Электропроводка

Модальная классификация ощущений психология. Основные классификации восприятия (классификация по модальности, по форме существования материи). Понятие об ощущениях

Вопрос 1. Познание

Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закомерностях объективного мира.

В человеческом познании на банальном (бытовом) уровне выделяют, прежде всего, такие уровни, как чувственное и рациональное познание .

Чувственное познание – это познание мира с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, вкус, слух), главными из которых являются зрение и слух. Оно носит конкретный и образный характер, оно оперирует единичными предметами, отличается наглядностью.

Рациональное познание – это изучение мира с помощью разума, то есть мышления, интеллекта. Оно характеризуется абстрактностью, т.к. оперирует универсалиями (понятиями).

На уровне физиологии мозга за чувственное познание отвечает правое полушарие, а за рациональное – левое полушарие мозга. Филогенетически первичным считается именно чувственное познание, а рациональное развивается на его основе.

Аналогами чувственного и рационального уровней познания в науке выступают эмпирический и теоретический уровни.

Эмпирический уровень связан со сбором первичной информации об объекте, её классификацией и первичным обобщением. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект, имеет дело с «живой действительностью» и реализуется в основном посредством наблюдения и эксперимента. Здесь выявляют свойства объектов и процессов, фиксируют события, устанавливают закономерности (повторяемости, регулярности). Основная задача эмпирического исследования – достаточно точно зафиксировать, описать свойства, качества объектов. В результате такой деятельности формируются факты (фактуальный базис) науки.

Теоретический уровень надстраивается над эмпирическим, т.е. теоретические исследования опираются на данные, полученные эмпирическим путём. На основе анализа и обобщения последних здесь формулируются гипотезы, законы и теории, касающиеся объекта исследования. Главные цели теоретического исследования состоят уже не в описании, а в объяснении изучаемых явлений, поиске законов, которым они подчинены, создании идеальных моделей явлений и процессов.

Теоретическое познание носит не непосредственный, а опосредованный характер, имеет дело с понятиями или некими идеальными конструкциями, несуществующими в реальности (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердая поверхность). Такие идеальные объекты, в отличие от реальных, имеют конечное число свойств. Например, материальная точка имеет только два свойства: обладает массой и возможностью перемещаться в пространстве и времени.

Считается, что эмпирический уровень более прочен и устойчив, чем теоретический: теории приходят и уходят, а факты остаются в науке навсегда, только по-разному интерпретируются.

Можно также сказать, что на эмпирическом уровне происходит познание явлений, а на теоретическом осуществляется познание сущности, или на эмпирическом уровне познаётся сущность первого порядка, а на теоретическом – сущность второго (т.е. более глубокого) порядка.

В ходе научного познания оба уровня взаимодействуют друг с другом. Действует принцип согласованности.

Каждому уровню познания соответствуют свои особенные формы познания, а эмпирическому и теоретическому уровням – не только формы, но также и методы познания.

Ощущения – первичная форма отражения действительности. Информация о внешнем мире может попасть в головной мозг только через соответствующие рецепторы. При воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы, мы получаем зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные и другие ощущения.

Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта (предмета) при непосредственном контакте с ним. В языке ощущения фиксируются обычно с помощью характеристик-прилагательных (зеленый, кислый, горячий, пронзительный, твердый и пр.).

Ответная реакция организма на раздражения внешней или внутренней среды– рефлекс . Она считается основным механизмом нервной деятельности. Все психические процессы имеют рефлекторную природу, т.е. возникают в ответ на раздражения внешней или внутренней среды.

Классификация ощущений по модальностям

Различают пять основных модальностей (видов) ощущений: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.

Со времён Аристотеля считалось, что у человека пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. На самом деле их, видимо, значительно больше, потому что человек способен ощущать тепло и холод, давление, земное притяжение, ускорение, вибрацию, положение своего тела (или отдельных его частей) в пространстве. И всё же человек ощущает далеко не все факторы окружающей среды. У нас нет анализаторных систем, которые бы позволяли чувствовать электрическое поле, рентгеновские лучи, радиоволны и многое другое.

