозь слезы говорили про милость Вашу, что они еще такого для Вас не заслужили, за штоб их так в короткое время награждать их. При сем посылаю список Вам всей команды, которая теперь здесь, а тысечи рублиов, матушка, не достало, и я дополнил червонными, и у нас здесь было много смеху над гронодерами об червонных, когда они у меня брали, иные просили для тово что не видовали и опять их отдавали, думая, что они ничего не стоят. Посланный Чертков к Вашему Величеству обратно еще к нам не бывал и для того я опоздал Вас репортовать, а сие пишу во вторник в девятом часу в половине.

По смерть Ваш верный раб Алексей Орлов.

Б

Матушка наша, милостивая Государыня, не знаю, што теперь начать, боюсь гнева от Вашего Величества, штоб Вы чего на нас неистово подумать не изволили и штоб мы не были причиною смерти злодея Вашего и всей России, также и закона нашего, а теперь и тот приставленный к нему для услугу лакей Маслов занемог, а он сам теперь так болен, што не думаю, чтоб он дожил до вечера и почти совсем уже у беспаметстве, о чем уже и вся команда здешнея знает и молит Бога, чтоб он скорей с наших рук убрался, а оной же Маслов и посланней офицер может Вашему Величеству донести, в каком он состоянии теперь, ежели Вы обо мне усомнится, изволите; писал сие раб Ваш верный (подпись оторвана ).

В

Матушка милосердная Государыня! Как мне изъяснить, описать, что случилось: не поверишь верному своему рабу; но как перед Богом скажу истину. Матушка! Готов идти на смерть; но сам не знаю, как эта беда случилась. Погибли мы, когда Ты не помилуешь. Матушка – его нет на свете. Но никто сего не думал, и как нам задумать поднять руки на государя. Но, Государыня, свершилась беда. Он заспорил за столом с князем Федором (Борятинским); не успели мы разнять, а его уже и не стало. Само не помним, что делали; но все до единого виноваты, достойны казни. Помилуй меня, хоть для брата. Повинную Тебе принес, и разыскивать нечего. Прости или прикажи скорее окончить. Свет не мил; прогневили Тебя и погубили души на век.

Переворот 1762 года. М., 1908. С. 136, 141, 142.