В процессе эволюции живые организмы развивались в разных направлениях, поэтому многие способны ощущать то, что не дано человеку. Орёл имеет более зоркое зрение, а собака различает недоступные человеку звуки и запахи. Кроме того, у некоторых живых существ сформировались органы чувств, которые отсутствуют у человека. Киты, дельфины, летучие мыши, бабочки способны ощущать ультразвуки; нильская щука и электрический сом улавливают даже слабые колебания электрического поля, многие рыбы тонко чувствуют изменение давления водной среды.

Свойства ощущений

1. Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

2. Интенсивность – количественная характеристика ощущения. Интенсивность определяется функциональным состоянием рецептора и силой воздействующего на него раздражителя.

3. Длительность характеризует время действия ощущения. Длительность ощущения главным образом определяется временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителей на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время – так называемый латентный (скрытый) период ощущения.

Ощущения также не исчезают одновременно с прекращением действия раздражителя, а обладают некоторой инерцией. На этом свойстве основана иллюзия отсутствия перерывов между кадрами кинофильма.

4. Локализация. Анализ информации, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

5. Чувствительность. Она характеризуется порогами ощущений Абсолютно низкий порог ощущения – это минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное раздражение. Верхний абсолютный порог – это наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида.

Например, болевые ощущения . В формировании боли участвуют корковые, а также подкорковые образования. Боль возникает как при непосредственном воздействии на тело внешних раздражителей, так и при изменениях в самом организме, вызываемых различными патологическими процессами.

Болевая реакция представляет собой наиболее инертную и сильную безусловную реакцию. Болевое ощущение в известной мере поддается влиянию со стороны высших психических процессов. Многочисленные примеры свидетельствуют как о мужестве, об умении, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, подчиняясь высоконравственным мотивам, так и о малодушии, сосредоточении на своих болевых ощущениях.

6. Адаптация – изменение чувствительности наших органов чувств, применительно к внешним условиям. Для разных органов чувств, различны временные характеристики адаптации. Так, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 минут. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 сек. Слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . Например, красильщики могут воспринимать до 50 – 60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металлов, указывающие на присутствие посторонних примесей.

7. Компенсация – усиление чувствительности одних ощущений из-за утраты чувствительности другими ощущениями. Например, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Скажем, глухие часто они способны понимать речь собеседника по движениям губ.

Вторая форма чувственного познания – восприятие. Оно базируется на ощущениях и ранее приобретённом опыте. Восприятие – это целостное наглядно-образное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и качеств, действующих в данный момент на органы чувств . Восприятие является действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии.

Многие наши загадки дают нам описание предмета через ряд ощущений, а мы их должны синтезировать и понять, что же за предмет подразумевается («Зимой и летом одним цветом», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», «Желтое коромысло над домом повисло»). Или попробуйте объединить в единый предмет такие ощущения, как сладкий, красный и круглый или твердый, черный и сладкий.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности.
Принято различать пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же их значительно больше (например, воздействия на кожу вызывают ощущения давления, боли, холода, тепла и др.).
Различные модальности ощущений сложились в процессе эволюции. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, до сих пор существуют еще не достаточно изученные интермодальные (межмодальные) виды чувствительности. Такими являются, например, вибрационная и болевая чувствительность.

По характеру отражения и месту расположения рецепторов:

1. Экстроцептивные , отражающие свойства и явления внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела.

2. Интроцептивные , имеющие рецепторы во внутренних органах и тканях тела и отра-жающие состояние внутренних органов.

3. Проприоцептивные , рецепторы кот. располагаются в мышцах и связках и дают ин-формацию о движении нашего тела и его положении.

2. Понятие о возрастном психологическом кризисе.

Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

Возрастные кризисы - особые, относительно непродолжительные по времени периоды перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития человека.

Билет 15.

1. Закономерности ощущений.

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности . Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.



Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость : чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений . Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии . Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии .



2. Характеристика кризиса новорожденного. Период младенчества.

Процесс рождения ребенка – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, иной тип дыхания, смена питания. Приспособиться к этим новым чувствам и условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

1. Система пищевых рефлексов – при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные тормозятся.

2. Закрытие глаз – действие яркого света (раздражитель); шлепок по переносице; хлопок руками возле головы ребенка.

3. Сгибание рук – поворот головы направо; разведение локтей в сторону.

4. Сжатие и разжимание пальцев рук – касание пальцами ладони руки.

5. Сжатие пальцев ног – нажатие пальцем на подошву ребенка.

6. Колено и стопа сгибаются – укол булавкой подошвы.

7. Попытки поднять голову – на живот.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.

Билет 16.

1. Количественные и качественные изменения ощущений.

Общими для всех видов ощущений считаются количественные и качественные изменения ощущений. К количественным относят следующие виды изменений:

Анестезия - полная утрата какого-либо вида чувствительности - объясняется тем, что вследствие каких-то препятствий импульсы не достигают по своим проводникам соответствующих корковых зон. В зависимости от поражения анализатора различают болевую анестезию (аналгезию), температурную (терм анестезию), локализационную (топанестезию), суставно-мышечную (батианестезию) и др.

Потеря чувствительности (анестезия), как правило, распространяется на тактильную, болевую, температурную чувствительность и может захватывать как все виды чувствительности (тотальная анестезия), так и отдельные ее виды {парциальная анестезия). По механизмам возникновения выделяют: корешковую анестезию, при которой тотально нарушается чувствительность в зоне иннервации определенного заднего корешка спинного мозга;

сегментарную анестезию, при которой нарушения возникают в зоне иннервации определенного сегмента спинного мозга;

диссоциированную анестезию, при которой наблюдается отсутствие болевой и температурной чувствительности при сохранении проприоцептивной. или наоборот.

Особо выделяют нарушения чувствительности вплоть до ее исчезновения при некоторых заболеваниях. В частности, описана лепрозная анестезия, возникающая в результате специфического поражения кожных рецепторов при лепре и характеризующаяся последовательным ослаблением и утратой температурной, затем болевой, а впоследствии и тактильной чувствительности при длительно сохраняющейся проприоцептивной чувствительности.

Хорошо известна истерическая анестезия, характеризующаяся функциональным исчезновением чувствительности у больных с диссоциативными (конверсионными) невротическими расстройствами при отсутствии органического поражения рецепторов, проводящих путей и центров нервной системы. В рамках истерической анестезии описаны нарушения болевой чувствительности по типу «чулок и перчаток». Они проявляются особым видом нарушения болевой чувствительности, при которой отмечаются четкие границы нарушений чувствительности, не соответствующие зонам иннервации определенных корешков или нервов.

Гипестезия - частичная утрата чувствительности, когда в связи с повышением порога возбудимости достаточно сильные раздражители вызывают лишь слабое ощущение.

Гиперестезия - повышение чувствительности в результате снижения порога возбудимости в коре большого мозга вследствие суммирования раздражении, вызванных патологическим процессом, и раздражении, наносимых во время исследования.

Одним из наиболее часто встречающихся в клинической практике феноменов является гиперестезия. Она входит в структуру астенического синдрома, являющего типичным и широко распространенным способом психического реагирования на заболевание. При этом гиперестезия захватывает, как правило, все сферы, но чаше отмечаются зрительная и акустическая гиперестезии.

Дизестезия -извращенное восприятие раздражении, например, касание к поверхности кожи вызывает болевые ощущения, тепловые раздражения - чувство жара или холода.

Гиперпатия - ощущение расплывчатых, плохо локализованных, неприятных раздражении, которое возникает через некоторое время после нанесения раздражения и длится после его прекращения. Гиперпатия наблюдается при изменениях в проводящих путях на любом уровне от концевых нервных аппаратов до коры большого мозга. В результате поражения филогенетически молодых, более ранимых систем, обладающих низким порогом восприятия, воспринимаются только сильные раздражители.

Полиэстезия - заключается в восприятии одного раздражения как нескольких.

Кроме гипо-, гиперанестезий, при которых нарушаются количественные показатели, выделяют качественные расстройства ощущений . например, синестезию - восприятие и ощущение раздражения не только на месте его нанесения, но и в какой-либо другой области.

Так, пациент может испытывать неприятные вкусовые ощущения при определенных зрительных раздражителях; иметь, например, цветовые ощущения при воздействии на него звуковых раздражений (музыки).

Другой разновидностью патологических изменений ощущений являются парестезии , которые проявляются неприятными ощущениями онемения, покалывания, жжения, ползания мурашек и др. Они могут возникать в различных частях тела, иметь тенденцию к перемещению. При этом больные становятся суетливыми, неусидчивыми, тревожными. У них отмечается повышенная чувствительность к соприкосновению кожи с одеждой, постельным бельем. Могут иметь место вкусовые парестезии, хотя большинство из них затрагивает тактильную чувствительность.

Боль - это особо психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате органических или функциональных расстройств организма. Боль несёт сигнальную функцию.

2. Кризис одного года. Период раннего детства.

Первый год жизни для малыша - один из самых насыщенных и сложных, ребенок проходит множество этапов развития, маленький комочек сначала учится переворачиваться с боку на бок, затем сидеть, ползать, ну и, наконец, ходить. Обилие информации и физической нагрузки - все, что приходится испытать в течение первого года жизни, не может не вызвать кризис.

Характерные черты кризиса первого года жизни

- гипертрофированная привязанность к маме. Малыши в период кризиса в буквальном смысле слова не дают маме прохода, основным желанием их является, чтобы мама была постоянно рядом, брала на руки и помогала дотягиваться до самых недоступных предметов и вещей. Многие отмечают, что малыш настолько требователен к присутствию мамы, что при выходе ее из комнаты буквально на минуту, начинают дико реветь и кричать.

- повышенная эмоциональная возбудимость, капризность. В период кризиса ребенок начинает плакать и кричать буквально по любому поводу, если что-то идет не так, как ему хочется. При этом на запретные действия родителей малыш обижается, выказывает свое недовольство, может проявлять агрессию.

- непослушание и упрямство. Наряду с изучением окружающей обстановки, малыши начинают изучать и свои родителей. Они начинают применять новые и новые формы поведения и отмечать то, как на это реагируют родители.

Билет 17.

1. Понятие о восприятие, свойства восприятия.

Восприятие - целостное отражение предметов и явлений мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Предметность

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

Целостность

В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта (бархат, мрамор). Впечатления эти возникают условно-рефлекторно вследствие образовавшейся в жизненном опыте связи между зрительными и тактильными раздражениями.

Структурность

С целостностью восприятия связана и его структурность . Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени.

Если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в уме, когда поступает новая нота. Обычно слушающий понимает музыкальную вещь, т.е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания - в уме слушающего продолжает звучать вся структура мелодии с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Аналогичен процесс восприятия ритма.

Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

Константность

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Константность восприятия цвета - относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения (кусок угля в летний солнечный полдень посылает примерно в 8-9 раз больше количества света, чем мел в сумерки). Явление, константности цвета обусловливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

Осмысленность восприятия

Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет - значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

Апперцепция

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.

2. Кризис трех лет. Психологические особенности дошкольного возраста.

Кризис 3 лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.
Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса 3 лет.
1) Первая из них - негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия - сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
2) Вторая характеристика кризиса 3 лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
3) Третья характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам -обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков);
5) своеволие - т.е. ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями; по Л.С. Выготскому "ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними"
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье 1 ребенок), проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.
Все эти явления могут проявляться с разной интенсивностью.

Особенности личности дошкольника

Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать.
Все, во что включается дошкольник - игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., - должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль "ограничителей".
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника - поощрение, получение награды. Более слабый -наказание, еще слабее - собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещениекаких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания.
Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки - других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки ("я хороший") и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
Еще одна линия развития самосознания - осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: "я рад", "я огорчен", "я сердит".
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки - аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: "когда я был маленьким", "когда я вырасту большой".

Билет 18.

1. Классификация восприятия в зависимости от вида анализаторов, в зависимости от форм существующей материи.

Классификация восприятий по виду анализаторов представляет значительно большие трудности по сравнению с соответствующей классификацией ощущений.

Там эта классификация облегчалась тем, что физиологическую основу того или другого ощущения составляла деятельность строго определенного анализатора. Восприятия же являются более сложными, чем ощущения, психическими процессами и имеют в своей основе совместную деятельность нескольких анализаторов.

Поэтому только по преимущественной роли того или другого анализатора в данном процессе восприятия можно разделить восприятия на зрительные (например, у художников), слуховые (у композиторов, музыкантов, певцов), двигательные (у спортсменов, работников физического труда) и т. д. При этом надо помнить, что в осуществлении каждого из указанных восприятий принимают участие и другие анализаторы.

Большее теоретическое и практическое значение имеет классификация восприятий по видам отображения в них объектов окружающего мира. С этой точки зрения можно выделить среди восприятий следующие группы:

  1. Восприятие предметов окружающего мира, отображающее особенности их вещного, телесного бытия.
  2. Восприятие пространства, пространственных отношений между вещами.
  3. Восприятие времени, временных отношений между вещами и явлениями окружающего нас мира.
  4. Восприятие движений как совершаемых предметами, вне нас находящимися, так и наших собственных движений.

Каждый из этих видов восприятий отличается своими особенностями и закономерностями, знание которых необходимо для успеха в той или другой практической деятельности - в труде, игре, учении и т. д.

2. Характеристика кризиса семи лет. Психологические особенности младшего школьного возраста.

Кризис 7 лет. Может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Как считает Л.И. Божович – это период рождения соц. «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний – устойчивые аффективные комплексы. Проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Это приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность; ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

Чисто кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

Новообразование – произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация.

Младший школьный возраст.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.
Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.
А) Внутренние мотивы:
1) Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способамисамостоятельного приобретения знаний;
2) Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).
Б) Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

САМОСОЗНАНИЕ.
От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становлениесамооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.
У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.
Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.
Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней.

Билет 19.

1. Определение понятия внимание и его значение в жизнедеятельности человека. Физиологические основы внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Фейербах, поскольку она есть общая форма или вид определенной массы ощущений.

В модальности ощущения отражается общее свойство различных предметов внешнего мира (например, освещенность и цвет различных по своей форме, плотности, звуковым свойствам вещей). Можно сказать, что каждая определенная форма ощущений (зрительная, слуховая и т. д.) отражает через единичное общее свойство данной формы движения материи.7

Экспериментально-психологические исследования показали, что в первые мгновения зрительного ощущения человек осознает прежде всего то, что на него действует в данный момент не звук или запах, а свет, т. е. самое общее в оптических раздражителях. Лишь затем человек осознает конкретное качество

(хроматический или ахроматический цвет, его «тон» и насыщенность) и интенсивность.

Например, физиологические исследования также показывают, что при выработке условного рефлекса на световой раздражитель (например, красный свет) вначале имеется общая реакция анализатора на любой световой раздражитель (но не вообще на любое внешнее воздействие), т. е. разлитое состояние процесса возбуждения. Лишь в процессе дифференцировки (различного действия подкрепляемых и неподкрепляемых раздражителей) реакция возникает не на любой световой раздражитель, а именно на красный свет.

Следовательно, в каждом отдельном ощущении отражаются и общие свойства данной формы движения материи и особенные проявления этого свойства в единичном предмете внешнего мира. Эти особенные проявления выступают в виде качества ощущений, по поводу которого Ленин писал: «Качество и ощущение одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а нем неизбежно и качество...»8

По качествам каждая модальность многообразна. Зрительные ощущения, например, различаются по цветовым тонам и насыщенности, причем эти различия не сводятся только к основным спектральным цветам, но включают в себя многообразные их сочетания (по физическим законам смешения цветов) и взаимовлияния. Достаточно сказать, что только для распознавания и наименования цветовых признаков растений употребляется на русском языке около 230 названий цветов, относительно соответствующих

7 Именно поэтому ощущения классифицируются по модальностям, а сама классификация ощущений неизбежно включает в себя их материальные источники (физические, механические, химические и т. д.).

8 В. И. Ленин. Соч., т. 38, стр. 315.

международной шкале цветов для биологов, включающей свыше 300 названий для различных оттенков цветов.9 Но таких ощущаемых оттенков цветов

(вариаций и сочетаний цветовых тонов) много тысяч, для обозначения которых недостаточно самых богатых речевых средств. Слуховые ощущения различаются по таким качествам, как высота, громкость, тембр ощущаемых звуков и их сочетаний; вкусовые качества также многообразно модифицируются при слиянии, смешении, контрастах и т. д.

Единство модальности ощущений выступает в многообразии их качеств, отражающих качественное многообразие явлений и свойств данной

План ответа

    Общее представление об ощущении.

    Функции рецепции.

    1. Сигнально-пусковая.

      Контрольно-координационная.

    Классификация ощущений.

    1. По наличию или отсутствию непосредственных контактов

      По месту расположения рецепторов

      По модальности (виду) раздражителя

    Виды ощущений.

    1. Зрительные

      Слуховые

      1. Вибрационные

    2. Обонятельные

      Вкусовые

      Тактильные

      Болевые

      Температурные

      Давления

      Кинестетические

      Статические

      Органические

Ответ:

  1. Общее представление об ощущении.

С точки зрения психологии ощущения представляют собой осознаваемый или неосознаваемый продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, воздействую­щих на органы чувств.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Их объектив­ность заключается в том, что в них всегда отражен внешний раздражитель. А субъективность - в том, что они зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей.

Каким же образом информация из внешнего мира поступает в мозг? Эти каналы были названы анализаторами. Анализатором называют анатомофизиологический аппарат, специали­зированный для приема воздействий определенных раздражителей из внеш­ней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Каждый анализатор состоит из трех частей:

1) рецептор - орган чувств, который преобразует энергию внешнего воздействия в нервные импульсы. Каждый рецептор приспособлен к при­ему только определенных, характерных для него видов воздействия;

2) проводящие нервные пути. По этим путям сигналы передаются в мозг;

3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга.

Механизм действия анализатора заключается в следующем. Предмет-раздражитель действует на рецептор, вызывая в нем физико-химический процесс раздражения, которое переходит в физиологический процесс – возбуждение, последнее по центростремительному нерву передается к центру анализатора. В корковой области (отделе) анализатора на основе нервного процесса возникает психический процесс, иначе называемого ощущением. Все отделы анализатора работают как единое целое. Человек обладает двумя десятками анализаторных систем.

  1. Функции рецепции.

    1. Сигнально-пусковая.

Для сигнально-пусковой функции рецептору существенно иметь высокую чувствительность, т.е. максимально низкие пороги как по абсолютной силе сигнала, так и по различению между сигналами. На первый план по биологической значимости здесь выступают телерецепторы обоняния, слуха (также ультраслуха) и зрения в различных ранговых порядках у разных видов животных. Для вычленения далее значимых сигналов из хаотического фона «помех» нужна и необходимо вырабатывается совершенно аналитическая или анализаторная способность реципирующих аппаратов центральной нервной системы

Для сигнально-пусковой роли важнейшим механизмом является совокупность процессов активного систематизированного поиска (scanning), или «просматривания», своего диапазона каждым из телерецепторов.

Полнота или синтетичность рецепторики обеспечивается сенсорными синтезами (или сенсорными полями). К их числу относятся, например, схема своего тела, пространственно-двигательное поле, синтезы предметного или «качественного» (топологического) пространства и др. Роль этих «полей» в управлении двигательными актами

Рефлекторная система будет работать правильно, если за каждым эффекторным ответом будет закреплен свой неизменный и безошибочно распознаваемый пусковой сигнал - код.

Изучение различных видов чувствительности

Классификации ощущений.

Существует множество классификаций ощущений, сгруппированных по различным критериям (сходство и различие функций, общность происхождения, уровень развития и т. д.). В данной теме мы подробнее рассмотрим лишь те из них, которые получили широкое распространение в психологии, психофизиологии сенсорных систем и физиологии.

1. Классификация ощущений по модальностям.

Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности.

Принято различать пять внешних чувствительных систем: зрение, слух, обоняние, вкус, кожную чувствительность. Фактически же их значительно больше (например, воздействия на кожу вызывают ощущения давления, боли, холода, тепла и др.).

Различные модальности ощущений сложились в процессе эволюции. Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, до сих пор существуют еще не достаточно изученные интермодальные (межмодальные) виды чувствительности. Такими являются, например, вибрационная и болевая чувствительность .

2. Генетическая классификация г. Хэда.

Данная классификация исходит из скорости регенерации афферентных волокон после перерезки периферического нерва и отнесения центральной части анализатора к древней или новой коре головного мозга. Г. Хэд выделяет два различных вида чувствительности –протопатическую и эпикритическую.

Протопатическая чувствительность – более примитивная и аффективная, менее дифференцированная и локализованная. Волокна, проводящие протопатическую чувствительность, Хэд считает генетически более старыми, примитивными по своему строению и поэтому восстанавливающимися быстрее. Эпикритическая чувствительность – более тонко дифференцированная, объективированная и рациональная; вторая контролирует первую. Эпикритическая чувствительность проводится волокнами филогенетически более молодой системы и более сложно построенной, следовательно, восстанавливается медленно.

3. Генетическая классификация ч. Шеррингтона.

В данной классификации выделяются три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела;

2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;

3) интероцептивные (органические), которые сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами .

Пороги чувствительности и методы их изучения.

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную степень интенсивности. Диапозон нашей чувствительности ограничен нижним и верхним абсолютными порогами.

Минимальная величина раздражения, необходимая для возникновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущений – это максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира. По аналогии с измерительным прибором абсолютные пороги определяют диапазон, в котором сенсорная система может измерять раздражители.

Абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога P, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой: Е=1/P .

Наряду с абсолютной различается относительная чувствительность – чувствительность к изменению интенсивности воздействия.

Относительная чувствительность измеряется порогом различения (дифференциальным или разностным). Разностный порог – это минимальное различие в силе однотипных раздражителей, необходимое для изменения интенсивности ощущения. Разностный порог измеряется относительной величиной (дробью), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать прибавление увеличение прибавки в весе, необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, т. е. 30 гр. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя. Относительный порог различения яркости света равен 1/100; громкости звука – 1/10; вкусовых воздействий – 1/5. Указанные закономерности являются психофизическими зависимостями. Они впервые были самостоятельно открыты в первой половине 19 века французским физиком П. Бугером и немецким психофизиком Э.Г. Вебером и носят название закона Бугера–Вебера (психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя и силы ощущения ).

Таким образом, нижние и верхние пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и разностные пороги (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности .

В психофизике разработан ряд методов определения абсолютных и разностных порогов чувствительности .

Методы определения абсолютных порогов чувствительности

Метод установки (средней ошибки).

Применение целесообразно только в тех случаях, когда есть возможность непрерывно (плавно) изменять предъявляемый стимул. При измерениях по данной методике испытуемый сам регулирует величину стимула. Начиная от первоначально вызвавшей у него отчетливое ощущение, он плавно снижает интенсивность стимула до тех пор, пока не установит такое её значение, при котором он впервые утрачивает ощущение его воздействия. Если опыт начинается с явно неощущаемой интенсивности стимула, то испытуемый должен найти такое её значение, при котором ощущение появляется.

При обработке полученных результатов в качестве показателей абсолютного порога чувствительности используют меры центральной тенденции – медиану (Ме) и среднюю арифметическую величину (М). Метод границ (метод минимальных изменений).

Метод предусматривает определение величины порога путем предъявления испытуемому последующего ряда раздражителей, постепенно, минимальными и равными ступенями возрастающей и убывающей интенсивности. Например, при измерении абсолютного порога громкости испытуемому дают инструкцию говорить «да», если он сигнал слышит, и «нет» – если не слышит. Сначала предъявляют стимул, который он явно может расслышать. Затем при каждом предъявлении величина стимула уменьшается. Эту процедуру проводят до тех пор, пока не изменятся ответы испытуемого.

Величина стимула, при которой изменяются ответы испытуемого, соответствуют порогу исчезновения ощущения (P1). На втором этапе измерения в первом предъявлении испытуемому предлагают стимул, который он никак не может слышать. Затем на каждом шаге величина стимула возрастает до тех пор, пока ответы испытуемого перейдут от «нет» к «да» или «может быть, да». Это значение стимула соответствует порогу появления ощущения (P2). Но порог исчезновения ощущения редко бывает равен порогу появления. Соответственно абсолютный порог (Stp) будет равен среднеарифметическому порогов появления и исчезновения.

Проводится на основании статистической обработки достаточно большого числа показаний испытуемого. Метод состоит в следующем.

Раздражители различной интенсивности предъявляются испытуемому в беспорядочной последовательности. В случае определения абсолютного порога испытуемый должен говорить: ощущает он или не ощущает предъявленное ему раздражение. Величина порога вычисляется в результате подсчета правильных и ложных ответов, данных испытуемым при многократной оценке предъявляющихся ему раздражителей разной интенсивности. Этот метод требует предварительного опыта, цель которого состоит в ориентировочном определении диапозона пороговой зоны. Пороговая зона – это такой диапозон интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула. Выявленный в опыте диапозон пороговой зоны разделяют на равное, желательно нечетное, число интервалов интенсивности (от 5 до 9). Поэтому все разности между величинами всех стимулов в пороговой зоне одинаковы. В течение всего опыта эти выбранные интенсивности остаются неизменными (отсюда название метода: метод констант). Во время опыта стимулы разной интенсивности предъявляются в случайном порядке, причем обязательно стимулы каждой интенсивности необходимо предъявлять одинаковое число раз.

Методы определения разностного порога

Метод минимальных изменений (метод границ).

Определение разностного порога данным методом предполагает выбор эталонного стимула среди континуума сверхпороговых стимулов. По отношению к нему и производят сравнение всех остальных стимулов. Сравнение эталонного и остальных, т. е. переменных, стимулов можно осуществлять последовательно и одновременно. В первом случае первым предъявляют эталонный стимул, а во втором – эталонный стимул и сравниваемый с ним стимул одновременно. Использование метода границ для определения разностных порогов требует учета не двух, а трех категорий ответов испытуемого: «больше», «меньше» и «равно». При обработке экспериментальных данных для каждого стимульного ряда находят границы между сменой категорий ответов: от «меньше» к «равно» и от «равно» к «больше». Усредняя значения интенсивностей стимулов, соответствующие интервалам между этими границами (совместно для нисходящих и восходящих рядов стимуляции), получают средние значения «верхнего» (для ответов «больше») и «нижнего» (для ответов «меньше») порогов чувствительности.

Разность между ними определяет интервал неопределенности и разделенная пополам она дает нам искомую величину разностного порога чувствительности.

Метод постоянных раздражителей (метод констант).

Основные предпосылки при определении разностных порогов методом постоянных раздражителей остаются теми же, что и при определении абсолютного порога чувствительности. Разностный порог определяется по отношению к произвольно выбранному стандартному стимулу сверхпороговой интенсивности. В процессе измерений можно пользоваться таким планом эксперимента, согласно которому от испытуемого требуется две категории ответов (и «больше», и «меньше», чем эталон). Но можно использовать и другой план, предусматривающий три категории ответов (аналогично методу границ). Однако второй вариант методики используется реже, поскольку наличие в нем третьей категории ответов приводит к снижению точности полученных результатов измерения.

Метод средней ошибки.

Испытуемому предъявляют одновременно два стимула – эталон и переменный, причем величину переменного стимула испытуемый изменяет самостоятельно. Аппаратура должна позволять плавную регулировку измеряемого параметра переменного стимула. Задача испытуемого состоит в подравнивании переменного стимула к эталону. Для вычисления разностного порога испытуемый должен произвести множество подравниваний, что дает возможность рассчитать среднюю арифметическую величину (М) и среднее квадратичное отклонение (σ) точности подравнивания. В эксперименте с использованием метода средней ошибки величина разностного порога чувствительности в значительной мере зависит от формулировки инструкции, даваемой испытуемому. Испытуемому можно предложить подравнивать переменный стимул относительно эталона, сказав, что переменный стимул будет, например, всегда меньше (или всегда больше), чем эталон, или испытуемому дают иную инструкцию: «найти равенство между переменным и эталонным стимулами».